Стихополотно. Пчёлы

Пчелы - общественные насекомые (живущие общим "бытом", "хозяйством"), великие труженники, четко и рационально организующие свое существование.


Строительный инстинкт медоносной пчелы.

Только человек ограниченный может рассматривать удивительное строение сота, столь прекрасно приноровленного к своему назначению, не приходя в крайнее изумление. По свидетельству математиков, пчёлы на практике решили трудную задачу устроить ячейки надлежащего объема для помещения в них возможно большего количества мёда при затрате на их устройство возможно меньшего количества драгоценного воска. Было замечено, что даже для искусного рабочего, снабженного необходимыми инструментами и мерками, было бы очень трудно сделать восковые ячейки надлежащей формы, тогда как это осуществляется массою пчёл, работающих в темном улье. Можно как угодно относиться к инстинктам, но кажется на первый взгляд совершенно непонятным, как пчёлы могут вывести все необходимые углы и стороны или узнавать, что все сделано правильно. Однако трудность не так уж велика, как вначале кажется; я думаю, можно доказать, что вся эта прекрасная работа определяется несколькими простыми инстинктами.

Форма ячейки находится в тесной зависимости от присутствия соседних ячеек. Исходя из великого принципа градации, посмотрим, не откроет ли нам сама природа метод своей работы. Ячейки медоносной пчелы расположенны в два слоя; каждая ячейка, как хорошо известно, представляет собой шестигранную призму, у которой нижние края шести граней срезаны так, что образуется вывернутая пирамида из трех ромбов. Эти ромбы имеют определенные углы, и три ромба, образующие пирамидообразное основание отдельной ячейки на одной стороне сота, входят в состав оснований трех прилежащих ячеек противоположной стороны.

Что касается образования воска, то мы знаем, что пчёлы часто очень нуждаются в достаточном количестве нектара. Пчелиный улей употребляет от 12 до 15 фунтов сухого сахара для выделения одного фунта воска; отсюда следует, что для выделения воска, необходимого на постройку своих сотов, пчёлы должны собрать и потребить огромное количество жидкого нектара. Кроме того, во время процесса выделения воска многие пчёлы остаются бездеятельными по целым дням. Но для поддержания большой пчелиной семьи в течение зимы необходим большой запас мёда, обеспечение же существования улья зависит, как известно, преимущественно от возможно большего количества пчёл. Отсюда, экономия воска и сбережение вследствие этого большого количества мёда и времени, употребляемого на собирание мёда, должно представлять собою существенный элемент преуспеяния какой-либо пчелиной семьи. Конечно, успех в жизни вида может зависеть от числа его врагов, паразитов и совершенно особых причин и в таком смысле не зависеть от количества мёда, которое может быть собрано пчёлами.

Самый удивительный из всех известных инстинктов - строительный инстинкт пчелы.Та особая семья, которая устраивает наилучшие ячейки с наименьшей затратой труда и теряет наименьшее количество мёда на выделение воска, наилучшим образом преуспевала и передала свои вновь приобретенные инстинкты бережливости новым семьям, у которых в свою очередь будет наибольшая вероятность успеха в борьбе за существование.


Каждый трудится индивидуально, но на Общее Благо.

"Пчела, собирающая мёд есть древнейший символ ученичества" /Письма Е.И.Рерих, 17.04.36/


Как возникло сообщество пчел?

В глубокой древности медоносные пчелы жили в одиночку. Адаптируясь к резко меняющимся внешним условиям, пчелы объединились в небольшие колонии. В процессе микроэволюции, то есть непрерывного совершенствования способа жизни внутри вида, женские особи обособились в две разновидности: рабочие пчелы и матки. Роль маток постепенно ограничивалась и свелась только к кладке яиц, а число маток сократилось до одной. Рабочие пчелы заботились о кормлении личинок, сборе корма, строительстве сотов и т. д. В связи с этой деятельностью у них сформировались новые органы, а функция их яичников атрофировалась.

Распределение обязанностей в семье уменьшило самостоятельность ее членов. Их жизнь стала зависеть от всего сообщества. Пчела самостоятельно может прожить не более суток, а в семье несколько месяцев.

Благодаря общественному образу жизни пчелы приспособились делать большие запасы корма, охранять гнездо, регулировать микроклимат.


Что объединяет пчел в семью?

Всех особей пчелиной семьи объединяют: происхождение (все пчелы и трутни являются потомками одной матки); забота о потомстве (кормление расплода, защита гнезда и регулирование микроклимата своего жилища); неспособность членов сообщества к самостоятельному существованию; ( в связи с этим вспоминаются слова Е.И.Рерих /18.01.36/"При единстве Бытия, при законе взаимообмена всякая обособленность приводит лишь к отмиранию или смерти")выполнение определенных работ отдельными особями и группами пчел в зависимости от возраста и физиологического состояния их организма.


Какую роль играют феромоны в жизни пчелиной семьи?

Феромоны — биологически активные вещества, выделяемые пчелами в окружающую среду. Все особи пчелиной семьи выделяют феромоны, которые имеют непосредственное отношение к регулированию физиологического состояния и поведения членов семьи. Наиболее высокой активностью обладает феромон матки — маточное вещество. С его помощью матка привлекает, трутней во время брачного полета в воздухе и рабочих пчел внутри семьи, а также оказывает стерилизующее действие на рабочих пчел, предупреждая откладку ими неоплодотворенных яиц, и сдерживает выращивание в семье новых маток.

Помимо феромонов, связанных с размножением, в семье пчел существуют феромоны, регулирующие выполнение работ. Для охраны семьи от врагов существует феромон тревоги. Информацию о выполняемой работе несет комплекс феромонов, выделяемых насоновой железой рабочей пчелы.


Какую объединяющую роль играют сигнальные движения?

Сигнальные движения — своеобразный язык пчел, посредством которого пчелы обмениваются информацией о найденном источнике корма. Сигнальные движения не только указывают на место нахождения источника корма, но и позволяют вовлечь возможно большее число пчел на сбор нектара и пыльцы через контактное восприятие запаха цветков, который принесла разведчица.

Если медоносы находятся вблизи улья, то пчела выполняет круговые движения. Информацию о расстоянии до источника нектара пчелы передают с помощью виляющих движений брюшка и продолжительностью жужжания.

Каким образом пчелы различают запах отдельных цветков?

Пчела может различать свыше 40 видов пахучих веществ и некоторые из них улавливать в очень низких концентрациях. Обоняние играет существенную роль при отыскивании источников корма и мобилизации для его сбора. Пчела приносит вместе с нектаром запах растения, с которого он собран. Данный аромат пчелы воспринимают как сигнал к полету и поискам растения с таким запахом.

Каким образом пчелы ориентируются в пространстве?

Достигнув 10-дневного возраста, пчелы вылетают из улья. Во время облетов происходит изучение местности, знакомство с местонахождением улья.

Одним из ориентиров, помогающим найти леток своего улья, является запах семьи. Его распространяют пчелы, находящиеся у летка, которые специальными движениями обнажают пахучую железу Насонова. Запах секрета быстро распространяется и насыщает воздушный поток.

Ориентиром также служит цвет ульев. Если они окрашены в желтый, синий, сине-желтый, фиолетовый цвет, различимый пчелами, то пчелы ошибаются редко. “Компасом” для пчел на открытой местности является положение солнца и зависящее от него направление поляризованных лучей света.

По исследованиям австрийского доктора Фриша, они видят не только цвета, какие воспринимает человеческий глаз, но и до 30 их оттенков, неуловимых зрением человека.Однако предпочтительнее пчелы относятся к белому, голубому и желтому. Красный цвет они путают с черным. Вот почему принято красить ульи в предпочтительные цвета.

Американский ученый Дж. Л. Гулда в последнее время установил, что особенно быстро пчелы находят пищевые источники, окрашенные в фиолетовый цвет.


«Если кто-то наблюдал за работой пчёл, трудящихся над созданием сот, тот, может быть, разглядел в этой мистерии совершенный механизм природы, складывающий нектар в ячейки посредством правильного построения и распределения задач, а также неукоснительного соблюдения дхармы – закона». (Из писем из Гималаев)

Вся трудность в том, что если в случае с пчёлами работает механизм природы, то мы должны сначала осознать, каким образом составим с другими единый живой организм, в котором «действие общее есть общее благо».

«занятый строительством муравей, трудолюбивая пчела, вьющая гнездо птица аккумулируют, каждый своим скромным образом, столько же космической энергии в ее потенциальной форме, сколько Гайдн, Платон или пахарь, проводящий борозду – своим…»/ПМ, п.5, стр.36/

Именно деятельность, направленная на созидание, дает прекрасные плоды и приносит пользу.

Источник:


Изменение ДНК у пчел

Ученые-биологи установили, что специализация пчел вызывает изменение их ДНК. Последовательность нуклеотидов в цепочке ДНК не изменяется, просто к некоторые основаниям подсоединяются ментильные группы. Эти группы являются своеобразными метками, которые разграничивают области активных и неактивных генов. Такие изменения в ДНК получили название эпигенетических.

Ученые доказали, что эпигенетические изменения существуют не только в ДНК маток и рабочих пчел, но и у рабочих пчел различной специализации. Специализация пчел меняется с их возрастом. Молодые пчелы выполняют обязанности нянек, ухаживая за личинками и маткой. Повзрослев, пчелы собирают нектар. Каждый раз с изменением специализации, меняется и характер метилирования их ДНК.

Ученые решили выяснить причины изменения характера метилирования от специализации пчел. Для этого, они дождались, когда взрослые пчелы улетели собирать нектар, и удалили из улья всех «нянек». Это поставило под угрозу жизнь личинок, матки, а значит и всего улья.

Тогда, попав в такие экстремальные условия, часть взрослых рабочих пчел взяла на себя роль «нянек». Состояние метилирования их ДНК постепенно изменилось и приобрело порядок, который существует у молодых пчел. Таким образом, исследователи установили, что метилирование — процесс обратимый.

Эпигенетические изменения происходят в зависимости от опыта, который приобретает пчела в течение своей жизни. Они, как выяснили ученые, могут передаваться по наследству.

Источник: http://ecos.org.ua/?p=2651


----------------------------------------
Анатолий Цепин

 Белым росчерком на синем
 Самолет рисует след.
 До чего ж это красиво,
 Мне так хочется в ответ

 В небеса – взмахнуть крылами
 И лететь в зенит стрелой,
 Но, повязанный делами,
 У земли жужжу пчелой.

 Приношу доступный взяток
 В приземленный улей свой –
 Обывательский упадок
 В мозг пророс – хоть волком вой.

 Работящая букашка,
 Запасаю в соты мед
 Кропотливо, долго, тяжко –
 Кто не глупый, тот поймет,

 Что достанется все это
 Не запасливой пчеле,
 Намотавшейся за лето
 По нетоптаной земле.

 Лишь подслащенный сиропчик –
 Будь довольна, пей пчела,
 А с янтарным медом соты
 Заберут, и все дела.

 Где-то в небе самолеты,
 Кто-то твой вкушает мед,
 У тебя ж одни заботы –
 Чем набить пустой живот.

------------------------------------------------------
ДМИТРИЙ КЛЕНОВСКИЙ (1893-1976)

Сонет о меде

Засахаренным солнечным лучом
Сияет мед на блюдечке стеклянном.
Посланец неба! Гость благоуханный!
Что хочешь ты поведать нам? О чем?

 Увы, мы никогда их не прочтем,
Те знаки формулы твоей нежданной,
Что в золотом ларце, от Бога данном,
У ангелов хранится под ключом.

Мы будем, волшебства не замечая,
Тебе всего лишь радоваться, к чаю
Меж  булочкой и маслом получив.

Ведь тайна тайн твоих неизреченна,
И может быть, от нас сокрытый, жив
На хрупком блюдце вздох самой вселенной.
               
1954

----------------------------
Демьян Бедный

Пчела" (1933)

В саду зеленом и густом
      Пчела под розовым кустом
   Заботливо и радостно жужжала.
      А под кустом змея лежала.
«Ах, пчелка, почему, скажи, судьба твоя
   Счастливее гораздо, чем моя?—
      Сказала так пчеле змея.—
В одной чести с тобой мне быть бы надлежало.
      Людей мое пугает жало,
Но почему ж тогда тебе такая честь
И ты среди людей летаешь так привольно?
      И у тебя ведь жало есть,
Которым жалишь ты, и жалишь очень больно!»
— «Скажу. Ты главного, я вижу, не учла,—
      Змее ответила пчела,—
Что мы по-разному с тобою знамениты,
Что разное с тобой у нас житье-бытье,
Что ты пускаешь в ход оружие свое
Для нападения, я ж — только для защиты».


Рецензии