Мысли о мыслях

МЫСЛИ О МЫСЛЯХ

(согласно размышлениям Чжуанцзы)

Щедр тот лишь, кто познаньями большими обладает.
В значительных речах - огонь и сила в каждом слове.
Тот любопытен, кто немного всего в жизни знает.
В речах же незначительных ключом бьёт пустословье.

Душа во сне увиденное за явь воспринимает,
Воспринимается явь в бодрствованье только телом,
Но где иллюзия иль явь - не всё ум понимает,
И днём, и ночью он блуждает между чёрно-белым.

Борьба умов меж всеми а отношеньях происходит,
В союзах ежедневно приводя всех к столкновеньям.
Поэтому-то люди все согласья не находят,
Враждуя меж собой от поколений к поколеньям.

Есть люди нерешительные, всё они скрывают,
Есть кто молчит, не зная, говорить кому что можно,
Есть те, кто ничего не скажет, если даже знает,
Есть, кто в опасности всегда поступит осторожно.

В речах одни стремительны, сомненья - им обуза,
Они умом решают всё, что истинно, что ложно.
Молчат другие, словно клятву принесли союзу,
Для них и в выборе всегда определиться сложно.

А речи третьих зимнему подобны увяданью,
И с каждым днём всё меньше говорят они, слабея.
В речах четвёртых слышатся лишь прошлые деянья,
Их сердце, умирающее, только память греет.

Воспоминанье прошлых лет их жизнью наполняет,
Подобное мелодиям, из пустоты звучащим,
О днях весёлых память счастьем ум их озаряет
Но что их создаёт  - не ведомо то говорящим.

Любовь и счастье, гнев и радость связаны с другими
Людьми, кто по соседству с нами в жизни обитает,
Печаль, веселье и беспечность с чувствами такими
В связи лишь с эти людьми нам память заполняют.

И если б не было других, то вряд ли что-то было,
Меня бы не было, моих бы также восприятий,
А это близко уж к причине, к той, что б объяснила
Всё то, рождает в разуме что разницу понятий.

Ведь должен быть поистине такой руководитель,
Который в этом мире устанавливает  нормы? 
Как действует на свете этот мира устроитель?
И как поверить нам в него, не видя его формы?

Как целое единое всё ж в мире существует,
Всё, формирующее нас, должно иметь значенье,
Благодаря ему природа тело формирует,
Не отдаём частям мы никакого предпочтенья.

Законченную форму мы до смерти сохраняем,
И тело наше, в мире действуя лишь, выживает,
Мы в столкновеньях и в гармонии себя продляем,
Наш бег стремительный нас, истощая, оживляет.

Нам бега не остановить при жизни преходящей,
Трудиться вынуждены люди все, изнемогая,
Плодов труда не видя, часа смертного не зная,
Скорбим, что наше тело превратится в прах смердящий.

Действительно ль у человека жизнь столь неразумна?
И есть разумные ещё ли в мире с нами рядом?
Иль все наставники жизнь проживают так бездумно?
Ведь учат все нас, следуя сложившимся лишь взглядам.

И вряд ли есть учителя, кто углубляет знанья,
Такие есть, кто себе сами взгляды выбирают,
Полно глупцов среди таких, чьё ложное сознанье
Во всём - что истинно, что ложно - в мире утверждает.

Твердят они: "Несуществующее существует".
Обратное им доказать никто не в состоянье,
Всё, что им противоречит, их не интересует.   
Поэтому живут все люди в ложности их знанья.

Речь человека - это ведь не просто же дыханье,
Слова, что говорят все, полны смыслом наделённым,
Сама речь как продуктом бы является сознанья,
Но то, что говорится  - совсем неопределённо.

Есть речь ли? От чириканья её что отличает?
Насколько скрыт в ней Путь, и что в ней может проявиться?
Обходится без речи тот ли, кто всё в мире знает?
И может ль правда в речи и неправда появиться?

Повсюду Путь лежит, ничто его не заменяет,
Речь существует, не всё она выразить способна,
Путь Истины ничтожные ученья затемняет,
Но речь цветистая для человека лишь удобна.

Поэтому пошли меж мудрецами все раздоры,
Одни всё утверждают, но другие отрицают,
Не прекращаются поныне средь все умных споры.
Молчит, кто знает Истину, кто говорит - не знает.


Власов Владимир Фёдорович   


Рецензии