Небо
Есть небо над головой.
Как первый поцелуй на твоих губах,
Который всегда с тобой.
Недостижимо небо, словно мечта.
Достигнешь - конец мечте.
На грешной земле - сует суета.
На небе не быть суете.
А безбрежное небо - одно для всех.
И небо – только твоё.
Твоё искупленье. И твой тяжкий грех.
Стремленье твоё в полёт.
И небо тебя не предаст никогда.
Будет всегда над тобой.
На холмик земли с неба капли дождя
Небесной падут слезой.
Свидетельство о публикации №114042608661
Господи
Благодарю Тебя
Ты рушишь над нами всё, что мы строим,
Чтобы мы увидели небо.
Райнер Мариа Рильке
В этих плоских краях то и хранит от фальши
сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для слуха пространство всегда помеха:
глаз не посетует на недостаток эха.
И.Бродский
*
Благодарю Тебя, что Ты меня оставил
С одним Тобой,
Что нет друзей, родных, что этот мир лукавый
Отвергнут мной,
Что я сижу одна на каменной ступени
- Безмолвен сад -
И устремлен недвижно в ночные тени
Горящий взгляд.
Что близкие мои не видят, как мне больно,
Но видишь Ты.
Пускай невнятно мне небесное веленье
И голос Твой,
Благодарю Тебя за эту ночь смиренья
С одним Тобой.
А.Герцык.
У Аделаиды Герцык вообще замечательные религиозные стихи.
*
[Памяти А. К. Герцык]
[Играй, Адель,
Не знай печали.
Пушкин]
И голос окликнул тебя среди ночи,
и кто-то, как в детстве, качнул колыбель.
Закрылись глаза. Распахнулись очи.
Играй, Адель! Играй, Адель!
Играй, Адель! Не знай печали,
играй, Адель, - ты видишь сны,
какими грезила в начале
своей младенческой весны.
Ты видишь, как луна по волнам
мерцающий волочит шарф,
ты слышишь, как вздыхает полночь,
касаясь струн воздушных арф.
И небо - словно полный невод,
где блещет рыбья чешуя,
и на жемчужных талях с неба
к тебе спускается ладья...
И ты на корму, как лунатик, проходишь,
и тихо ладьи накреняется край,
и медленно взором пустынным обводишь
во всю ширину развернувшийся рай...
Играй, Адель! Играй, играй...
С.Я.Парнок
*
Вообще, ага, преемственность поколений эта полупрерванная:
«Забыла тальму я барежевую.
Как жаль!» — сестре писала ты.
Я в тонком почерке выслеживаю
Души неведомой черты.
Ты не умела быть доверчивою:
Закрыты глухо а и о.
Воображением дочерчиваю
Приметы лика твоего.
Была ты тихой, незатейливою,
Как строк твоих несмелый строй.
И все, что в сердце я взлелеиваю,
Тебе б казалось суетой.
Но мне мила мечта заманчивая,
Что ты любила бы меня:
Так нежен завиток, заканчивая
Вот это тоненькое я.
С.Я.Парнок
*
Весенним солнцем утро это пьяно,
И на террасе запах роз слышней,
А небо ярче синего фаянса.
Тетрадь в обложке мягкого сафьяна;
Читаю в ней элегии и стансы,
Написанные бабушке моей.
Дорогу вижу до ворот, и тумбы
Белеют четко в изумрудном дерне.
О, сердце любит сладостно и слепо!
И радуют пестреющие клумбы,
И резкий крик вороны в небе черной,
И в глубине аллеи арка склепа.
Анна Ахматова
*
Я сошла с ума, о мальчик странный,
В среду, в три часа!
Уколола палец безымянный
Мне звенящая оса.
Я ее нечаянно прижала,
И, казалось, умерла она,
Но конец отравленного жала,
Был острей веретена.
О тебе ли я заплачу, странном,
Улыбнется ль мне твое лицо?
Посмотри! На пальце безымянном
Так красиво гладкое кольцо.
Анна Ахматова
*
:P
Насчёт недостижимого неба
Что это значит — «седьмое небо»?
Ярус, идущий в глубь высоты?
Что-то вроде райка в театре,
Энтузиастов тесный предел?
Есть свое небо и у амебы,
С сонмом своих амебных святых,
Есть и герои, и Клеопатры,
Пафос любви и безумных дел.
Скучно, ах, скучно жить под небом,
Даже, пожалуй, скучней под седьмым.
С.Я.Парнок
Агата Кристи Ак 24.07.2014 00:53 Заявить о нарушении
-Это, щас опять передачу с намёками на Гитлера слушала, хочу поделиться.
Вот Гитлер этот, если он только хотел оказаться успешным и самым главным, ему незачем было так себя противопоставлять всему миру, ему гораздо проще и выгоднее было бы войти с миром в долю. Он был бешено талантлив в той же самой психологии, занял бы высокий поэтому пост... ...я глюки и состояния ловила, о которых я думаю, что и Гитлер их тоже ловил. Я не могу себе представить, чтобы на этот кошмар можно было нарваться из одного желания успешности, власти, выгоды. Там такой ад кромешный и настолько долгий, что и жить не надо, не надо ни выгоды, ни власти и вообще ничего. Что ж он пёр и пёр как танк то ли за гордость какую-то, то ли за страну, или никто точно не знает, за что; но я убеждена тем не менее, что он упёрто пёр абсолютно непроходимою местностью психологической, когда по всему и прежде всего по выгоде ему надо было бы эту территорию кружной дорогой обойти.
И вот, Гитлер пишет, что евреи такие сволочи, которые знают уже что им надо; эта их надобность расходится с надобностью Германии; и ничего нереально им доказать, потому что они с тобой спорят не для того, чтобы - возможно - поменять своё мнение - а только чтобы насколько получится тебя сбить с толку.
Допустим, то есть точно, есть какая-то еврейская политика в мире... Есть организации, в которые все поголовно евреи не входят, но в которые входят только евреи, и вот такая организация или организации в Гитлеровской Германии занимались.
Так вот, то ли все евреи, собый в мире талантливый определённым образом народ - как и все народы особым образом талантливы, каждый по-своему
то ли больш'ую часть евреев вообще, то ли представителей этих организаций можно, по признаку, описываемому Гитлером, поделить на две категории.
Я говорю о том обвинении Гитлера, что евреев ни в чём нельзя убедить.
Так вот в баню неясно:
1.Не то ли Гитлер какое-то количество таких своих собеседников не мог убедить в простых таких категориях "Германия должна быть процветающей, с весом на мировой политической арене, с великой развивающейся культурой" - от собеседников как отскакивало, потому что собеседники желали Германии всего прямо противоположного, и это Гитлера в бешенство приводило.
2.Не то ли Гитлер, согласно своей теории изложенной в "Моей Борьбе" очень хотел преворатить народ в массы, чтобы из каждого человека мозги вынуть, пять простых лозунгов вместо мозгов вложить; и всех людей короткою ли, длинною ли беседой можно было "убедить" таким образом, и только очень уж большое количество евреев "убедить" таким образом было нельзя. Как Гитлер пишет в "Моей Борьбе", бывает, проговоришь заполночь, и как будто совсем с тобой согласились - а утром опять при своём как не было.
Я думаю, что ситуаций первой и второй категорий было поровну.
Вот это-то мне и непостижимо. Если Гитлеру ничто не значил человек; ничего не значила национаьная великая культура, которую ведь творить и воспринимать могут только вменяемые люди - зачем этот Гитлер такую жизнь устроил себе адскую? Устроить такую жизнь себе была единственная причина: борьба за вободу человеческого духа, за человека в полный рост.
Но если Гитлер боролся за свободу человеческого духа, как же он уйму евреев в концлагеря закрыл, а уйму немцев сделал абсолютно и необратимо безумными?
Вот скажи, вот что ты об этом думаешь.
*
-Ну, вот достигнешь, неба, тогда и будешь расстраиваться, а то что ж ты как-то заранее.
Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.
Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.
Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.
Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною,
В штурвал вцепляется — другою.
Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.
И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.
Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря —
О том, что где-то есть окраина —
Туда, за тропик Козерога! —
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.
Николай Гумилёв
*
Помню куртки из пахучей кожи
И цинготный запах изо ртов...
А, ей-Богу, были мы похожи
На хороших, честных моряков.
Голодали, мерзли - а боролись.
И к чему ж ты повернул назад?
То ли бы мы пробрались на полюс,
То ли бы пошли погреться в ад.
Ну, и съели б одного, другого:
Кто бы это видел сквозь туман?
А теперь, как вспомнишь, - злое слово
Хочется сказать: "Эх, капитан!"
Повернули - да осволочились.
Нанялись работать на купца.
Даже и не очень откормились -
Только так, поприбыли с лица.
Выползли на берег, точно крабы.
Разве так пристало моряку?
Потрошим вот, как на кухне бабы,
Глупую, вонючую треску.
А купец-то нами помыкает
(Плох сурок, коли попал в капкан),
И тебя не больно уважает,
И на нас плюет. Эх, капитан!
Самому тебе одно осталось:
Греть бока да разводить котят.
Поглядишь - такая, право, жалость.
И к чему ж ты повернул назад?
В.Ф.Ходасевич
*
И небо тебя не предаст никогда.
Будет всегда над тобой.
Ага, тоже, вот, небо над Болконским. С одной стороны, искал чего-то такого духовного, погиб, обидно, ведь интересно, до чего ещё дальше бы доискался. А с другой стороны хорошо погиб, как-то... эпически... и небо над головой такое громадное, а не погиб бы, мог бы вдруг во что-нибуд кошмарное выродиться и преобразиться в жизни.
Смерть
Есть так много жизней достойных,
Но одна лишь достойна смерть,
Лишь под пулями в рвах спокойных
Веришь в знамя Господне, твердь.
И за это знаешь так ясно,
Что в единственный, строгий час,
В час, когда, словно облак красный,
Милый день уплывет из глаз,
Свод небесный будет раздвинут
Пред душою, и душу ту
Белоснежные кони ринут
В ослепительную высоту.
Там Начальник в ярком доспехе,
В грозном шлеме звездных лучей,
И к старинной, бранной потехе
Огнекрылых зов трубачей.
Но и здесь на земле не хуже
Та же смерть — ясна и проста:
Здесь товарищ над павшим тужит
И целует его в уста.
Здесь священник в рясе дырявой
Умиленно поет псалом,
Здесь играют марш величавый
Над едва заметным холмом.
Николай Гумилёв
*
Вступление
Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
И твое раскрывая Евангелье,
Повесть жизни ужасной и чудной,
О неопытном думают ангеле,
Что приставлен к тебе, безрассудной.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древней Евразии
Исполинской висящая грушей.
Обреченный тебе, я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;
О деревнях с кумирами древними,
Что смеются улыбкой недоброй,
И о львах, что стоят над деревнями
И хвостом ударяют о ребра.
Дай за это дорогу мне торную,
Там, где нету пути человеку,
Дай назвать моим именем черную,
До сих пор не открытую реку.
И последняя милость, с которою
Отойду я в селенья святые,
Дай скончаться под той сикоморою,
Где с Христом отдыхала Мария.
Николай Гумилёв
*
Солнце духа
Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезарном бое,
О рокочущей трубе побед.
Как могли мы… но еще не поздно,
Солнце духа наклонилось к нам,
Солнце духа благостно и грозно
Разлилось по нашим небесам.
Расцветает дух, как роза мая,
Как огонь, он разрывает тьму,
Тело, ничего не понимая,
Слепо повинуется ему.
В дикой прелести степных раздолий,
В тихом таинстве лесной глуши
Ничего нет трудного для воли
И мучительного для души.
Чувствую, что скоро осень будет,
Солнечные кончатся труды
И от древа духа снимут люди
Золотые, зрелые плоды.
Николай Гумилёв
Агата Кристи Ак 24.07.2014 00:54 Заявить о нарушении
«Это слышал я уже однажды от тебя, – отвечал ученик, – и тогда ты прибавил еще: „но поэты слишком много лгут“. Почему же сказал ты, что поэты слишком много лгут?»
«Почему? – повторил Заратустра. – Ты спрашиваешь, почему? Но я не принадлежу к тем, у кого можно спрашивать об их „почему“.
Разве переживания мои начались со вчерашнего дня? Давно уже пережил я основания своих мнений.
Мне пришлось бы быть бочкой памяти, если бы хотел я хранить все основания своих мнений.
Уже и это слишком много для меня – самому хранить свои мнения; и много птиц улетает уже.
И среди них нахожу я и залетного зверька в моей голубятне, он мне чужой и дрожит, когда я кладу на него свою руку.
Но что же сказал тебе однажды Заратустра? Что поэты слишком много лгут? – Но и Заратустра – поэт.
Веришь ли ты, что сказал он здесь правду? Почему веришь ты этому?»
Ученик отвечал: «Я верю в Заратустру». Но Заратустра покачал головой и улыбнулся.
Вера не делает меня блаженными – сказал он, – особенно вера в меня.
Но положим, что кто-нибудь совершенно серьезно сказал бы, что поэты слишком много лгут; он был бы прав – мы лжем слишком много.
Мы знаем слишком мало и дурно учимся, поэтому и должны мы лгать.
И кто же из нас, поэтов, не разбавлял бы своего вина? Многие ядовитые смеси приготовлялись в наших погребах; многое, чего нельзя описать, осуществлялось там.
И так как мы мало знаем, то нам от души нравятся нищие духом, особенно если это молодые бабенки.
И даже падки мы к тому, о чем старые бабенки рассказывают себе по вечерам. Это называем мы сами вечной женственностью в нас.
И как будто существует особый, тайный доступ к знанию, скрытый для тех, кто чему-нибудь учится: так верим мы в народ и «мудрость» его.
Все поэты верят, что если кто-нибудь, лежа в траве или в уединенной роще, навострит уши, то узнает кое-что о вещах, находящихся между небом и землею.
И когда находят на поэтов приливы нежности, они всегда думают, что сама природа влюблена в них —
И что она подкрадывается к их ушам, чтобы нашептывать им таинственные, влюбленные, льстивые речи, – этим гордятся и чванятся они перед всеми смертными!
Ах, есть так много вещей между небом и землей, мечтать о которых позволяли себе только поэты!
И особенно выше неба: ибо все боги суть сравнения и хитросплетения поэтов!
Поистине, нас влечет всегда вверх – в царство облаков: на них сажаем мы своих пестрых баловней и называем их тогда богами и сверхчеловеками —
Ибо достаточно легки они для этих седалищ! – все эти боги и сверхчеловеки.
Ах, как устал я от всего недостижимого, что непременно хочет быть событием! Ах, как устал я от поэтов!
Пока Заратустра так говорил, сердился на него ученик его, но молчал. Молчал и Заратустра; но взор его обращен был внутрь, как будто глядел он в глубокую даль. Наконец он вздохнул и перевел дух.
Я – от сегодня и от прежде, – сказал он затем, – но есть во мне нечто, что от завтра, от послезавтра и от когда-нибудь.
Я устал от поэтов, древних и новых: поверхностны для меня они все и мелководны.
Они недостаточно вдумались в глубину; потому и не опускалось чувство их до самого дна.
Немного похоти и немного скуки – таковы еще лучшие мысли их.
Дуновением и бегом призраков кажутся мне все звуки их арф; что знали они до сих пор о зное душевном, рождающем звуки!
Они для меня недостаточно опрятны: все они мутят свою воду, чтобы глубокой казалась она.
И они любят выдавать себя за примирителей; но посредниками и смесителями остаются они для меня и половинчатыми и неопрятными.
Ах, я закидывал свою сеть в их моря, желая наловить хороших рыб, но постоянно вытаскивал я голову какого-нибудь старого бога.
Так алчущему давало море камень. И сами они могли бы вполне произойти из моря.
Несомненно, попадаются перлы у них; тем более похожи сами они на твердые раковины. И часто вместо души находил я у них соленую тину.
У моря научились они тщеславию его: не есть ли море павлин из павлинов?
Даже перед самым безобразным из всех буйволов распускает оно свой хвост, и никогда не устает оно играть своим веером из кружев, шелка и серебра.
Тупо смотрит буйвол, в своей душе близкий к песку, еще более близкий к тине, но приближающийся больше всего к болоту.
Что ему красота, и море, и убранство павлина! Это сравнение привожу я поэтам.
Поистине, самый дух их – павлин из павлинов и море тщеславия!
Зрителей требует дух поэта – хотя бы были то буйволы!
Но я устал от этого духа; и я предвижу время, когда он устанет от самого себя.
Я видел уже поэтов изменившимися и направившими взоры на самих себя.
Я видел приближение кающихся духом: они выросли из них. —
Так говорил Заратустра.
Матвеев Юрий 26.07.2014 15:35 Заявить о нарушении