Перегуд

     ХХХ11

В тот век Тендри-хан* на трон небесный
Севши, и других богов тесня,
Молвил:
      Лишь каган его наместник
На земле.
      И лишь Ашин* родня.
Этот первый шаг к единобожью
Был хорош и плох:
               народ миря,
Ставил он под произвол царя
Всех князей,
        дразнил их спесь вельможью**.
Князь любой, что не попал в цари,
Думой чёрною себя ярил.

Алп-Милитвер, могучий князь савиров***,
Своей, не царской, ролью оскорбясь,
Не признал достойным править миром
Тенгри-хана.
          Разъярился князь.
И, собравши мудрецов си-ханей,
С ними вёл беседу о Христе.
И, в волненьи, пригласил гостей
Византийских, чтоб в савирском стане
Сообща Христа превознести,
И народ к крещенью привести.

А народ во все века стремился
К улучшению своей судьбы.
Трон небесный вздрогнул, накренился,
Вспыхнули священные дубы****.
Новый бог савиров покорил,
Старого забыли в одно лето.
И кресты из прежних амулетов
Сделал православный Исраил*****.
Алп-Милитвер,
         вассала сняв венец,
Красной крышею покрыл дворец.

Было б хорошо, когда б не рано:
Не поняли столкновенья вер
Племена.
        И полчища кагана
Заняли мятежный Беленджер******.

Много мы не знаем,
               как там было,
Но ивестно - воины снесли
Церкви, сделанные Исраилом.
Князя ж к покаянью привели.

Был ли он наказан карой злою,
Сделал ли каган его царём -
Мы должны бояться, что соврём,
Утверждая то или другое.
Что каган взял дочь князя Эль-Гир
В жены - это верно.
            Брак спасает мир.

Не было кагану силы равной
В царстве тёмном, полудиком,
                Но
Христианство пало не бесславно:
Позже проросло его зерно.
Тенгри-хану кланялись не долго
Племена хазарские.
                Каган
Прочь от наседавших мусульман
Двор свой перенёс в Итиль*******,
                на Волгу.
Но в стране стремительно росло
Христиан и мусульман число.
_______________
*Тенгри-хан (владыка богов) - наиболее почитаемый среди множества племенных божков Хазарии. Во второй половине V1 века он, по инициативе князей из династии Ашин был провозглашен верховным богом, для объединения хазар единой верой. Скрытой целью этой реформы была попытка династии Ашин возродить своё, некогда могущественное, влияние.
**В связи с обожествлением верховной власти в Хазари, каган не имел права заниматься какими-либо делами, поэтому реальной властью в государстве обладал назначенный  царь, произвольно выбранный им из князей (вельмож).
***Савиры - наиболее многочисленная народность Хазарии.
****Символом бога Тенгри-хана хазары считали дуб. Освященные деревья тщательно охранялись, их поливали кровью жертвенных лошадей, головы и шкуры которых развешивали на сучья как украшения.
*****Исраил - византийский епископ. Исполнял функции христианского мессионера в Хазарии. Сумел окрестить часть местного населения. Под его влиянием были построены две церкви в г. Беленджере, в одном из крупнейших городов Хазарии, остатки которого найдены у села Чир-Юрт в Дагестане.
Разрушен арабами в 723г.
******Итиль - более поздняя столица Хазарского Каганата. Находилась близ современного города Астрахань.


Рецензии
Сергей, пора мне догадаться, что Вы историк. И Ваш роман гораздо обширнее и глубже, чем я могла предполагать. Жду продолжения.

Альбина Абдуллина   27.04.2014 23:30     Заявить о нарушении
АЦ, я не только историк, со временем догадка поможет Вам узнать и остальные мои свойства. Это не для похвальбы, а для обострения интереса. Что же касается истории, то цыганская тема - кусочек моего собственного исследования. Опровержения от историков пока не последовало.

Сергей Домашев 15   28.04.2014 14:05   Заявить о нарушении
О чём и следовало мне давно уже понять :-)

Альбина Абдуллина   28.04.2014 14:16   Заявить о нарушении