Круг перемещенья

КРУГ ПЕРЕМЕЩЕНЬЯ 
 
(согласно размышлениям Чжуанцзы) 

Природа связана с Путём, а сам Путь неизменен,
Он в ней способен охватить любое направленье,
Во всех своих частях движенья он проникновенен,
Пронизывая всё в образованье, в разрушенье.

Он отвращает от частей, что целым стать стремится,
От целого же отвращает, что влечёт к единству,
Объединяющему в нём спешит всё покориться,
В объединяющем всё подчиняется таинству.

В ушедшем безвозвратно душу предка видит каждый,
Обрёл кто сущность прежнюю, избрал тот путь небесный,
Поэтому образ хранят, кто смерть обрёл однажды, 
Бесформенное уподобляют форме телесной.

Не обладая корнем, Путь из таинства к нам входит,
Овладевает сущностью, но нет в нём помещенья,
Отверстий нет в нём, из всего нетронутым выходит,
Он без конца и без начала длителен в продленье.

Что проникает без отверстий - сущностью владеет,
А там где для неё нет помещения - пространство,
Теченье времени конца с началом не имеет.
В нём вход и выход, жизнь и смерть имеют постоянство.

То, что бесформенно при выходе как и при входе,
Обычно люди вратами природы называют,
Врата природы - небытье, склад тьмы вещей в природе,
Из небытья в наш мир всё, проникая, пребывает.

Бытье не может бытьём с помощью бытья явиться,
А небытье лишь небытьем владеет, как считали,
Чтоб в мир войти, должно из небытья всё появиться,
А тайну небытья мудрецы в древности скрывали.

Во всех познаньях древних был достигнут предел крайний:
Вещей отдельных раньше не было - они считали,
В пределе крайнем скрытно небытья росток зрел ранний,
Предел исчерпывающий в конце, так и в начале.

В ростке том вещи все отдельные существовали,
Их жизнь - утрата постепенная, смерть - возвращенье,
В нём небытье - головой, жизнь туловищем считали,
Хвостом - смерть, таящие начало и завершенье.

Кто в смерти познавал единство жизни сохраненья,
Как нескончаемое движенье в природе кругом,
Как небытья и бытья вечное перемещенье, 
Тому Путь становился вечным спутником и другом.


Власов Владимир Фёдорович


Рецензии