Древо - Древо Жизни и Древо Познания Добра и Зла
с радостью от Ферфила
ДРЕВО
Древо [древнеевр. ets] – любое растение, имеющее один твердый побег. В иносказательном словоупотреблении – символ жизненного устремления: например, «древо жизни», «древо познания добра и зла». Такое дерево растет из семени желания [древнеевр. ta'avah – (сильное) желание, похоть; прихоть] [Быт. 6: 3], которое, в зависимости от характера самого желания, дает ему силу возрастания и приносит свой плод. В этом смысле и человеческая жизнь может быть уподоблена исполняющимся желаниям, а исполнившееся желание и плоды его «как древо жизни» [Прит. 13: 12; См.: также: Пс. 1: 3; Прит. 3: 18; 11: 30; 15: 4; Песн. 2: 3; Иер. 17: 7-8]. "Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие" [Ис. 41: 18-20].
Дерево известно как строительный материал, служивший человеку с давних времен. Свойства каждого дерева разнообразны и потому обычно бывают разумно востребованы для тех или иных целей. В Библии Ковчег [древнеевр. – tebah, вероятно, иностранного происхождения; букв. – корзина] Спасения от Вод Потопа был построен Ноем по плану Божьему из дерева гофер [встречается всего один раз в Быт. 6: 14]. Ученые мужи говорят, что такого дерева в природе не существует. Было ли вообще это дерево, и каким оно было – мы не знаем. Полагают, что, разумеется, оно должно быть устойчивым к действию воды, не подверженным чревоточию и гниению, т.е. чем-то, например, смолянистым. Здесь уместно размыслить: так ли важно знать из какого материала был изготовлен корабль спасения? Бог всемогущ. Разве для Него необходимы какие-либо средства, чтобы спасти человека? Чтобы осуществить дело спасения, Бог не нуждается в каком-либо побочном материале, который «помог бы» Ему осуществить задуманное, поскольку нуждающийся в чем-либо – не всемогущ. Правда, для человеческого разумения и/или неразумения говорится о каком-то дереве, которое единственно и исключительно было употреблено в качестве материала. Однако для того чтобы особенно подчеркнуть абсолютную независимость дела спасения Божьего от каких-либо подручных средств, внешних условий и т.п., многозначительно говорится о дереве, которого вообще не существует.
Бог не спасает нас насильно. Поэтому важно, чтобы спасение было так же и делом самого спасаемого. Оно должно быть делом самого человека. Ною было указано что, из чего и как делать, и он, по велению Божьему, сам изготовил Ковчег из дерева гофер.
Поскольку угроза исходила от Переполнения Вод (т.е. потопа), постольку спасение, как дело рук человеческих, должно было выглядеть именно так, как оно описано в Библии. Ной строит корабль (ковчег) из дерева гофер – символ неизвестного материала и символически выраженное, неизвестное нам условие спасения Божьего.
Сегодня мы знаем, что дерево, спасшее Ноя, а вместе с ним весь род человеческий, на земле уже давно не растет. Так, что из чего Ной изготовил свой ковчег спасения наше поколение людей, скорее всего, не узнает, но даже если узнает, то этим оно не спасется.
Когда спасение Ноя было завершено, и новый род людей прославил Бога, Господь, приняв дары человеков, утвердил завет: «... не будет больше вода потопом на истребление всякой плоти» [Быт. 9: 15].
Так обстоит дело с Ковчегом Спасения от Вод Потопа.
Ковчег [древнеевр. – arown или aron; букв. – ящик, коробка; сундук; вместилище; гроб] Откровения был изготовлен по велению Господа из дерева ситтим [древнеевр. – shittah; букв. – акация]. Такое дерево известно нам и по сей день. Здесь нет тайны. Правда неясно почему именно акации отдал Господь Свое предпочтение. Ситтим, как гибкое и прочное дерево, использовался в качестве материала при строительстве Скинии [Быт. 35: 5, 24; Исх. 25: 13, 23, 28; 26: 16, 26, 37; 27: 6; 30: 5; 36: 31, 36; 37: 1, 4, 10, 15, 28; 38: 6; Втор. 10: 3 ]. Жертвенники скинии изготавливались из этого дерева [Исх. 27: 1; 30: 1; 37: 25; 38: 1]. Дерево ситтим особо ценилось, оно принималось священнослужителями в качестве приношения сынов Израилевых наряду с золотом, серебром, медью, бараньей кожей, козьей шерстью, елеем, камнем оникс и драгоценными камнями для ефода и наперсника [Исх. 25: 3-7].
ДРЕВО ЖИЗНИ
Древо жизни [древнеевр. – ets chay; древнегреч. – xulon dzoas – одно из дерев посреди рая, плоды которого разрешено было вкушать первому человеку, Адаму и Еве, до своего грехопадения. Описание этого дерева, его расположения в раю, свойств и плодов встречается в книге Бытия и Откровении Иоанна [Быт. 2: 9; 3: 17-24; Откр. 2: 7; 22: 2, 14]. О нем говорится как о дереве, которое растет по ту и другую сторону “чистой реки”, которая несет “воду жизни”, “светлую как кристалл” и “исходящую от престола Бога и Агнца”, “двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов” [Откр. 22: 1-2]. В Библии Древо Жизни – аллегорический образ-символ Высшего источника жизни, Веры, Богообщения и Мудрости, с которой ничто желаемое человеком не сравнится [Прит 3: 15]. Именно мудрость называется в Притчах Древом Жизни и плодом праведника [Прит. 11: 30]. Потому блаженны те, которые соблюдают заповеди Господни, «чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город* воротами» [Отк. 22: 14].
ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА и ЗЛА
Древо познания добра и зла (т.е. всеведения) [Быт. 2: 9] – символ ложно направленных усилий человеческого познания. Вкушение плодов древа познания добра и зла запрещено было первому человеку. Всяких райских плодов мог вкушать человек, кроме плодов древа познания добра и зла.
Стремление к всеведению (всезнанию), как исключительная цель человеческой жизни, путем обособления от Высшего, в пренебрежении и оставлении Заповедей Божьих – ведет к смерти [Быт. 3: 3]. Оно не может быть плодом достойным человека именно потому, что само по себе не делает его совершенным: ибо даже, если я «знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» [1Кор. 13: 2], такое стремление есть пустое, лишенное смысла «превозношение, восстающее против познания Божия» [2Кор. 10: 5]. Человек, вкусивший от запретного плода, взалкавший всезнания, утрачивает свое изначальное совершенство, состоящее в единении с Богом через Богообщение и Богопознание, символом которого является Древо Жизни. Такой человек, как и все несовершенное, отпадающее от истинного Источника Жизни и Совершенства [См. выше: Древо Жизни], обречен на умирание [Пс. 83].
Г.Х.
13.04.2014
16:42 / чч:мм
---------------------------
* «И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» [Евр. 11: 15-16].
Свидетельство о публикации №114041411316