Замыслы и поступки
(согласно размышлениям Чжуанцзы)
Моцзы жизнь прожил бедно, в хижине ютился тесной,
Ученье никогда с ним не терпело пораженья
И получило средь народов всех распространенье,
Хоть сам он выполнял всё, но что сделал с Поднебесной?!
Моцзы учил любви всеобщей, войны отрицая,
Его ученье любви требовало к обученью,
Народу прививало скромность, гнев не допуская,
Но приводило все обряды древних к разрушенью.
При нём цари отказ от музыки провозгласили,
Назвав то бережливостью, мёртвых не одевали,
Петь песни, отпевать покойников всем запретили,
И так со временем все песни древних забывали.
Жизнь самого Моцзы прошла в труде через лишенья,
И похороны были бедными, без отпеванья,
Не все в народе считают мудрым его ученье,
Хотя распространяются успешно его знанья.
Ученики его и Синли Циня сейчас в моде;
Гу Хэ, Цзи Чи и Дэнлин (1) Мо Ди гимны распевают,
Но все они по-своему обман сеют в народе,
Друг друга отдельной ветвью моистов называют.
Они сейчас друг друга в спорах яростно поносят,
Единство в знаньях Мо Ди разрушая шаг за шагом,
И этим вред себе и знаниям его наносят,
Считая неустанный труд свой самым высшим благом.
У Мо Ди с Цзян Гули замыслы истинными были,
Но ложными - поступки, что снижало их ученье.
Сторонники же их политику так проводили:
Быв в смутах первыми, последними же - в управленье.
Но несмотря на это, Моцзы лучший был учёный,
И если даже он в своих поступках ошибался,
И в жизни хоть и выглядел всегда как плод сушёный,
Среди учёных он талантливым мужем являлся.
Пояснения
1. Гу Хэ, Цзи Чи и Дэнлин-цзы были последователями Моцзы (Мо Ди). Существовало три школы моистов: Сянли, Сянфу (или Бофу) и Дэнлина, которые разрабатывали основные категории логики.
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №114041803134