Афористика. Платон
2) Найдётся ли кто-нибудь, кто желал бы скорее получать от ближних вред, чем пользу? (=, Критика новых обвинителей, 25d)
3) …равно, как если бы…сказал: Сократ…не признаёт богов, а/но признаёт богов. (=, =, 27a)
4) …вещий голос слышался мне постоянно. (=, После смертного приговора, 40a)
5) Ты сожительствуешь с невежеством. («Алкивиад 1», 118b, Сократ)
6) Мой опекун…бог, запрещавший мне до сего дня с тобой разговаривать. ( =, Первостепеннная роль знания того, ^что есть справедливость, обретаемого чрез самопознание, 124c, Сократ)
7) Человек – это то, что пользуется своим телом. (=, =, 129e, Сократ)
8) Порочность – это рабское свойство. (=, =, 135c, Сократ)
9) …Не потому его любят любящие, что оно любимое, но оно любимое, раз его любят. («Евтифрон», Недостаточность частных определений, 10c, Сократ)
10) …Ты расслабился от избытка мудрости. ( =, =, 12a, Сократ)
11) Там где стыд, там и страх….Где нечётное, там и число. (=, =, 12c, Сократ)
12) Родственное чем-то отлично от подобного. («Лисид», Какова первоприрода дружбы, 222c, Сократ)
13) Поэтическое искусство есть нечто цельное. («Ион», Сущность художественного творчества, 532c, Сократ)
14) Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного. («Протагор», Вступление, 314a, Сократ)
15) …Стали боги ваять их /людей/ в глубине Земли из смеси земли и огня… ( =, Происхождение добродетели в обществе и у индивидуумов, 320d, Сократ)
16) Каждой вещи, ведь, противоположно только одно, а не многое? (=, Смысловая структура добродетели, 332с, Сократ)
17) «…нет возможности зла избежать» [не быть дурным] (=, Интермедия: спор о способе ведения беседы, 344e, Сократ)
18) ««Быть побеждённым», - скажут нам, - означает вместо меньшего блага брать большее зло.» (=, =, 355c, Сократ)
19) Быть ниже самого себя – не что иное, как невежество. (=, =, 358c, Сократ)
20) …Определённая правильность имён прирождена и эллинам, и варварам, всем одна и та же. («Кратил», 383b, Сократ)
21) Имя Зевса есть как бы целое выражение…Две части:… одни называют его Дием (Dia), другие Дзеном (Zёna). (=, Вопрос о правильности имён, 396a, Сократ) - /мне всё же кажется, что поощрение неверного произношения, – пусть и логически-смысловой в том мотивации, – не самое лучшее дело; - это же происходит извечно и до сих пор в русском языке, когда мы пишем имена собственные так, чтобы это удовлетворяло только нашему фонетически-лимитированному наречию; впрочем, сам Сократ, в ответ на это, непременно ввернул бы нечто своё сократически-глубокомудрое, – пра-созвучные на русском (С.К.Апта) «день и жизнь», конечно же, имеют по себе великое сакральное представление о чём-то, что как предосмысленные «свет и время». Впрочем, начать излишне философствовать (уже не только филологизировать) на тему, что было первее, День или Свет, Жизнь или Время, я думаю, в этом месте не стоит. – сост. М.Гюбрис)
22) …они были разумны, и всё им было ведомо, за что он и назвал их «ведемонами» (daimones). /С.К.Апта/ (=, =, 398b, Сократ)
23) А, вот «герой»… Ты обнаружишь, что прелесть этого слова в небольшом отклонении от имени Эрота. (=, =, 398c-d, Сократ)
24) …изменения претерпевшее слово «человек» (anthropos) (=, =, 399b, Сократ) - / мне однако, приходит на ум имя одной из Мойр – Атропос. Платон говорит о ней только в конце своего «Государства». Впрочем, об этом спорить должны, конечно же, только самые сведующие софисты. – Иногда мне кажется, особенно в этих местах «Кратил’а», что многоуважаемый Апта излишне филологически-спекулирует; к сожалению, я не читал Карпова, а сам в греческом, на данном этапе, не настолько силён, чтоб судить. – сост М.Гюбрис/
25) …мы называем нечто причастное существованию глаголом «есть» (estin). (=, =, 401c, Сократ) - /Я вновь подкрепляюсь сущей силой в своей давне-известной борьбе за «сие есть» в современном Русском языке. (более 10 лет в письменных своих вещах, всечасто за то порицаемых!) В каждом языке развитой европейской цивилизации ЕСТЬ своё «estin»: «ist/is» в англ., «ist» в нем., соответственно «cet» во фр. и т.д и д., но в русском – вот, ведь! – нет. Это же невежество, вопиющее невежество, порождённое кастратическим злом обездушенного революционного языка! Бороться, ещё раз бороться за великое все-эллинистическое «estin», за «есть» в языке Русском! – сост. М.Гюбрис/
26) Аид (Haidёs)…[многие подозревают, что] этим именем обозначается «невидимое» (aeidёs). (=, =, 403a, Сократ)
27) …Ты думаешь, не убежали бы разве многие от Аида, если бы приходящих туда он не связывал крепчайшей цепью? (=, =, 403c, Сократ) - /и, вот, ещё нечто в добавок/ - …их связывает какое-то желание,…а не необходимость;… есть ли более сильное желание, чем общаясь с кем-нибудь, стать благодаря ему лучше? (=, =, 403d, С.) - …но, [eidenai] – «ведать всё прекрасное»…(=, =, 404b, С.)
28) …Столь прекрасные слова, как видно знает Аид… Бог этот – совершенный софист. (=, =, 403e, Сократ)
29) …имя Феррефата – многие боятся его, когда произносят [Ферсефона]… (=, =, 404c, Сократ)
30) …имя «добро» (to agathon)…для того, в чём изумительнее всего (agasphon) проявилась природа. ( =, =, 412b, Сократ)
31) «Несправедливость» – имя ясное, и означает оно по существу помеху на пути всепроникающей (diaion) справедливости; ясно также, что мужество есть преграда не всякому течению, а тому, которое сопротивляется справедливости, иначе оно не было бы похвальным. ( =, =, 413e – 414a, Сократ)
32) «Прекрасная» - это имя разума; оно делает такие вещи, которые мы с радостью называем. (=, =, 416d, Сократ)
33) …древние называли день «гимера» (himera) [hemera, hёmera] (=, =, 418c, Сократ)
34) …иго (dzugon) древние называли «двоиго» (duogon); …так, как в него впряжено двое, чтобы что-то двигать. (=, =, 418d-e, Сократ)
35) …имя «ложь» (pseudos) выражает лежание спящих. (=, =, 421b, Сократ)
36) Одно имя присвоено хорошо, другое нет. (=, Критика релятивизма в учении об именах, 432e, С.) - Имена, которые мы считаем названиями худших вещей, могут оказаться названиями самых лучших. (=, =, 437c, С.) – Если возмутятся имена, и одни скажут, что именно они – подобие истины, другие же – что они, как мы сможем их рассудить, к чему мы прибегнем? (=, =, 438d, С.)
_________________________________________________________
37) Если бы всё только соединялось, прекратив разъединяться, очень быстро стало бы по слову Анаксагора: «Все вещи [были] вместе». («Федон», Четыре доказательства бессмертия души. Аргумент первый: взаимопереход противоположностей, 73c. С.)
38) Всякая душа снашивает много тел. (=, Аргумент третий: самотождество идеи (эйдоса) души, 87e, С.)
39) …остережёмся одной опасности: …сделаться ненавистниками всякого слова, как иные становятся человеконенавистниками; …нет большей беды, чем ненависть к слову. (=, =, 89c-d, С.)
40) Чем мы мыслим – кровью, воздухом или огнём? (=, Аргумент четвёртый: теория души, как эйдоса жизни, 96b, С.)
41) …Число «три» скорее погибнет и претерпит всё, что угодно, но только не станет, будучи «тремя», чётным. (=, =, 104c, С.) - / в этом смысле, извечно нов и заведомо любопытен вопрос о том, чтоб могла бы означать т.н. «гибель трёх»? – от сост./
42) Душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни. (=, Этические выводы из учения о душе, 107d, С.)
43) – Критон, мы должны Асклепию петуха. (=, Смерть Сократа, 118a, С.) - / прекрасная вера в собственное бессмертие и воскресение по принесении жертвы А., - для несведующих – от сост. /
44) Эрот – великий бог, а доказательством этого служит отсутствие у него родителей. («Пир», Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота, 178b, Федр)
45) …у здорового начала – один Эрот, у больного – другой. (=, Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе, 186c, Э.)…однако, нелепо утверждать, что гармония – это раздвоение. (=, =, 187a, Э.) - /в продолжение всех этих и подобных оным мыслей, мне приходит в голову соображение о постановке особенного вопроса для современности: в чём есть истинная этическая сверхзадача для гейства; - сие об укреплении силы к благу, и о укреплении идеи продолжения человеческих родов по мере оных выживания и процветания. – сост.М.Гюбрис/
46) Всё, что вызывает переход из небытия в бытие – творчество. (=, Речь Сократа: цель Эрота – овладение благом, 205c, С.)
47) – Ты спишь, Сократ? [Нет ещё] (=, Речь Алкивиада: Панегирик Сократу, 218c, А.)
48) У не влюблённых никогда не наступит время раскаяния. («Федр», Речь Лисия, 231a)
49) Величайшие для нас блага возникают от неистовства, правда, когда оно уделяется нам как дар божий. [mania – неистовство, manikё – «маническое» искусство (маника, манихея, соотв. манихей), посредством которого можно судить о будущем] (=, Вторая речь Сократа, 244a, С.)
50) Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. (=, =, 245a, С.)
51) Человеческая душа может получить и жизнь животного, а из того животного, что было когда-то человеком, душа может снова вселиться в человека; …не видавшая истины никогда не примет такого образа… (=, =, 249c, С.)
52) …Но разумение недоступно зрению… (=, =, 250d, С.)
53) …Близость с человеком, в тебя не влюблённым, разбавленная здравым смыслом смертных, руководствующаяся расчётливостью смертных, порождающая в душе милого низменный образ мыслей, восхваляемый большинством как добродетель, приведёт только к тому, что душа будет девять тысяч лет бессмысленно слоняться по земле и под землёй. (=, =, 256e, С.) - /истоки тёмного эллинистического сенсуализма, что открывает путь к совершенно особенной теме «Культ наказующей любви в древней Элладе, как наипервейшего метода нравственного исправления.» - от сост. /
54) …Этот писатель отважно высказывал всё, что ему приходило в голову. (=, Теория красноречия на основе учения о душе, 264b, С.)
55) В искусстве врачевания те же самые приёмы, что и в искусстве красноречия. (=, =, 270b, С.)
56) Никто не захочет добровольно быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. («Государство», Кн.1, О справедливости как о выгоде сильнейшего, 346a, С.) - …Если бы государство состояло из одних только хороших людей, все бы, пожалуй, оспаривали друг у друга возможность устраниться от правления, как теперь оспаривают власть. (=, =, =, 347d, С.)
57) Те, кому предстоит стоять у нас на страже государства, должны считать величайшим позором, если так легко возникает взаимная вражда. (=, Кн.2, Два вида словесности: истинный и ложный. Роль мифов в воспитании стражей, 378c, С.)
58) Бог, раз он благ, причина лишь немногих вещей, созданных им для людей… (=, =, =, 379c, С.) …Нельзя позволить утверждать поэту, будто они [люди] бедствуют, подвергаясь наказанию, а тот, от кого это зависит, - бог. (=, =, =, 380b, С.) - / не правда ли, сколь заведомо очевидна в том критика доброго процента библейской, исламической и иной какой поэтики, произведённой умом смятенного рабовластия?! – от сост./
59) В боге не живёт лживый поэт. (=, =, =, 382d, С.)
60) – Не годится подражание рабыням и рабам – ведь, они выполняют лишь то, что положено рабам. (=, Кн.3, Способы выражения, как стили поэтического искусства, 395e, С.) - / Абсолютно согласен: – в своих размышлениях, Я, однако, не отношу сие положение к принципу персонификации лиц в поэзии, ибо тогда это был бы даже и более бесноватый вопрос о том, позволено ли рабу быть поэтизируемым образом вообще или никогда и нисколько; тем не менее, обо всех тех рабских тонах и ужимках в словесности, кои составляют заметную часть во всём, ныне-сотворяемом поэтическом материале, Я смело придерживаюсь именно сократически-целебного мнения. И это вовсе не только о том, что где-то засел графоман, а где-то застыл истукан, а где-то ещё хулиган какой-то, учинил свой святой балаган, - сие понятно, надеюсь. – сост. М.Гюбрис /
61) …изображения букв, отражающиеся где-нибудь в воде или в зеркале… (=, =, =, 402b)
62) Смешно, если страж сам нуждается в страже. (=, =, Взаимообусловленность мусического и гимнастического воспитания, 403e, Главкон) …Хороший ли он страж, как и себя, так и мусического искусства? (=, Отбор правителей и стражей, 413e, С.)
63) Нельзя ценить человека больше, чем истину. (=, Кн.10, Ещё раз о месте поэзии в идеальном государстве, 595c, С.)
64) Живопись – это воспроизведение призраков или действительности? (С.) – Призраков. (=, =, Искусство как подражание подражанию идее (эйдос), 598b) - /то, соответственно, и для поэзии в первую очередь; – замечание для не осведомлённых. – от сост./
65) – Несправедливость окажется вовсе не столь ужасной, раз она смертоносна для того, у кого она есть, ведь это было бы избавлением от бед! (=, =, Вечность (бессмертие) души, 610d, Главкон)
Свидетельство о публикации №114040508732