В одних руках и крест и скальпель
В ОДНИХ РУКАХ И КРЕСТ И СКАЛЬПЕЛЬ
ЦЕЛЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВРАЧЕБНОЙ, НАУЧНОЙ И ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСМЫСЛЕННИЕ И РАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТИ, КАК ЧЕЛОВЕКА ИМЕЮЩЕГО КОНФИГУРАТИВНЫЙ УМ.
ЗАДАЧА: ПОКАЗАТЬ ВКЛАД В.Ф. ВОЙНО - ЯСЕНЕЦКОГО В ПРАКТИЧЕСКУЮ ХИРУРГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ НАУКУ СССР, БОГОСЛОВИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ОТКРЫТИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНЕСТЕЗИИ.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать - православной. Мальчик рос в атмосфере христианской любви и послушания. С детства он отличался спокойным и твердым характером, рано проявил художественные наклонности, окончил одновременно гимназию и художественную школу в Киеве и стал готовиться к экзаменам в Петербургскую Академию художеств. По окончании гимназии восемнадцатилетнему Валентину был подарено Евангелие, где он вычитал такие слова «Жатвы много, а делателей мало» у него дрогнуло сердце: «Господи, Неужели у Тебя мало делателей?!“. Позже, через много лет он был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему». Часто бывал в Киевских храмах и Лавре, возвращаясь оттуда, делал зарисовки странников, богомольцев монахов и икон. При размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", и избрал вместо живописи медицину.
В 1898 году он поступает на медицинский факультет Киевского университета, в 1903 году с отличием окончил его.
Он резко выделялся среди студентов превосходно выполненными препарациями трупов: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии…»После получения диплома Валентин обескуражил сокурсников заявлением, что выбрал путь земского врача и писал: я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским — мужицким врачом, помогать бедным людям.
Время окончания совпало с началом японской войны, поэтому Валентин уехал на Дальний Восток, где блестяще проводил операции , познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и связал свою жизнь супружеством.
С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. Земскому врачу приходится быть специалистов во многих областях, а не в какой нибудь одной, он и терапевт, и невролог и окулист и офтальмолог…За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций, особенно интересовался проблемами местной анестезии. В то время многие умирали не от проведенной операции, а от непереносимости общего наркоза, поэтому люди боялись и отказывались от операций. В деревнях с грязью и нищетой свирепствовала ослепляющая болезнь – трахома, организовал очень кратковременные курсы для врачей, на которых они познакомились с хирургическим разрезом роговицы и предложил свою оригинальную методику удаления слезного мешка. Валентину, тогда еще молодому хирургу очень удавались операции на глазах. Однажды он прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро их детей. Из семи человек после операции шестеро стали зрячими. Именно в этот период наметились основные научные наблюдения Войно-Ясенецкого.
Осенью 1908 года Валентин Феликсович уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, основателя журнала «Хирургия». Стал писать докторскую диссертацию на тему «Регионарной анестезии», пришла новая, изящная и привлекательная методика местной анестезии, в основу которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость нервов, по которым передаётся болевая чувствительность из области, подлежащей операции.
В 1909 году, став главным врачом городской больницы в Переславле-Залесском он выполнил более 1000 стационарных и амбулаторных операций, то есть столько, сколько сейчас выполняют за год бригады из 6-7 хирургов. Все это время он занимался диссертацией, в ней он открыл новые методы обезболивания седалищного и срединного нерва, что до него считалось невозможным, также рассказал о своём способе операции при абсцессах печени. Пытаясь изучить механизм возникновения нагноительных процессов в реберных хрящах после сыпного тифа, Войно-Ясенецкий совместно с врачом-бактериологом Гусельниковым проводил исследования, в это же время он понял ,как досадно мало время уделял гнойной хирургии и здесь же в Переславле – Залесском, уже будучи заведующим эвакогоспиталя составил план будущей книги «Очерки гнойной хирургии и написал предисловие. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание и собирал в единое целое.
В 1915 году за первую диссертацию получил степень доктора медицины.
В 1916 году он успешно защищает докторскую диссертацию «О регионарной анестезии второй ветви тройничного нерва.» и Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.
Отпуска все эти годы он проводил в московских библиотеках, анатомических театрах и на лекциях.
После начала революции В 1917 году сорокалетний доктор переезжает в Ташкент, куда был назначен главным врачом городской больницы. Здесь вскоре его настигает горе, в 1919 у него умерла жена, она болела туберкулезом легких, на воспитание остались 4 детей. Именно в это время Валентин стал активно посещать церковь.
В 1920 г. на епархиальный съезде духовенства Туркестана, куда Войно-Ясенецкого пригласили как деятельного прихожанина и уважаемого в городе человека, к нему подошел епископ Ташкентский Иннокентий (Пустынский) и сказал: «Доктор, вам надо быть священником»
В 1921 году Валентин принял сан священника, посмотреть на хиротонию известного хирурга пришли даже неверующие студенты во главе с профессором. Теперь и лекции и собрания врачей он посещал в облачении.
Через два года Валентин Феликсович был пострижен в монашество с именем Луки и рукоположен во епископа. Это были годы особых гонений, расстреляно около 40 тысяч священнослужителей, патриарх Тихон был арестован , поэтому через десять дней после принятия епископского сана святителя Луку арестовали, дали проститься с детьми, посадили в поезд...
В целом, он провел одиннадцать лет тюрем и ссылок. Парадокс заключался в том, что в это время его научные открытия в области медицины публиковались в Советском Союзе и за рубежом:
- статьи о новом методе перевязки артерии при удалении селезенки;
- О результатах раннего хирургического лечения гнойных процессов крупных суставов.
- В 1934 году выходит монография «Очерки гнойной хирургии», ставшая классическим руководством для хирургов и являлась настольной книгой врачей.
До эпохи антибиотиков, когда не было другой возможности бороться с гноем, кроме хирургической, любой молодой хирург, имея эту книгу, мог осуществлять операции в тяжёлых условиях провинциальной больницы. Святитель Лука не оставлял научную деятельность и сумел разработать новый метод лечения гнойных ран, который помог спасти тысячи жизней во время Великой Отечественной войны. Он собрал воедино не только результаты клинических наблюдений, но и плоды своих многолетних анатомо-топографических и экспериментальных исследований. На первое место по тяжести течения и опас¬ности для жизни надо поставить ране¬ния коленного и тазобедренного суста¬вов и крестцово-подвздошного сочлене¬ния.
В начале войны епископ Лука послал телеграмму М.И. Калинину с просьбой прервать очередную ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте.
Приезжавший инспектор всех эвакогоспиталей профессор Н.Н. Приоров отмечал, что нигде он не видел таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов, как у владыки Луки.
Отсидев в сталинских лагерях, архиепископ-хирург был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», высшей церковной наградой – правом носить на клобуке алмазный крест – и Сталинской премией первой степени по медицине
В 1946 году, став архиепископом Симферопольским и Крымским эту награду из 200 тысяч рублей премии, 130 тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим в войну.
Эпоха принятия священного сана, не способствовала развитию научного богословия: революция, выдвижение вперед материалистической идеологии, закрытие духовных школ, этим объясняются некоторые особенности в учении святителя Луки:
Работа архиепископа Луки « Дух, Душа и Тело» посвящена, главным образом, рассмотрению антропологических проблем. Но к пониманию он приходит путем освоения онтологических проблем бытия.
Когда то "Общественный обвинитель", чекист Петерс, привлёк владыку к судебному разбирательству по так называемому делу врачей (1921 год). Среди вопросов был и такой: "Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий–Войно? Разве вы его видели, своего Бога?" "Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил, а когда оперировал сердце, то не встречал там также и любви.
В его концепции материальным органом души считается мозг, а духа – сердце.
Живые существа отличаются от "мертвой" природы тем, что питаются и размножаются, чувствуют и понимают, имеют энергию. В науке еще не известно точно, чтобы эти функции были свойственны и минералам.
Ключевым произведением святителя Луки является трактат «Наука и религия», труд был опубликован только в 2000 году. Это чисто апологетическое(обоснование христианской веры) произведение. Здесь Святитель доказывает, что наука нисколько не противоречит религии, что величайшие ученые, внесшие в науку особый вклад, были людьми верующими, например Менделеев Д.И., наш соотечественник. А нравственность общества неизменно возрастает с укреплением веры в Бога, и неизменно падает с ослаблением веры
Вся жизнь Валентина, как священника, врача, Епископа, Архиепископа, и Святителя говорит нам о цельной, яркой, уникальной, выдающейся личности, сумевшим совместить несовместимое. В письме сыну он писал: « хирургия несовместима с Архиерейским служением, так как и то и другое требует всего человека, всего времени, всей энергии» , в то же время он был человеком простым, без гордости, высоко нравственным, терпеливым, обладающим большой любовью и чутким сердцем, при этом продемонстрировав великолепный пример эффективности своего профессионально-духовного кофигуративного ума.
За пять лет до смерти святитель Лука полностью ослеп.
Скончался святитель Лука 11 июня 1961 г. в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в возрасте 84 лет. Многие больные у могилы святителя Луки получили исцеления, поэтому в 1995 году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.
В своей земной жизни он спешил помочь людям, используя все средства – собственные ноги, лошадей, сани и поезда А сейчас ему уже нет преград , ни расстояния, ни границы государств. Он спешит всюду, где его призывают:
В Афинах тяжело заболел мальчик. Настолько тяжело, что врачи отказались делать операцию, а предложили обратиться в один из лучших медицинских центров Германии, оборудованный по последнему слову техники. Так и сделали.
Сопровождал мальчика и отец Нектарий.
И вот после многочасовой, сложнейшей операции выходят хирурги и заявляют:
- Непонятно, зачем Вы привезли ребёнка в наш центр, если у вас самих есть такой замечательный специалист!
- Какой специалист? – удивился отец Нектарий.
- Ну, тот, что подсказывал нам, давал ценные указания, руководил операцией. Профессионал высочайшего уровня! Можно сказать, что благодаря ему операция прошла блестяще.
- Странно, но никакого специалиста с нами не было, вы что-то путаете…
- Ну, как же, такой – в медицинском халате старого образца, сейчас уже таких нет, с седой бородой… да он вот только что перед нами из операционной вышел, как же вы его не заметили?..
Изумлённый отец Нектарий попросил показать ему журнал регистрации. Напротив фамилии мальчика стояли фамилии хирургов, делавших ему операцию и последней в ряду была запись, сделанная от руки по-русски: «Архиепископ Лука» Мама мальчика написала: «Святой Лука буквально вырвал из моего сердца занозу маловерия, которая долгие годы мучила меня. Я поняла, что чудо совершается с человеком только тогда, когда он всецело предает себя Богу».
Работы профессора Войно-Ясенецкого на сегодняшний день всё ещё не систематизированы. Современные авторы ограничиваются преимущественно краткими оценками его роли в гнойной хирургии.
Подытоживая анализ наследия святителя Луки, хочется сказать, что это наследие остается очень актуальным и востребованным в наши дни.
Бронзовый бюст Войно-Ясенецкого появился еще при его жизни в галерее знаменитых хирургов НИИ имени Н.В. Склифосовского. Многие верующие врачи и в наше время читают молитвы Святителю Луке и просят помощи при операциях.
Кроме Москвы монументы святого Луки установлены в городах Красноярска, Тамбова и Симферополя, а в нынешнем году появится подробное сооружение еще и в Нижнем Новгороде.
Наш современник - Юрьев Георгий Петрович - доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, психотерапевт выс¬шей категории, главный научный сотрудник Института философии РАН (Москва), писал:
«Не каждому удается соединить гной и возвышенное, в этом-то и проявляется человеческая гордыня — главный грех в большинстве религий, а Войно-Ясенецкий свершил это настолько естественно, что стал великим. Это алгоритм достойного человека: Знаю, Понимаю, Умею, Делаю. Здесь глав¬ной идеей становится помощь людям, страдающим от телесных и моральных недугов. Рассказываю об этом уверенно, потому что самому довелось пройти подобной тропой в частоколе догматических научных представлений.»
В заключение я бы хотела процитировать слова Святителя Луки:
«Не в том ли кризис образованного человека, что у него ум с сердцем не в ладах? Не эта ли односторонняя умственность разъединила в России интеллигенцию и народ с верой Православной?»
18 марта 2014 года - в День обретения мощей святителя Луки, архиепископа Крымского, Крым снова стал частью России.
Так уж совпало. А таких случайных совпадений не бывает.
Свидетельство о публикации №114050605498
Ирина Михайлова 55 15.05.2014 21:26 Заявить о нарушении