Ирод Великий
двумя тайнами кажущегося противоречия."
Менли. П. Холл.ея
"Страна Ирода слишком мала для его великодушия и мудрости.
Ирод достоин быть царём Сирии Египта"
Октавиан Август.
1-я часть
"И встал Ездра священник и сказал им: Вы сделали преступление,
взявши себе жён иноплеменных и тем увеличили вину Израиля."
Книга Ездры гл.10;10
Опочевальня в замке Ирода в Иерихоне. Умирающий Ирод лежит на ложе,
у двери стоит его телохранитель Манаи.
1. Нет сил ни жить, ни умереть...
Едва забрезжит лучик просветленья,
Мысль опадает, лишь успев взлететь,
И снова давит груз тяжёлого забвенья.
2. Всё сжалось вдруг в комок и враз оборвалось,
Дух захватило,словно при паденьи...
Безмолвье перед взором пронеслось...
И снова боль... и снова пробужденье...
3. Я снова на земле многострадальной,
А был уж там.., границу пересёк,..
Не в первый раз я путь свершаю дальний,
Но длит Творец моих страданий срок.
4. Зачем заминка? - пройден передел:
Труд завершён, и мысль моя не в благость,
И не питает бесконечность дел,
И сам себе, и людям стал я в тягость...
5. Смерть не страшна, привычно умиранье
Сей с дня рожденья действующий закон,
Отвратно у черты пустое ожиданье -
Блаженны в смерти Цезарь и Катон.
6. Мы с дня рожденья держим путь к шеолу
Бог каждому урок на жизнь определил,
Я так устал, пока закончил школу,
Но Он еще зачем то жизнь продлил.
7. Берём мы всё взаймы, что призваны иметь,
Я думал раньше: Нам подвластно время,-
Не всем представлен выбор умереть,
Когда становится ужасным жизни бремя.
8. В мгновенной смерти Бог мне отказал...
То промысел Предвечного иль Кара? -
Не Ахиаб в тот миг отвёл кинжал,
То Ты лишил раба бесценнейшего дара.
9. Ты б мог меня, Творец, освободить -
Хоть в миг последний не лишать свободы,
И Антипатр остался сладко жить
Он не один - блаженствуют уроды.
10. Ты выбор предоставил многим:
Блажен и Фазаель, любимейший мой брат.
Ко мне ж Судьёй, коль ты явился строгим
Дай сил уйти достойно, как Сократ.
11. В покоях сутолка, стенания родни,
Все истомились - тяжко ожиданье...
Ну, потерпите, час остался,...дни..,
Пирог растащите согласно завещанью.
12. Я по крупицам Иудею собирал,
Теперь растащат.- Страшно и представить,
Не вижу я в семье, хоть каждый и желал,
Кому в стране правленье предоставить.
13. Какая глупость кровное родство,
Я по рукам, как путами им связан,
Души, превозмогая естество,
Членить страну я для родни обязан.
14. Что кровь, коль души жиже...
Хотелось вдребезги разбить привычный строй
Мне общность душ родней и ближе,
Но отступил, боясь взорвать покой!..
15. Манаи, не пускай, ещё ты служишь мне,
Мой давний страж, ты для того поставлен,
Я с мыслями хочу побыть наедине -
Я сам себе впервые предоставлен...
16. Казалось, годы призваны дарить
Пускай не мудрость, просто просветленье,
Что лицемерить - миг осталось жить -
Дар старости - щемящее сомненье.
17. Вопросов ширится неразрешимых круг,
И если даже прожил ты удачно,
Сомненья, зародившиеся вдруг,
Нашёптывают: Все неоднозначно.
18. Особо пагубен на старости досуг -
Воззренья, некогда стоявшие столпами,
Смертельный поражает враз недуг...
Я счастлив тем, что занят был трудами.
19. Вот сердце замерло,.. и лёгкость, и покой:
Себя я ощущаю отстранённо...
Размыто бытие, всё кажется игрой,
И к выводу пришёл я убежденно,
20. Что тьма понятий, терминов и слов -
Лишь результат глобального Паденья,
Их суть - созданье призрачных основ,
Незыблем лишь Вселенной факт рожденья.
21. Идёт игра - игра без всяких правил:
Есть прецедент - рождается Закон,
Не без присмотра нас Творец оставил,
Когда шалим, то вмешивается Он...
22. Что термины?.. - пустые фетиши.
Болезни наши множились веками,
Чтоб упорядочить растление души
Проступки мы снабдили ярлыками.
23. Абстрактна и темна морали суть
Что слава есть, достоинство и честь?
Возможно и на тех по разному взглянуть,
Кто рабству смерть сумеет предпочесть.
24. Глядится жизнь условно, иллюзорно,
И потому досужи все сужденья.
Как разобрать, что благо, что позорно,
Когда всяк раб пороков от рожденья.
25. Мы все рабы, рабы без исключенья
В душе Гигантов тоже страсти, скрыто
Ведут свою работу, разрушенья,
И смерти те не вдруг Бетиса и Калита.
26. Сколь мизерна, ничтожна знаний мера
Ужель руководит поступками сознанье?
Сколь правомочны наш Закон и Вера,
Когда сокрыта тайна мирозданья?
27. Нет, я не прав! Не всё так безнадёжно.
Слаб духом человек, об этом спору нет,
Но в поисках тот Смысл познать возможно,
Который проглядел достойный Кохелет.
28. Вслед за жрецами Индии, Халдеи и Египта
Мысль греков, засиявшая звездой,
В моей стране со статусом реликта,
Зажата, стиснута бессмысленной уздой.
29. А вдруг в устоях сохраненья смысл глубокий:
Приходят нации - бесследно исчезают,
И век науки и искусства златоокий
Столетья мрака, суеверия сменяют.
30. Всё в мире тленно, и всему стареть...
Ни лучика, когда прикрыты створы,
Устои - да! Но мысль должна взлететь.
Ступень для Мысли положенья Торы.
31. И как быть с тем, что говорит Платон?
Всё бытиё он завязал в движенье.
Коль жизнь - движенье, зыблем и Закон,
Последним быть не может Откровенье.
32. Плутает Мысль, куда-то исчезает...
Приемлю я душой из всех великоречий.
Слова того, кто жизнь определяет,
Гармонию её - борьбой противоречий.
33. Мечтал Закон взбодрить я мыслями Ликея,
Важнейшее в цепи невыполненных дел,
Жаль отторгнула Мысль Живую Иудея,
Определив тем скорбный свой удел...
34. Но мысль бессмертна, в том не ошибусь,
В том божий промысел, что существует вечно,
Даст время Он, я к этому вернусь..,
Об этом можно думать бесконечно...
35. Вот снова боль, и рухнул мыслей строй,
Сомненья, боль всегда крепчают к ночи,
Так унижает этот смрад и гной...
В мгновенья просветленья, что короче...
36. Я говорю себе: уж пройден мною путь
Страданья? Есть! Но их осталось малость
Теперь в последний раз, и в этом смерти суть,
В последний раз... вселенская усталость...
37. Изжил я всё, что бог мне в долю дал
И день последний мне не в тягость
Я в этой жизни столько умирал..,
Что в раз последний - смерть мне в радость.
38. "День смерти лучше, чем рожденья"
Но власти нет приблизить смерть,
Есть мысль: в часы ночного бденья
Всё вспомнить, жизнь пересмотреть.
39. Манаи, послужи: согласно умозренью
Дамасский где-то здесь, зови его ко мне,
Ночь посвятим мы жизни обозренью,
И позаботься, страж мой, о вине.
40. - Я здесь, мой царь, и всё моё вниманье...-
- Я знал ты рядом, мой мудрец и друг,
Решил с тобой в беседе на прощанье
Хоть приглушить терзающий недуг.
41. Ты так меня, мой друг, обогатил,
Твои творенья "Космос" и "О мире"
В них Аристотель, словно бы ожил,
Ты приобщил меня Вергилиевой лире.
42. Но мне б хотелось бросить взгляд со стороны,
На жизнь свою, деянья оглянуться,
В твоём труде, наверное, должны
Движения души с поступками сомкнуться.
43. - Ночное время, может б царь поспал?-
- Нет, Николай, мой сон не будет сладок,
- Я вижу рукопись.., о если б, друг, ты знал
- Сколь мутен, горек жизненный осадок...
44. Что ж, начинай. Я, веришь, в нетерпеньи
Всё время жажда, страж, вина подай,
И знаешь, Николай, совсем погасло зренье
Отвлёк тебя, прости, ну что же начинай -!
45. - На царство Ирод стал...(заметь сей труд не ода)
В тот олимпийский год (в черне так начал я)
Сын Антипатра - иудей священнеческого рода,
А мать его в родстве с Аретой - арвия.-
46. - Как это всё звучит бесстрастно, Николай!
А сколько за скупыми строчками страданий,
Ты предисторию вселенской драмы дай,
Дай подноготную архивов и преданий!
47. Бесчестный прецедент в борьбе за первородство
Есть веха нации и нравственная ось,
С тех пор Иакова обман и вероломство
В характер нации стяжательство вплелось.
48. Когда тех давних дел я цепь перебираю,
Мне безысходно, горько и мерзит:
Рожденья нации, а вижу алчных стаю
Стервятников над падалью парит.
49. Ведь почвой стало нации рожденья
(По сути Иаков нации отец)
Братоубийство, подлость, преступленья,
Что блага ждать, коль справедлив Творец?
50. А как обставлено, ты, вдумайся мой друг.
Ревекка - мать в том эпизоде сводней,
Сподобили народ Исава для услуг,
Прикрывши алчность, волею Господней.
51. Ужель свобода чувств, есть повод для обмана?
Но мать Исаву так и не простила:
Двух гойских жён он взял из Ханаана
И Махалафу рода Измаила.
52. Уже в утробе был он не послушен,
Ссучил ногами, нет пяту подать...
Исав наивен, влюбчив, добродушен,
Торпаш Иаков и хитёр, как мать.
53. Исав не мстил, отца покой щадя,
Он пошумел, поплакал и простил.
Но чашу горькую поднёс сам Судия,
И пьёт Иаков род, доселе не испил!..
54. Не в первый раз род чад своих отторг,
Корысть - черта семьи, что до плохого нрава
Сын от Хеттуры закрепиться смог
Южней Сеир - Эдома вотчины Исава.
55. А на краю пустыни Аравийской
Живёт изгой. Кого не удивил
Поступок столь безнравственный и низкий
Отца родного? - Отпрыск Измаил.
56. В семье, сколоченной идеей Бог Эхад
Чья мудрость поначалу в простоте,
Где только верой с братом связан брат,
Как хворь, возник вопрос о крови чистоте.
57. Ужели кровь и вправду ток души?
Тогда скажи, как это надо понимать?
Исав - простак. Иаково потомство - торгаши.
При том у них один отец и мать.
58. Гиркан, Аристобул, отец их Ионнай,
Таких примеров множество, клянусь,
И мать одна, что скажешь, Николай?
Их душ родства, найти я не берусь.
59. А наши дети..? - Полно, полно царь,
Я думаю, что кровь здесь не причём,
Достаточно заметить, что Фамарь
Явилась благотворным тем ключом,
60. Что даровал царя Израилю, Давида,
В том штрих судьбы народа есть:
За чад, отторгнутых семьёй, - обида.
И в том возмездие Иакову и месть.
61. Что есть характер? - Штамп, клеймо, чекан,
Судьба лишь производная чекана,
Характер климатом, рельефом, Богом дам
А Феофраст в своём труде отметил странно,
62. Что мол в характере отсутствует пластичность,
И Кир считал : рельеф чеканит нрав,
Мне ж, кажется, ещё, что нацию и личность
Закон формует, в остальном он прав.
63. Кощунственный подлог - какие ждать плоды?
И жизнь Иакова нагляднейший пример,
Того, как нрав его стал следствием судьбы,
Трагичнейшей судьбы, под стать деяньям кер.
64. В тот день треклятый, в предвечерний час,
Когда казалось позади уж месть,
В степи нагнал его племянник Елифаз,
Желая кровью смыть поруганную честь.
65. Отец учил его, что надо зло карать,
Изменой мерзкой был мальчишка ранен,
Не мог Иаков взгляд тот не понять -
Пред ним предстал убийца кровный Каин.
66. Он вспоминал тот вечер с содраганьем,
Когда Иаков смерть в лицо узнал
На землю пав, он юноше с рыданьем
Весь обмочившись, ноги целовал.
67. В грудь бил себя, стелился, как ковыль,
Клял всё и всех, Ревекку обвиняя,
На голову свою в безумье сыпал пыль,
Ничтожеством своим дыханье покупая.
68. В душе всё умерло, осталось униженье.
С тех пор...(Всему свидетель Бог),
Пощаду вымалив, а позже и прощенье,
Иаков встать с колен уж никогда не смог.-
69. - Театра страсти! Нет того в "Писании"
Похоже ты Иакова, мой друг, оговорил -
- Ты, царь, велел, и в труд я вплёл придание,
Тем нрава связь с судьбой восстановил.
70. Потом просвет - бодрящий сон в Вефиле
Но преисподней стал Иакову Харран,
Когда на ложе вместо суженной Рахили
Подсунул Лию, красноглазую Лаван.
71. Возможно многие сочтут и за пустяк:
Век коротать с женой, едва терпимой,
С ней основной семьи создать костяк
Лаская Лию, думать о любимой.
72. Потом кошмар резни и бегство из Шекема,
Иаков так просил Его, но жертвой за разбой
Рахиль - сокровище ОН взял у Вифлиема
И богу он кричал: - "Что делаешь со мной?"
73. С Рахилью жизнь ушла... И с этих пор
В глазах застыла страшная картина:
Град в прахе, жители убитые, Еммор
Над трупом мужа плачущая Дина.
74. Всё по наклонной вниз...он поступью усталой,
Сгорело всё в душе, едва её достал,
Проступок старшего с его женою Валлой,
Скорей он поводом к решенью только стал.
75. Что делать с сердцем, коль оно пристрастно,
Что делать с ним, коль образ столь родной
Вобрал в себя Иосиф, как прекрасно
Рахиль он повторяет каждою чертой.
76. Решенье принято, пускай ещё подспудно,
Росток Рахили первородством одарить,
Но до чего любовь бывает трудно
От алчных и ревнивых глаз сокрыть.
77. Порыв Иакова безумен и отчаян.
Он мыслил так: с Исавом обошлось..,
Но вот в семье опять проснулся Каин
И сколько слёз ему пролить пришлось.
78. В начале в ров Иосифа на смерть,
Потом он братьями был продан в рабство,
И под каким углом на это не смотреть -
Избави Бог с любыми такими братство...
79. Рахиль в Иосифе он столько раз терял...
Теперь уж навсегда, когда тот объявился -
Как многие в семье, отцу даму не внял
На Ней, принадлежащей баловень женился.
80. Над станом гвалт стоял: шли сборы:
То смех, то плачь, то шёпот склок,
Иаков горьких слёз, сметая шоры,
Шептал: "Рахиль, родная, как я одинок!"-
81. А в Кеме Иаков тосковал до стона
Пред смертью подобрел - смирился с Асенет
Тогда он знать не мог "той Мысли" Эхнатона
К ней путь лежал почти-что в триста лет.
82. Их семьдесят прибыло в Мицраим
И из двенадцати, женщин Ханаана
Взял Симеон, Иуда, взял Рувим,
Асир привёл жену из Мидиана.
83. Дан вёл собой детей от моавитянки
Ты видишь, царь, какая пестрота:
Гирсон от Евера, Шиллем от халдиянки...
Не кровь Союза - крепь, а веры чистота.
84. - Столь ярко, Николай, ты всё живописал,
Одно смущает, дай мне разъясненье,
Как в Кеме Иосиф вдруг владыкой стал,
Где всяк пастух объект лишь омерзенья -
85. - О Кеме, царь, я в юности составил труд,
Коль знаньем зрелости, но труд сей оглянуться
Пусть фальшью, царь, мои слова сочтут:
Мне не далось даже вершин коснуться.
86. Глубин я не достиг, хоть ставил эту цел,
Ты веришь, царь, сомлел от Мысли высоты,
Ведь Мицраим - начал всех колыбель,
Эпох, культур в нём златоносные пласты.
87. В нем сокровенных тайн не перечесть,
Тщета хоть приподнять покров Исиды,
А ведь под ним: что Было, Будет, Есть,
Связь Мицраина с тайной Атлантиды.
88. Три тысчи лет назад (начну издалека)
Потомки их страну объединили
Возможно ль разобщить, коль боги, кровь, река
Потомков Хама издревле сплотили.
89. Прошло ещё пожалуй тысча лет,
Возможно Сета, наконец осилил Гор
И Мцраим достиг невиданный расцвет,
Столицей был уже не Мемфис, стал Л"Уксор.
90. Ты знаешь, царь, на что способна чернь,
Рабы с крестьянами по сговору восстали
Л"Уксор с двором был взят всего лишь в день,
"Рабы владыками рабов с дворцами стали".
91. Кровь полилась безбрежною рекой
Нил никогда так ниву не питал,
В какой-то миг разбой своей рукой
Всё сокрушил, изгадил, растоптал.
92. Я потрясён царств участью такой,
Когда всё то, что созидалося веками,
Враз необузданной сметается толпой,
Убог всяк мир, воссозданный рабами.
93. Что до Иосифа, поверь, здесь нет вопросов:
Когда в растерзанный, распятый Мицраим
С Востока вторглись полчища чиксосов,
Бескровная страна сдалась без боя им.
94. Они сметя, как пыль дозоры на границах
В броне и с исполинской копьями длины,
Ворвались молнией, несясь на колесницах,
Враз охватив в низовьях пол-страны.
95. Из Междуречья потеснили их хурриты
И в Кеме Иаков с их волной прибыл,
Чиксосы и хабрим-родня (один язык)- семиты
И род Иакова при них как в рае в Кеме жил.
96. Столицей в Кеме стал в низовьях Аварис,
Чиксосы возродив уклад страны, богов её признали,
Известно, Сету поклонялся Аповрис,
К правлению хабрим в сподвижники призвали.
97. И по сему нет странного ничуть,
Что в трудный тот этап неурожайный
Иосиф совладыкой стал и путь
Спасения страны придумал "гениальный".
98. За хлеб взял скарб, всё злато, серебро,
В расчёт приняв стихийную невзгоду,
Все земли взял, весь скот, нажитое добро,
И под венец взял личную свободу...
99. При этом многие хабрим безбожно нагрешили:
Пока в стране тот длился страшный пост,
(Они при Иосифе, поверь, безбедно жили)
За жизнь людей ссужали злато в рост...
100. Иосиф от голодной смерти спас народ
И слыл "кормильцем" сколько голод длился,
Но не случайным был хабрим Исход -
Торг бессердечный так и не простился...-
101. - Мне горько, Николай, по сути ты ведь прав,
Я соплеменников своих отлично знаю,
В делах торговли пригнусный нрав
(Я от сородичей себя не отделяю.)
102. Подумать страшно!- Мир нас ненавидит
За столь призренный, пагубный порок,
Мы все грешим в надежде - не обидит,..
Уроки божьи не идут нам в прок.
103. В конечном счёте Иосиф жизнь им спас,
Царю всё отошло и сам обогатился,
Как принято семью свою он пас..,
Бесценна жизнь, возможно только торг забылся?
104. Всё сопоставил, обобщил, связал,
Моё невежество значительно рассея,
Ты предистории значительно воздал,
В плоть облеки теперь ты Моисея,
105. Завесой, как табах он тайной окружён,
Ну кто из смертных столько сделать смог?
Какая мысли мощь, я право поражён,
Кто скрыт за тайной: человек иль Бог? -
106. -Мне узел сей, мой царь, не развязать,
Нет знаний широты и данных полагаю,
"Возможно ль необъятное объять?"
Делюсь с тобою тем, чем сам располагаю.
107. Возможно, царь, тебя премного удивит,
Что мой экскурс далёк так от Писания,
В нём связь времён и логика царит,
Конвой служили: хроники, придания.
108. Краеугольный камень Библии - Исход,
Но в хрониках, заметь о нём ни слова -
Возможно это был столь малый эпизод,
Незначимый - нет вывода другого.
109. Есть версий множество по связи с датировкой,
По основной к Мерненте отнесён Исход,
Склоняюсь я к другой, займусь мотивировкой,
Чтоб обоснованно представить свой подход.
110. Событий строй слегка предвосхищая,
Замечу, что Месу претендовал на трон,..
Но при Рамсесе я так ощущаю,
Он даже помышлять не мог о том.
111. Из множества детей Мернента, сын Рамсеса
По старости лишь смог на трон взойти,
Рамзес характером был не того замеса,
Чтоб кровных чад вдруг дать и обойти...
112. Он с дня рожденья Сети соправитель
Не виданную мощь сумел создать страны,
Он Палестины, Сирии и хеттов победитель
Нубийцев происки при нём просто смешны...
113. А как Месу поход и взятье им столицы?
И при Мерненте не могло такого быть -
С Балкан народы вторглись и ливийцы,
Но в битвах Кеме смог господство сохранить.
114. К чему веду, мой царь, не обессудь,
Мой вывод на поверхности, он вот:
При сильной власти,(Ты судьёю будь)
Ни заговор немыслим, ни Исход!
115. Коль ты согласен, царь, что верен этот вывод,
То от обратного -(не так уж способ плох)-
Нас поиск приведёт в безвременье период,
А он как раз лежит на стыке двух эпох.
116. Тысча шестьсот назад примерно лет,
Только с изгнаньем Яхмосом чиксосов
Желанный в Мицраим пришёл расцвет,
То дело властных рук династии Мутмосов.
117. Пришла династия Воителей-царей
Огромное при них страна могущество явила:
Дань хетты, Вавилон, Ашшур платили ей
К Евфррату отошла граница, что у Нила.
118. Несметное количество добра несли её походы,
Благополучье Кеме зиждилось в войне,
С Нубийских копий шли в казну доходы,
Людской ж резерв иссяк - крестьянин стал в цене...
119. А по сему Аменхотеп, по царствованью третий,
Что Храм возвёл Амону вдохновенно,
Дал мир стране на много дестилетий.
Правление его и впрямь благословенно.
120. По смерти сын сменил его на троне Эхнатон
Здесь нам придётся дальше задержаться,
Ведь "той Доктрины" вестником был Он..,
Она "единобожьем" позже стала зватья.
121. Поэтому у сведущих лишь вызывает смех,
Когда сородичи твои заносчиво кричат:
-"Мы Миру Бога дали, мы умнее Всех,
И первый алфавит был нами же зачат"-
122. Мы справедливость несколько с тобой восстановили,
А первыми, кто ввёл в письмо не клин, а алфавит
Согласно данным всем, то финикийцы были,
О том сам патриарх - логограф говорит.-
123. -По что сородичей моих поносишь, Николай,
Зачем злословить тех, кто мыслит уже...-
-Царь, суть не в первенстве, я раздражён, но знай:
Всё более сложней! Всё значимей и глубже!...-
124. -Твои пристрастия и мне и всем известны,
Что удивляться - ты, мой друг, ведь грек...
Дела Богов ну до того по отзывам, не лестны,
Похоже завершён их триумфальный Век...-
125. -Прискорбно, царь, я должен пояснить,
Ты словно повторил пророчество Гермеса -
- Шучу, мой друг, хочу лишь распалить,
Чтоб спала с темы сей "Шехинова завеса"-
126. -Попал, царь, в точку, что тут возразить
Но тема скользкая, коль разобраться строго:
Шехине удалось до сей поры сокрыть
Вселенского от всех народов Бога...
127. Настал тот день гнуснейшей клеветы,
Мир захлестнула тьма, что Тот пророчил,
Теперь при храмах книжники - кроты.
Ленивый тот из них, кто б Кеме не порочил,
128. Эмблемы, символы приняли за Богов,
А в них весь смысл всемирных космогоний,
Преследуют жрецов Мистерий, как врагов,
И мысль зашлась от тысячей агоний...
129. Смерть вместо жизни, догма вместо Знанья,
-Сжечь ересь Кеме - слышны голоса-
Триумф глупцов, А миру в наказанье,
Тот дым, что Мысль уже на небеса...
130. Мир много старше наш, чем принято считать,
В нём человек копил свой опыт скорбный,
Чтоб всё осмыслить, до конца понять,
Что есть Он сам и этот Мир огромный.
131. Свидетель Время: нации и царства
То благоденствуют, то вовсе исчезают,
Крупицы Знания, по сути, те богатства,
Что путь, прошедшие эпохи, оставляют.
132. За вздохом, выдох - Сущности прилив,
Шаг за шажком,.. и вдруг событий бег,..
Наш век свершений больно тороплив,
Он много созидал, но то, что он поверг...
133. Не ведаем, что в сутолке творим,
Пожар Мусея - жертва, самоедство,..
Его ущерб ни чем невосполним -
В прах сгинуло эпох Великое наследство.
134. Потерян ключ к твореньям Тота,
И любомудрцов мыслей клад,
Лишь жажда власти тех забота,
Кто движет Мысль и Мир назад.
135. С глубокой древности, народ тысячелетий много,
Религия всех наций просвещённых
Единобожия придерживались строго,
И сей канон был знаньем посвящённых.
136. Основы Мировых религий идентичны:
Верховный Бог, триада, эманаций ряд...
Лишь Имя, образ, культ Его,- отличны,
Быть не могло иначе - Элохим Эхад,
137. Древнейший культ, есть многобожье масс,
А Пантеон, где каждый Бог имел критерий,
Жрецами был использован не раз,
Для построений Космогоний и Мистерий.
138. Великий Пантеон Богов - сложнейшее творенье,
В нём каждый Бог есть символ иль эмблема,
В последних тайный смысл отождествленья,
Без знаний этого религий суть - проблема.
139. В нём Силы Космоса, Божественной Природы,
В нём Созидатели и сонм Небесных Тел,
Цари, Герои - символ рас - народы,..
И Мощь Духовная - вершитель многих дел.
140. Мир в Торе, Эхо чтит Вселенской той Идеи,
Пусть плагиат никчемные вменяют
Из тайн хамитов, парсов и Халдеи,
Убогие, увы мой царь, не понимают.
141. Сколь правомочно это извлеченье,
Ведь Мировых религий Знанье
(Прости, Бог, авторов за истин извращенье)...
Есть общее народов Достоянье...
142. Возможна ль Тора без труда Бероза?
Бесценный памятник, что Александр поощрил;
В нём вехи долгосрочного прогноза,
Он Космогоний связь и Циклов сообщил.
143. Неумолимо Время - пожиратель фактов,
Культур, Религий и больших Империй...
История Вселенной - совокупность актов,
Задуманных Создателем Мистерий.
144. Хранитель Прошлого Вселенной - Мицраим
Ты помнишь, царь в "Тимее" у Платона:
"Вы юны все умом...Мы ваш Закон храним",
Так жрец Санса укорял Солона -
145. -Ну кто, скажи, мой друг, поверит и поймёт,
Что среди войн, измен я пёкся лишь о долге,
И с благом нации я дел соизмерял полёт,
И лишь в несчастьях вспоминал о Боге.
146. А что "Бессмертные" о Боге... Пифагор, Платон?
Боюсь философам с теологами - тесно -
-Отнюдь, мой царь, ведь всех сближает Он,..
Хоть взгляды разные по сути, как известно:
147. Три Принципа в Платоновской системе:
Первопричина, Разум и Вселенский Дух
Связь неразрывная родства меж ними всеми,-
Вот Истина, ласкающая слух!
148. Он Разумом насыщил каждый атом,
Жизнь человека смыслом напитал,
A nousa c Aninta Mindi фатум
До Вечно Сущего бессмертного поднял.
149. Верховный Ум, рассеянный в Вселенной,
Первопричина всех вещей их Сил,
Весь сотканный из Света, Сокровенный,
Так Бога Пифагор определил.
150. По поводу сему, мой царь, бытует мненье,
Что Мир в своём развитьи потерял,
Приняв Ездры по сути "Откровенье",
А здравым доводам Платоновским не внял.
151. Невежество - вот корень профанаций,
Отместь всё то, что в пониманье сложно:
Из Вечно Сущего систему эманаций
"Единство в Множестве" и это не приложно.
152. Что из Закона может чернь извлечь?
В нём аллегорий, символов сплетенье,
Всё гаснет Знание, к тому веду я речь.
Уже раввин не ловит смысл при чтенье.
153. Философов в стране по пальцам сосчитать,
Зато в диаспоре похоже вызревает семя,
Филон в "Де Део" тонко дал понять,
Что Смысл и Образы диктуют только время...-
154. -Не в первый раз, мой друг, я слышу оговор,
Кощунство обвинять нас в Знанье извращеньи,
Твоя сентенция звучит, как приговор,
Ужель Ему?.. Безумен ты во рвеньи...-
155. - Мне убеждения свои нет надобности править,
Свои я доводы представил, царь, как смог,
Позволь ещё мне пару слов добавить:
Эмблема есть само понятье "Бог"!
156. Как можно было всё низвергнуть, искалечить,
Непостижимую Абстрактность приземлить,
Пороками своими наделив, очеловечить
До зова гнусного: Младенцев истребить...
157. Я чту чужих Богов, терпимостью движим,
Но мести в Боге злой приемлить не могу,
С тираном только образ сей сопоставим,
В больном родился он, расстроенном мозгу.
158. Религий суть, есть нравственный Закон,
Гармоний Дух - Верховное Добро
Всех добродетелей Первопричина только Он
Ездра ж Ему страстей порочное клеймо...
159. Верх лицемерия, Я большего не знаю,
Оно есть следствие крушения основ:
Тогда, как чернь взывает к Адонаю,
Священник в тайне славит Эйн-Соф.
160. Вот почему Закон лишь Моисеев
Для саддукеев свят (Он тоже искалечен)
Пифагорийский Бог стал ближе для есеев,
Бессмертнье в нем - Дух человека вечен.
161. Мы вскользь затронули серьёзнейший вопрос,
По чести говоря, в бесплодниший момент:
Отсутствует Гиллель - Он догму перерос,
И мог бы разъяснить, как Равв и Оппонент:
162. За что борьба, где в битве с братом, брат
За веру Божию или за место в Храме?
Над всем Галахи сумрачный диктат,
Столкнулось общество и сделались врагами:
163. Те для кого "Писанье" - плод Воображенья,
И те кто к каждой буковке ревнив,
Другие ждут Мессию, Откровенья,
В Кумране свой удел отгородив.
164. Всё ширится раскол в иудаизме,
В гордыне проклят тот, кто взглядами умерен,
При вызревшем в народе фанатизме,
Грядёт чудовище, я в этом, царь, уверен-
165. -Поборник иудейской веры, Иудеи царь
Твоим я внемлю дерзостным словам,
А где ж твой Храм, Дамасский, и алтарь,
Что сердцем исповедуешь ты сам?-
166. -Всю жизнь я, царь искал и в зрелые уж годы,
После сомнений тягостных и дум,
Приверженцем я стал Религии Природы,
Мой Бог Она и в Ней Вселенский Ум.
167. Мой Храм Вселенной и Миров Пространство,
Алтарь мой Истина, сокрытая в Природе,
Я с Мировой Душой в родстве и это братство -
Есть сопричастность в дел земных исходе...
168. В одном, мой царь, я твёрдо убеждён,
Что выше Истины, религий быть не может,
Воспрянет Истина - Мир будет просвещён,
И Знанье древних тьму веков низложит.
169. -Поймал! Дамасский, ты заговорился:
Не может Истиной, что материально, тленно.
Ведь я прилежно у тебя учился,
И постулат запомнил сей отлично.-
170. -Поймал, царь, истинно поймал,
Признаюсь и во мне порой безумствует смятенье..,
Уже рассвет, я как и ты устал,
Захочешь, завтра вновь продолжим чтенье...
P.S. Задуманная автором поэма о Ироде Великом из 5 частей не сложилась.
Не надеюсь закончить даже 1 часть. Вместе с тем,мне доставило
большое удовольствие: изучение материалов к поэме и работа над ней.
Ведь Ирод Великий, действительно, Великий, да и сама эпоха, в которой
жили и творили Цезарь, Октавиан Август, Клеопатра, Антоний, Ирод,
Николай Дамасский, Гиллель и др. очень интересна и значительна
в Мировой истории...
Свидетельство о публикации №114041606232