спасибо дяде ТОМу
за крейсер флагманский Москва,
за то зерно в момент суровый,
нуждалась Крымская земля.
и как Гвардейский Севастополь,
не потеряв своих корней,
за изгордь,где Ярс и Тополь,
есть дух Российских кораблей.
ТОМ :Толкачев Олег Михайлович
Олег Толкачев: «Событие, сравнимое с полетом Гагарина»
Правительство России поручило шефствовать над Крымом и Севастополем (он стал городом федерального значения, как Москва и Петербург) ряду областей Центрального федерального округа. Однако у них и раньше были шефы из России - правительство Москвы. О том, как начиналась эта большая работа, что было сделано, главному редактору «Мира новостей» Николаю Кружилину рассказал Олег Толкачев, занимавший в те годы должность первого заместителя премьера правительства Москвы, руководителя Комплекса по экономической политике и имущественно-земельным отношениям.
Сегодня Олег Михайлович работает в крупной компании, занимающейся информационными технологиями, курирует ее научно-исследовательский центр. Толкачев - лауреат Госпремии России в области науки и техники, завкафедрой факультета управления крупными городами Международного университета в Москве.
- Как начиналось шефство Москвы?
- В феврале 1994 г. в Москву приехал командир вертолетоносца «Москва», капитан первого ранга Владимир Иванович Богдашин, он встретился с мэром Москвы.
- Тот самый Богдашин, который отдал приказ на таран американского крейсера?
- Тот самый - Владимир Иванович Богдашин. Это произошло в 1988 г., когда Богдашин был капитаном второго ранга, командиром сторожевого корабля «Беззаветный». Крейсер США «Йорктаун» вторгся в территориальные воды СССР. Богдашин пошел на таран, хотя его сторожевик был втрое меньше американского крейсера. Американцы после этого быстро убрались восвояси. Так вот Богдашин обратился к мэру столицы с просьбой о помощи для флота. Запросы были простые - обувь, одежда, питание. В Севастополь отправилась делегация мэрии, я вошел в ее состав. Помогли. Потом появилась идея: у нас 10 префектур. Почему бы каждой не взять шефство над кораблями Черноморского флота? Взяли! Потом и по два взяли, в общем, вся эскадра флота оказалась под московским шефством. Затем встал вопрос: разве достаточно ботинок, консервов? Что еще? Жилье! Построили дом для офицеров крейсера «Москва» (всего в Севастополе Москва для моряков построила более двух тысяч квартир), детсад. Потом отремонтировали штаб флота. Над зданием штаба взвился огромный триколор.
- Символический жест - своего рода психологическая подготовка к воссоединению с Россией!
- Ну, тогда еще об этом только мечтали. Потом началось массовое, «народное» движение. К нам стали приходить предприниматели, предлагавшие помощь Севастополю, - с фабрик «Красный Октябрь», «Парижская коммуна», «Горизонт» и других. Отремонтировали Дом офицеров флота, здание Матросского клуба на площади Ушакова. Создали филиал МГУ. Преподаватели из Москвы прилетали, работали вахтовым методом. Сегодня филиал МГУ - это лучший вуз в Крыму. Москва построила лучшую в Крыму школу №8 в Севастополе - московские учебники и учебные программы. Была очередь на поступление. Севастополь тогда называли одиннадцатой префектурой Москвы.
- И всей этой большой работой руководили вы?
- Руководил работой мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, я был координатором, работали же многие. Владимир Иосифович Ресин курировал строительные дела, Людмила Ивановна Швецова - социальные. Префекты и министры работу вели. Люди увидели, что Москва решает их повседневные проблемы, не болтает, а делает. Москва реально укрепляла российское влияние в Крыму.
- Расскажите подробнее о шефстве над крейсером «Москва».
- Был такой корабль «Слава» - ударный крейсер. В начале 1990-х гг. его поставили на ремонт в Николаеве, но вскоре развалился Союз, о корабле забыли, так он и ржавел на стапелях. Мы решили взять над кораблем шефство. Приехали к тогдашнему главкому российского ВМФ адмиралу Феликсу Николаевичу Громову, попросили дать крейсеру новое имя - «Москва». Он дал добро. Надо было довести ремонт до конца, найти команду и командира. Обратились к Владимиру Ивановичу Богдашину. Он согласился, поехал в другой город, поселился на мертвом, холодном железе, начал заниматься ремонтом. С ним в Николаев переехала значительная часть его офицеров. Деньги на ремонт выделила Москва, корабль отремонтировали. Он пришел в Севастополь, где его на заводе им. Орджоникидзе довели до кондиции. Сейчас гвардейский ракетный крейсер «Москва» - флагман Черноморского флота.
- Говорят, чтобы служить на этом крейсере в очередь записываются.
- Насчет очереди не знаю, но многие москвичи действительно просятся на этот корабль. У меня крестник там служил. Вообще служба на флоте сложнее сухопутной - уставы жестче, долгие морские походы. Бывали случаи, когда из флота в армию переходили. Из армии во флот - такого не было. Когда Москва начала строить жилье в Севастополе, сначала туда потянулись молодые флотские офицеры, обычно стремившиеся на Камчатку, на Север. А потом и армейцы стали проситься на флот, чего раньше не бывало. Крейсер «Москва», жилье, университет - вот тот треугольник, на котором держалось наше шефство. Был создан полный цикл для россиян в Севастополе. От детсада, школы до МГУ. Активно работал фонд «Москва - Севастополь». Президентом фонда был адмирал Виктор Андреевич Кравченко, бывший командующий Черноморским флотом, впоследствии начальник Главного штаба ВМФ. Фонд решал социальные вопросы в Севастополе, оказывал поддержку морякам других флотов.
- Как бы вы объяснили события, происходящие сегодня на Украине?
- Их невозможно понять вне исторического контекста. Запад всегда стремился вовлечь Украину в сферу своего влияния. Когда участники евромайдана в Киеве устраивали погромы, захватывали здания, западные страны аплодировали, на Украину приезжали министры иностранных дел Литвы, Польши, Германии - стран, которые всегда хотели подчинить себе Украину. Западные области Украины не прочь стать частью Евросоюза, восточные не хотят. На востоке и юге Украины преобладает русское население, оно не хочет становиться частью чуждой им цивилизации.
- То же и в случае с Крымом произошло.
- Да. Я много раз бывал в Крыму, все время видел там плакаты с надписями: «Россия, возьми нас к себе!», «Севастополь. Крым. Россия». Жители Крымского полуострова никогда не хотели жить по канонам западной цивилизации, отсюда и результаты референдума - 97% крымчан проголосовали за возвращение в Россию. На наших глазах произошел колоссальный геополитический сдвиг. Впервые за 20 лет Восток начал собирать свои земли.
- Что было бы, если бы Россия не приняла к себе Крым?
- Ничего хорошего! В Крыму был бы американский флот, российский флот вынужден был бы оттуда рано или поздно уйти. Россия навсегда потеряла бы лучшую гавань на Черном море. Кавказского побережья России недостаточно для базирования там всего Черноморского флота. Новороссийскую бухту не сравнить с Севастопольской - там ветра зимние очень сильные. Севастопольская бухта - практически единственное место на черноморском побережье, реально годящееся для базирования флота. Крым - важнейший стратегический плацдарм, поистине непотопляемый авианосец.
- Потеря Крыма подталкивает Украину в объятия НАТО?
- Эта тема начала муссироваться не сегодня. Многие годы я участвовал в заседаниях Парламентской ассамблеи (ПА) Россия - НАТО. В 2006 г. ПА состоялась в Париже. Помню, на ней выступил министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк и озвучил позицию украинского руководства (президентом тогда был Ющенко): мол, оно считает, что страна должна форсированно вступить в НАТО. Делегаты от Италии и Греции задали министру вопросы: мол, мы же знаем, что население Украины, мягко говоря, не поддерживает такой план, может, следовало бы провести референдум? Тарасюк на голубом глазу отвечает: «Да, мы знаем, что нас население в этом не поддерживает и не поддержит, вот именно поэтому мы не будем проводить никаких референдумов. Мы сначала вступим, а потом вы, господа натовцы, будете объяснять нашему населению, как это здорово и выгодно». Ничего себе, да? Еще вопрос: «По правилам вступления в альянс на территории государства не должно быть иностранных войск. Как быть с Черноморским флотом России?» Тарасюк отвечает: «Мы это понимаем, но сегодня возможностей и сил избавиться от Черноморского флота у нас нет. Мы договорились со старшими партнерами (с США), что для нас сделают исключение. Нас примут в той конфигурации, которая есть сейчас, а потом, когда мы вступим, уже не мы, а вы будете удалять российский флот из Севастополя». Вот какой был план. И рано или поздно он бы осуществился, если бы не состоялось мужественного и правильного решения президента РФ, который уже вписал свое имя в историю России.
- Население Крыма не хотело видеть в своих бухтах натовские корабли, но, очевидно, это была не единственная причина воссоединения с Россией.
- У людей было огромное количество проблем на бытовом, повседневном уровне. В Крыму абсолютное большинство людей говорят на русском, а не украинском языке. Человек подает иск в суд. Ему говорят, что рассмотрят его дело, но он должен говорить по-украински. Он объясняет, что не знает украинского, ему в ответ: знать ничего не знаем, возьмите переводчика. И так решительно во всем - сплошное притеснение со всех сторон. Оно конечно же вызывало негативную реакцию. Жители Крыма и Севастополя 23 года боролись за воссоединение с Россией. К счастью, это воссоединение произошло бескровно. Это крупнейшая геополитическая победа России, событие, сравнимое с полетом Гагарина.
Сайт "Наша Планета":
Свидетельство о публикации №114042402358