Читательский обзор. Огурцов-Задунайский. Апр-2014

Перенесено из - http://www.stihi.ru/rec.html?2014/04/26/7201

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОБЗОР. ОГУРЦОВ-ЗАДУНАЙСКИЙ (апрель 2014)

Провинциальные заметки или есть ли жизнь за лонгом.

Распогодилось. Вербная неделя с её ветрами окончательно разметала остатки зимней хмари, позволив снова с интересом всмотреться в звёздное небо в неистребимой надежде на халявные чудеса. Апрель 61 года превратил звёзды из несбыточной мечты в цель. Далёкую, но реальную. Апрель 2014 позволил увидеть ещё несколько новых на стихирском небосклоне, в галактике БЛК. И вот проявилась одна звёздочка, другая, третья... лучше, конечно, пять звёзд ( а было и восемь! ), но ГР волей регламента ограничил количество новых открытий. Однако чудеса случаются и случаются регулярно. Пасхальная неделя в плане чудес время особое. Вот и в апрельский лонг из отборочного тура для нерезидентов впервые попало пять авторов.
Надо сказать, в этом туре на редкость много мифологических историй (и созданий). Один из таких мифов, где дольше всего живёт улыбка и подарила нам Лю Пикалова http://www.stihi.ru/2013/11/20/760
Её Чеширский кот персонаж не столько даже мифологии, сколько кошачьей демонологии, существо порой дикое, порой неукротимое, также, как и память, дрессуре не поддающееся, но оставляющее свои метки в человечьем существовании в виде царапинок - на сердце ли, на ножке кровати... а растворяться он начинает с хвоста, когда ты забываешь сколько класть сахара в чашку твоего мужчины и какая из них его любимая.Но пока ты помнишь его улыбку - этот мужчина твой.
По моему нескромному мнению, эта работа - одна из тех находок, которые случаются на отборочных для нерезидентов. Так было с Дваждыдва - "Когда бы не стихи", так было с Лёшей Исхаковым в декабре 2013г. Наверно, появление таких вот авторов и оправдывает существование отдельного отборочного тура. Бывают исключения - в этом туре в том числе - когда автор попадает в лонг через номинацию ГР, получив свои "неты" на отборочных( гранмерси Владу Сергееву за номинацию). И наоборот - Наталье Эткеевой одни редакторы дружно сказали "да", другие же не менее дружно - "нет", не допустив даже до анучек, "на поговорить".
Мифологический слой проглядывает и в ещё одной работе, попавшей в лонг от новичков - у Натальи Крофтс http://www.stihi.ru/2012/04/19/3826
Он в столкновении двух стихий, огня и воды, символами которых являются дракон и потоп.Здесь и сейчас победила вода - стихия пассивная, но беспощадная. Сама же описываемая ситуация - эвакуация живущих из зоны ЧС при затоплении знакома жителям России и придунайских стран непонаслышке и довольно точно описана автором. Хаос, отсутствие порядка и осмысленных действий как со стороны спасателей, так и со стороны спасаемых привычны и удивления уже не вызывают. И средства отображения этого хаоса автор выбрал соответствующие ситуации. Да, нелогично. Да, путано и невпопад. Драконочка стоит одна на пристани у пирса и в то же время её погнали на ковчег. Добравшиеся до палубы птицы, люди и прочие милуются, несмотря на потоп. Но повторюсь, какова ситуация - таковы и средства её отображения- здесь, в своей нелогичности, полностью оправданные, на мой взгляд. Спорным мне видится упоминание в хаотическом контексте орды -высокоорганизованного воинского способа существования, не уступающего римскому легиону в плане организации.
А финал хорош. Дракон как властелин неба, привыкший быть в центре внимания, вдруг властелином быть перестал. Как так, он зовёт, а его не слышат! Ему не подчиняются! Он потерял не столько подругу,сколько своё место в иерархии мира и именно эту беспомощность автору удалось выразить наилучшим образом.
Мифология и мифосущности представлены, кроме того, и Кощеем у Алекса Трудлера, и Батькой - Водяным у автора Наталья Казанцева 2, и Летучим Голландцем у Василия Купрейчика, и Жанной д'Арк у Таниты Раш, и неразменной монетой у Хазрата, и, в какой-то мере, степью в гумилёвском её понимании у Лёши Исхакова и Анны - Марии Ситниковой. Можно ли отнести к мифологии историю Камы, представленную нам автором Буквая? Скорее всего, да. Никто из перечисленых здесь авторов в лонг не попал. Есть ли у этих произведений какие-либо достоинства, которые не дадут им раствориться в небытии? Разумеется, есть. Пусть даже это мастерское, изощрённое владение сбоями ритма и демонстративное игнорирование рифмического благозвучия в сказке про Батьку - Водяного. http://www.stihi.ru/2014/04/03/4236
Думаю, войдёт в анналы БЛК и фраза " И кастинг был среди фиалок, новопреставленных утопленниц своих".
Несколько иные достоинства у стихотворения "Смерть Кащея" Алекса Трудлера http://www.stihi.ru/2014/01/05/5769
Я бы сказал, что это миф - разоблачитель; миф - опровержение бытующих о Кащее представлений как о старом, чахнущем над золотишком существе. Здесь Кощей предстает перед нами хоть и немолодым, но деятельным мужчиной, непоседливым, пускающимся в авантюры, умеющим уговаривать молоденьких девиц, хотя бы даже и царского просхождения. Ему некогда пересчитывать наличность, попутно зарабатывая ревматизм/геморрой. Он весь в трудах, боях и походах и богатства ничто по сравнению с семейным счастьем - а по сути, с необходимостью быть единственно нужным для избранницы. И именно кощеевский романтизм выделяет данную работу из груды штампов.

Продолжу.
Мифов о Жанне д'Арк если и меньше, чем о короле Артуре, то ненамного. Тема эта весьма любима европейцами, в особенности французами. Чаще всего в подобных мифах Жанна не простушка из Домреми, а внебрачная дочь герцога как минимум. А то и короля. Чем же выделяется на их фоне работа Таниты Раш? http://www.stihi.ru/2014/03/27/4512
На мой просвещённый взгляд тем, что главный герой в нём костёр, а не девушка. "Сладкий пепел костра", "едкий голод огня", "цепкая боль костра", "скорбная плаха костра"... Именно костёр имеет право задавать вопросы, определяющие суть мифа - где же твой конь, твоя вера, твои вассалы, твоя душа. Ответов, впрочем, нет. В этом мифе победа осталась за огнём.
Как и Танита Раш, Хазрат в центр своей мифологемы ставит неодушевлённую сущность - неразменную монету. В отличие от привычных для нас пятаков и рублей главный герой здесь - серебряный шиллинг, в котором присутствует частица "Иудиного серебра", т.е. тех ,которыми расплатились с Иудой за предательство. Если легенд о самих монетах и их похождениях тоже достаточно, то мифов о происхождении таких монет мне до этого произведения не встречалось. В этот же миф оказались вплетены и части уже существующих - о святом Граале ( по версии автора монета, помещённая в чашу, теряет свойства неразменности, жертвенность Спасителя выше тяжести предательства), а также мифы Древней Греции о Хароне и о рождении Афродиты. Вообще-то говоря, вопросов по данному стиху немало. Частью они были заданы Татьяной Комиссаровой на ЛФР, на часть из них автор дал ответ - иногда парадоксальный (почему именно шиллинг), иногда ничего по сути не объясняющий, ссылаясь на авторский произвол или легенды о Иштар.
Вот ссылка на само произведение http://www.stihi.ru/2013/03/08/8918

 Хотелось бы упомянуть, раз уж пошла такая мифологическая тема, Виктора Коврижных. Многое из того, что он приносит на БЛК носит порой далеко неочевидный, но неоспоримый мифологический подтекст. И регулярно попадает в лонг именно с мифологизированными стихотворениями. Надо сказать эта его составляющая мне весьма импонирует, несмотря на приличную разницу наших гражданских позиций

~~~~~~~
Вопрос по ходу обсуждения (Кира Леонидова):

Здравствуйте, уважаемый Огурцов-Задунайский.
Ваша осведомлённость и равнение на лучшие обзоры, безусловно, вызывает уважение.
Что касается мифов как таковых, то я не особая поклонница мифологизированной поэзии. Исключением для меня является Катерина Канаки. Её знание предмета помогает ей избегать излишне вольного обращения с мифами, что сплошь и рядом происходит с большей частью подобных текстов.
У Виктора Кврижных хорошие стихи. Но то, что вами воспринимается как мифологический подтекст, мной воспринимается как некое "коммунистическое христианство". Ну, ничего не могу с собой поделать) не нравится мне такой подтекст.
Кстати, в стихе Таниты Раш, вопрос, прозвучавший так: "Где же теперь твоя вера, Жанна?!", обесценил стихотворение для меня.
Ибо что было смерь на костре, если не прямое доказательство её веры.

~~~
Ответ автора обзора:

 Поскольку в абзаце с верой упоминается Спаситель "Его власть над чернью и королями", то вера может однозначно трактоваться как религиозная, вера в Бога. Но есть такой момент. По Писанию веры размером с крупицу достаточно для того, чтобы сдвинуть гору, усмирить голодных хищников или погасить огонь в данном случае. Если у Жанны была хоть крупица веры, но она сделала сознательный выбор в пользу мученичества - одно дело. Если же сознательного выбора не было и Жанна сгорела потому что не было этой защиты- вопрос правомерен. Судя по всему, автор склоняется ко второму варианту. Во всяком случае, Господь допустил такое развитие событий, почему вопрос и возник. Французская историография трактует это событие как решающее и поворотное в Столетней войне, англичане, скрипя зубами, пытаются обойти либо замолчать и выдвигают на первый план иные версии своего поражения.

По поводу "коммунистического христианства" хотел бы сказать, что это далеко не самый худший проект из созданных людьми. То же самое бревно Ильича на коммунистическом субботнике уже мифологический объект, хотя не прошло и века.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Продолжение обзора:

Лёша Исхаков "Степь" http://www.stihi.ru/2013/08/06/7783
Степь одновременно и как пространстводля жизни, и как способ существования. Степь - это прежде всего горизонтальная коммуникация, смотрящий сверху вниз резко выделяется, видимый и очениваемый в том числе и в качестве объекта для агрессии. Поэтому позволить себе быть таким объектом могут только самые сильные, самые свирепые хищники. Таков ли ты, вопрошает Степь, хватит ли тебе характера быть ситуационно безжалостным, да просто хватит ли запаса жизненных сил не утонуть не раствориться в пространстве,остаться личностью.
Но есть и второй слов смыслов:
Посмотри, послушай и вылей свои чернила
Да сними на время свою "золотую цепь"
...дефицит объектов обычно рождает ценность...
...от обилия стимулов тесно смотреть и думать...
Здесь ГГ представляется мне как некий кот - баюн, с благословения Александра Сергеича разгуливающий по цепи. И Степь говорит ему : -не торопись акынствовать, научись видеть суть среди имитаций сути и не обращай внимания на яркость упаковки. Степь помогает ГГ отсекать "тёмный шум" рекламы, сводя на нет назойливость и многомиллиардный бюджет огромной отрасли.
Отчетливо, хотя и завуалированно антирекламный текст.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.