Итоги одного года. Часть вторая - 8

Педагогический дневник

Продолжение:

СЕГОДНЯ МЫ ПРИВЫЧКЕ ВРЕДНОЙ - СКАЗАЛИ С РАДОСТЬЮ: «ПРОЩАЙ!»

Время телепузиков
30 декабря.
 
"...но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал".
 
Из письма Пушкина к Чаадаеву.

*****
 
В своих заметках без сюжета я хотел было уже закрыть тему "Телевизор", но появляются всё новые и новые примеры, от которых нельзя так просто отмахнуться. Иностранщина серого цвета "прёт" буквально по всем телепрограммам: о каких предках в таких условиях может идти речь, когда даже имена наших знаменитых соотечественников мало кому известны?
Мой племянник (2-ой класс) подсказал сегодня ещё одну телевизионную подтему — "зомбирования" неокрепшей психики наших детей иноплеменным мультяшным хламом. Ещё не стихли разговоры о случае с японскими детьми, подвергшимися психическому шоку от просмотра одного из мультфильмов. В 38-ой серии популярного аниме-сериала покемоны (вымышленные существа, обладающие сверхъестественными способностями) оказываются внутри компьютера - им необходимо уничтожить опасный вирус. Главный персонаж Пикачу применяет одну из своих атак - взрыв с яркими и интенсивными вспышками красного и синего цвета. Они в течение нескольких секунд мерцали на экране с частотой примерно 12 Гц. После просмотра этого эпизода дети в разных точках страны начали жаловаться на частичную потерю зрения, головную боль, головокружение и тошноту. У некоторых случились судороги, конвульсии и потери сознания. То же самое, может быть, только менее явно, происходит теперь и у нас. Как-то я пригласил племянника в гости.
— Дядя Серёжа, я прийти не смогу, потому что буду смотреть «Покемонов»!
— Но если ты пропустишь одну серию, ничего страшного не произойдёт!
— Нет, если я не посмотрю даже одну серию, я бешусь.
Точное и ёмкое слово, найденное ребёнком, короткий, но исчерпывающий диалог. Примечательны и разговоры младших школьников, которые могут часами говорить о ничего не значащих, пустых приключениях этих же самых покемонов, но быть абсолютно беспомощными при разговоре на другие, более серьёзные и жизненно актуальные темы, например, о добре и зле, об отношениях со сверстниками, учителями и родителями, и другие. То же и с «телепузиками». Не зря говорят: "Свято место пусто не бывает". — И для самых маленьких придумана своя телевизионная "жвачка". В остроумной статье кандидат философских наук А.Л. Анисин назвал их "недоделанными клонами чебурашки". Я тоже посмотрел пару серий: инопланетяне, живущие в норах — всё, кроме солнышка, оставляет странное коробящее впечатление. В других мультфильмах для подростков основными чертами характера героев прослеживаются глупость, грубость, жестокость. Что это, если не теледиверсия? Если к тому же говорить о воздействии невидимого кадра, о назойливой рекламе, которую дети заучивают, как раньше стихи Пушкина, можно только вздохнуть и глубоко задуматься, какой вред приносит всё это нашим детям. И о том, как сделать так, чтобы всё было иначе. Есть радикальный подход, но он, конечно же, не для всех: одного из священников спросили, чем отличается его подход к воспитанию от светского, и как ему удалось вырастить таких замечательных детей (оба сына с отличием закончили Московскую Духовную Семинарию и теперь настоятели церквей). — "Когда родился наш первенец, я выбросил на свалку телевизор", - ответил батюшка.
Нам же остаётся изменить своё отношение к телевидению и сделать всё возможное, чтобы не быть рабами голубого экрана, приучая к тому же наших детей.
примечание:
уже во время печати дневниковых записей пришла газета "Новости Игры", за 21.08.2001 г. Статью Анатолия Молчанова "Время телепузиков", отражающей настроение, с которым писались заметки о пагубных телевизионных мультфильмах для детей, считаю возможным привести в полном варианте. То же и с уже упоминавшейся статье Анисина А.Л. «Недоделанные клоны Чебурашки»
Анатолий Молчанов «Время телепузиков» (Золотое перо)
По утрам я провожаю сына в школу. Седьмой класс, за завтраком у нас "МузТВ". Но с некоторых пор ровно в семь двадцать сын стал хвататься за пульт, и нашу кухню оглашал псевдо-механический голос диктора: "Время телепузиков! Время телепузиков"! "Опять эту гадость смотришь!", — ворчал я, а сын злорадно делал вид, что ему нравится передача для самых маленьких.
В конце концов, мне захотелось понять, чем же так раздражают "Телепузики", и я досмотрел популярную нынче программу до конца. Впечатление оказалось настолько сильным, что изучению следующих выпусков я посвятил ещё месяца два: Тут уже сын начал ворчать: "Папа! Опять ты за своих телепузиков !..
Так что же это за творение человеческого разума, возникшее на рубеже тысячелетий, завоевавшее популярность сперва в Англии, а теперь и у нас? Рейтинги зашкаливают, страна завалена изображения телепузиков всех видов и размеров. Продукт раскручивается грамотно. Но вот сосед, токарь одного из московских заводов, категорично заявил: "Я своим детям этих монстров смотреть не позволяю".
Что же делают эти монстры? В общем, ничего страшного: носятся, пищат, валяются, говорят глупости, катаются на роликах, ходят с завязанными глазами, прыгают со шкафов на диваны, балуются с едой. Но не случайно автор "Чебурашки" Эдуард Успенский очень точно подметил: "У них стеклянные глаза". Действительно, они ведь не люди и не звери — они зомби, идеально управляемые зловещей электронной мельницей.
Почему же примитиву со стеклянными глазами так щедро выделяется экранное время? Кому понадобилось забивать головы наших детей убогой теледурью?
Нет тут никакого злого умысла, кроме одного: неосознанного, спонтанного заговора дураков против умных, бездарей против талантов. Вряд ли наши телевизионные коммерсанты понимают, что делают, но они инстинктивно, очень упорно и в последнее время всё более успешно борются с людьми одаренными и думающими. Их ненавязчиво вытесняют отовсюду. Без всякой цензуры. Чисто рыночными методами.
Увы — время телепузиков. Механический голос не врёт. Время телепузиков наступает неумолимо и страшно.
В литературе теперь не проживёшь серьезными книгами: жируют только умельцы выпекать скороспелые детективы да слезливые дамские романы, читатели которых не запоминают не только названий, но и имён авторов. Зато телепузик-издатель ездит на "Вольво" и присматривает виллу в Майами.
Вот и в кино — время телепузиков: бесконечные боевики да очередные версии "мыльных сериалов". О чем они? Как называются? Кто играет? Какая разница! Словно какой-то безумец запустил гигантскую стиральную машину, а выключить забыл, и она равнодушно перемалывает в кашу всё, что в неё попадает.
Время телепузиков...
О посещаемости концертных залов, библиотек, выставок и музеев без слёз говорить нельзя. Только и вспоминается новорусский фольклор: "Братан, прикинь, откуда я тебе звоню — из музея!"
Отличается и эстрада: раньше песни писались на стихи, а теперь, по меткому выражению Микаэла Таривердиева; — на "текст слов", которые иногда и словами-то назвать неловко. И тут — время телепузиков.
Впрочем, что говорить об эстрадных певцах: их ум — голос. Но послушайте наших политиков, наших уважаемых парламентариев. Половина из них на вступительных экзаменах в Вуз с треском провалилась бы по русскому языку. Депутату Алфёрову, физику с мировым именем, чтобы попасть на телеэкран, понадобилось получить Нобелевскую премию. Депутат Шандыбин без всяких премий на телевидении такой частый гость, что вполне может там считаться хозяином. Спросил знакомого продюсера: "Зачем вам этот косноязычник?". Тот ответил с ухмылкой: "Для смеха. Пусть народ знает, кого выбрал". Что ж, может, он и прав. Может, и в Госдуме нынче время телепузиков? 
Впрочем, стоит ли требовать от телевизионщиков чистоты экрана? Иной раз достаточно послушать их самих.
Вот телепузик Лёля с яростью сильно засидевшейся невесты скороговоркой утверждает, что все жёны должны непременно изменять мужьям. Почему непременно и почему обязательно все? Что, указ такой вышел? Да нет, указа, вроде, не было, А какой-либо аргументацией перезрелая девушка себя не утруждает...
Вот телепузик Отар так старательно выговаривает с экрана неприличные слова, будто долго учил их по словарю. Нужен ли на экране мат? Этот вопрос лучше не задавать, потому что сразу же встанет следующий: нужен ли на экране телепузик Отар?
Так что, всё-таки, происходит: малограмотные зрители требуют всё более убогих зрелищ? Или - наоборот — примитивность современных зрелищ превращает народ в быдло? Подозреваю, что процесс взаимный.
Идёт он давно, по всему миру. Но, к сожалению, в этой сфере мы-уже обогнали Запад: наши телепузики покруче английских!
Невольно вспомнишь одно из мрачным пророчеств прошлого: мол, в конце времен люди разучатся творить и думать. Неужели и вправду разучимся?
Именно телепузики заставили меня задать этот вопрос. Мыльные сериалы для бедных пенсионерок - ещё полбеды. А вот отупляющие программы для самых маленьких — это так же страшно, как СПИД в детской больнице Элисты.
Потому что у общества, в котором дураками воспитывают с яслей, нет будущего.
Источник: газета "Новости Югры", №95 (16612) от 21 августа 2001 года


Рецензии