Василек из Витебска комедия для кукольного театра
g.derbina@gmail.com
ВАСИЛЕК ИЗ ВИТЕБСКА
Лирическая комедия для кукольного театра в двух действиях
Действующие лица:
ЛЮДИ:
Марк Захарович Шагал – 86 лет.
Валентина Григорьевна Шагал - вторая жена художника, 68 лет.
КУКЛЫ:
Молодой Шагал.
Хацкель Шагал - отец художника.
Фейга-Ита Шагал – мать художника.
Белла Шагал - первая жена художника.
Скрипач - персонаж картины М. Шагала.
Лошадь – персонаж картины М. Шагала.
Старик - персонаж картины М. Шагала.
Ангел – персонаж картины М. Шагала.
Жеребенок – персонаж картины М. Шагала.
А также:
Часы, Солнце, Луна, Звезды и музыканты-клоуны.
П Е Р В О Е Д Е Й С Т В И Е
МАСТЕРСКАЯ ШАГАЛА.
На видных местах расположены картины. На одной изображена лошадь, (наподобие «Продавец скота» 1912 г) внутри её брюха жеребёнок. На другой знаменитые часы. Возможно, как на картине «Время – река без берегов» -1930-39 гг.. или как в автопортрете с летающими часами 1947 года. Шагал, стоя у мольберта, сосредоточенно работает. В его руках несколько кистей. Он одет в просторную клетчатую рубаху навыпуск. Входит Валентина с папкой.
ВАЛЕНТИНА. Марк, подпиши, пожалуйста дарственную на те три картины и восемь гуашей, которые ты решил подарить музею ко дню открытия.
ШАГАЛ. Потом подпишу.
ВАЛЕНТИНА. Это надо сделать сейчас и сообщить о подарке прессе.
ШАГАЛ. Давай бумаги.
(Раздается звук подъехавшей машины, хлопнула дверца автомобиля. Звонок.
Шагал подписывает бумаги. Валентина уходит и тут же возвращается с почтой.)
ВАЛЕНТИНА. Почту привезли.
ШАГАЛ (возвращая документы). Об этом подарке я журналистам говорить не стану. И точка, и спорить со мной бесполезно.
ВАЛЕНТИНА. Почему же не сказать?
ШАГАЛ. Во-вторых, потому, что только глухой не слышал, что все картины моего «Библейского Послания» я подарил французскому народу. А эти картины и гуаши, Валентина Григорьевна, как вы отлично знаете, являются дополнением к нему.
ВАЛЕНТИНА (разбирая почту). А во-первых?
ШАГАЛ. Первое ты и сама хорошо знаешь… Говорить об этом мне неудобно.
ВАЛЕНТИНА (очень мягко). Тогда давай я скажу.
ШАГАЛ. Нет, Вава! Этого делать нельзя!
ВАЛЕНТИНА. Но почему?
ШАГАЛ. Потому, моя дорогая, что у меня с ней свои отношения, а у тебя свои.
ВАЛЕНТИНА. Прости, пожалуйста, с кем у тебя отношения?
ШАГАЛ. С Францией. И мне неловко, сделав ей подарок, напоминать о нем. Дорогая Франция, я подарил вам то, теперь дарю сё. Я не старый ловелас, пытающийся соблазнить красотку. По отношению к этой стране я, не смотря на свои 86 лет, пылкий влюбленный. Да-да, я люблю её. И ничего смешного в этом не нахожу!
ВАЛЕНТИНА. О, Марк, есть письмо из Белоруссии!
ШАГАЛ. Дай скорее сюда! (Вскрывает письмо, читает.) Здравствуйте, уважаемый Марк Захарович. Пишет вам соотечественница из Витебска. Давным-давно я была вашей ученицей. Когда узнала, что по приглашению министра культуры Фурцевой вы посетите Советский Союз, обрадовалась. Я надеялась, что вы приедете не только в Москву, но и в Витебск, но судьбе это не было угодно.
ВАЛЕНТИНА. Ой, что-то выпало из письма. Синий цветочек, засушенный.
(Раздается «волшебный» перезвон. Высвечивается Скрипач, сидящий на крыше. (Возможно, кукла напоминает скрипача с картины «Музыкант» 1912г.) Скрипач заиграл на скрипке.
ШАГАЛ. Это василек. Осторожно не сломай его! Извини, Вава, я хочу побыть один.
ВАЛЕНТИНА. Хорошо.
(Валентина уходит. Шагал рассматривает цветок, прислоняет его к губам, а затем утирает слезы. В фонограмме слышно, как по крыше начинает стучать дождь. Скрипач перестает играть и спускается в мастерскую Шагала. Шагал плачет -дождь усиливается.)
ШАГАЛ. …Слышали, что вы не приехали потому, что вам сказали, будто Витебск не похож на город вашего детства. Может это и так, но ваш дом на Покровской улице стоит, как и стоял.
СКРИПАЧ. Ты плачешь, Марк?
ШАГАЛ. Плачу. А кто здесь?
СКРИПАЧ. Это я, твой Скрипач.
ШАГАЛ. Я не понял, кто?
СКРИПАЧ. Да, Скрипач я, Скрипач.
ШАГАЛ. Очень приятно познакомиться. Извините, иногда я вижу видения и вы, вероятно, одно из них?
СКРИПАЧ. Никакое я не видение. Я, Скрипач, которого ты нарисовал в 19…э-э-э… шестьдесят лет назад.
ШАГАЛ. О, как это приятно, что вы ко мне пожаловали.
СКРИПАЧ. Послушай, мы друг друга знаем столько лет, так что, может быть, на «ты»?
ШАГАЛ. Изволь. Присаживайся.
СКРИПАЧ. Ни к чему. Ты сразу говори, что у тебя случилось? Если у тебя горе, разделим пополам, и тебе станет легче.
ШАГАЛ. О, мой милый Скрипач, я плачу от радости.
СКРИПАЧ. В таком случае делись радостью.
ШАГАЛ. Мой дом на Покровской стоит, как стоял!
СКРИПАЧ. Хо! Для меня это не новость. С тех пор как ты покинул Россию, я занял твое место. Теперь сторожу твой дом и иногда играю на крыше.
ШАГАЛ. Играешь на крыше?
СКРИПАЧ. Это ты спрашиваешь?
ШАГАЛ. Ах, ну, да, да. Если б ты знал, как я хочу, хотя бы минуту постоять у дома…
СКРИПАЧ. Нет ничего проще. Поезжай в Витебск и стой у своего дома хоть вечность.
ШАГАЛ. На чём же ехать? ...Разве что на этой брюхатой лошаденке?
СКРИПАЧ. А хотя бы и на ней. Зови её сюда, запрягай и поезжай. …Зови, не сомневайся.
ШАГАЛ. Эй, любезная, пожалуйте ко мне! Не слушается.
СКРИПАЧ. А ты васильком её, васильком.
Шагал дотрагивается васильком до картины. Раздается ржание. Возможно, холст разрывается и появляется Лошадь. У куклы заметен очень большой живот.
ЛОШАДЬ. Пр-риветствую вас, мастер, и вам, господин Скрипач, мое почтение.
ШАГАЛ. Здравствуйте, здравствуйте, дорогая. Простите, пожалуйста, а как вас прикажите величать?
ЛОШАДЬ. Зовите меня просто: госпожа Графиня-Баронесса.
ШАГАЛ. Это ваше имя?
ЛОШАДЬ. Нет. Это моя мечта. А имя у меня простое – Лошадь.
СКРИПАЧ. Извините, а раньше вас не звали Зорькой или Звездочкой?
ЛОШАДЬ. К сожалению, меня всегда звали Лошадью.
ШАГАЛ. Несмотря на то, что нас связывают давние отношения, я очень рад с вами познакомиться поближе, и, скажу сразу, я вас буду звать только госпожой Графиней – Баронессой. Более того, даю вам слово, что и относиться к вам я буду, как к даме и никогда не позволю себе запрягать вас в телегу.
ЛОШАДЬ. Спасибо за понимание, мастер.
СКРИПАЧ. Погоди, погоди, а как же твоя поездка в Витебск?
ЛОШАДЬ. Да, ладно, чего уж там, по старой дружбе я отвезу мастера.
ШАГАЛ. Нет, нет, я не посмею. Вы же в интересном положении.
ЛОШАДЬ. За столько лет я так привыкла к своему положению, что почти не замечаю его. И потом, не забывайте, господа-товарищи, я русская женщина, то есть лошадка, а не какая-нибудь там арабская скакунья. Ведь я, если надо, в огонь сигану, а, при случае, и коня не упущу. Так что садитесь на загривок и едем в Витебск.
СКРИПАЧ. Вот это по-нашему.
ШАГАЛ. Нет, нет и точка! Лучше я вообще не поеду. И спорить со мной бесполезно!
СКРИПАЧ. Хорошо, хорошо, можно и по-другому. Где ваши часы?
ШАГАЛ (указывая на ручные часы). Вот.
СКРИПАЧ. Не эти, те, что с синим крылом.
ШАГАЛ. Ах, мои любимые... (Указывая на картину.) Вон они.
СКРИПАЧ. Заводите их.
ШАГАЛ. Чем?
СКРИПАЧ. Что за вопрос? Васильком.
ШАГАЛ. Внимание, друзья! (Дотрагивается васильком до картины.)
(Холст «оживает». Часы начинают хлопать крылом и двигать стрелками.)
ШАГАЛ. Ожили! Здравствуйте, мои дорогие часы! (Здоровается за крыло.)
СКРИПАЧ. Подскажите нам, что сделать, чтобы мастер оказался на Покровской улице.
ЧАСЫ. Тик-так, тик-так.
ЛОШАДЬ. Хватит чирикать, ближе к делу.
ШАГАЛ. А-а! Наверное, нужно перевести стрелки?
ЧАСЫ. Так-так-так, так-так-так.
(Шагал переводит стрелки. Раздается «волшебный» звук. Где-то вдалеке, послышалась песня. Высвечивается Покровская улица. Позже на небе появляются Луна и Звезды.)
ВИТЕБСК. ПОКРОВСКАЯ УЛИЦА
ЛОШАДЬ. Ой, как тут необычно. Где это мы?
СКРИПАЧ. В нарисованном мастером Витебске.
ШАГАЛ (сквозь слезы). Милая моя, любимая Родина, здравствуй!
ЛОШАДЬ. Родина встречает вас дождем.
СКРИПАЧ. Это потому, что Марк плачет. (Находит зонт и раскрывает над Шагалом.)
ЛОШАДЬ (Шагалу). Перестаньте, ну перестаньте, пожалуйста. Ну, сделай, что-нибудь.
СКРИПАЧ. Улыбнись, Марк, улыбнись...
ШАГАЛ. Все, все. Боже мой, я в Витебске…Я этого…
ЛОШАДЬ. Ничего не понимаю, сейчас около двух пополудни, а тут, вдруг, стемнело.Смотрите, смотрите, луна вышла.
СКРИПАЧ. Это потому, что улыбка Марка недостаточно веселая.
ЛОШАДЬ. Мастер, смотрите веселей…
ШАГАЛ. Сейчас я попробую все исправить. Э-ге-гей! Здравствуйте, все!
(На другой стороне неба появляется Солнце. Луна и Солнце светят одновременно. Возможно, они реагируют на происходящее – то улыбаются, то хмурятся, а то и танцуют по одному или парой. Их действия соответствуют настроению Шагала. Звезды щебечут, как воробьи.)
СКРИПАЧ. А вот и твой дом.
ШАГАЛ. Мой родной, здравствуй!
(Возможно, дом «снимает» крышу и приветствует Шагала.)
ШАГАЛ. Вы знаете, друзья, когда мой дед скончался с миром, то оставил моему отцу немного средств, и он купил вот этот дом.
СКРИПАЧ. А помнишь, Марк, как молодые и старые евреи сновали здесь когда-то? Среди них было много твоих родственников.
ШАГАЛ. Да. Да. Особенно живописны были мои тетушки. У одной был длинный нос, доброе сердце и дюжина детей, у другой нос короче и полдюжины детей. У третьей нос, как на портретах Моралеса…
СКРИПАЧ А твои дядюшки…
ШАГАЛ. О, помню дядю Неха . По субботам он надевал штопаный талес и читал вслух Писание. А еще помню, как он играл на скрипке. Мой дед любил его послушать... Только один Рембрандт мог бы постичь, о чем думал мой дед, слушая, как играет его сын.
ЛОШАДЬ. Ах, как я вас понимаю! Никто, кроме Ремдамбра, этого великого музыканта, не смог бы понять всю глубину… Как его…
СКРИПАЧ. Рембрандт не музыкант!
ЛОШАДЬ. О-о-о, подумайте, блеснул эрундицией! А кто же он?
ШАГАЛ. Художник, милая.
ЛОШАДЬ. Ну и что? Некоторые из художников тоже не дураки. Вот хотя бы взять вас, мастер, ведь вы своими картинами весь мир… Озадачили.
СКРИПАЧ: Оставьте анализ творчества Марка Захаровича искусствоведам, давайте лучше воспользуемся моментом и просто послушаем его.
ЛОШАДЬ. А кто «против»? Я всегда «за». (Шагалу). Давайте дальше про Неха.
ШАГАЛ. Дядя Нех был забойщиком скота. Целый день он загонял коров, валил их за связанные ноги и резал, резал...
ЛОШАДЬ. И-го-го-о-хо-хо! Просто триллер какой-то.
ШАГАЛ. А зато дядя Лейба любил сидеть на лавке перед своим домом у озера, а по берегу бродили его дочери, похожие на рыжих коров…
ЛОШАДЬ. Ну, ну, и что эти коровы, то есть дочери?
ШАГАЛ. Ничего.
ЛОШАДЬ. Что ж они бродили, бродили и ничего не выбродили?
ШАГАЛ. Потом они замуж вышли…
ЛОШАДЬ. С этого надо было и начинать, а то ничего!
ШАГАЛ. А вот дядя Исраэль…
СКРИПАЧ. Набожный был человек.
ШАГАЛ. Убежденный ортодокс. При встрече боялся подать мне руку!
ЛОШАДЬ. Почему?
ШАГАЛ. Как же? Вдруг я вздумаю нарисовать его.
ЛОШАДЬ. Нарисовать? И что из этого?
ШАГАЛ. Заповеди Моисея запрещают делать изображение того, что на верху, внизу на земле и в воде ниже земли.
ЛОШАДЬ. Хорошо, что вы, мастер, пошли не в дядю Исраэля! Ведь тогда меня не было на свете и всех всех, живущих на ваших картинах.
ШАГАЛ. Если б вы знали, как я люблю моих родных. Они и моя Родина - это самое ценное, что есть у меня. Скажу вам, как на духу, всю мою жизнь я только и делал, что изображал мою Родину.
СКРИПАЧ. Ты хорошо изображал.
ШАГАЛ. Не знаю, хорошо, плохо ли, но от души. К сожалению, советские искусствоведы меня ругают… и называют французским художником, а между тем я просто истекаю неразделенной любовью к Родине. Это так ясно проступает на моих полотнах, что не видеть моей тоски невозможно.
СКРИПАЧ. Ты наберись терпения и верь, будет и на Покровской улице праздник.
ШАГАЛ. Спасибо тебе за эти сладкие речи. И, все же, я не понимаю, почему меня не принимают?
СКРИПАЧ. Полагаю, ты рано родился… Ты несколько опередил время, но не тужи, скоро все встанет на свои места.
ШАГАЛ. Как бы мне хотелось увидеть те времена, о которых ты говоришь.
СКРИПАЧ. Увидишь. У тебя впереди еще много интересных событий. Ведь ты Марк, герой.
ЛОШАДЬ. Герой нашего времени.
СКРИПАЧ (с пафосом). Именно так, госпожа Графиня-Баронесса. (Шагалу). Ты герой в мировом масштабе! Ты титан! Твой великий художественный подвиг останется в веках. Настанет время и…
ШАГАЛ. Стоп, стоп… Все это очень приятно слышать, но доктор прописал мне ограничивать сладкое.
СКРИПАЧ. Пожалуйста. Но знай, Марк, о тебе даже стихи слагать будут!
ЛОШАДЬ. Стихи! Как романтично. Я бы я хотела услышать эти стихи!
СКРИПАЧ. Нет ничего проще. Я могу прочесть. (Указывая на василек в петлице Шагала) Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала –
рупь у Савеловского вокзала!
Это росло у Бориса и Глеба,
В хохоте нэпа и чебурек.
Во поле хлеба – чуточку неба...
СОЛНЦЕ И ЛУНА. Небом единым жив человек.
ЗВЕЗДЫ (щебеча). Небом, небом, небом…
ШАГАЛ. В небе коровы парят и ундины.
Зонтик раскройте, идя на проспект.
Родины разны, но небо едино.
ШАГАЛ, СОЛНЦЕ И ЛУНА. Небом единым жив человек.
ЗВЕЗДЫ. Небом, небом, небом…
СКРИПАЧ. Я не думал, что ты уже знаешь эти стихи.
ШАГАЛ. Три недели назад, когда я был в Москве, мне подарил их Андрей Вознесенский.
СКРИПАЧ. Как неудачно получилось. Я вспоминал будущее, а поведал о прошлом.
ШАГАЛ. Эти стихи уже в вечности…
ЛОШАДЬ. Обидно! Ай-яй-яй, как обидно! А нельзя ли их вернуть?
ШАГАЛ. Зачем же их возвращать?
ЛОШАДЬ. Ну, как же! Там в небе эти рогатые муколки. Вдумайтесь только! В небе - ко-ро-вы!!! Представляете? Они летят и вдруг, плюх, плюх. Как не эстетично. И потом это просто несправедливо. Нет, я не понимаю, почему в небе коровы, а не лошади?! Мне бы то же хотелось полетать! Отчего лошади не летают?
СКРИПАЧ. Не понял.
ЛОШАДЬ. Я говорю: отчего лошади не летают так, как птицы? Знаете, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла… копыта и полетела. Попробовать что ли теперь? (Шутя «прыгает»).
СКРИПАЧ (ухватив Лошадь за подол платья). Куда?..
ЛОШАДЬ (оттолкнув). Что, думал, прыгну? Нет, я не из таковских. (Поскользнулась). Я никогда не упаду, не дождешься!
СКРИПАЧ. Я терпеливый… Шутка.
(Темнеет. Солнце блекнет, но не сходит с неба, а дремлет. Луна и Звезды светят ярче.)
СКРИПАЧ. Смотри-ка, мастер, на твой Витебск опускается вечер.
ЛОШАДЬ. Пора нам где-нибудь примоститься, а то жеребенок что-то сильно стал брыкаться. (Скрипачу.) Где тут ваши апартаменты? На крыше, говорите?
ШАГАЛ. Госпожа Графиня-Баронесса, может быть, вам устроиться где-нибудь пониже?
ЛОШАДЬ. Нет, я хочу на крышу к птицам.
СКРИПАЧ. Тоже мне птица!
ЛОШАДЬ. Некоторые видят во мне ломовую кобылу, а в душе я ... аист.
ШАГАЛ. Знаешь, Скрипач, я и сам бы предпочел крышу. Оттуда к Богу ближе!
СКРИПАЧ. Смотри-ка, Марк, кто это там?
(Витебск оживает. На заднем плане появляется Старик с клюкой и мешком. (Возможно, кукла «Старик» похожа на старика с картины «Над Витебском» 1915г.) Старик издали приветствует Скрипача и Шагала, те отвечают. Старик уходит. Затем, появляется отец Шагала. Кукла «Хацкель» должна выглядеть намного моложе, чем актер, играющий роль Шагала.)
ШАГАЛ. Силы небесные! Мой папа идет с работы. Папа, папочка, как я рад тебя видеть!
ХАЦКЕЛЬ. Здравствуй, сынок, здравствуй, мой маленький. (Подает кулек) На-ка вот, это твои любимые засахаренные груши. Поешьте и вы, господин Скрипач. Ну, сынок, что скажешь, как здоровье?
ШАГАЛ. Помаленьку, папа.
ХАНКЕЛЬ. Так, так… А все ли у тебя в порядке в делах?
ШАГАЛ. Спасибо. У меня все хорошо.
ХАЦКЕЛЬ. Хорошо, когда хорошо, а рисовать, еще не надоело?
ШАГАЛ. Нет, папа.
ХАЦКЕЛЬ. Постоянство вещь похвальная. Неужто и смысл жизни тебе удалось найти?
ШАГАЛ. Думаю, да.
ХАЦКЕЛЬ. Молодец. Это не у всех получается. Ну, я пошел, а то меня Ида заждалась.( Сам себе). Благодарение Богу, вот и сын стал взрослым.
Затемнение.
ДВОР У ДОМА ШАГАЛОВ
Слышится еврейская народная мелодия. Её выводит звонкий юношеский голос.
Появляется Старик с клюкой. Под мышкой у него зеленый петух.
СТАРИК. Эй, люди... Соседи-и. Соседи!
(На крик Старика выходит Фейга-Ита.)
Чего это ваш ребенок вопит, как ненормальный? Может вы забыли его покормить?
ФЕЙГА-ИТА. Ребенок кормленый! А вы идёте своей дорогой и идите. Не видите, человек занят пением.
СТАРИК. Разве это пение?
ФЕЙГА-ИТА. Таки что же это, по-вашему? Пение оно и есть пение, только таким оно и бывает... у моего сына.
СТАРИК. От такого «пения» перепонки могут лопнуть. Уж больно истошно он вопит.
ФЕЙГА-ИТА. Дитя не вопит, а голос развивает.
СТАРИК. Мой петух и то лучше ноты выводит.
ФЕЙГА-ИТА. Ну, если эта зеленая канарейка - петух, то тогда моя лавка - универсальный магазин в центре Вильно.
СТАРИК. А и чем это мой петух вам не понравился?
ФЕЙГА-ИТА. Люди добрые, соседи, скажите мне, разве бывают зеленые петухи?
СТАРИК. Знать бывают! Ваш-то сынок не только зеленых, но и синих петухов музюкает.
ФЕЙГА-ИТА. Не мазюкает, а рисует… Сосед, может вам селедочку из бочки достать? Ах, какая у меня селедочка, чистый цимес, прямо севрюга, а не селедка. Заходите в лавку.
СТАРИК. Не нужна мне ваша севрюга.
ФЕЙГА-ИТА. А может, что другое нужно? У меня все свежее…
СТАРИК. Ничего не нужно, я мимо шел, дай думаю, зайду, посмотрю, может у вас, что случилось.
ФЕЙГА-ИТА. Спасибо за внимание, у нас все в порядке.
СТАРИК (уходя). Сам вижу.
ФЕЙГА-ИТА. Сынок, сыно-ок, вынеси маме платок.
ГОЛОС ЮНОГО ШАГАЛА. Я занят.
ФЕЙГА-ИТА. Я не слышу, что ты сказал, милый?
ГОЛОС ЮНОГО ШАГАЛА. Я сказал, что я занят делом.
ФЕЙГА-ИТА. Это мужское занятие, молодец. Но все же, принеси маме платок.
ГОЛОС ЮНОГО ШАГАЛА. Сейчас…
ФЕЙГА-ИТА (ласково). Мама не поняла, у нее будет платок, или что-то иное?
(Из дома выходит Юный Шагал с рисунком в руках.)
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Посмотри, как тебе нравится?
ФЕЙГА-ИТА. Понятно, у мамы будет что-то иное.
(Мать рассматривает рисунок. Юный Шагал уходит в дом, выносит платок и накидывает на плечи матери.)
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Скажи, что ты об этом думаешь?
ФЕЙГА-ИТА. Что я думаю? А что я думаю? Я, сынок, хорошо думаю.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Мама, не тяни!
ФЕЙГА-ИТА. А ты не голоден?
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Нет.
ФЕЙГА-ИТА. Это хорошо. Вот сейчас я скажу тебе… самое главное правило жизни… Дети, сынок, всегда должны быть сыты.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Это все?
ФЕЙГА-ИТА. Нет, не все… Они должны быть сыты и любимы! (Обращаясь к зрителям). Люди добрые, не скупитесь на любовь к детям!
ЮНЫЙ ШАГАЛ (Безнадежно) Тебе не нравится моя картина!
ФЕЙГА-ИТА. Ах, дитя, милое моё дитя, очень даже нравится. Очень!
ЮНЫЙ ШАГАЛ. А ты поняла, что я нарисовал?
ФЕЙГА-ИТА (держа рисунок вверх ногами). Зря ты думаешь, что мама не понимает?
ЮНЫЙ ШАГАЛ (повернув рисунок). Надо вот так смотреть. Ну, что?
ФЕЙГА-ИТА. Хм-м. Сынок…Не торопись бежать впереди лошади и не думай, что ты самый умный. А ещё запомни очень важное правило. Чтобы оценить любую работу, ее нужно рассмотреть со всех сторон, тогда ничего не пропустишь и все, даже самое скрытое, откроется тебе. Понял?
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Да. Так что же ты видишь, мамочка?
ФЕЙГА-ИТА. Я вижу, сынок… я вижу, что у тебя есть талант.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Неужели это правда!? А еще что ты видишь?
ФЕЙГА-ИТА. А еще мама видит, что у тебя ….
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Что? Что у меня?
ФЕЙГА-ИТА. У тебя, сыночек… Большой талант.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Ты не шутишь?
ФЕЙГА-ИТА. Когда мама важные дела решает, она никогда не шутит. …Но послушай, деточка, свою маму. Может, все-таки, тебе стать торговым агентом или, на худой конец, приказчиком? ...Мне жаль тебя. С твоими плечами... О-хо-хо.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Нет, я уже окончательно решил. Буду художником!
ФЕЙГА-ИТА. О, Господи, Твоя воля! Не зря я чувствовала: сегодня случится что-то.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Мамочка, пойдем со мной к Пэну.
ФЕЙГА-ИТА. А-а и что оно такое твоё пено?
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Есть такое заведение «Школа живописи Пэна», так вот, ею руководит художник Иегуда Пэн. Если я туда поступлю...
ФЕЙГА-ИТА (уходя). Вот так всегда - надеешься на счастье, а получишь дуру в кармане.
ЮНЫЙ ШАГАЛ (пытаясь задержать мать за юбку). Мама, Пэн…
ФЕЙГА-ИТА. Ах, отвяжись от меня со своими пенами. Пусти, мне нужно ставить хлеб. Ты хоть понимаешь, что ты просишь? Встрепени свои мозги!.. А во-вторых, скажи мне, какой художник может тягаться с торговым агентом или бухгалтером?
ЮНЫЙ ШАГАЛ (задиристо). Если на то пошло, то мы еще посмотрим, кто кого…
ФЕЙГА-ИТА (уходя). Ох, какое ты еще дитя-я.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Мама, ну подожди, подожди. Ты не сказала, что, во-первых?
ФЕЙГА-ИТА. На первое мама уже не раз рот раскрывала... Ты сам знаешь…
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Грех? Да?
ФЕЙГА-ИТА. Да. Но я уже обещала тебе, что возьму его на себя… И точка !.. И спорить с мамой бесполезно!
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Я и не собираюсь. Вот, дождусь, когда ты согрешишь, и возьму твой грех на себя.
ФЕЙГА-ИТА. Спасибо, от спасибо, сынок. Обрадовал мамочку! Нет, я не знаю… Я не знаю ни одного художника, который получает больше бухгалтера.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Потому, что в Витебске, не считая Пэна, нет настоящих художников!
ФЕЙГА-ИТА. Вот видишь, и никто от этого еще не умер! Значит, они нам не нужны.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Я чувствую, если не стану художником, умру. Ты же сама видишь я не такой, как все.
ФЕЙГА-ИТА. Не такой, это я уже давно заметила. (Сама себе) Иначе разве бы я разрешила тебе рисовать.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Посуди сама, ведь я ни на что, кроме рисования не гожусь.
ФЕЙГА-ИТА. Это да, это правда. Рисование из твоей головы ни палкой не выбить, ни пряником не выманить... И откуда на нас такая напасть? Откуда она к нам подкралася? А? ...Ладно, сынок, завтра пойдем к твоему Пэну.
ЮНЫЙ ШАГАЛ. Мама! Мне кажется, что сильнее, чем тебя я никого не полюблю.
ФЕЙГА-ИТА. Научишься и сильнее, научишься и по-другому. Вот только, будет ли тебя любить кто-нибудь сильнее мамы? Дай-ка, милый, я тебя поцелую.
Затемнение.
ПОКРОВСКАЯ УЛИЦА
Прошло несколько лет.
Появляется Белла, её догоняет повзрослевший Молодой Шагал.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Девушка, постой, как тебя зовут?
БЕЛЛА. Белла.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. А я - Мовша Шагал, художник.
БЕЛЛА. Я знаю. Когда я впервые увидела тебя, ты ступал как-то неуверенно. Помнишь, ты поднял руку, да так и забыл опустить, и она застыла крючком.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я был поражен.
БЕЛЛА (смеясь). Чем же, Мовша?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Тобой.
МЫСЛИ БЕЛЛЫ. Стоит ему заговорить, как меня охватывает смятение, будто каждое его слово исходит откуда-то из другого мира.
БЕЛЛА. Мне надо идти.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Останься.
МЫСЛИ БЕЛЛЫ. Боже мой, ничего не вижу, все плывет.
БЕЛЛА. Меня дома ждут.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Прошу тебя, останься... Ах, какие у тебя губы… А глаза…, какие у тебя глаза!
БЕЛЛА. А твои глаза синие-синие, как витебские васильки.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Посмотри, туда. Видишь вон ту тучку? Она меняет цвет. Смотри, сейчас она жемчужная, а теперь стальная… О, полетела, полетела… (Целует Беллу)
БЕЛЛА. Ах… Вижу! Вижу, тучка летит. Она расправила свои крылья и летит как птица.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Ты моя птица и я поймал тебя.
БЕЛЛА. А ты мой василек.
МЫСЛИ МОЛОДОГО ШАГАЛА. Белла, я люблю тебя.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я чувствую, что еще немного, и я взлечу. Летим со мной, Белла.
БЕЛЛА. Как же мы полетим, у нас нет крыльев.
СОЛНЦЕ. Для того, чтобы летать влюбленным не нужны крылья.
ЗВЕЗДЫ. Не нужны, не нужны…
ЛУНА. Они могут летать, если сильно любят.
ЗВЕЗДЫ. Могут, если любят, могут, если любят…
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Летим, летим вон за той тучкой.
БЕЛЛА. Я боюсь, Мовша.
СОЛНЦЕ. Не бойся…
ЗВЕЗДЫ. Не бойся, не бойся, не бойся…
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Давай руку. Ну, же, Белла!
БЕЛЛА (подавая руку, решительно). Летим.
(Влюбленные взлетают и парят над Витебском.)
Затемнение.
У МАСТЕРСКОЙ МОЛОДОГО ШАГАЛА
Поздний вечер, почти ночь. Появляется Фейга-Ита, подходит к окну мастерской Молодого Шагала.
ФЕЙГА-ИТА. Сынок, а сыно-ок! Ты не спишь?
ГОЛОС МОЛОДОГО ШАГАЛА. Нет.
ФЕЙГА-ИТА. Белла приходила?
ГОЛОС МОЛОДОГО ШАГАЛА. Приходила.
ФЕЙГА-ИТА. И что сказала?
ГОЛОС МОЛОДОГО ШАГАЛА. Что еще придет.
ФЕЙГА-ИТА (как бы по секрету). У тебя с ней серьезно? А?... ( Громким шепотом). Серьезно или нет? (Кричит). Мама спрашивает, у тебя с Беллой серьезно?
(Появляется Молодой Шагал. Его рубашка в краске. От стояния перед мольбертом, затекла поясница, он потягивается.)
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Да, мама.
ФЕЙГА-ИТА. Ну, дай Бог, дай Бог. А как думаешь, сынок, согласятся родители Беллы, чтобы вы поженились? Уж больно богатая у неё семья.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. А я пока об этом не думал.
ФЕЙГА-ИТА. А ты подумай.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Хорошо.
ФЕЙГА-ИТА. Что хорошо?.. Мама спрашивает, что хорошо? Ты уже подумал или Мессию будешь дожидаться?
(На заднике высвечивается Ильинская церковь и образ Христа с картины Шагала. В фонограмме звучит малиновый колокольный перезвон. Молодой Шагал прислушивается.)
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я думаю.
ФЕЙГА-ИТА. Таки уже скажи, наконец, что ты надумал… А?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Мама, Бог один?
ФЕЙГА-ИТА. Конечно один.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. А почему же тогда люди живут, как будто у каждого свой Бог?
ФЕЙГА-ИТА. Не знаю. Я за других людей сказать не могу. Об этом, сынок, ты лучше у ребе спроси.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я уже спрашивал.
ФЕЙГА-ИТА. Ну, и что он сказал?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Сказал, что Бог может быть только один, иначе не бывает.
ФЕЙГА-ИТА. Знаешь, что, милый, не сомневайся в словах ребе.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. В этом, мама, я сомневался лишь в детстве. Сейчас я думаю о другом.
ФЕЙГА-ИТА. О чем, сыночка?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я не понимаю, почему вы с папой ждете Мессию? Говорят, Он уже приходил и был распят на Голгофе... А теперь…
ФЕЙГА-ИТА. А теперь, мама, эту чушь слушать не будет, потому что она, знает, что Мессия еще не приходил. (Зевает). И точка. Охо-хо…
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Нет, ты …
ФЕЙГА-ИТА. И спорить с мамой бесполезно.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Хорошо. (Сам себе) Только, мне кажется, ты ошибаешься.
ФЕЙГА-ИТА. Таки что ты там бормочешь? А? (Зевая). Ох, да что же это?.. Какой-то ты у меня сегодня задумчивый. Уж не заболел ли? А ну, покажи маме язык? Хороший язык. А голова у тебя не болит? (Щупает у сына лоб) А?
(Молодой Шагал отрицательно крутит головой. Мать ласково шлепает его по спине и уходит.)
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Светлый образ Христа давно тревожил мою душу, пожалуй, с тех самых пор, когда на иконе в Ильинской церкви я увидел Его распятое тело. Вот и сию минуту при мысли о Спасителе мое сердце наполняется любовью и никто, даже мама, не может изменить моих мыслей о Божественном Сыне.
(Фейга-Ита возвращается.)
ФЕЙГА-ИТА. Совсем ты мне голову заморочил. Мама так и не узнала, что же ты насчет родителей Беллы думаешь?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Они ни за что не согласятся, чтобы мы поженились.
ФЕЙГА-ИТА. Да, да, да. Вот здесь ты прав. Ну, иди спать.
Затемнение.
ПОКРОВСКАЯ УЛИЦА.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. О чем ты все время думаешь?
БЕЛЛА. Я думаю, кем мне стать?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я тоже не сразу понял.
БЕЛЛА. А кем ты сначала хотел быть?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Музыкантом. Я могу играть на скрипке. Знаешь, в нашем дворе жил скрипач. Не помню, откуда он взялся...
(Из-за трубы появляется Скрипач, а за ним Лошадь, выходит и Шагал. Белла осторожно приглядывается к Шагалу.)
СКРИПАЧ. Вот тебе и на! Приехали!
ЛОШАДЬ. Ага! Никто, ничто и звать никак, а туда же. Оккупировал крышу, занял самые шикарные места, а дама у трубы должна отдыхать.
СКРИПАЧ. Э-э, подожди, не тарахти. (Молодому Шагалу). Как же ты меня не помнишь?
ЛОШАДЬ. Возмутительно!
СКРИПАЧ. (Шагалу) Нет, она меня достала. (Молодому Шагалу) Вспомни! Днем я служил приказчиком в скобяной лавке, а по вечерам обучал тебя игре на скрипке.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Может быть…
ШАГАЛ (Скрипачу). Не огорчайся так, я-то тебя помню.
СКРИПАЧ. Спасибо. (Молодому Шагалу). А играл ты так себе, с грехом пополам.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Многим нравилось.
ШАГАЛ (Лошади). Давайте, я помогу вам спуститься. (Получив отказ, отходит).
ЛОШАДЬ. Ни к чему. Я сама. (Падает с крыши).
ВСЕ. А-ах!
СКРИПАЧ. Вот и дождался. (Помогая Лошади подняться). Шутка! Шутка!
БЕЛЛА (Время от времени поглядывая на Шагала). Боже, мой! Вы не сильно ударились?
ШАГАЛ (Лошади). Может за доктором послать?
ЛОШАДЬ. Нет.
БЕЛЛА. А живот, живот вы не ушибли?
ШАГАЛ (Белле). Я так рад вас видеть.
БЕЛЛА. Как ваш жеребенок?
ЛОШАДЬ. Жеребенок на месте. Ой! Трепыхается. (Животу) Успокойся, детка,
полет закончен, мы уже приземлились.
ШАГАЛ (Белле). Можно мне поцеловать вашу руку?
БЕЛЛА. Извольте.
(Шагал целует руку Беллы, затем срывает ромашку и подает Белле. В ответ она кивает.)
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (ревнуя). Белла, пойдем, мне нужно сказать тебе что-то.
БЕЛЛА (глядя на Шагала). Я слушаю тебя, Мовша, говори.
ШАГАЛ. Здравствуйте, молодой человек.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (не глядя, на Шагала). Привет.
ШАГАЛ. (Молодому Шагалу). Вы узнали меня?.. Нет? Интересно.
БЕЛЛА (Лошади). Вы уверены, что с вами все хорошо?
ЛОШАДЬ. Уверена, не уверена. Не отвлекайте меня! (Молодому Шагалу). Я слетела сюда, чтобы опровергнуть слова Скрипача о вашей игре. (Скрипачу). Не зря же моя бабушка была в близких отношениях с конем, по имени Голосистый. Он возил директора кладбища, который жил на Песковатиках, недалеко от сумасшедшего дома. (Шагалу). Там еще стоял ваш первый дом. Помните, мастер.
ШАГАЛ. Конечно. В нем я и родился. Наша халупа стояла позади тюрьмы. Вы знаете, друзья, она напоминала мне картофелину, упавшую в бочку с селедками и разбухшую от рассола.
ЛОШАДЬ. Моя бабушка…
СКРИПАЧ. Я очень рад за вашу бабушку и её голосистого поклонника, допускаю, что и директор кладбища был неплохой человек, но причем здесь музыка?
ЛОШАДЬ. Как причем?! Когда директор кладбища не ездил на похороны, то играл на шарманке. А Голосистый, жуя на конюшне овес, слушал и ржал.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Белла…
ШАГАЛ (тихо, Мовше) Успокойся и не ревнуй, она до конца дней будет только с тобой.
ЛОШАДЬ. Ах, как Голосистый ржал! От его баса в окнах сумасшедшего дома стекла дрожали! Так что в музыке я кое-что понимаю и скажу не таясь: Мовша великолепно скрипел.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я играл, а не скрипел.
СКРИПАЧ. Играл, играл.
ШАГАЛ. Кстати, Беллочка, пением и игрой на скрипке мои, (Мовше) то есть твои, таланты не исчерпываются. Ты ещё стихи сочиняешь.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Да-а. Откуда вы знаете?
ШАГАЛ. Мне ли не знать, ведь ты это я, только спустя шестьдесят лет.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Вы это я? Не может быть. (Всматривается). Не похож!
БЕЛЛА. А я сразу поняла. Мне сердце подсказало, что вы это…он.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Вы подговорились и решили пошутить надо мной.
ШАГАЛ. Хочешь, я докажу тебе?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Попробуйте.
ШАГАЛ. …Ты сочиняешь стихи только по ночам.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Допустим. Это все доказательства?
ШАГАЛ. Скажу точнее, ты не сочиняешь стихи, а словно бы выдыхаешь их. Так?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Верно. Стихи или дыхание для меня без разницы!
ЛОШАДЬ. И-го-го-го.
СКРИПАЧ. Что это вы, сударыня?
ЛОШАДЬ. Ничего. Просто я проверила свое стихотворное дыхание.
БЕЛЛА. А ты не мог бы сейчас почитать что-нибудь?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Легко.
ШАГАЛ. Начни, а я продолжу.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Про что вам почитать?
ЛОШАДЬ. Про любовь!
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Брожу по миру, как в глухом лесу,
То на ногах пройдусь, то на руках,
И жухлый лист с небес летит на землю…. (Шагалу). Дальше!
ШАГАЛ. Мне жутко.
Рисую мир в оцепененье сна…. Сна. Забыл.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Когда мой лес завалит снегопадом,
Картины превратятся в сновиденья.
Но сколько лет я среди них стою!
ЛОШАДЬ (разочарованно). Это про любовь?
ШАГАЛ. Сударыня, не сбивайте его, он еще не закончил.
ЛОШАДЬ. А-а, тогда понятно.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ…. Дальше я забыл.
ШАГАЛ. Зато я вспомнил! Я жизнь провел в предощущенье чуда.
Я жду – когда ж меня ты обовьешь,
Чтоб снег, как будто лесенка, спустился.
Дальше?
ШАГАЛ. Я сам. Стоять мне надоело –
ШАГАЛ, МОЛОДОЙ ШАГАЛ. полетим с тобою в небо по ступенькам
белым!
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я понял! Вы видение.
ШАГАЛ. Нет, я художник Шагал.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Если вы это я, скажите, как мне быть? Сначала я иллюстрировал Тору, потом Библию, а теперь думаю, может быть, объединить иллюстрации в один изобразительный ряд?
ШАГАЛ. На этот вопрос мне нельзя отвечать тебе. Могу только дать совет. Положись на свою интуицию и ничего не бойся. Смелее иди к цели.
БЕЛЛА. Вот и я ему говорю: Слушай сам себя, Мовша.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Это я могу, это я всегда. (Белле). Тебе мои стихи понравились?
ЛОШАДЬ. И-го-го-го.
СКРИПАЧ. Что это вы, опять стихами дышите?
ЛОШАДЬ. Да, нет, это я так, к слову, что бы поэтический разговор поддержать.
БЕЛЛА. (Молодому Шагалу). Хорошие стихи, настоящая поэзия.
ШАГАЛ. Согласен. Но как вы, детка, определили, что это поэзия. (Шутя) Может быть это просто рифмованные слова?
БЕЛЛА. Нет, нет, это стихи! В них есть музыка.
ШАГАЛ. Очень верно сказано, милая.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Как ты это поняла?
БЕЛЛА. Никак, просто услышала и все.
ШАГАЛ (сам себе, утирая слезы). Милая моя девочка…
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. И все?
БЕЛЛА. И все. Нет, пожалуй, не все. (Целует Молодого Шагала). Вот теперь все.
ЛОШАДЬ. Нет, и теперь не все. ( Лошадь целует Шагала).
ШАГАЛ. Неожиданно.
СКРИПАЧ. Мадам, вы уже давно не девушка, пора научиться сдерживать свои чувства!
ЛОШАДЬ. Это всего лишь невинный поцелуй, вызванный высокой поэзией.
ШАГАЛ. Друзья, друзья, думаю, что мы здесь лишние, пойдемте.
(Скрипач, Шагал и Лошадь уходят.)
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. А хочешь, я покажу тебе мои картины?
БЕЛЛА. Хочу.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Смотри, солнце опускается прямо в воду, видишь, как оно медленно движется?
БЕЛЛА. Вижу.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. А ты заметила, как сначала оно долго пульсировало и, при этом, набирало красноту. А потом, скользя по небу, разбрасывало пурпурные сполохи, заставляя пламенеть кресты на церквях.
БЕЛЛА. Нет, Мовша, этого я не заметила, но вот сейчас ты сказал, и я вижу, что крест на Ильинской церкви действительно горит, как пламя… Но ты хотел показать свои картины.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. То, что мы сейчас видим, завтра утром станет картиной.
БЕЛЛА. Мовша…
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. У-у.
БЕЛЛА. Ты меня любишь?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Угу.
БЕЛЛА. Нет, ты скажи…
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Что сказать?
БЕЛЛА. …Сам знаешь.
Молодой Шагал шепчет признание на ухо, а затем целует Беллу.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Сказать ещё?
БЕЛЛА. Да.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (шепчет). Я люблю тебя…
БЕЛЛА. Ещё.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я люблю тебя. Ещё? Белла, почему ты молчишь?
БЕЛЛА. А если… Если ты полюбишь другую?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. У-у... Господи-и, мой Боже, какая красота вокруг!
БЕЛЛА. Мовша, ты полюбишь другую!?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (любуясь небом). Этого не будет никогда!
БЕЛЛА. Ты сейчас так говоришь.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Что?
БЕЛЛА. Я говорю, что потом ты полюбишь другую и скажешь ей эти слова.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Какие слова?
БЕЛЛА. Какие, какие, эти слова.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. А-а, нет, нет.
БЕЛЛА. Ты меня не слушаешь! (В сердцах). Тогда я ухожу.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (поймав Белу за руку). Никуда ты от меня теперь не денешься!
БЕЛЛА. Ах, так?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (очень серьезно). Клянусь тебе, что никогда и никому я не скажу
этих слов! И точка! И спорить со мной бесполезно!.. Хочешь, мы будем вместе до тех пор, пока живы?
БЕЛЛА. Да.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (обнимая Беллу). С этой минуты мы всегда вместе. На веки!
Затемнение.
В Т О Р О Е Д Е Й С Т В И Е
МАСТЕРСКАЯ МОЛОДОГО ШАГАЛА
Прошло несколько месяцев.
Молодой Шагал работает. Появляется Белла.
БЕЛЛА. Доброе утро, Мовша.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (не отвлекаясь от работы). Здравствуй. Откуда ты?
БЕЛЛА. Думаешь, с узлами, значит с вокзала? Ну-ка, угадай, какой сегодня день?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Пятница или понедельник. Я этого никогда не знаю.
БЕЛЛА (возбужденно). Сегодня твой день рождения.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (безразлично). Да?
БЕЛЛА. Ну, конечно. Возьми. (Протягивает букет васильков).
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Мои любимые. Спасибо.
БЕЛЛА. Я тебя поздравляю. А еще я принесла вот что. Это будет натюрморт. Ты его нарисуешь?
(Белла развязывает узел, достает фрукты.)
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я нарисую натюрморт, потом мы его съедим. Потом будет еще один натюрморт.
БЕЛЛА. Нет, потом будет букет.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Букет или натюрморт, не все ли равно?
БЕЛЛА. Ты, кажется, чем-то не доволен?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Да, нет.
БЕЛЛА. Тебя что-то раздражает… Комната? Ну конечно! Здесь так темно.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Зато посмотри, какой свет струится из окна, густо-синий, почти фиолетовый, как в начале времен, когда Дух Божий носился над водою…Знаешь, мне кажется, что художник из меня не получится!
БЕЛЛА. Нет-нет, ты не должен так думать, ты уже художник.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я хочу быть особенным художником. Я чувствую, что именно я должен создать что-то очень, очень нужное. И важное. Важное не для меня, а для всех людей, для всего человечества. Но что это будет, я никак не додумаюсь.
БЕЛЛА. Ты это обязательно поймешь, потому что ты самый особенный из всех художников в мире!
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Но как ты узнала, что я особенный?
БЕЛЛА. Очень просто. Я смотрю на твои картины и вижу.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Что ты видишь?
БЕЛЛА. Я вижу, что твои краски сияют. Они сияют и переливаются, как речные перлы. В них есть непостижимый внутренний свет. А еще они поют.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Ах, Белла, я так хочу, чтобы это было правдой.
БЕЛЛА. Это правда. Когда я смотрю на твои картины, то уношусь в другое измерение.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Ты и это видишь?! Ведь я так и хотел…
БЕЛЛА. Вспомнила! Я же принесла тебе пирог, попробуй. Вкусно?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Вкусно, очень вкусно. (Весело). Как, оказывается, я голоден.
БЕЛЛА. Зачем ты смотришь на меня так?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Как?
БЕЛЛА. Как будто это не я, а блюдо с кушаньем. Ты что хочешь меня… съесть?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (с набитым ртом). Нет, я уже сыт...(Деловито). Белла, ты не могла бы мне позировать?
БЕЛЛА (грустно). Для тебя я все могу.
(Мовша подходит к Белле, целует, помогает ей раздеться. На крыше появляется Скрипач, играющий на скрипке.)
Затемнение.
Прошло несколько часов. Белла спит. Молодой Шагал закончил этюд, отложил кисти.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Белла, просыпайся. Ночь на дворе. Тебе надо идти домой.
БЕЛЛА. Как неохота.
МОДОЙ ШАГАЛ. Так оставайся.
БЕЛЛА. Зачем предлагаешь, ведь знаешь, что я не могу.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (показывая только что написанный этюд). Посмотри, как тебе?
БЕЛЛА. Почему это у меня грудь фиолетовая? А соски, зачем такие темные соски нарисовал? Они же у меня розовые.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. В этом свете они черные.
БЕЛЛА. Мне не нравятся черные. Хочу розовые.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Это будет неправда! А, впрочем, если ты настаиваешь…
БЕЛЛА. Ну, перестань, перестань. Раз ты так видишь, пусть будут черные, только ты никому не показывай.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Ладно.
БЕЛЛА. Последнее время мне кажется, что ты меня разлюбил.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Нет, просто сейчас я очень несчастен. У меня такое чувство, будто я куда-то потерялся. Словно у меня нет души. Ты же знаешь, я родился мертвым, но Господь оживил меня. А потом, помнишь, когда бешеная собака искусала меня до смерти, Он опять помог мне выжить.
БЕЛЛА. Спасибо Ему.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Конечно, спасибо, но я хочу понять, почему Он всякий раз спасает меня? Ведь зачем-то я Ему нужен? Какой у Бога план на мой счет? Никак не могу додуматься. Поэтому, я как в тумане.
БЕЛЛА. Туман явление временное.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Если не пойму, как и что мне дальше рисовать, я погибну.
БЕЛЛА. Мовша, я уверена, что ты придумаешь что-нибудь. (Взглянув на часы). О, ужас! Мне давно пора домой. Не провожай меня. (Уходит и тут же возвращается). Представляешь, наружную дверь заперли на ночь. Что теперь делать?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Может быть, в окно выйти?
БЕЛЛА. В окно?! Ну, не знаю.
(Во дворе появляется Старик. Он наблюдает, как Молодой Шагал помогает Белле вылезти из окна, при этом влюбленные целуются и смеются. Звучит «волшебная музыка». Звезды на небе, мерцая, хихикают. Луна «приплыла» к Солнцу и они, покачиваясь, вальсируют._
СТАРИК. Она к нему уже в окошко скачет. Вот, до чего у них дошло! Пойти рассказать…
Затемнение.
В МАСТЕРСКОЙ МОЛОДОГО ШАГАЛА
Светает. На заднике высвечивается Ильинская церковь. Звонят к заутренней.
Молодой Шагал поднимается с постели…
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа. Боже, яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему. Прошу тебя, Господи, помоги мне найти себя.
(Раздается гром, блистает молния, клубы дыма. Появляется белый Ангел.)
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Ты кто, Ангел?
АНГЕЛ. Ты сказал.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. А что ты хочешь?
АНГЕЛ. Художник, я принес тебе весть. (Передает свиток).
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (читает). Настало время познать самого себя. (Ангелу). Я бы с радостью, но как?
АНГЕЛ. Не лукавь. Ты хороший колорист, но можешь стать лучшим! Трудись.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я стараюсь изо всех сил. Посмотри, как я написал соседа.
АНГЕЛ. Твой Старик получился бы лучше, если бы ты искал в нём не земное, а высшее.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Искать высшее?! А если человек не очень хороший или как мой сосед, совершенно обыкновенный?
АНГЕЛ. У всех людей единая Божественная природа – душа. Высматривай и рисуй ее. Ищи высшее, ищи, даже в самом недостойном человеке. Ты вырос из школы Пена. Поезжай в Европу.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Кто меня выпустит? У меня нет вида на жительство.
АНГЕЛ. Поезжай и ни о чем не думай, все устроится, само собой.
Затемнение.
(Луна зевает, звезды меркнут. Солнце открывает глаза, потягивается. Сцена освещается сильнее. Молодой Шагал просыпается. В мастерскую Молодого Шагала входит Фейга-Ита.)
ФЕЙГА-ИТА. Сынок, ты проснулся? Доброе утро.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Доброе утро, мама.
ФЕЙГА-ИТА. Люди говорят, что сегодня ночью ты был не один, это правда?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Знаешь, сегодня ночью ко мне прилетал странный гость.
ФЕЙГА-ИТА. Знаю, знаю, мне уже все уши прожужжали про твоих гостей (Увидев рисунок). А это еще что такое? Голая, совсем голая. И тебе не стыдно? Убери этот срам, убери прямо сейчас!
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (убирая). Я решил уехать из Витебска.
ФЕЙГА-ИТА. …А-а! Мама все поняла! Ты разлюбил Беллу и поэтому уезжаешь.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Нет, но…Мне хочется стать художником. Сегодня это для меня важнее. Ну, что ты молчишь? Ты думаешь, я должен остаться и жениться на Белле?
ФЕЙГА-ИТА. Не знаю. Такие вещи не на земле решаются.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Мама, во что бы то ни стало, я должен найти свой путь.
ФЕЙГА-ИТА. Боюсь, сынок, отец тебя не отпустит.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. А ты попроси его, он тебя послушает. Мне надо в Париж.
(Входит Хацкель.)
ХАЦКЕЛЬ. Куда это ты собрался?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Пока в Петербург.
ХАЦКЕЛЬ. Это еще зачем?
ФЕЙГА-ИТА. Он хочет стать художником, может, отпустим его?
ХАЦКЕЛЬ. Господь с тобой, Ида, он и так художник. Его весь Витебск знает... Здесь у него есть все, дом, невеста, работа, а там будет ли, нет ли, не известно.
ФЕЙГА-ИТА. Хацкель…
ХАЦКЕЛЬ. Я вижу, что ты Фейга-Ита, уже все решила. Что ж, ладно, пусть едет.
Затемнение
У РЕКИ
(Белла и Молодой Шагал сидят на лавочке, рядом с ним небольшой чемоданчик.)
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Месяца через три, или через полгода, в крайнем случае, через год я вернусь.
БЕЛЛА. День без тебя, как месяц, а тут целый год.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Время быстро пролетит. Как только я пойму, что мои надежды совпадают с Божественным Промыслом, я вернусь. Мне необходимо уехать, понимаешь?
БЕЛЛА. Я понимаю, я все понимаю, ты необыкновенный человек и у тебя особая судьба. Поезжай. Я буду тебя ждать.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Вот, посмотри, здесь мои рисунки. Это тебе на память.
БЕЛЛА. Спасибо, Мовша…
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (целуя). Прощай.
БЕЛЛА. До свиданья.
(Молодой Шагал уходит. Белла открывает альбом, рассматривает. Появляется Старик.)
СТАРИК. Что, красавица, летала-летала, налеталась и опустилась. Теперь сидишь?
БЕЛЛА. Сижу.
СТАРИК. А почему у реки? Не утопиться ли решила? Знаю я вас, девушек. Чуть что, сразу бултых и поминай, как звали. Ты, девонька, не дури.
БЕЛЛА. Очень надо. Я лучше…(Плачет).
СТАРИК. Вот уехал, а я так и не решился попросить его.
БЕЛЛА. О чем?
СТАРИК. А ты никому не скажешь?
БЕЛЛА. Никому.
СТАРИК. Уж не знаю, как и сказать, вдруг разболтаешь.
БЕЛЛА. Тогда не говорите.
СТАРИК. Ладно, уговорила, скажу. Я хотел попросить Мовшу, чтобы он… нарисовал меня... Опоздал.
БЕЛЛА. Посмотрите сюда, дедушка. (Открывает альбом).
СТАРИК. Это же я?! Точно я! Парю по небу, как архангел. Ах-ах-ах…
БЕЛЛА. Я дарю это вам.
СТАРИК. Спасибо, спасибо, красавица.
Затемнение
Прошло четыре года
Белла одна, входит Молодой Шагал.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Здравствуй, Белла.
БЕЛЛА. Здравствуй, Мовша.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Теперь меня зовут Марк. Я так рад тебя видеть.
БЕЛЛА. И я.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Мне кажется, что ты не очень рада.
БЕЛЛА. Прошло четыре долгих года. За это время много воды утекло.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Время так быстротечно. Я не успел оглянуться … (В ужасе) Постой, Белла, неужели ты вышла замуж!?
БЕЛЛА. Да, Марк… я получила несколько предложений о замужестве.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ (Отчаянно). Ты замужем!
БЕЛЛА. Нет, но я думаю об этом.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. О ком ты думаешь?
БЕЛЛА. Об одном художнике.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я хочу знать, кто он?
БЕЛЛА. Ты очень хорошо знаешь его.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Не играй со мной, Белла, скажи, как его зовут?
БЕЛЛА. Его зовут… Марк Шагал.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Белла, любимая моя! Как я виноват перед тобой, ведь я думал, что в Европе найду счастье, но оно невозможно без тебя!
БЕЛЛА. А свой путь ты нашел?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Пока только тропинку, но главное, мне кажется, что я догадался, для чего я понадобился Создателю! Белла, моя тропинка не станет дорогой до тех пор, пока ее не будет освещать муза. В Париже я понял, что ты не просто моя любимая, ты моя муза. Будь моей женой.
БЕЛЛА. Марк, все это время я жила как во сне и мечтала только о том, как ты вернешься, и скажешь мне это.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я люблю тебя, Белла, теперь мы навсегда вместе. Да?
БЕЛЛА. Да.
Затемнение
У ДОМА ШАГАЛА.
ШАГАЛ. Без любви к Белле я не стал бы художником, которого сегодня знает мир.
ЛОШАДЬ. Ах, какие чувства, какая любовь! Как жаль, что я была лишена этого.
СКРИПАЧ. Как? Разве вы никого не любили?
ЛОШАДЬ (указывая на живот). Это? То была не любовь, а так, весенний порыв.
ШАГАЛ. Все-таки чувства были.
ЛОШАДЬ. Ой, мальчики, по правде сказать, наверное, все было, просто я забыла. Где теперь мой любимый, на каком погосте? Однако в моем теперешнем положении так хочется, чтобы кто-то и сейчас меня любил.
ШАГАЛ. Дорогая госпожа Графиня-Баронесса, не кривя душой, скажу вам, что с первого взгляда я почувствовал к вам симпатию, вернее с первого мазка, а уж, как только я закончил ваш портрет, то полюбил навеки, как Пигмалион Галатею.
ЛОШАДЬ (нежно). Ах, милый вы мой, я тоже люблю вас, то есть тебя. (Поет)
Любовь дитя, дитя свободы, законов всех… (Возможно, в порыве страсти Лошадь танцует). Тебя люблю я и заставлю тебя… Скажи, любимый, может быть, теперь, когда мы объяснились, ты женишься на мне?
СКРИПАЧ. Мадам! Во время своего полета с крыши вы голову не повредили?
ЛОШАДЬ. Нет, а если и повредила, то теперь это касается только нас с мастером.
ШАГАЛ (совершенно сбитый с толку). Я не ожидал такого поворота событий.
ЛОШАДЬ. Ах, вот как, не ожидали!? Ответ типичного мужчины. Что ж, я
вынуждена напомнить вам, что когда Пигмалион, оживил Галатею, то женился на ней! А потом она родила ему дочь! И мне никто не помешает родить девочку. И если вы честный человек…
СКРИПАЧ. Я бы попросил, вас…
ШАГАЛ. Подожди, Скрипач! В конце концов, за свое творчество надо отвечать. Я поступлю следующим образом. Поскольку, на сегодняшний день я уже состою в браке, то скажу вам, госпожа Графиня-Баронесса, что женитьба на вас отпадает. Но, раз вы ждете дитя, а я в некотором роде являюсь его творцом...
ЛОШАДЬ. Не в некотором роде, а в прямом смысле!
СКРИПАЧ. Мадам, вы очень сильно шелестите копытами.
ЛОШАДЬ. Некрасиво. Ах, как некрасиво вы выражаетесь, а еще…
ШАГАЛ. Позвольте мне продолжить свою мысль… Коротко говоря, я готов обеспечить материально вашу будущую дочь… и вас, конечно.
ЛОШАДЬ. Это совсем другой разговор. Я согласна!
СКРИПАЧ. Еще бы!
ЛОШАДЬ. Счастье было так возможно, так близко! Но судьба моя уж решена. Не осторожно, быть может, поступила я, поступила я… (Скрипачу). Как я надеялась поплясать на свадьбе!
СКРИПАЧ. Если бы вы не отвлекали нас буйными желаниями, то давно бы уж плясали.
Затемнение.
У ДОМА ШАГАЛА.
(Появляются Молодой Шагал и Белла. Над молодоженами красное покрывало, укрепленное на жердях, возможно, как на картине Шагала «На двух берегах» (1953-1956 года). Заиграл оркестр, состоящий из Скрипача, Лошади и музыкантов-клоунов.)
СОЛНЦЕ. Чем больше веселья, тем ближе к Богу!
ХАЦКЕЛЬ. Сынок, в мире человеческих страстей всегда ищи присутствие Бога и только тогда ты найдешь счастье.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Хорошо, папа.
ФЕЙГА-ИТА. Сынок, сыночек, Беллочка, живите дружно, любите друг друга. Белла, люби его, люби каким есть, только тогда любовь не оставит вас.
Музыканты загалдели и стали разбрасывать конфетти. Звезды, Луна и Солнце светят особенно ярко, возможно, даже искрят. Организовался хоровод. Молодожены танцуют в центре.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами.
БЕЛЛА. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. С кем сравню тебя, моя милая Белла? Только с луной ясноликой.
БЕЛЛА. С кем сравню тебя мой любимый? Только с солнцем ясным!
Веселая мелодия переходит в щемящую мелодию скрипки.
ГОЛОС МОЛОДОГО ШАГАЛА. Я ничего не понимаю ни в людях, ни в собственных картинах. А ты, моя Белла, всегда и во всем права. Так направляй же мою руку. Взмахни кистью, словно дирижерской палочкой, и унеси меня в неведомые дали.
Затемнение
ДВОР У ДОМА ШАГАЛОВ
ШАГАЛ. С тех давних пор, вплоть до скорбного 1944 года, когда моя любимая покинула этот мир, мы были рядом. Все эти годы я был счастлив, а Белла до сих пор парит на моих картинах и озаряет мой путь в искусстве.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. После свадьбы мы с Беллой решили поехать в Париж, но Первая мировая война уже грохотала над нашими головами. Путь в Европу был отрезан. Но вместо того, чтобы спокойно писать, я открыл Школу Искусств и стал ее директором. Какое счастье, думал я!
ШАГАЛ. Какое безумие, - сказала мне тогда Белла.
СКРИПАЧ. Помню, как в городе готовились встретить первую годовщину революции.
(Начинает играть «Интернационал», переходящий в веселую мелодию).
ШАГАЛ. Накануне я собрал витебских маляров и сказал им…
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Вот вам дюжина образцов. Их надо перенести на большие полотна и развесить по стенам домов.
ШАГАЛ. И они принялись перерисовывать моих рогатых коз и пузатых коров.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. В день 25 октября ветер революции колыхал эту красоту на всех углах.
ШАГАЛ. В жизни у меня было много праздников, но никогда я не участвовал в таком радостном массовом действии. Мне казалось, что совсем близко мировое равноправие. Ах, как мы искренне радовались наступлению новой эры.
СКРИПАЧ (обрывая игру). Но, комиссарам это не понравилось.
ЛОШАДЬ. Комиссары спрашивали (передразнивая). Почему -, скажите на милость -, корова зеленая, а лошадь летит по небу? Что общего у этих намалеванных животных с Марксом и Лениным? Граждане-товарищи! Да будет всем известно - лошади умеют летать и летают не хуже людей, особенно, когда душа наполнена любовью.
СКРИПАЧ (Шагалу). И все же, тебе есть, что вспомнить.
ШАГАЛ. О-о да, есть.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Однажды, когда в очередной раз я уехал доставать для школы хлеб, краски и деньги, учителя моей Школы искусств подняли бунт против меня, в который втянули и учеников.
ШАГАЛ. Да, простит их Господь!
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Те, кого я вытащил из голодного Петрограда, кому дал работу и кусок хлеба, постановили выгнать меня из школы! Что ж, выдворяйте меня со всей семьей. Снимайте мои вывески и афиши, злословьте, сколько душе угодно. Не бойтесь, я не стану поминать вас недобрым словом, потому что я помню наказ своих родителей.
ГОЛОС ХАЦКЕЛЯ. Сынок, любовь к ближнему дает возможность познать Бога.
ГОЛОС ИТЫ. Не скупись на любовь и не забывай, мой милый, что ближний - это не только твой родственник, но и тот, кто в эту минуту находится рядом.
ШАГАЛ. Когда меня предают старые друзья, я не отчаиваюсь, когда являются новые – не обольщаюсь. Я храню спокойствие. Открыта душа моя, и я даже улыбаюсь.
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Родные мои, вы же видели, я к вам вернулся с единственным желанием жить рядом с вами и работать. Мне ничего ни от кого не нужно, я хочу только писать картины. Но, то, что я делаю, всем кажется странным. Меня отторгают все художественные круги, а соотечественники не понимают меня, потому, что им чужд мой язык. Я всем чужой.
ШАГАЛ. Но, довольно, довольно об этом. Пришел конец витебской дороги!
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Тебе пора назад во Францию?
ШАГАЛ. Пора. Ну, что? Кто хочет со мной?
МОЛОДОЙ ШАГАЛ. Я твое воспоминание, поэтому навсегда останусь здесь.
СКРИПАЧ. Я тоже. Крыша твоего дома не может быть без Скрипача.
ШАГАЛ. А вы, госпожа Графиня-Баронесса?
ЛОШАДЬ. Здесь мне лучше, чем на Лазурном берегу. Сено тут вкуснее, небо выше, земля теплее, и вообще, что мне делать в Сен-Поле, ведь там вас ждет жена. Или может быть, вы… Нет? Тогда я остаюсь в Витебске.
ШАГАЛ. Спасибо вам за все, друзья мои. Итак, я возвращаюсь. Если будет нужна моя помощь, вы знаете, где меня искать. (Взмахивает васильком)
Затемнение.
В МУЗЕЕ.
Наступил день рождения Шагала - 7 июля 1973 г.
Шагал и Валентина выходят на авансцену и останавливаются у ленты, обозначающей начало выставки.
Во время объявления об открытии на облаках появляется маленький Жеребенок и сбрасывает телеграмму прямо в руки Валентины. Она читает телеграмму, заметно, что текст её удивил.
МУЖСКОЙ ГОЛОС В МИКРОФОН. Уважаемые, дамы и господа! Дорогие друзья и иностранные гости! Сегодня для всех нас очень радостный день. Мы присутствуем на открытии уникального музея, музея, посвященного величайшей из книг мира – Библии. Поздравляем вас с этим счастливым событием и предоставляем слово автору - великому мастеру живописи Марку Шагалу!
В фонограмме аплодисменты.
ШАГАЛ. Спасибо, спасибо, друзья мои, очень тронут, очень. Мне всегда казалось, что Библия является самым большим источником поэзии всех времен. С юности я искал отражение этой поэзии в жизни и в искусстве. Во мне есть убеждение, что с помощью моего «Библейского послания» те люди, кто умеет смотреть и видеть, смогут приумножить собственную духовность или обрести религиозное чувство, а вослед за ним - и гармоничное чувство жизни.
Надеюсь, что в этот музей придут молодые люди и найдут в нем идеал братства и любви, воплощенный в красках и линиях моих произведений. И тогда, может быть, люди, невзирая на различие в религиозных убеждениях, придут сюда и будут общаться, позабыв о духе разрушения.
Главным мотивом «Библейского послания» является единство мира, единство, в основе которого лежит любовь.
(В фонограмме раздаются аплодисменты и крики «Браво!» «Браво Шагалу», «Браво любви». Появляются «золотые» ножницы на синей подушечке.)
ШАГАЛ. Что ж, а теперь пора переходить к главному.
(Звучит торжественная музыка. Шагал вырезает из ленты небольшую часть. Помахав ею над головой, вставляет кусок ленты в петлицу. Затем он взмахивает руками и на заднике высветился коллаж из картин «Библейского Послания Марка Шагала»)
ШАГАЛ (зрителям). Я приглашаю всех вас, дорогие друзья, взглянуть на картины моего Библейского послания».
(Шагал и Валентина уходят. Какое-то время зрители рассматривают «Библейское Послание».)
Затемнение
Луч прожектора высвечивает Шагала и Валентину, стоящих у столика с шампанским.
ВАЛЕНТИНА (пригубив шампанское). Марк, мне нужно кое-что сказать тебе.
ШАГАЛ (выпив шампанского). Поздравляю, дорогая, мы дождались этого светлого дня!
ВАЛЕНТИНА. Я тоже поздравляю тебя…
ШАГАЛ. Спасибо, Вава, если бы не твоя помощь, я вряд ли справился со всеми этими делами… Как я счастлив! А ты, вроде, чем-то встревожена?
ВАЛЕНТИНА. На твое имя пришла странная телеграмма.
ШАГАЛ. Что в ней?
ВАЛЕНТИНА. Здесь написано, что в Витебске у тебя родился ребенок!?
ШАГАЛ. Что?
ВАЛЕНТИНА (протягивая телеграмму). Вот, прочти сам.
ШАГАЛ (смеясь). Все понятно. В Витебске у меня родился не ребенок, а жеребенок.
ВАЛЕНТИНА. Жеребенок у тебя?!
ШАГАЛ. Да. У меня сын! А она думала, что будет дочь. Теперь счастливая мать спрашивает, как его назвать?! Вава, так, как мы назовем моего жеребеночка?
ВАЛЕНТИНА. Марк, сегодня такой день… У тебя день рождения, затем открылся твой музей, потом шампанское, теперь вот эта милая шутка…Я немного растерялась.
ШАГАЛ. Соберись, девочка, и пойми, это - не шутка.
ВАЛЕНТИНА. Хорошо. Тогда объясни мне еще раз, пожалуйста.
ШАГАЛ. Все просто, в Витебске, у госпожи Графини–Баронессы...
ВАЛЕНТИНА. Не поняла, она баронесса или графиня?
ШАГАЛ. И то, и другое.
ВАЛЕНТИНА. Марк, мне нехорошо. Мне бы сесть.
ШАГАЛ. Присядь… Вавочка, ты удивительная женщина. Ты единственная…
ВАЛЕНТИНА. А эти дамы - графиня с баронессой, как же они?
ШАГАЛ. Никак! Их нет!
ВАЛЕНТИНА. А кто же есть?
ШАГАЛ. Моя хорошая знакомая... Лошадь.
ВАЛЕНТИНА. Воды!
(Шагал машинально берет фужер с шампанским и подает Валентине. Она выпивает.)
ВАЛЕНТИНА. Это, не вода. Но тоже освежает. Так, про лошадь я почти поняла, а кто графиня?
ШАГАЛ. Лошадь и есть графиня.
ВАЛЕНТИНА. Вот как. А другая дама, та, что баронесса?
ШАГАЛ. Она тоже лошадь.
ВАЛЕНТИНА. Итого две лошади! Воды…
(Шагал подает другой фужер с шампанским.)
ВАЛЕНТИНА. Марк это не вода, но теперь уже все равно. (Пьет). Дорогой, начни еще раз сначала и помедленнее.
ШАГАЛ. Помнишь брюхатенькую лошаденку, что висела у меня в мастерской?
ВАЛЕНТИНА. Помню. Она все глазки нам строила, а потом куда-то исчезла.
ШАГАЛ. Она переехала в Витебск, и там у нее родился жеребенок.
ВАЛЕНТИНА. Прости, пожалуйста, а ты тут причем?
ШАГАЛ. Как? Я же отец!
ВАЛЕНТИНА. Так, так. Значит, ты отец… А я кто?
ШАГАЛ. А ты моя жена.
ВАЛЕНТИНА. Правильно. Я твоя жена. Ты муж, я жена. Всё правильно. Марк, но если я твоя жена, то почему я не заметила собственные роды?
ШАГАЛ. Дай мне воды. (Берет фужер с шампанским, быстро пьет).
ВАЛЕНТИНА. Осторожно, это…
ШАГАЛ (ставя пустой бокал на стол). Вава, ты все, буквально все не так истолковала.
ВАЛЕНТИНА. Так ты отец или нет?
ШАГАЛ. Отец.
ВАЛЕНТИНА. Чей?
ШАГАЛ. Твой.
ВАЛЕНТИНА (неуверенно). Марк, этого не может быть!
ШАГАЛ. Валентина Григорьевна, соберитесь. Я не твой отец. Я твой жеребенок.
ВАЛЕНТИНА. Маленький мой.
ШАГАЛ. Нет, я этот, к-к-как его? Я твой сын!
ВАЛЕНТИНА. Что ты говоришь? Так, так…
ШАГАЛ. Нет, не так! Мне нужно ещё воды. (Пьет шампанское).
ВАЛЕНТИНА. Не пей так быстро, тебе будет нехорошо.
ШАГАЛ. Хорошо. (Допив до конца). Вот теперь я… мне надо сесть.
ВАЛЕНТИНА (приглашая сесть рядом, на один стул с ней). Садись. Ну, как ты?
ШАГАЛ. Как на палубе во время шторма. Так, что мы с тобой обсуждали?
ВАЛЕНТИНА. Ты сказал, что ты жеребенок и одновременно мой сын.
ШАГАЛ. Бедная моя, мы столько лет вместе, а ты до сих пор не знаешь, что я…
Я твой… М-муж!
ВАЛЕНТИНА. Сказать по правде, до сего дня я была уверена в этом, но эта телеграмма…
ШАГАЛ. К черту телеграмму!
(Шагал ударяет васильком по нарисованному букету и тот превращается в букет живых цветов. Шагал преподносит их Ваве.)
ВАЛЕНТИНА. Спасибо. Марк, ты меня любишь?!
ШАГАЛ. Я тебя…
ВАЛЕНТИНА. Ты меня…
(В фонограмме звучат слова Молодого Шагала.)
МОЛОДОЙ ШАГАЛ: Я люблю тебя, Белла! Люблю и клянусь, что никогда и никому я не скажу этих слов! И точка! И спорить со мной бесполезно!
ШАГАЛ. Я в восторге от тебя, Вава! Вот только меня беспокоит, что я никак не могу объяснить тебе про лошадь и про сына, то есть про жеребенка!
ВАЛЕНТИНА. Я нравлюсь тебе, а все остальное для меня не важно! Пусть будут лошади с жеребятами, коровы с телятами или козы с козлятами!
ШАГАЛ. И на этом ставим точку!
ВАЛЕНТИНА. Ставим! Однако, Марк, я так переволновалась. Я подумала, Бог знает,что.
ШАГАЛ. Давай подумаем вместе.
ВАЛЕНТИНА. О чем?
ШАГАЛ. О том, как нам назвать жеребенка?
ВАЛЕНТИНА. Как назвать? Как назвать … А что если жеребенка назвать Василек?
ШАГАЛ. Великолепное имя! Лучшее имя в мире! Василек из Витебска! (Кричит) Эге-ге-ей…Василек!
(В фонограмме слышится ржание и цокот копыт.)
ВАЛЕНТИНА. Слышишь?
ШАГАЛ. Это он, мой жеребеночек. Василек!
(Появляется Жеребенок, он скачет по небу, а потом слетает прямо в руки к Шагалу.)
ЖЕРЕБЕНОК (ласкаясь). И-го-го…
ШАГАЛ (обнимая). Здравствуй, Василек! Здравствуй, здравствуй сынок!
ЖЕРЕБЕНОК. Здравствуй папа.
ВАЛЕНТИНА. Здравствуй, милый. (Гладит жеребенка).
ШАГАЛ. Ах, мой сыночек, мой родной…Стать отцом в моем возрасте это такое счастье!
Занавес
Конец
Галина Васильевна Дербина
117292, Москва, Профсоюзная ул., дом 20/9, кв. 113.
Тел. Дом. 8-499-125-36-09 моб. 8-916-816-57-44
Электронная почта: g.derbina@gmail.com
Свидетельство о публикации №114042904969