Итоги одного года. Часть вторая - 10

Педагогический дневник

Продолжение:

СЕГОДНЯ МЫ ПРИВЫЧКЕ ВРЕДНОЙ - СКАЗАЛИ С РАДОСТЬЮ: «ПРОЩАЙ!»

Компьютер и компьютерные игры


26 января 2001 года.


      Только что вышел на работу с больничного. Значительно отстали в прохождении учебной программы, не только по причине моей болезни, но и из-за актированных дней. Мечтаю встретить детей отдохнувшими, с розовыми от скрипучего мороза щёками.
        На уроке математики в 5-ом "а" Артур работать не может: воспалённые глаза, ярко выраженный вегетативный румянец на лице. Говорит, что сильно болит голова. С ним это случается часто, но "так невыносимо впервые". В детстве у мальчика была черепно-мозговая травма, и любое умственное, нервное и физическое напряжение для него теперь чревато подобными последствиями. Он очень исполнителен, старателен, добр и вежлив. Но внутреннее болезненное напряжение сказывается даже на почерке, — буквы продавливают лист бумаги чуть ли не насквозь. Прежде чем отправить Артура к врачу, интересуюсь, чем он занимался в свободное время каникул и,  конкретно, вчера. Ответ банален и всё ставит на свои места: виновник обострения вегетососудистой дистонии в данном случае и во многих других подобных - персональный компьютер и компьютерные игры, - безо всякого дозирования и ограничения. На перемене оперативно провожу опрос: оказывается, что около 40% учащихся в классе кроме ежедневного просмотра телепередач играют в различного рода компьютерные игры с помощью электронных приставок и персональных компьютеров (таких единицы). Больше трети класса при попустительстве родителей подтачивают зрение и нервную систему, тогда как книги (кроме учебников) каждый день читает менее 10% учащихся. А ведь это совсем не тот случай, когда "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало..." Давно известно, что по влиянию на здоровье человека работа за компьютером намного опаснее сидения перед телевизором Мало того, что воздействие на психическое и физическое здоровье со стороны компьютеров негативно, но, по мнению специалистов, оно трудно контролируемо и часто приводит к совершенно неожиданным последствиям,  порой даже трагическим. В школьной практике и дома, где компьютерами злоупотребляют, широко прогнозируются и уже имеют место невротические нарушения, депрессии, сердечно-сосудистые патологии (приобретенные или прогрессирование врожденных); ухудшение зрения (покраснение век, глазных яблок, слезотечение, затуманивание зрения, боль и жжение в глазах), игровая наркомания, психические расстройства. Гигиенические требования к продолжительности занятий за компьютером в 5-ом классе: 2 урока в неделю по 15 минут. Условия безопасности достаточно жесткие, но кто их выполняет? Какой ребёнок, предоставленный сам себе, будет соблюдать эти требования? Напротив, часы напролет его удерживает красочная магия изображения, влекущая в виртуальный мир фантазий и сказочных грёз. Вместе с тем, экранное излучение, повышенная напряженность умственного труда, повышенная ответственность за работу и её монотонный характер непосильны даже некоторым из взрослых.


Продолжение следует:


Рецензии