Записки паломника. Ночь в Храме

Всего-то лет 10 назад, а мир казался другим: полным чудес, тайных промыслов, и сердце горело как-то особенно, "по-юному". Что сейчас изменилось? Меньше юношеского горения, больше труда... "носите бремена друг-друга"... чаще мысли о немощи человеческой и уныние. И чудеса Божие воспринимаются как-то буднично... а они ведь каждый день происходят. Но словно внутренний "цензор" не дает наивно восхищаться и радоваться, и часто спрашивает: "От Бога ли твое водушивление?"
Ведь что человек? "Дние лет наших 70 лет, аще в силах 80 лет и множая их труд и болезнь” (Пс.89) Нужно спешить, работать Господу, успеть сделать Главное
Может быть, это и естественно - как весну сменяет лето и осень, так и юношеское горение и радование периода новоначальности (как будто ты гость, пришедший на праздник) сменяет понимание, что необходимо работать - смиряться, терпеть, носить тяготы и бремена и стараться делать лучше то, что можешь делать - здесь и сейчас - на своем месте и в свое время.

В тот период первой "новоначальной" радости дал Господь много, очень много путешествий в святые места, много удивительных переживаний, событий, разговоров, встреч... Как жалко, что многое забывается. Хорошо бы новоначальним вести дневник своих чудес... очень обидно потом забыть об этой радости за своими "тяготами".

Грустно как всегда было уезжать из Дивеево, всегда сердце болит,хочет там остаться... но ведь не тут дом твой, сердце... ты тут лишь в гостях, и лишь тогда, когда рад тебя будет видеть хозяин, со всеми твоими грехами и мыслями унылыми...

Но план паломнической поездки строго предполагал отъезд из Дивеево после литургии, а вечерняя служба и ночлег - в Знаменском скиту, что в селе Хрипуново.

Грусть немного развеялась, когда приехали в скит. Здесь все по-домашнему, в Храме полы светлые деревянные, ходить разрешается только босиком или в сменной обуви. Встречали нас как близких друзей, накормили вкусно. Хотя и Великий пост, а так вкусно - соления разнообразные, картошка, квас... от души да от сердца.

Вечерняя служба в тихом Храме, где лишь несколько монахинь и мы, паломники, подробная исповедь... людей, которые недавно начали ходить в Храм так часто долго и внимательно слушают монахи, какие бы глупости они не говорили... беседуешь со священником и сам чувствуешь себя интересной личностью... а сзади целая очередь смотрит осуждающе - и не заметил как пробеседовал минут 40... А теперь не так давно - больно и стыдно про грехи свои говорить, и уж ту не до рассуждений

Но подошло и время ночлега. А ночевать собирались на полу в Храме. Долго собирались, раскладывали специальные "походные матрасы", выбирали одеяла, так и стемнело
А мне велено было подождать, и я ждала, боялась напомнить о себе, в итоге обо мне забыли, и когда напомнила, монастырское начальство уже отдыхало.
Проблема в том, что нельзя мне было спать на полу в храме, такая вот ситуация. Пошли даже со мной к матушке-игумении. Ответ был дан: если девица, то может как все спать на полу... Но у "девицы" сын уже в школу ходил...
Так и не знали куда меня на ночлег определить. В притворе - очень холодно, в храме нельзя. решили положить меня на лавочке, как раз на границе основной части храма и притвора. Монахини сдвинули две тоненькие лавочки, они были разные по высоте, в длину и покрыли тонким одеялом.
Конечно, я не смогу ни заснуть, ни лежать даже... просто посижу... очень устала, стоять уже невозможно было... лавочки тонкие, на них не поместишься, да одна выше другой... просто посижу... и села...
Утром проснулась отдохнувшая и выспавшаяся, радость тихая, светлая. так сладко, тепло и удобно спать было... всю ночь в храме лампадки горели и монахини читали Псалтирь неусыпаемый... Слова Богу за всё!

 


Рецензии
Спаси Господи! Очень правильные мысли Ваши о том, что необходимо работать - смиряться, терпеть, носить тяготы и бремена и стараться делать лучше то, что можешь делать - здесь и сейчас - на своем месте и в свое время.

Чтоб к Богу приближаться,
Должны душою мы смиряться.

+++

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Начало смирения - нищета духа; середина преуспеяния в нем - превысший всякого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство - любовь Христова.

Божественное таинство смирения открывает Господь Иисус верному ученику Своему, непрестанно приседящему у ног Его и внимающему Его животворящим глаголам. И открытое, оно пребывает сокровенным: оно неизъяснимо словом и языком земным. Оно для плотского разума непостижимо; непостижимо постигается разумом духовным, и, постиженное, пребывает непостижимым.

Благодатное, дивное видение величия Божия и бесчисленных благодеяний Божиих человеку, благодатное познание Искупителя, последование Ему с самоотвержением, видение погибельной бездны, в которую ниспал род человеческий, – вот невидимые признаки смирения, вот первоначальные чертоги этой духовной палаты, созданной Богочеловеком.

Смирение есть учение Христово, есть свойство Христово, есть действие Христово. Слова Спасителя: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29) , святой Иоанн Лествичник объясняет так: “Научитеся не от Ангела, не от человека, не из книги, но от Меня, то есть, от Моего вам усвоения, в вас осияния и действия, «яко кроток есмь и смирен сердцем», и помыслом и образом мыслей”. Как же постичь свойство и действия Христовы? они, и по ощущении их, непостижимы, как и Апостол сказал: «Мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе» (Фил. 4, 7). Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения; он — действие смирения и причина этого действия. Он действует на ум и сердце всемогущею Божественною силою. И сила, и действие ее естественно непостижимы.

Истинное смирение - Божественное таинство: оно недоступно для постижения человеческого. Будучи высочайшей премудростью, оно представляется безумием для плотского разума.

Смирение есть непостижимое действие... мира Божия, непостижимо постигаемое одним блаженным опытом.

Смирение есть неизъяснимая благодать Божия, непостижимо постигаемая одним духовным ощущением души».

Раб Божий Александр   16.04.2014 17:44     Заявить о нарушении