Виола да Гамба потерянный грааль

«Гамба, благодаря своему строению и ладкам, имела звук более утонченный и выровненный, чем инструменты скрипичной семьи. А поскольку тончайшие звуковые нюансы были для гамбы важнейшим средством выразительности, предназначенная для нее музыка избежала перегруженных и динамически насыщенных интерпретаций.»


***
...как на капризном лаке Антуана Верона
то на плоской нижней деке — то на высоких обечайках
сквозь пелену янтарного терпентина
мелькают лица прежних владельцев
виол да Гамба
словно это не инструмент — а посланец
         иных невосполнимых времен

сижу — грезя  в приглушенном свете лампы
загорается в отраженных водах Роны собор
и желтые откосы выстоявшейся октавы
красавок
огибая  губительный узор
кремовые по щиколотку платья пижм
туманно плывут не касаясь земли
в прохладу храма
торопятся сложить руки у распятия

              ...и удлиняются дни

      изгибается на переплете время
с хрустом
всегда на перелете застает боль в груди
сбивая с ритма сердце — укрой ее в камыши

              пока не закроются веки

Вновь склоняется над фолиантом — убирая  нагар со свечи
               переписчик Иоахим Флорский
             прикрывая пледом озябшие колени
            красным кармином выводя инициал
отпечатывая экслибрис на несбывшихся воспоминаниях
где ты  рядишься — то в призрачный хинский шелк
                то в кинхабские парчи
               то в желтые льняные холстинки

                и раскрывается свод
                неразделенной любви.





«...сравните звучание барочных скрипок и современного концертного инструмента: “барочный” звук тише, но характернее интенсивной сладкой остротой. Звуковые нюансы достигаются разнообразной артикуляцией, в меньшей мере — динамикой. Современный инструмент, наоборот, имеет округлый, гладкий звук большого динамического диапазона. То есть его главный формообразующий элемент — динамика. И вообще, надо заметить, что звуковая палитра сузилась: в современном оркестре все инструменты имеют округлое звучание, лишенное высоких частот, а в барочном оркестре отличия между отдельными группами инструментов давали более богатые возможности."
Из книги Николауса Арнонкура,одного из пионеров аутентичного движения. Обязательна для прочтения всеми кто интересуется старинной музыкой.

Терпентин - масло из живицы получаемое путем подсачки пихты.
Красавка (Atropa belladonna) - по древнегреческой мифологии,
Атропа — одна из сестёр Мойр, богиня подземного мира,
олицетворяющая неотвратимость смерти.
«кинхаб»
По преданиям, в индийскую парчу, ослепляющую ярчайшими оттенками красного, синего и золотого, были завернуты останки Будды.

По учению Иоахима Флорского, переход человечества к каждому периоду его истории связан с постепенным одухотворением его жизни в отношении к Богу.


Рецензии