Происхождение гимна Александрова-Гимна СССР и РФ

Происхождение музыки  гимна  Александрова-гимна  СССР и  России.

7 апреля 2014г. Луганск, Украина. Сумерки опустились над городом, но   центральная   площадь  полна  народу. Над  зданием областной администрации  развиваются российские   триколоры. Ведущий заводит толпу радикальными призывами. Наконец  наступает  кульминационный момент  массовой мистерии:тысячи людей, пришедших на  митинг с  требованием Референдума  о  воссоединении  братских народов, включают...нет, не  свечки, но  фонарики своих  мобильных  телефонов и площадь становится  феерией  из  фантастического  фильма. Включают запись, мощные динамики  разносят  над  городом  хоровое исполнение совместно  образцового  гос. Хора и  тысячеголосого народа. Звучит  Гимн  Российской  Федерации.
Славься, Отечество!..
Затем следует массовое скандирование:Ре-фе-рен-дум!
«Вечерний гимн  в Луганске»-с таким названием это действо запечатлел  Ю  туб.

Несколькими  неделями ранее в  благословенной  Тавриде, на крымском  полуострове в Симферополе  и  городе-герое  Севастополе  и других  городах, а  также при подписании воссоединения в  Москве-повсюду  официально и  спонтанно звучал Гимн России. Наверное, это  был  один из тех  нечастых,  но  памятных  исторических моментов,  когда  грань  между официозом и  народным  порывом стирается.

Чуть ранее Мужской хор  Сретенского  монастыря исполнил a capella Гимн России  на  Открытии - и Сводный Детский  Хор  из тысячи  голосов-на  Закрытии  Зимних Олимпийских  Игр  в  Сочи. И  то, и  другое были впечатляющими зрелищами и яркими трактовками.


Гимн  России, музыка  Александрова-возвращенный президентом  РФ  В.В.Путиным-стал  практически хитом и гимном Русской весны-2014.

Но  что  мы  знаем  об  обстоятельствах  появления  этого  гимна, кроме  имен автора  музыки(Александров)  и   стихов(С.Михалков и Эль-Регистан  в советской  версии и снова, но уже  только С.Михалков в постсоветской РФ-версии)? Вот  и  все. Можно почитать  биографии  авторов, историю конкурса по  инициативе  Сталина, отменившего  затем  Интернационал  в  качестве  гимна  СССР. Но  что это  даст для  понимания феномена: немеркнущего  по  силе  воздействия  этой великой  музыки?

Ведь тайна в этой  музыке есть! Не зря инициативу Президента Путина  по  возвращению Гимна  Александрова  взамен  Патриотической песни  М.Глинки-поддержали  почти  100%  населения России,  кроме, как  водится,  диссиденствующей кучки, выражавшей  негодование.

Патриотическая песня Глинки тем  не менее «не прозвучала»  в России в качестве  общенационального  гимна, даже  текста  так  и  не создали. А  вот  гимн  Александрова даже в  наше время, не  говоря о  былых, — поднимает  дух и  чаяния  нации и  звучит  музыкой возрождающейся империи.
При  всем  уважении  к  первому  национальному  русскому композитору Михаилу  Глинке-так  считается, что ошибочно:профессиональная русская музыка оставила богатое наследие и в  доглинкинскую эпоху. Увы, наследие это замечательное, но редкоисполняемое в наше  время, так что для меломанов  это роскошь и счастливые находки: произведения русской музыки доглинкинского периода. Особенно значительны  Д.Бортнянский, Фомин и  другие  композиторы  Русского Барокко  с  европейской консерваторской выучкой, как и  Глинка.

В конкурсе на написание  музыки  гимна СССР участвовали и И.Дунаевский, первый  композитор страны,  писавший  музыку и  песни  ко всем  самым  кассовым  фильмам эпохи,  «советский  Моцарт»;  и  Д.  Шостакович,  признанный  при жизни  классиком советской  и мировой музыки. И Арам  Хачатурян, впоследствии  автор гимна Армении, и Е.Долматовский и многие другие композиторы.

Но  ни автор  Марша  энтузиастов, ни  автор  Седьмой Ленинградской симфонии не  вошли в  историю как авторы музыки Гимна  СССР.   

Им стал..."Учитель сольфеджио" А.В.Александров.
Неведомый  гений? Что  ж, Иоганн-Себастиан  Бах тоже был малоизвестным церковным  органистом  и  учителем  музыки, по  настоящему  открытым  миром только в  20  веке.

Но если  Александров  был  гениальным композитором, то  почему осталась только эта  Песнь  Песней? «Гимн  Александрова». Почему в 20  веке, будучи автором  государственного Гимна, обойдя Дунаевского, Шостаковича, многих других именитых композиторов. Хотя  нет:не  менее  великий гимн Великой  Отечественной войны песня Священная  война-тоже автор музыки  А.В.Александров на  стихи Лебедева-Кумача. А.Александров создал еще несколько   известных песен войны: В  поход!В  поход", Несокрушимая  и  легендарная.

Конечно, я утрировала:"учителя сольфеджио". А.Александров  был доктором  искусствоведения  и генерал-майором советской военно-армейской музыки, сделал блестящую каръеру, преподавал и  композицию в консерваториях, и создал свой  Хор. Но  в  качестве композитора  вот  только  эти несколько песен-зато шедевров. Много  или  мало? Качественно-очень много. Количественно в  плане  только композиторского наследия-маловато  для  гения. Но он был многогранно-творческим человеком, создавшим  прежде  всего  свой знаменитый Хор. Педагог  в  нем  спорил с композитором..

Так  в  чем  же загадка  гения?
 
...Чтобы понять-перенесемся  мысленно в  парижский  храм.
 В 30-е  годы 20 в.
В    храме идет  служба, иерархи нараспев читают молитвы, душный аромат  ладана разлит  в  храме, прихожане  благоговейно склоняют  головы перед иконами. На органе церкви местный  органист исполняет медленный  григорианский  хорал. Атмосфера несколько  усыпляющая и гипнотизирующая.

И  вдруг!...
Что это?!
Еще  раз...
Не  может  быть!!
Да, точно. Но  как  возможно?!

Пожилой мужчина интеллигентного вида, с старомодной бородкой и в пенсне,  неожиданно  резво выделяется из  толпы  прихожан  и спешит  к  служителям  церкви. Он с изумлением спрашивает  их:досточтимые, почему  в  вашем храме  исполняется  во  время  службы  революционный  гимн  «Интернационал»?!! Это что  за  богохульство  или шутка?
Призывают  органиста, требуют  разъяснений. Тот  показывает  ноты.
На обтрепавшихся  нотных страницах, бессчетное число раз стоявших  на пюпитре   не у одного  органиста, образованный  мужчина в  пенсне  читает мелодию Интернационала...Хотя, разумеется, резко отличались стилистика старинного григорианского  хорала и революционного марша 20 века. Но  мелодический рисунок, мелодия-душа песни-была одной  и  той  же.

Эту  историю я чуть  вольно изложила  в  форме  рассказа-но, скорее всего, так  все  и происходило. Факт же остается  фактом: русский  религиозный  философ-белоэмигрант  Николай  Бердяев, в эмиграции,  стоя  на службе  под  сводами  парижского  храма, неожиданно  услышал  сквозь медлительный  григорианский хорал-отчетливый  мотив  Интернационала. Никакой  ошибки. Связь старинного  церковного сочинения с пассионарным  гимном  революционеров всего  мира, Интернационалом  Дегейтера-была явственной.

Самое интересное даже не в этом  артефакте. А  в  его распространенности  и  именно в  самых хитовых композициях, мировых шлягерах. И  в  гимнах... И  это  не  обязательно сознательный  плагиат. В  своих статьях: «О  реинкарнации  великих мелодий»(в которой  и о  Интернационале, и о самых  прославленных  песнях  Битлз и  др.вечных  хитах) и «Истории    песни  Город  золотой  группы  Аквариум»-я  подробнее  излагаю концепцию подобных «реинкарнаций».

Но  вот относительно Гимна СССР-РФ Александрова - не ожидала. Но  закономерно:в  рамках вышеназванной  же гипотезы  о  реинкарнациях вечных мелодий, возвращающихся неузнанными, в  новых  обработках, осовремененные, но становящиеся столь  же  востребованными  массами, как и  предшествующие «инкарнации»-обличья.

Гимн Александрова-Александрову  принадлежит  не вполне!
Припев, то есть ядро  и  сердцевина мелодии песни, в точности  воспроизводит  тему  Канона  Пахельбеля.
Кого?!-Композитора  эпохи Барокко. Ударение на  первом слоге  ПАхельбель.

Из статьи Википедии:

Иоганн Па;хельбель (нем. Johann Pachelbel) (1 сентября 1653 — 3 марта 1706) — немецкий композитор и органист. Творчество Пахельбеля — одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. Наиболее значителен вклад Пахельбеля в развитие фуги и хоральной прелюдии.
Широкой публике Пахельбель известен как автор Канона ре мажор, по которому сложно представить себе его стиль в целом. Также хорошо известны Чакона фа минор, Чакона ре минор и Токката до минор для органа, а также клавирная сюита (арии с вариациями) «Гексахорд Аполлона» («Hexachordum Apollinis»).
 
Конец  цитаты.

Разумеется, барокко! Как барочные  мотивы произведений  композиторов средневековой  Европы оказались  в  основе и  всемирного коммунистического  гимна  Интернационал, и  едва не  самых  популярных песен  20 века  по данным Книги  рекордов Гинесса-Yesterd(Вчера) и  Michel Битлз, и в произведшей  сенсацию  в позднем  СССР  и постсоветской  России, одна из самых востребованных  в  заявках радиостанций  песня Город золотой(Под  небом голубым  есть  город золотой). В Городе золотом мелодия барочной лютневой  Канцоны воспроизводится уже пространно и полно-в отличие  от лишь первых аккордов Канона ре  мажор  в Гимне России.

Так что это гений не  только  Александрова, а  еще  и  чудесной  в  музыкальном  наследии веков-эпохи  европейского барокко,  этого Клондайка музыкального  материала  на  все  последующие времена и  страны.

А  теперь, дорогой  читатель, открой сам  Википедию, статью Канон  Пахельбеля. Почитай и  о  самом  композиторе, ибо  рамки   и  содержание  этой  статьи уже не  вместят его биографию, отмечу только  влияние  на  И.-С.  Баха. Или  можно  также  статью:Гимн СССР   вики или Гимн России вики, которая  также содержит ссылку  на  этот  Канон  и на  композитора Пахельбеля.
Канон Пахельбеля (PWC 37, T. 337, PC 358), также известный как «Канон в ре мажор» (Canon and Gigue in D major for three Violins and Basso Continuo) является самым известным произведением  Иоганна Пахельбеля. Первоначально оно было написано для трех скрипок и генерал-баса. Хотя известность эта в узких кругах исследователей-музыковедов и исполнителей европейского барокко и меломанов-ценителей барочной музыки, ибо само имя композитора в нашу эпоху не входит  ни в  десятку, ни в дюжину-другую самых известных и исполняемых композиторов и ничего не говорит  абсолютному  большинству и даже многим, уверена, многим профессиональным музыкантам кроме указанной категории специалистов. Во всяком случае, например, телеканал Культура, насколько могу судить, может быть, конечно, и ошибаюсь, - еще не  презентовал своей аудитории этого композитора в своих многочисленных специализированных программах, вообще редко обращаясь к барокко. Где "достал" Пахельбеля с его Каноном ре мажор-Александр Александров и  почему его вариант с прямым цитированием темы чужого произведения победил на общесоюзном  конкурсе на Гимн СССР- неведомые детали. Как  и  то, знал ли об этом Сталин-не стоит  считать его  профаном. Генералиссимус не  только  с  юности  писал стихи и собрал большую библиотеку, многие книги по  психологии, философии, языкознанию исчерканы его  пометками. Но хорошо  известно, что Сталин был  завсегдатаем Большого театра, не  пропуская  ни  одной  оперной  постановки, и это  сыграло свою роль в расцвете музыкального театра СССР с 30-до вплоть  80-х.гг 20 в. Зато усматривается  некая мистически-сокрытая связь с тем фактом, что бывший  семинарист, не  ставший священником, а  избравшим опасную стезю профессионального революционера, утвердил на конкурсе  на Гимн СССР композицию, содержащую в качестве основного мотива припева-сочинение  церковного композитора  барокко. 

Итак, в статье Википедии "Канон Пахельбеля" нажми, Читатель, на  кнопку Воспроизвести клип, и  если  умеешь по  нотам, приводящимся  здесь же,  а  и   без нот  узнаешь- напой припев  Гимна России. Аккордовая последовательность припева гимна совпадает с аккордами Канона ре мажор Иоганна Пахельбеля — классического произведения в стиле барокко, написанного в XVII веке: До-мажор, Соль, Ля-минор, Ми-минор, Фа-мажор.

На нотах смотреть выделенные  красным  цветом с надписью сверху:Theme-Тема, она  красным цветом  нот повторяется в партиях скрипок. Можно наигрывать на  фортепиано  или клавишах по указанной последовательности  нот Канона с одной  стороны-и  нот Гимна РФ с  другой и  пропевать припев  Гимна  Александрова, идентичность очевидна. С  первой ноты-ты узнаешь Гимн  России-это тема Канона ре-мажор Пахельбеля. Развитие  темы  совершенно  различно у Пахельбеля и  у Александрова, но Тема  едина, а это много! Плагиат или нет?-другой вопрос, выходящий за рамки этой  статьи.

Интересное совпадение:Композитор  Пахельбель был  уроженцем  немецкого  Нюрнберга, туда  же и перебрался  на закате  дней. А Гимн СССР был  написан и утвержден  в  1944г. За год до Нюрнбергского процесса победителей  над разгромленным  германским нацизмом. Случайно-неслучайные совпадения всегда  поражают воображение...
 
Можно также скачать с других  ресурсов и оригинальное произведение для скрипок и  генерал-баса Канона ре-мажор Пахельбеля, это  потрясающая  музыка, вполне барочная, звучащая  по  вивальдиевски, и по баховски. Есть и масса переложений  и обработок. Также советую послушать  и  экспрессивную современную поп-обработку. Есть и  рок-обработка, и версия для электрогитары. Аккордовая последовательность из «Канона в ре мажор» использована в шлягере Go West диско-группы Village People (1979)  Эта песня более известна в позднейшей интерпретации поп-дуэта Pet Shop Boys. Множество версий-на Muzofon. Мне больше  всего понравилась фортепианная версия, она и  на вики-странице, и на Музофоне -  звучит на редкость даже современно, свежо и  просветленно, можно слушать бесконечно. А можно  и разучить, кристальная мелодика этой пьесы и чеканный  аккомпанемент без затей-вовсе  несложны как для оригинального скрипичного, так и переложений для фортепиано, гитары и электрогитары, и доступна любителям. Ноты не  проблема найти в Сетевых  ресурсах. Она поднимает тонус!-как и Гимн Александрова, вот  что поразительно. Впрочем, сказывается ре-мажорная тональность. Причем, оригинальное  произведение звучит как и полагается барочному концерту  с его неповторимым узнаваемым   ароматом. Как общеизвестный  популярнейший цикл для камерного скрипичного оркестра  "Времена  года" Вивальди, к примеру. Или как скрипичные концерты Моцарта. А вот несколько измененная фортепианная версия-как современная ностальгическая пьеса или  даже кажется  подходит  в  качестве саундтрека  к  фильму.

Не все произведения Пахельбеля сохранились. Значительная часть архива погибла во время Второй мировой войны. Увы. Но Канон ре-мажор Пахельбеля-вошел в сокровищницу мировой музыки, как и другие сохранившиеся произведения. Как и влияние Мастера на формирование Иогана-Себастиана Баха. Как  и  зерно Гимна победившей коричневую чуму империи... Весомый след.

Уже в фортепианном  воспроизведении на  вики-странице Канона  мы  услышим как прекрасна эта  музыка.
Рукописи не горят. Великая  музыка  не меркнет.

27  апреля 2014г.
 

https://zera-cherkesov.livejournal.com/416401.html
 


Рецензии