История Иосифа Прекрасного

Вот есть история такая.

История Иосифа Прекрасного!

Её советую прочесть!

Ведь История вот эта,
О проблемах большой семьи.

Ведь в каждой семье, большой
И даже маленькой, есть трудности
Свои.

А жизни древнии ведь иногда
И актуальны для наших дней.


Вот история такая, посвященная Иосифу Прекрасному,
рассказывает нам она о проблемах большой семьи
и о жизни молодого человека в ней
со всевозможными перипетиями и трудностями.


Жизнь древнего Иосифа становится актуальной
личностью для наших дней.

Пример его поведения наверняка может помочь
нашей молодежи обрести духовные истоки
и пережить встречу с Богом.

В славянской традиции Иосиф – сын Иакова – называется прекрасным.

Действительно, этот человек был прекрасен не только телом, но и душой.

В нем сочеталось положительное внутреннее и внешнее начало.

Занимаясь светскими вопросами, святой праведный Иосиф решал насущные проблемы и, выходя из разных кризисных ситуаций, всегда сохранял свое духовное достоинство.


Обращаясь к 37-й главе Книги Бытия, где сказано:

Вот житие Иакова (то есть Израиля. – О. С.). Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком... (Быт. 37, 2).

Но коль здесь говорится о житии Иакова, то почему появляется Иосиф?

Потому что Иосиф является самым совершенным плодом на древе жизни ветхозаветного патриарха Иакова.

И именно по этому плоду оценивается сам Иаков.

Ведь если рассуждать, что человек будет наказан за свои дела, то главное его дело – это дети, которых он воспитал.

Нет, не дом, который он построил, и не дерево, которое он посадил, а ребенок, которого он воспитал!

Поэтому по-настоящему житие Иакова раскрывается в житии Иосифа.

И здесь дается характеристика Иосифа:

...семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком... «Отрок» в данном случае – это человек, который еще не создал свою семью.

И поскольку он пока не создал собственную семью, пока не отделен от своих сродников, то он несет послушание в общем хозяйстве.

Но есть тут одна интересная деталь:

Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего (Быт. 37, 2).

Он пасет стада с, грубо говоря, «второсортными» сыновьями Иакова, появившимися на свет не от жен, а от наложниц, то есть от рабынь.

Почему Господь сделал так, что сблизил этого семнадцатилетнего юношу с сыновьями Валлы и сыновьями Зелфы?

Это связано с тем, что Иосифу предстоит стать правителем Египта – государства, которое было на то время абсолютно рабовладельческим.

Где после фараона Иосиф станет вторым человеком в Египте.

А чтобы научить его правильно вести себя с людьми, которых многие презирали за их происхождение и которых унижали с детства, то Иосиф в отрочестве оказался среди подобных молодых людей:
он с ними дружил и выполнял то же самое послушание, что и они.

Святые отцы обращали внимание на то обстоятельство, что великие вожди еврейского народа (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, царь Давид) были в свое время пастухами.

И через служение бессловесным животным Бог научал их, как потом решать проблемы, скажем так, словесных существ.

Дальше идет фраза, которая способна вызвать недоумение, насторожить: И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их (Быт. 37, 2). Но это может быть связано с тем, что Иосиф, искренне заботясь о своих братьях, доводил «худые слухи» о том, как плохо его законнорожденные братья обращались с детьми Валлы и Зелфы.

Самого Иосифа братья вряд ли задевали – ведь его мать Рахиль была любимицей Иакова.

Но Иосиф мог постоянно наблюдать – ведь он пас овец с сыновьями Валлы (Билги) и с сыновьями Зелфы, – как его братья, люди с хорошей родословной, несправедливо обращаются с детьми отца от наложниц.

И здесь он выступает как прообраз Моисея, который станет защитником рабов.

Здесь Господь уже приготовляет его к тому, что Иосиф вынужден будет хлопотать перед фараоном за обиженных рабов (причем не только евреев, но и египтян).

Эти обстоятельства формируют качества семнадцатилетнего человека.

И очень важно понять: то, что мы называем воспитанием, относится к раннему периоду жизни человека.

Иосиф был прекрасен не только внешне, главное – он был прекрасен душою!

А жажда справедливости заставляла его доводить «худые слухи» до Израиля, своего отца.

Святой Ефрем Сирин пишет:

«Сей блаженный семнадцать лет жизни провел в отеческом доме, с каждым днем преуспевая в страхе Божием, и в прекрасных правилах жизни, и в почитании родителей.

Но видя неблагопристойность в братьях своих, из многого об ином вкратце доносил отцу своему, потому что добродетель действительно не может быть в единении с неправдою; это для нее неприлично.

Потому-то возненавидели они Иосифа, так как он чужд был их пороков».

Святитель Иоанн Златоуст задается вопросом: для чего Моисей приводит нам число лет Иосифа, указывая, что ему было семнадцать?

И отвечает: «Дабы научить тебя, что юность нисколько не может быть препятствием к добродетели – чтобы вполне показать тебе и повиновение юноши отцу, и расположение к братьям, и их жестокость в том, как, несмотря на все его расположение к ним и самый возраст его, способный возбуждать сочувствие к себе, они не сохранили братской любви, но с самого начала, замечая в нем наклонность к добродетели и любовь к нему отца, начали ему завидовать».

Для чего назван возраст Иосифа?

Назван возраст Иосифа – семнадцать лет, для того чтобы отметить, что возраст не является препятствием для добродетели.

Тут все понятно: «...чтобы вполне показать тебе и повиновение юноши отцу». А дальше: «...и расположение к братьям» – надо пояснить.

Иосиф вовсе не наговаривал на братьев:

Он старался вразумить их через отца, понимая, что сам не является для них авторитетом.

«...и их жестокость в том, как, несмотря на все его расположение к ним и самый возраст...» – в каком смысле показать их жестокость?

В том, что он их обличает, а те ведут себя как глупцы.

В Книге Притчей сказано, что обличить глупого – это нажить себе врага (см.: Притч. 9, 8).

Вот что имеет в виду святой Иоанн Златоуст.

И если бы братья видели в этих обличениях заботу об их нравственном состоянии, то они сохраняли бы доброе чувство к Иосифу.

Далее в Книге Бытия сказано:
Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду (Быт. 37, 3).

Надо отметить, что если Авраам символизирует собой веру в таком абсолютном библейском понимании, а Исаак символизирует собой надежду, то ветхозаветный патриарх Иаков – это символ любви.

Это был фантастически влюбляющийся человек!

Как пламенно он влюбился в Рахиль, какая у них была романтическая история!

Он горячо любит Иосифа, сына своей старости.

Потом, когда удастся его, отца, убедить, что Иосиф погиб, то душа Иакова прилепится к Вениамину, самому младшему.

Это был очень влюбчивый старец, сердце которого, конечно же, было открыто для всех детей, для всех жен.

Но что означают эти слова:

«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его»?

Ведь позже родится еще один сын – Вениамин.

Так что же имеется в виду в Пятикнижии, где говорится, что Иаков особенно любил своего сына Иосифа, потому что тот был «сын старости его»? Иаков передал Иосифу все духовные знания, которые имел сам.

Так как древние исполняли весь Закон Божий, то школой, где они получали знания, являлся шатер, а точнее – мужская половина шатра, где они жили.

Там отцы, деды, прадеды наставляли детей в истинах закона Божьего.

Поэтому слова: Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду – значат, что отец передал любимому сыну все духовные знания, и как символ того, что юноша владеет множеством ценных познаний, ему даются разноцветные одежды.

Это как некую мантию магистра по окончании университета вручают человеку.

Святитель Иоанн Златоуст пишет:

«Так как Иосиф родился у него уже под конец и в самой старости, поэтому он и любил его более других.

В самом деле, как под старость дети бывают вожделеннее, то более и привлекают к себе любовь родительскую».

Почему?

Ответ простой.

Нередко дети молодости входят в жизнь родителей в такой период, когда отцу и матери трудно уделять им много внимания: родители работают.

А сын старости имеет преимущество:

Родители с ним могут провести куда больше времени!

И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно (Быт. 37, 4).

Казалось бы, братья должны были порадоваться за Иосифа, что он, такой молодой, прекрасно знает закон Божий, однако вместо радости у них появляется зависть.

А зависть, как известно, губит людскую душу.

Святитель Иоанн Златоуст писал:
«Это – опасная страсть, когда она овладевает душою...
Посмотри здесь, как этот дивный юноша, ничего не зная о происходящем между братьями, обращается с ними как с братьями, и притом как с единоутробными; он доверяет им во всем и говорит с большою простотою; а они, увлекаемые завистью, доходят и до ненависти к нему».

То есть Иосиф даже не догадывался об интригах братьев.

Сам же он был весь на виду.

Если ему снилось что-то такое необычное, он без утайки рассказывал им сон.

А братья тут же начинали плести интригу.

Но Иосиф – это человек, который не хотел судить о других с худшей стороны.

Кстати, в еврейском народе одна из серьезных заповедей мусара (она входит в трактат «Авот») гласит:

«Никогда не суди о человеке с дурной стороны».

Почему Иосиф должен был плохо относиться к братьям?

Ведь это же его единоутробные братья!

Представьте себе такую картину: к вам на улице подходит совершенно незнакомый человек и предлагает пойти с ним погулять в лес или в поле.

Быстрее всего, вы испугаетесь.

Но если родной брат, к примеру, скажет: «Пойдем на природу, шашлычок сделаем», – наверняка согласитесь.

А мир древнезаветных людей был очень замкнут сам на себя – это был такой социум, где один не мог жить без другого, у каждого имелись какие-то свои обязанности.

И заговор, который возникает против Иосифа, не на виду.

Даже отец не распознал этот заговор, несмотря на свой пророческий дар.

И видел Иосиф сон, и рассказал [его] братьям своим: и они возненавидели его еще более.

(Он думал, что они порадуются за него! – О. С.) Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу (Быт. 37, 5–7).

В нормальной семье, где есть маленькие дети, если кто-то из ребятишек расскажет такой сон, то это вызовет умиление, не более того.

Но отношение братьев Иосифа было иным.

И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами?

Неужели будешь владеть нами?

И возненавидели его еще более за сны его и за слова его (Быт. 37, 8).

То есть сначала они его возненавидели за то, что отец проводит с ним больше времени, что занимается с ним в шатре.

Когда Иосиф рассказывает свои сны, чувство неприязни у братьев по отношению к нему усиливается.

Святой Златоуст пишет: «И посмотри, какое крайнее ослепление!

Они сами истолковали сон его».

Они сказали: неужели ты будешь царствовать над нами?

А может быть, там был другой смысл?

Например: «Вы придете в нужде, и я всех вас накормлю!» – можно ведь было бы и так истолковать сон со снопами!

Но – неужели ты будешь царствовать над нами?

Святитель поэтому и пишет: «Они сами истолковали сон его.

Нельзя сказать, чтобы они в неведении о будущем стали ненавидеть брата; напротив, по тому самому и усилилась в них ненависть, что из сновидений они узнавали будущее».

Но в искаженном виде узнавали будущее, в своей трактовке.

Ведь в результате он спас их от голода!

«Великое безумие! – восклицает Иоанн Златоуст.

– Узнавши это, они тем более должны были оказывать ему расположение, исторгнуть в себе корень ненависти и совершенно истребить в себе чувство зависти.

Но смысл их помрачился – и они стали питать еще большую ненависть к нему, не замечая, что все делают сами против себя...

Премудрый и Благопромыслительный Бог устрояет так, что сами же злоумышленники невольно содействуют совершению будущих событий».

Любой грех, совершенный человеком, оборачивается против него самого.

Это очевидная истина, которую, конечно же, каждый человек должен понять. Если делаешь добро другому, то ты спокойно смотришь на него, потому что любое добро, сделанное тобою по отношению к любому человеку, усиливает в тебе любовь к нему.

Но если ты замышляешь зло против кого-то и реально делаешь это зло, нужна же для этого какая-то мотивация: «А чего я против него интриги-то плету?

Что он мне сделал? ...А-а-а, вот почему я это делаю!

Теперь-то я знаю!» Грех, дурной поступок нуждаются в какой-то мотивации!

Итак, братья все более и более настраиваются против Иосифа:

И видел он еще другой сон, и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.

И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать (к тому времени покойная. – О. С.), и твои братья придем поклониться тебе до земли?
(Быт. 37, 9–10).

Этот стих требует особенно пристального внимания.

И видел он еще другой сон, и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце... Солнце – понятно, это отец, ...и луна... – это мать ...и одиннадцать звезд поклоняются мне – это пророчество о том, что в духовном мире Иосиф будет находиться на более высоком духовном уровне, нежели даже Иаков, его мать, которая умерла между Иерусалимом и Вифлеемом, и его братья.

Это, кстати, может быть, первое достаточно реальное свидетельство из Ветхого Завета о том, что загробный мир существует и люди, которые перешли через рубеж между жизнью и смертью, участвуют в тех духовных процессах, что происходят здесь, на земле.

Но есть и другое истолкование: возможно, что под «матерью» надо понимать Валлу, служанку Рахили, которая, без сомнения, после смерти Рахили заменила Иосифу мать.


Рецензии