Происхождение музыки гимна Александрова-гимна СССР

Происхождение музыки  гимна  Александрова-гимна  СССР и  России.

7 апреля 2014г. Луганск, Украина. Сумерки опустились над городом, но   центральная   площадь  полна  народу. Над  зданием областной администрации  развиваются российские   триколоры. Ведущий     заводит толпу радикальными призывами. Наконец  наступает  кульминационный момент  массовой мистерии:тысячи людей,  пришедших на  митинг с  требованием Референдума  о  воссоединении  братских народов  на площади  включают...нет, не  свечки, но   свои  мобильные  телефоны -площадь становится  некой картинкой  из  фантастического  фильма. Включают запись, мощные динамики  разносят  над  городом  хоровое исполнение совместно  образцового  гос. Хора и  тысячеголосого народа. Звучит  Гимн  Российской  Федерации.
Славься, Отечество!..
Затем следует массовое скандирование:Ре-фе-рен-дум!
«Вечерний гимн  в Луганске»-с   таким названием это действо   запечатлел  Ю  туб.

Несколькими  неделями ранее в  благословенной  Тавриде,  на крымском  полуострове в Симферополе  и  городе-герое  Севастополе  и других  городах и  при подписании воссоединения в  Москве,  повсюду  официально и  спонтанно  звучал Гимн России.
Наверное это  был  один из тех  нечастых,  но  памятных  исторических моментов,  когда  грань  между официозом и  народным  порывом стирается.

Мужской хор  Сретенского  монастыря исполнил а  капелла Гимн России  на  Открытии - и Сводный Детский  Хор  из тысячи  голосов -на  Закрытии  Зимних Олимпийских  Игр  в  Сочи. И  то, и  другое были впечатляющими зрелищами и яркими трактовками.


Гимн  России, музыка  Александрова- возвращенный президентом  РФ  В.В.Путиным-стал  практически хитом Русской весны-2014. 

Но  что  мы  знаем  об  обстоятельствах  появления  этого  гимна, кроме  имен автора  музыки(Александров)  и   стихов(С.Михалков  и Эль-Регистан  в советской  версии и снова, но уже  только  С.Михалков   в постсоветской РФ-версии)? Вот  и  все. Можно почитать  биографии  авторов, историю конкурса по  инициативе  Сталина, отменившего  затем  Интернационал  в  качестве  гимна  СССР-но  что это  даст для  понимания феномена: немеркнущего  по  силе  воздействия  этой великой  музыки?

Ведь тайна в этой  музыке есть! Ведь  не зря инициативу Путина  по  возвращению Гимна  Александрова  взамен  Патриотической песни  М.Глинки-поддержали  почти  100%  населения России,  кроме, как  водится,  диссиденствующей кучки, выражавшей  негодование.
При  всем  уважении  к  первому  национальному  русскому композитору Михаилу  Глинке(как  считается, что ошибочно:русская музыка  богата и  в доглинкинские  эпохи)-его  Патриотическая песня      «не прозвучала»  в России   в качестве  общенационального  гимна, даже  текста  так  и  не создали.   А  вот  гимн  Александрова даже в  наше время, не  говоря о  былых — поднимает  дух и  чаяния  нации и  звучит  музыкой возрождающейся империи.

В конкурсе на написании  музыки  гимна СССР участвовали и И.Дунаевский, первый  композитор страны,  писавший  музыку и  песни  ко всем  самым  кассовым  фильмам эпохи,  «советский  Моцарт»;  и  Д.  Шостакович,  признанный  при жизни  классиком советской  и мировой музыки.
Но  ни автор  Марша  энтузиастов, ни  автор  Седьмой Ленинградской симфонии не  вошли в  историю как авторы музыки Гимна  СССР.   

Им стал  так  и   оствшийся известным как автор  единственного-но  какого!- сочинения Александров.  Учитель сольфеджио...
Неведомый  гений? Что  ж, Иоганн  Себастиан  Бах тоже был малоизвестным церковным  органистом  и  учителем  музыки,  по  настоящему  открытым  миром только в  20  веке.

Но если  Александров  был  гениальным композитором, то  почему       осталась только эта  Песнь  Песней? «Гимн  Александрова».  Почему в 20  веке, будучи автором  государственного Гимна, победив Дунаевского, Шостаковича, многих других именитых композиторов, скромный учитель сольфеджио  больше  ничего не сотворил равного  по  масштабу? Загадка...Таланты, конечно, могут, к сожалению, со  временем  оскудевать, но всего  одно  сочинения  гения?!..

...Чтобы понять-перенесемся  мысленно в  парижский  храм.
 В 30-е  годы 20 в.
В    храме идет  служба, иерархи  читают  нараспев молитвы, душный аромат  ладана, прихожане  благоговейно склоняют  головы перед иконами. На органе церкви местный  органист исполняет медленный  григорианский  хорал. Атмосфера несколько  усыпляющая и гипнотизирующая.
И  вдруг!...
Что это?!
Еще  раз...
Не  может  быть!!
Да, точно. Но  как  возможно?!

Пожилой мужчина интеллигентного вида, с старомодной бородкой и в    пенсне,  неожиданно  резво выделяется из  толпы  прихожан  и спешит  к  служителям  церкви. Он с изумлением спрашивает  их:досточтимые, почему  в  вашем храме  исполняется  во  время  службы  революционный  гимн  «Интернационал»?!! Это что  за  богохульство  или шутка? 
Призывают  органиста, требуют  разъяснений. Тот  показывает  ноты.
На обтрепавшихся  нотных страницах, бесчетно  число раз стоявших  на пюпитре  у  не одного  органиста — образованный  мужчина  читает мелодию Интернационала...

Эту  историю я чуть  вольно изложила  в  форме  рассказа -но ,скорее всего, так  все  и происходило. Факт же остается  фактом: русский  религиозный  философ-белоэмигрант  Николай  Бердяев, в эмиграции,  стоя  на службе  под  сводами  парижского  храма ,  неожиданно  услышал  сквозь медлительный  григорианский хорал-отчетливый  мотив  Интернационала. Никакой  ошибки . Связь    старинного  церковного сочинения с пассионарным  гимном  революционеров всего  мира  -была явственной.
Самое интересное даже не в этом  артефакте. А  в  его распространности. Ибо  знатоки  истории музыки и  профессиональные   музыковеды сходу назовут вам массу аналогичных  историй. И  это  не  обязательно сознательный  плагиат.
В  своих статьях:  «О  реинкарнации  великих мелодий»(в которой  и о  Интернационале, и   о  самых  прославленных  песнях  Битлз и  др.вечных  хитах) и   «Истории    песни  Город  золотой  группы  Аквариум»-я  подробнее  излагаю концепцию подобных «реинкарнаций».

Но  вот не ожидала...Хотя  закономерно   в  рамках вышеназванной  же гипотезы  о  реинкарнациях вечных мелодий, возвращающихся неузнанными,  в  новых  обработках, осовремененные,  но становящиеся столь  же  востребованными  массами, как и  предшествующие  «инкарнации»-обличья.

Гимн Александрова-Александрову  принадлежит  не вполне!
Припев  -ядро  и  сердце песни-в точности  воспроизводит  тему  Канона  Пахельбеля.
Кого?! -Композитора  эпохи Барокко. Разумеется,  барокко! Как барочные  мотивы произведений  композиторов  средневековой  Европы оказались  в  основе и  всемирного коммунистического  гимн  Интернационал, и  едва не  самые  популярных песен  20 века  по данным Книги  рекордов Гинесса-Yesterdei и  Michel Битлз, и  произведшей  сенсацию  в позднем  СССР  и постсоветской  России, одна из самых востребованных  в  заявках радиостанций  песня   Город золотой(Под  небом голубым  есть  город золотой).

Как, и  гимн  СССР-РФ  Александрова?!-Да. Это гений не  только  Александрова, а  еще  и  самой чудесной  в  музыкальном  наследии эпохи  европейского барокко,  этого Клондайка музыкального  материала  на  все  последующие времена и  страны.

А  теперь, дорогой  читатель, открой сам  Википедию, статью Канон  Пахельбеля. Почитай и  о  самом  композиторе, ибо  рамки   и  содержание  этой  статьи уже не  вместят его биографию, отмечу только  влияние  на  И.-С.  Баха.
Нажми  на  кнопку Воспроизвести клип, и  если  умеешь по  нотам,-  приводящимся  здесь же,  а  и   без нот  узнаешь-напой припев  Гимна России. 
Можно также скачать с других  ресурсов оригинальный вариант  Канона, это  потрясающая  музыка, вполне барочная, звучащая  по  вивальдиевски, и  баховски. Также советую послушать  и  экспрессивную современную поп-обработку.  Но  уже в фортепианном  вопроизведении на  вики-странице мы  услышим как прекрасна эта  музыка.
Рукописи не горят. Великая  музыка  не меркнет.

27  апреля 2014г.


27.04.2014 01:23


https://zera-cherkesov.livejournal.com/335366.html


Рецензии