Сигурд Паульссон

Сигурд Паульссон
Двенадцать стихотворений


МОЙ ДОМ

К моему дому
Добавить нечего,
У него есть почти всё.
У него не хватает трубы
Ничего, привыкнем
У него нет стен
И картин на стенах
Ну, ничего не попишешь.

К моему дому
Добавить почти нечего
У него нет трубы
Тогда пусть пока дым не идёт
У него не хватает стен
И окон
И дверей

Зато мой дом
Уютный
Проходите, садитесь
Не бойтесь
Мы сейчас перекусим\
Преломим хлеб, пригубим вина
Зажжём камин

Посмотрим
Точнее, полюбуемся
На картины
На  стенах

Добро пожаловать
Проходите в двери
Или в окна
А может, сквозь стены

ФАНЕРА
Первым заданием, которое я выбрал себе на уроках труда той осенью, было - выпилить из фанеры Исландию.

Скопировать очертания острова через кальку на лист фанеры оказалось несложно.

Лезвие пилы было тонким и отливало стальной синевой, - и я не знаю, отчего я начал с Рейкьявика, а не с противоположного конца страны, где сам находился в то время; наверно, я решил, что выпиливать залив Факсафлоуи будет легко. Так оно, впрочем, и оказалось, - за исключением Болот, но я простил им это: ведь там родилась моя мама.

Со Снайфетльснесом я справился на удивление легко, но настоящие трудности начались на Западных фьордах. Первую пилу я сломал уже на Гильсфьорде. А потом ещё, и ещё... К началу рождественских каникул я был уже на Хортнбьярге. К тому времени в школе уже почти не осталось пил, так что учитель заказал новые.

Мне казалось – я так никогда и не дойду до конца. Даже до того места, где я живу – и то не доберусь. Становилось ясно, что ничем другим в эту зиму я заниматься на труде уже не буду. Когда дни стали длиннее, и на всех Западных фьордах стали пить кофе с вафлями при свете солнца, я поклялся не сдаваться, хоть бы мне пришлось провозиться с этим заданием ни одну зиму. Наконец, когда я добрался до залива Хунафлоуи, дело пошло на лад и до самого Аксафьорда я не сломал ни одной пилы, да и в тот раз это вышло по чистой небрежности: я поднял глаза от работы, посмотрел в окно и подумал: «Вот эти самые берега я сейчас выпиливаю из фанеры», - и неловко повернул лезвие.

Восточные фьорды сулили много сложностей, -но эти сложности были последними, я пилил легко и мечтал добраться до Хортнафьорда, где родился мой папа, а также все его предки начиная почти от самого заселения Исландии.
На улице было светло и пели птицы, - когда я радостно, как победитель, выпиливал южное побережье, где нет никаких бухт. В небесах сияло солнце, овцы начинали ягниться, а учебный год подходил к концу, - когда я допилил до Рейкьявикской гавани.

Иногда при взгляде на карту Исландии в выпусках прогноза погоды по телевизору я чувствую запах раскалённых пил, сияющих стальной синевой, запах фанеры и мелких опилок.

ГОЛУБИ
Кот на седьмом этаже
считал, что он голубь.

Он жил на седьмом этаже
с недельного возраста.

Он не видел других котов,
вообще никаких зверей не видел,
кроме людей,
а ещё голубей за окном.

Сначала он долго думал,
что он – человек.
Его сокровенным желанием было –
усесться за стол
вместе с молодыми супругами,
повязать салфетку,
взять прибор и вкушать обед;
но его планы всегда увенчивались тем,
что его сурово изгоняли
и велели вкушать
из кошчаьей миски какую-то дрянь.

Он долго сидел в раздумьях
 на подоконнике
и смотрел на голубей.

Сперва он хотел на них прыгнуть,
поиграть с ними, пощёлкать зубами.
А потом ему вдруг
втемяшилось в голову,
что, конечно же, сам он – голубь!
Потом он много дней сидел
на подоконнике седьмого этажа
и не смотрел,
чем занимаются молодые супруги
и другие звери того же вида.
Он чувствовал сродство с голубями,
оно возрастало,
он удивлялся, отчего они
не замечают его –
голубя на подоконнике,
которому так хочется с ними пообщаться.

И однажды перед ужином
он совсем забылся

и прыгнул


Когда его схоронили
на заднем дворе,
на всех подоконниках
сидели голуби.

АВТОР «САГИ О НЬЯЛЕ»
Это было давным-давно
Давным-давно было весело

Будущий автор «Саги о Ньяле»
шёл по лугу.
Горе ещё не дали имени.
Коровы двигали челюстями
и терпеливо ждали
живописца Скевинга.

Резвились телята...

Автор «Саги о Ньяле» вдруг останавливается,
поднимает глаза на гору
и даёт ей имя.

А затем (скашивает глаза
и присматривается
к телятам.


НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ В ПЕРФОРМАНСЕ
1. Зайти в Рейкьявикскую Аптеку и попросить сделать себе обыкновенную мужскую стрижку. Если вас не захотят обслужить сразу, уточнить, что именно самую что ни на есть обыкновенную.
2. Зайти на Главпочтамт Рейкьявика и попросить номер с ванной для двоих. При этом сказать, что телефон в нём не обязателен.
Если барышня в окошке скажет, что они не сдают номеров, удивиться, отчего в номерах нет ванны.
3. Зайти в здание парламента с главного входа и очень вежливо попросить смотрителя позвать к Вам Мышонка Мортена.
Если он ответит, что не знает такого, поинтересоваться, не новичок ли он на этой работе.
4. Зайти в отель «Борг» и усесться там в ресторане. Когда придёт официант, потребовать справедливости.
Если официант ответит, что они такого не держат, указать на портрет Йоуханеса Йосефсона и предложить официанту побороться.
Когда приедет полиция, размахивать книгой Сигруда Паульссона «Стихи взяли власть», в подтверждение того, что всё сделано точно так, как там написано.


УЧЕНИЕ

Век завершился
 уроком географии

Мы учили
всё новые и новые названия
 городов и регионов

мест, где проходили
этнические чистки,
резня,
гражданские войны

Всё новые и новые
названия,
которых не было
на уроках географии
в школе

Теперь мы знаем все эти названия

Новые названия
добавились в длинный список
Названия
всё той же стороны
человеческой натуры,
которую стремятся все забыть,
когда говорят о прогрессе:

бесчеловечной стороны

ЗВЁЗДЫ В ТРАВЕ

Ребёнок в траве

Смотрит
в голубую
бесконечность

Быстро находит
пунктирные линии на земле
 вокруг своего
лежащего тела

Пунктирные
очертания звезды
по дёрну

Голубым
пунктиром...

ФОТОГРАФИЯ УМЕРШЕГО РЕБЁНКА

Ребёнок в объятьях печали – и лишь печаль жива.

Лишь она живёт в мёртвом *взоре фотографии.

Множит и множит печаль, словно сломанный печатный станок, - в отличие от подвижной картинки в телевизоре, на которой насильственная смерть никогда не превращается в застывшее мгновение.

Нет застывших мгновений там, где живёт лишь печаль.

А МЫ ВСЁ СИДИМ...
А мы всё сидим,
читаем листы
непогодой битого древа – мира.

Дни оседают в наших волосах –
и дни кончаются,
седеют
и падают –
словно империи.

И ночь приходит;
а мы ждём,
надеемся, что станет
дыхание ровнее –
ждём рассвет,

ждём окончанье бурь
и новую угрозу.

Мы всё сидим,
читаем листы
непогодой битого древа – мира.


ЕДИНСТВЕННЫЕ КОРОЛИ ИСЛАНДИИ
Нам птицы укажут тропу, что давно заросла,
под дёрном сокрылась, - и плотный ветер
качает стебли – где раньше были
сгинувшие хутора и заросшие дороги.

А птицы укажут нам путь по заросшему дёрну,
по сгинувшим хуторам;  на них короли
сидели – писали: короли стиха и рассказа
на маленьких хуторах – а в головах весь мир.

Нам птицы укажут светлым полётом
путь, что ведёт лишь вверх и вперёд,
путь, что ни время, ни тленье не тронет,
путь по строкам, что короли записали.

Рухнули хутора; нет больше дорог.
Лишь путь стиха и рассказа для всех открыт.

МОЛОДО-ЗЕЛЕНО

Раскрошить хлеб за диваном
Оторвать головку у радостного цветка
Ругаться в церкви – покуда хватит смелости
Сплетать сеть сквернословия на лугу
Остановить барана
Припуститься за курами
Кинуть камнем в сарай
Помочиться на пса

А потом с улыбкой подойти и поцеловать маму

МУЗА
Ну что ж, моя старая – вечно юная танцовщица!
Если не ошибаюсь,
твой коронный номер – стриптиз.

Несколько тысяч лет
сидели мы в твоём клубе –
и нам не надоедало.

Чем больше ты обнажаешь
свой смысл, -
своё тело,  -
тем темнее становится:
свет меркнет,
и нам видно всё меньше и меньше.

И вспыхивает вновь, -
когда покровы возвращаются на место.

Не помогают очки,
с ними мы всё равно ничего не увидим, -
разве что прейскурант на столе, -

а его-то как раз
видеть бы не хотелось.


Рецензии
О! Вот это -- однозначно мой фаворит на Вашей странице (да, не в обиду Вашим собственным вещам будет сказано :)

Послушайте, а не захотите ли Вы поделиться одной-другой ссылкой на автора/оригиналы? Как-то у меня самого сразу не получилось, а хотелось бы и узнать про автора побольше и особенно взглянуть на стихотворение про дом.

Олег Эйрих   28.01.2021 15:56     Заявить о нарушении
Всё только в бумажном виде, исландцы редко выкладывают в электронном в открытый доступ.
Не знаю, отобразятся ли исландские диакритические значки, но имя автора должно писаться так: Sigurður Pálsson

Работник Неба   02.02.2021 05:10   Заявить о нарушении
О, мерси - именно этих значков мне и не хватало! Да, насчёт книг, подметил для себя определённую параллель со Швейцарией -- такой своеобразный островной что-ли традиционализм, где к тому же так добротно всё делается, что время не враг вещам.

Но швейцарский автор вряд ли сказал бы "к моему дому добавить нечего...", он сказал бы скорее "мой дом уже почти закончен". (Не знаю, откуда во мне такое скрытое недоверие к чужим переводам, может потому что я и сам их делал? Как в знаменитой шутке со статистикой).

Олег Эйрих   02.02.2021 13:43   Заявить о нарушении
Поделиться маленькой находкой?

Благодаря латвийским энтузиастам можно взглянуть на вещи получше бумажных книг:
HÚSIÐ MITT, 19:25 минут на видео
http://www.youtube.com/watch?v=dVJ0-JQz5XM

Олег Эйрих   02.02.2021 15:19   Заявить о нарушении
Ух ты! Спасибо! Приятно увидеть лицо любимого поэта! Он ведь умер несколько лет назад, но слава богу, успели пообщаться!

Работник Неба   02.02.2021 20:05   Заявить о нарушении
Ещё то, что выходло в моих переводах из современной исландской поэзии есть на сайте norroen.info, и переводы, и подлинники.

Работник Неба   02.02.2021 20:07   Заявить о нарушении