Эдип Фиванский из Коринфа. Роман. Гл. 9

Начало романа - http://www.stihi.ru/2014/04/04/8068



Глава девятая. Смерть Эдипа


И даже вот такого немощного старца,
совсем слепого безобидного калеку, –
не постеснялись выгнать – в никуда! – фиванцы:
«Лишь в нём причина бед и счастью Фив помеха!..»

Неблагодарный род!.. И злой, и беспощадный!
Тебе ль не Отдал царь всю жизнь свою и силы!?.
Не тЫ ль обласкан был Эдипом многократно?!.
Не Им ли   б ы л   с п а с ё н?!. 
                О!  Ждут вас беды, Фивы!


…Давно бредут по белу свету эти двое:
через леса и горы, через поселенья:
слепой беспомощный Эдип и Антигона…
Не усомнилась дочь ни на одно мгновенье,
деля с отцом судьбу скитальца на чужбине!
Она – глаза Эдипа, помощь и опора.
Нет, никогда она не бросит, не покинет
и не предаст отца, лишившегося крова!
С почтеньем, бережно, с дочернею любовью
ведёт она, – изо дня в день, – слепого старца.
И нет нигде приюта им, – их всюду гонят.
И – ужасаются Эдипу, и – боятся…

…Вот уж Беотия осталась за спиною…
Идут по Аттике они… Какой-то город
вдали виднеется за крепкою стеною, –
и башни города уже открылись взору…

А перед ними – лавром роща зеленеет,
увитая плющом и диким виноградом;
и соловьи поют, и ветер нежно веет, –
и серебрится кое-где олива взгляду.
Свежо и тонко пахнет травами, шафраном... –
и ненасытно грудь все эти запахи вдыхает…
«Присядь, отец, вот здесь: на этот камень.
А я сейчас схожу сама и разузнаю,
куда пришли мы: что за город? что за местность?»
Но тут  увидел в роще их один прохожий…
И стало им – со слов его – о том известно,
что это – роща ЭвменИд* в КолОне… Боги!
Они – пришли! Они дошли до стен афинских!
Священный город всем даёт приют, защиту!
Теперь покой Эдипа – близко. Очень близко.
И… путь в Аид уж – не закрыт перед Эдипом!

(Да... –  было предсказанье бога Аполлона
дано во сне Эдипу о его мытарствах.
И что в священной роще Эвменид в Колоне
умрёт, богинями прощённый он. И в царстве
царя Тесея, в дивных солнечных Афинах
сырой земле он будет с почестями предан;
и что – в жестоких войнах – кровь! зальёт все Фивы, –
и все семь врат, открытых настежь, впустят беды…
И кое-что ещё гласило предсказанье…
Но этого – никто не должен знать. Эдипу
бог Аполлон изрёк Божественную Тайну,
которую   –   ц а р ю   А ф и н   –  велел открыть он).

…Но только лишь узнал прохожий, что… Эдип (сам!) –
вот этот нищий старец и слепой калека, –
то поспешил он, чтоб уведомить колонцев:
изгой Эдип – благополучию – помеха!

Пришли колонцы. Стали громко возмущаться:
«В священной роще Эвменид   –   т а к и м   не место!..» 
Нельзя! – Эдипу с Антигоной оставаться
здесь, –  и гневить богинь!..... –  "Да будет всем известно,
что здесь – по воле Зевса я. И Эвмениды –
не будут гневаться: богинями прощён я:
страданий чашу я испил – до дна… Обиды
я не ношу в себе… Богами обречён я
быть похороненным в Афинах, – и Тесею
открыть Великую Божественную Тайну.
…Часы мои уж сочтены: я – не успею
дойти в Афины… Вас богами заклинаю
об этом сообщить Тесею: пусть приедет
Эгея сын, Тесей – ко мне сюда скорее.
И пусть посланец ваш спешит, в пути не медлит.
Я здесь останусь ждать великого Тесея…»

И сел посланник из Колона в колесницу
и поспешил, гоня коней, к афинским стенам…

Как вдруг в широкополой шляпе фессалийской
к отцу приехала вторая дочь – ИсмЕна.
Сошла Исмена с колесницы, – и в слезах вся, –
в объятья бросилась к отцу, к груди приникла:
«Я вас нашла!.. Вновь надвигается несчастье:
идёт с войной на Фивы войско Полиника!..»

Вначале вмЕсте братья правили. Но вскоре
брат Этеокл прогнал коварно Полиника, –
и тот уехал в Аргос. Братья – в ссоре.
И предстоит война фиванцам: будет битва.
Оракул в Дельфах предсказал томУ победу,
кого… Эдип! сочтёт достойным власти в Фивах.
Ему, Эдипу, предстоит решить дилемму:
кого из сыновей своих он осчастливит.

И вот… сын Полиник стоит перед Эдипом:
«Отец! Бесчестно я своим обманут братом.
Пойдём со мной – и победим мы в этой битве!
И будешь жить, отец, ты снова в семивратных!
…Но почему молчишь, отец?.. Иль ты считаешь,
что Этеоклом я обижен справедливо?..
О, мой отец!.. Прости меня!.. Но ты – вздыхаешь (?)…» –
«Да, Полиник. Вам никому! не править в Фивах!
Вы – сыновья мои. Я вас взрастил – обоих.
Не хуже вы один другого, и – не лучше.
…Нет, Полиник. Ни с кем: ни с ним – и ни с тобою.
Вы – близнецы. И даже в смерти – неразлучны:
убьёте вы в бою друг друга. ПомирИтесь!..»
Но ярый гнев! сверкнул во взгляде Полиника:
«Нет. Это невозможно. Пусть – братоубийство!
И пусть в бою решит, – кто прав, – богиня Ника!»
И Полиник ушёл, – в тревоге и печали…

Но… что это? Идёт сюда Креонт с отрядом!
…Креонт упрашивал и убеждал вначале, –
но, разозлившись, засверкал, насупясь, взглядом:
«Коль не пойдёшь добром – возьмём тебя насильно!»
И вот уже – его хватают чьи-то руки!..
ЧтО может сделать он: слепой старик бессильный?!.
Но… слышит он, слепец, – он слЫшит! – ухом чутким,
что мчится царь Афин, спеша ему на помощь!
И вот сошёл Тесей по-царски с колесницы:
«Что происходит здесь?!. Ты что, Креонт, не помнишь?.,
забыл закон Афин?» – «Тесей! Отцеубийцу
Афины защищать, я думаю, не станут?!.» –
«Ты ошибаешься, Креонт». – «Но он женился
на матери своей…» – «Я это тоже знаю.
…Эдип – святой. Афины будут им гордиться.
Прочь! Вон отсюда!..
                В с е   –   оставьте нас. Нам надо
поговорить… Эдип! Я – здесь. Ты… умираешь?..» –
«О да, Тесей… Уже бог ТАнат веет хладом.
Склонись ко мне, Тесей… Поближе… Ты узнаешь…»
И умирающий Эдип открыл Тесею
ту Тайну, что узнал от бога Аполлона…

И вот Эдип последний раз вздохнул, светлея, –
и… упокоился...
        Исмена с Антигоной,
слезу стирая, тихо плакали над телом…

И голова Тесея горестно поникла, –
и преклонил афинский царь пред ним колени…

И как святого
он предал земле
Эдипа.

 
12–22.06.2006


СЛОВАРЬ

*ЭВМЕНиДЫ – то же, что и  ЭрИнии: богини мщения, обитательницы Аида (ТисифОна, АлектО и МегЕра). Хранительницы кровных уз материнского рода, они неутомимо преследуют за клятвопреступления, забвение обычаев гостеприимства, особенно же за убийство. ПозднЕе из грозных богинь мщения  эринии  превращаются в олицетворение мук совести преступника. Покаяние и религиозное  очищение  могли освободить преступника от преследования эриний. Из богинь мести эринии превращаются в богинь-благодетельниц  –  э в м е н и д. 

 


КОНЕЦ.


Рецензии