Оброшники и оброшницы

Расскажу я вот Вам пасхальные
Молебны.

Эти ведь молебны были на Руси.

Очень интересно, что их
Сопровождали оброшники и
Оброшницы.

Проходили ведь они
По крестьянским избам,
Впереди себя неся железные
Кружки.

Очень много интересного Вы
Сейчас  узнаете.

Как встречали их мужики и
Русские бабы.


С первого же дня Пасхи,
на протяжении всей Светлой седмицы,
в деревнях служили так называемые пасхальные молебны,
причем духовенство расхаживало по крестьянским избам
в сопровождении оброшников и оброшниц,
или так называемых богоносцев.

Оброшников вербовали чаще всего из стариков и старух,
которые дали обет всю пасхальную неделю «ходить под Богами»,
или желали своим усердием вымолить у Бога какую-нибудь милость:
чтобы перестала трясти лихорадка,
чтобы сына не взяли в солдаты,
чтобы муж не пьянствовал,
не дрался во хмелю и не бил домочадцев.

Но очень многие из мужиков брались
«носить Богов» исключительно с целью выпить за чужой счет.

Все оброшнкки, прежде чем приступить к делу,
обязательно просили благословения священника.

И только когда священник разрешал,
принимались за свои обязанности.

Один носил свечи для продажи,
другой — кружку,
в которую собирал деньги «на Божью Матерь»,
третий носил другую кружку,
куда причт складывал весь свой доход,
предварительно записав его на бумаге.

Четвертый оброшник, наконец,
носил кадило и прикладывал ладан
(этот последний оброшник считался
крестьянами самым почетным:
в редком доме ему не подносили стакана с выпивкой).

Все оброшники были подпоясаны белыми полотенцами,
а оброшницы, кроме того, повязывались и белыми платками,
в память святых жен мироносиц,
которые, по мнению крестьян,
были также покрыты белым.

Когда все «богоносцы» выстраивались у церкви,
появлялся священник,
и вся процессия с пением «Христос воскресе»
под колокольный звон шла в первый,
ближайший от храма двор.

К этому времени в избе перед иконами зажигали свечи,
стол покрывали белой скатертью,
на стол клали ковригу,
а под угол скатерти насыпали горсть соли,
которая по окончании богослужения считалась
целебной при болезнях скота.

Хозяин дома, без шапки, выходил навстречу гостям,
а молодица, с пеленою в руках,
встречала на пороге избы божью матушку
и все время держала икону на руках,
пока духовенство служило молебен.

Во время молебна мужики считали,
сколько раз пропели «Иисусе,
Сыне божий», и если меньше двенадцати раз,
то хозяин выговаривал священнику:

«Ты, папаша, только деньги с нашего брата брать любишь,
а сполна не вычитываешь».

Но зато к чтению кондаков крестьяне относились с большим равнодушием,
и если священник не дочитывал до конца каждый кондак,
то хозяева не обижались.

Кроме молебна в избе многие крестьяне
просили отслужить еще один молебен на дворе,
в честь святых, покровительствующих домашним животным:
Власия, Мамонта, Флора и Лавра.

Для этой цели на дворе ставили столы,
накрывали их скатертями,
а поверх клали «скотскую» пасху,
предназначенную для домашних животных.

После молебна эту пасху разрезали
на мелкие куски и отдавали домашним животным и птице.

Скатерть, на которой стояла пасха,
псаломщик подбрасывал высоко вверх:
чем выше он подбросит, тем выше уродится лен.

По окончании молебна наиболее
благочестивые крестьяне просили священника
благословить их «повеличать «Успение Божью Матушку»,
и если священник благословит, пели свою молитву.

По окончании этого песнопения иконы выносили со двора,
матери клали в воротах детей для исцеления от болезней,
а взрослые только нагибались,
чтобы над ними пронесли образа.

Но если в каком-нибудь дворе
богатый хозяин заказывал молебен с водосвятием,
то матери умывали детей святой водой,
утирали полотенцем и вешали его на божью матерь
(то есть жертвовали) или же утирали концом холста,
который также жертвовали на церковь.

Кроме того, при водосвятных молебнах
многие крестьяне снимали с себя кресты,
погружали их в освященную воду и
затем лили эту воду прямо в рот или на глаза.

Старухи, не ограничиваясь этим,
брали самый венчик, которым кропил священник,
и обрызгивали те места на своем теле,
где чувствуют боль,
но прежде всего брызгали в пазуху.

Молодые матери, кормящие детей,
обмывали святой водой грудь,
чтобы больше было молока и чтобы люди не сглазили.

Хождение с иконами продолжалось по всем дворам
до самого вечера первого дня святой Пасхи.

А на второй день, после литургии,
которая кончалась очень рано,
иконы несли в дома причта.

После молебна в доме священника
крестьяне получали угощение от своего духовного отца.

После этого иконы несли по ближайшим и дальним деревням.

Нередко оброшники напивались до того,
что к вечеру валялись где-нибудь в сенях,
на крыльце, а то и просто посреди деревенской улицы.

Над такими оброшниками парни не упускали,
конечно, случая поиздеваться:
они клали им в рот тертого хрена,
завязывали глаза, надевали на голову
бабьи повойники и покрывали рваными юбками.

Иногда даже женатые мужики окатывали
водой пьяных оброшников или лили им на голову квасную гущу,
залепляя нос, глаза, уши.

Иконы на ночь приносили на хранение
в училище или в дом какого-нибудь зажиточного
и уважаемого крестьянина.

Нередко случалось, что по ночам в помещении,
где хранились иконы,
прихожане уже сами от себя устраивали
нечто вроде всенощного бдения:
старухи со всей деревни,
богомольные мужики и девушки,
вымаливающие хороших женихов,
собирались сюда, зажигали свечи,
пели молитвы и коленопреклоненно молились Богу.

В стародавние времена сюда же приносились
маленькие кувшинчики с медом и свечи,
которые ставили перед образами на стол
для поминовения умерших.

Но позже кувшинчики были строжайшим
образом запрещены высшими духовными властями.

 


Рецензии