Наставник Неба
(согласно размышлениям Чжуанцзы)
Привык от всех даос Утёс Высокий (1) укрываться,
Жил на горе Чаша Терновая в уединенье,
Однажды Жёлтый Предок с ним поехал повидаться,
Семь мудрецов (2) составили его сопровожденье.
Средь них - Чанъюй, Чжан Жо, Сипын, Фанмин - Едва Прозревший,
Которого царь при дворе держал за мягкость нрава,
Кунь Хунь, Хуацзи - Смехотвор - продвинуться сумевший,
Царя обычно окружала мудрецов орава.
В пути, запутавшись, все поняли, что заблудились.
- "Куда ж нам ехать? - царь тогда спросил своих придворных,
Которые, вопрос услышав, очень огорчились.
Один отрок-табунщик пас коней на склонах горных.
- "Где расположена Чаша Терновая ты знаешь"? -
Спросил царь у подростка, тот ответил, что он знает.
- "А сам Утёс Высокий где, как ты предполагаешь"?
Сказал тот, знает где, и часто у него бывает.
- "Тогда, быть может, знаешь ты, как управлять страною"? -
Спросил царь отрока в надежде истину услышать,
- "Но если хочешь знать, то попаси коней со мною,
Что нужно табуну - то и народу - сам увидишь.
Ведь я ищу места, луга, где корма всем хватает,
Табун от нападенья зверей диких защищаю,
И устраняю, что вредит коням и жить мешает,
Так я тружусь, о всех свою заботу проявляю".
Услышав это Жёлтый Предок дважды поклонился
Ребёнку, сумевшему на путь истины направить,
Назвав его Наставником Небесным, удалился,
И, мудрецов всех распустив, стал царством своим править.
Примечания
1. Высокий Утёс (Да Вэй) - олицетворение познания, путь к которому полон препятствий. Одно из них - гора Терновая Чаша (Цзюйцы).
2. "Семь мудрецов" - в противоположность отроку-табунщику - вместе с Жёлтым Предком представлены иронически его спутники с разнообразными прозвищами: Едва Прозревший (Фанмин), Блестящий Сказочник (Чанъюй), Предполагающий (Чжан Жо), Друг Повторяющий (Сипын), Подобный Привратнику (Кунь Хунь), Смехотвор (Хуацзи).
3. Обращение "небесный наставник" ("Тянь ши") было принято с I в. н. э. как титулование патриарха даосской религии.
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №114040705486