О... и словах - отрывок

    ...Разобрав основные вопросы и решения жизни и смерти - и так и не найдя утешения - не хочется заканчивать рассказ всё хающим мизантропом. Всё-таки есть ещё один взгляд, так или иначе отражённый в религиях, в некоторых философиях. Дело... в некотором изначально неверном посыле, фундаменте. "Мы вообще не должны были быть здесь". Речь идёт о...преувеличенном внимании к себе в целом. Некое всем известная буква "я" - возникшая, и опухолью развивающаяся в течении жизни. Есть ты, а, значит, есть и твоя история, и твоя какая-то ценность, и цель... По сути - есть объект КАК ТАКОВОЙ - и неизбежно - НЕИЗБЕЖНО - приобретающий в осознании начало и конец, жизнь и смерть. Но достаточно щёлкнуть пальцем, сдуть с ладоней - и всё исчезает... Печали, поиски, разочарования и истерики. "Забудь о себе - и ты не будешь бояться". Забыть (растворить, сдуть, отказать в существовании) - СЛОВО Я - и исчезает само понятие, размывается тот фундамент, на котором покоится ложное, высоченное, громоздкое здание наших тревог, горечи и обманутых надежд. "В начале было Слово" - в начале... чего? В данном случае - в начале окристаллизации, затвердевания некоего текучего неизъяснимого потока в твёрдое, но хрупкое вещество - уязвимое, смертное по определению - потому-что оно НАЗВАНО - в нашем сознании оно ЕСТЬ. Но значит, его может не быть. Весь подвох в Словах - предвидя досадные обвинения, что такой подход является тем же самовнушением -  "Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет" - соглашусь лишь отчасти. Безусловно, само явление не исчезнет - будут и рождения и смерти - но для нашего восприятия, а мы ведём речь именно о мыслях человека о жизни, о своей судьбе, не касаясь пока бессмертия как такового - для восприятия сознанием и душой эти вещи станут... чем-то другим - свободно и естественно меняющимися, невысказанными явлениями. "Вода в чайнике - чайник, вода в стакане - стакан, и лишь лёд может иметь свою застывшую форму. И его можно разбить". Так что идея о движении как смысле жизни не так уж и глупа, глупой её делают сами люди, слишком поверхностно её воспринимая. И тут стоит поговорить о силе Слова вообще.
     Приведя строчки Шекспира о розе, и соглашаясь с ними, мы не выходим за рамки обычного представления о мире, предлагая свою концепцию, действительно, как успокоительное для ума - с более-менее имеющейся претензией на истинность. Это не мало - все перечисленные выше варианты держатся на том же, кого-то и в самом деле успокаивая. "Красно и сладостно паденье за Отчизну" - ещё один, очень вдохновенный. "Всё остаётся людям" - ещё один. Так вот - вспоминается притча, в которой некий недотёпа-поэт встретил льва - и льву его советник шепнул, что это - Поэт, и он воспоёт львиные подвиги. Осыпанный милостями поэт имел глупость поплестись ко льву на следующий день, где тому шепнули, что это - завтрак. Так что Слово - могущественно, и...  даже волшебно. "В оный день, когда... солнце останавливали словом, словом разрушали города". Вполне возможно так и было - когда слово было редкостью, когда за ним пряталось намерение, чистая детская вера в чудеса, и сочетание произносимых звуков творило вселенные. Вспомним и знаменитую Абракадабру, и заговоры, и молитвы. И статуи Пасхи передвигались, и пирамиды строились, по преданием, с помощью звука. На самом деле, так и было и есть. Вселенная так же чутка к Слову, как и раньше. Но... мы изменились, рассматривая, условно говоря, компьютер как давилку орехов. Превратя магию в трёп, взамен получая его же, и даже хуже:
     Сам наш мир слов, с мозгами, ими наполненными - трагично ущербен, слеп. Собственно, в итоге, мы видим слова - а не предмет, не явление. Простой пример - дерево. Мы его видим - "так, тут дерево" - и думаем о своём. В лучшем случае - рисуя, восхищаясь - мы всё равно знаем, что это дерево как дерево, не кусается, полезное, но, в общем-то, бестолковое, потому как разговаривать не умеет. ("Как можно жить, не читая Достоевского! - Ну, не знаю, Пушкин жил"). А вот если не знаем мы, что это "Дерево" - то перед нами вдруг таинственный зелёный великан, дышущий, интересный, непредсказуемый. И кто-то начинает общаться с ним - и он отвечает, раскрывается, оживает - и вдруг перестаёт быть деревом, становясь кем-то...чем-то...Не менее достойным этого мира, чем и ты. Происходит петрушка, как в рассказе Честертона о патере Брауне - секретарь, гримируясь, водил за нос своего начальника, потому-что тот на него никогда не глядел - ему достаточно просто было знать, что он секретарь. Словно их выпускает фабрика, знал одного - знаешь всех. Ан нет... В целом же людям иногда и знать не надо - есть подсказанный образ, чужой штамп, ярлык. "Надевая на меня ярлык - ты убиваешь меня..." Человечество, действуя таким образом, и убивает и обедняет  и - мир, и - себя.
     И наоборот - стоит пожонглировать, поэкспериментировать со Словом, так же, как выше с деревом, - убирая Слово, а с ним и ожидаемый результат в восприятии - получаются неожиданные вещи. Невысказанные, но вполне себе осознаваемые. Кажется, философ Лосев утверждал, что человек не может не говорить (имея ввиду внутреннюю болтовню), иначе всё рассыпится в хаос. Нет. Скорее, хаос закончится. Приведём сразу примерчик, для веселья. Скорочтение - это именно восприятие текста глазами, при полной остановке внутреннего прочтения, который въелся с детских лет, когда мы учились читать по слогам, проговаривая - и который негромко так и звучит в голове, тормозя и мутя текст. Стоило учить, и сейчас учиться, воспринимать текст чисто глазами, их памятью - букв и слов - с хрустальным безмолвием в голове, и скорость восприятия теста возрастает с бешеной скоростью. Именно восприятие - а не прочтение - так как осознаёшь написанное каким-то другим, незнакомым образом. Совершенно понятна подозрительность по отношению к скорочтению - что, мол, можно понять и почувствовать из скороговорки! Верно - ничего. Ошибочен сам термин - не "скорочтение", а, скорее, "ви'дение" текста, понимание его смысла. Тут видишь, что часто на целый абзац - одна мысль, обляпанная несчастными потугами автора предложениями, как ракушками. (Особенно, в прозе - в поэзии-то там слово как  абзац). Если описания - действий героев, природы - видишь сами картины - мгновенно, целиком - потому-что  летящий как ветер глаз уже схватил и начало и конец. И видишь, и ощущаешь - потому-что освобождённое восприятие сразу услужливо зажигает в памяти звуки, ощущения, чувства - как во сне. И погружаешься в призрачный мир с головой, и одновременно свободен от него, ибо никто не отвлекает бубнежом мозг. Вот вам и скороговорка.
    В этом случае - а здесь я описал один из эффектов, собственно, внутреннего безмолвия - происходит некоторое раздвоение сознания - и старое, и неожиданно ошеломляюще хлынувшее другое - мощное и неудержимое - видимо, искони присущее нам, трагически забытое. У меня есть стишок на эту тему - про мастера и подмастерье - думаю, теперь он будет достаточно понятен.
Есть и короткое продолжение -
     Так и работают - мастер на стуле
     В небо из трубки пуская колечки,
     Молча глядит, как безбашенной пулей
     Он же безумно гоняет по встречке.
Так не бывает? Что ж, попробуйте. А пока вернёмся к теме Слова как восприятия.
    
     Слово - и восприятие его организмом. Итак, допустив, что Слово могущественно - естественно допустить, что так же сильно оно действует и на нас же самих. И, вспоминая примерчик с деревом, получается та же картина - не НАЗЫВАЯ в сознании, уме явление - мы не восстанавливаем и ШТАМП, приклеенный к нему. Штамп, разросшийся как город, и так же застывший в пространстве и времени. Штамп, в котором есть эмоции, мысли и чувства - не обязательно наши личные - но становящиеся нашими. И есть в нём - ОЖИДАНИЕ именно того, чем он НАЗВАН. И вот Слово превращается в действующее орудие, но уже направленное на нас. И опять сразу примерчик, чтобы не разводить понятийный кисель. Слово "Холод" - и... холодно, паника, дрожь, воротник повыше - ан всё равно - зябко... Но вот откажите ему в этом названии - да, какое-то ощущение, что-то происходит, но как-то уже...отстранённо. И даже вроде и не так холодно, на самом деле... Пожалуй, воротник расстегну - здравствуй, друг-ветер!
     Йоги спят на снегу, кто-то ходит по углям - тренировка. Кто-то говорит себе - "я уже стар", а кто-то молчит - и носится вприпрыжку. А кто-то говорит - "Встань и Иди!" Таким образом, из пустых, обычно ничего не значащих пересудов на кухне мы немножко приоткрыли занавесочку в Неведомое. Это - уже Магия, реальное волшебство, изменение реальности. Работа со Словом:  Отсутствие Слова - или же - Наполнение Слова не воздухом, а плазмой настоящего намерения - это инструмент Магии, основной - чуть ли не единственный - и пусть вас не пугает экзотичность данного слова. Всё это есть и в религиях, в гипнозе, в самовнушении, и... оно растворено всюду. "Ткни в любого человека - и получишь мага". В конце-концов, - "Как вы яхту назовёте..." Так уж получилось, что человек больше Думает о мире, чем непосредственно им живёт, и жизнь его - непрерывающийся поток сознания, воображения, воспоминания и ожидания и проч. - и, видимо, неадекватно и искаженно отражающий мир, превращая его из дома в тюрьму, из радости - в горе, из вечной молодости - юное старение. "Вы все живёте в мире грёз..." (к.ф."Матрица")
     Да-а... А ещё там была фраза, что - "Знать путь, и пройти его - не одно и то же". И осознание этих вещей - только росток, сладкая пилюля, но - кратковременная, заглушаемая мощными волнами душевной боли, саморефлексии, льющейся отовсюду, неподвижным смогом вися в воздухе, настойчиво заполняя лёгкие. И всё-таки - "Каков вопрос - таков ответ, какая боль - такая радуга..." Если кажется, что всё это так - имеет смысл не опускать руки...


Рецензии