Эдип Фиванский из Коринфа. Роман. Гл. 7
Глава седьмая. Прорицание слепого Тиресия
Царь стал расспрашивать супругу: «...Иокаста!
Что знаешь ты о смерти Лая?.. Как погиб он?» –
«Поехал в Дельфы муж тогда… Лай собирался
спросить о Сфинксе – сам – в оракуле Дельфийском.
Но вскоре он был найден мёртвым на дороге.
Возничий был убит копьём, – сказали слуги…»
И вспомнил тут Эдип т о т с л у ч а й… И тревога
толкнулась в сердце: «…Уж не – я – ли?!. Нет!.. О, боги!
…А, впрочем, в жизни… в жизни – всякое бывает:
и ситуации… случаются похожи;
и жизнь, смеясь – одно и то же повторяет:
и, забавляясь часто, д в у м – о д н о предложит!
…К тому же: Лая – я и пальцем не коснулся!..»
Но совесть усмехнулась: «Да. Виною – кони.
ОнИ же! – понесли. А ты… лишь оглянулся.
Ну-да, конечно: ты, Эдип, здесь… не виновен».
Эдип всегда считался с совестью своею.
Вот и сейчас он с нею честно согласился.
И рассказал всё Иокасте: перед нею –
Эдип. Царь. Муж. Отец… И, может быть, убийца.
Но не хотелось в это верить Иокасте.
И даже более того: совсем в обратном
она уверена была! О нет: напрасно
Эдип взволнован. Да: конечно, неприятно.
Но не убийца он! Лай сам был груб и резок!
Несчастный случай это! Боги ли! не знают?..
«Однако… кто наслал мор страшный от болезни?
И… почему тогда «убийцей»! называют?» –
спросил жену Эдип, печалясь и вздыхая.
«Так пусть твои сомненья устранит Тиресий!
Он – прорицатель. И богов он волю знает…» –
«Ох, Иокаста… Я боюсь его известий…»
…И вот стоит слепой Тиресий пред Эдипом.
Сидит на троне Иокаста рядом с мужем.
И приближённые царя стоят: вся свита…
«Зачем тебе, Эдип, слепой Тиресий нужен?
Что хочешь ты узнать?.. Я весь к твоим услугам…» –
и голову склонил Тиресий пред Эдипом.
«Что говорят тебе с Олимпа наши боги:
как город нам спасти от язвы ненасытной?
Уж каждый третий! в семивратных Фивах – мёртвый!..»
И, помолчав, изрёк царю глас ясновидца:
«Когда «посеянный» отдаст свою жизнь в жертву, –
о царь Эдип, – мор-язва в Фивах прекратится».
Услышав это, МенекЕй, отец царицы, –
один их тех, кто вырос из зубов дракона, –
тотчас же, с городских стен бросившись, разбился:
и вот – лежит недвижно он у врат Афины…
…Но покачал слепой Тиресий головою:
«Теперь болезнь из Фив уйдёт, – сказали боги.
Но это ты! был должен жертвовать собою:
не коринфянин ты: ф и в а н е ц!., «пухлоногий»!
Ты – из «посеянных» зубов дракона: Кадмом*!
Твои родители – знай! – ...Лай и Иокаста». –
«...За ложь твою… – тебе язык! отрезать надо.
Но… – уходи. И больше – мне – не попадайся», –
сказал Эдип... И тишина вокруг стояла.
И – все – не знали: где здесь ложь – и где здесь правда.
И Иокаста, потрясённая, молчала:
а… лжёт ли?.. О, зачем Тиресию лгать надо!?.»
И разошлись все…
СЛОВАРЬ
*КАДМ – греческий герой беотИйских мифов, легендарный основатель Фив, сын финикИйского царя АгенОра и ТелефАссы, брат КИликса (эпоним области Киликия в Малой Азии), ФЕникса (эпоним финикийцев) и ЕврОпы. После похищения Европы Зевсом - Кадм и его братья были посланы отцом на поиски сестры. Дельфийский оракул повелел Кадму прекратить поиски, последовать за коровой, которую он встретит, и выстроить город там, где она остановится. Выполняя это приказание, Кадм прибыл в БеОтию (греч. «страна коров»), где основал КадмЕю – цитадель, вокруг которой впоследствии выросли Фивы. Прежде, чем Кадм построил крепость, ему пришлось вступить в борьбу с владыкой этих мест драконом, сыном бога войны АрЕсом. Кадм победил дракона, вырвал у него зубы и засеял ими землю. Из зубов дракона выросли воины – спАрты («посеянные»). Они начали сражаться друг с другом, и все, кроме пяти, погибли. Уцелевшие помогли Кадму построить Кадмею и стали родоначальниками знатнейших фиванских родов. Восемь лет Кадм должен был служить Аресу за то, что убил дракона. После этого Кадм стал полноправным властителем Кадмеи, и Зевс отдал ему в жёны дочь Ареса и Афродиты (богини любви и красоты) ГармОнию. От брака Кадма и Гармонии родились ПолидОр (отец ЛабдАка), АвтонОя, ИнО, СемЕла, АгАва.
Продолжение - http://www.stihi.ru/2014/04/11/7376
Глава восьмая. Превратности судьбы
Свидетельство о публикации №114041005838