Главный Редактор БЛК А. Крупинин как Критик

Публикую разбор, своего конкурсного стиха "Погружение в Ничто"
http://www.stihi.ru/2014/03/14/3998
(этап конкурса - апрель 2014 года)

Главным Редактором БЛК Александром Крупининым
http://www.stihi.ru/avtor/elephantfish

БЛК
http://www.stihi.ru/avtor/blk2014


Погружение в Ничто
Вик Степанов
.
Щемящей пустотой
меня Ничто накрыло -
как-будто бы крылом
тоски столетней,
старухою с косой
и неизбежной той,
которая подводит
чёрной полосой
твои итоги, -
когда душа дымится
сгоревшей головешкой
и как в ночном кошмаре
отказывают ноги.
К тебе ползёт
зловещий ужас,
тоска с зевотой,
с осиным жалом,
с желанием повиснуть
в болоте на осине
и кажется, что жизнь
пропахла кислой псиной.

14.03.2014

http://www.stihi.ru/2014/03/14/3998

    
-> Здравствуйте, Вик.
-> Раз вас интересует моё мнение, то не вижу смысла лукавить.
-> Стихотворение мне совсем не понравилось. Оно не вызвало у меня как у
-> читателя никакого душевного отклика.Обычно так случается, когда сам
-> автор писал стих без вдохновения, без внутренней побудительной причины
-> написать именно этот стих.

Позволю себе здесь с вами совсем не согласиться.
Меня била творческая лихорадка, когда я писал этот стих.
Я писал его на гребне чувств.
Сейчас в Украине очень тяжёлая ситуация. Там проживают
самые близкие мои родственники, некоторые заблуждаются на счет страшных
намерений Киевской хунты...
Поэтому у меня написался на фоне этого этот глубоко личный стих.

-> В стихе нет ничего личного, ничего такого,
-> что пережил именно автор, именно этот конкретный человек. Складывается
-> впечатление, что автор сел, подумал "а не написать ли мне чего-нибудь
-> мрачненького?" и начал нанизывать все известные ему образы, имеющие
-> мрачные коннотации.

Здесь вы глубоко ошибаетесь. См. выше.

-> Но надо сказать, что и это нанизывание автору не удалось.
-> Щемящей пустотой
-> меня Ничто накрыло -
-> как-будто бы крылом
-> тоски столетней,
-> старухою с косой
-> и неизбежной той,
-> которая подводит
-> чёрной полосой
-> твои итоги.
-> Ничто как будто бы накрыло крылом, старухою с косой и неизбежной той...
-> Накрыло крылом -это можно понять, хотя крыло тоски столетней выглядит
-> претенциозным штампом.


"хотя крыло тоски столетней выглядит
претенциозным штампом. " (с) Крупенин

Пару-тройку примеров использования этого штампа других известных поэтов
кроме Вика Степанова (номинанта премий Лучший поэт России 2013, 2014 гг,
Наследие 2014 г) приведите, пожалуйста.
Буду вам очень признателен.

-> Но ничто накрыло старухою -это уж совсем
-> нехорошо.

А вы, Александр, представьте себе старуху-Смерть в большом
черном балахоне с косой в руках.
Доложу я вам такая может накрыть вас своим балахоном
почище любого крыла черного ворона.
Я очень горжусь этим найденным мною удачным свежим образом.
Кто такая неизбежная та, которая подводит итоги? Очевидно, смерть.
Вдумайтесь, Александр, если автор поставил союз И, значит он сделал
это неспроста, а с глубокой подоплекой.
Стихотворение малого формата, но имеет двойное-тройное дно,
требующее работы ума читателя.
В данном случае это Судьба, одна из сестер Мойр, ибо каждому человеку
судьбой отмерено - родиться, жизнь прожить и встретить свою смерть.

-> А кто такая старуха с косой? Опять же смерть. Какой тогда смысл
-> соединять одно и то же союзом и?
-> К тебе ползёт
-> зловещий ужас,
-> тоска с зевотой,
-> с осиным жалом,
-> с желанием повиснуть
-> в болоте на осине
-> и кажется, что жизнь
-> пропахла кислой псиной.

-> Ползет зловещий ужас. А какой ещё может быть ужас, если не зловещий? В
-> чем тогда смысл введения этого прилагака?


Александр, почитайте русских классиков, начиная хотя бы с Гоголя
и кончая моей скромной персоной, который разрабатывает эту тему
много и глубоко.
Ужас может быть:
липкий, цепенящий, тяжёлый, тёмный, несказанный, пронзительный, кровавый,
парализующий, колящий, смертельный и т.д. и т.п.

-> Тоска с зевотой. Так ведь уже накрыло крылом тоски. Откуда же она
-> ползёт? И почему с зевотой? Зевота скорее связана со скукой,
-> сонливостью.

Здесь передана механистическая неизбежность фатального конца.
Для героя - это завершающающая кульминация его завершения
жизненного круга.
А для смерртельного фатума, который оборвёт его жизнь -
это всего лишь обыденная работа, от которой он уже устал и он
даже зевает от скуки, т.к. конец заранее ему известен и предрешен.
Теперь, Александр, понятна глубина замысла автора этого стихотворения?

-> А тут ужас зловещий. Какая от ужаса зевота?
-> Тоска не только с зевотой, но и с осиным жалом. Трудно представить
-> себе некий обьект одновременно с зевотой и с жалом. К тому же зевота
-> это действие, а жало -предмет. А у вас это однородные члены
-> предложения.

См. выше.
Зевота с жалом - это поэтический образ фатума, смерти - при зевке
бросается в глаза в глубине их рта смертельное жало.
По-моему тут даже нечего объяснять.

-> Но и это не всё. Ужас, он же тоска , ползет не только с зевотой и
-> жалом, но и с желанием повиснуть в болоте на осине.Вся эта смесь
-> совершенно не представима и бессмысленна.

Более чем осмысленно всё.
Никто не знает в каком обличьи за ними придёт смерть.
Кто на автостраде на мотоцикле в лобовом столкновении,
кто-то шагнёт с балкона, кто-то из винчстера разнесёт
себе подбородок, кто-то съест пачку таблеток, и т.д.
а кто-то повиснет на суку осины.
Тем более поэты, тонкие, ранимые сосуды жизни...
Вот вы, Александр, определились уже как покинете этот лучший из миров?

-> Повиснуть на осине - можно понять. Но повиснуть в болоте непонятно.
-> Может быть, на осине, растущей на болоте. Но не повиснуть в болоте.

А что тут понимать?
Представьте себе - вы висите на осине, которая стоит в болоте.
Поэт не обязан до тонкостей описывать, где и как укоренилась
осина, на которой он висит.

-> Кислая псина в финале вносит какой-то юмористический колорит. Она
-> гармонирует с зевотой, но со старухой с косой, зловещим ужасом и
-> прочими кошмарами не слишком гармонирует.

Зря думаете, что это несёт какой-то юмористический колорит.
Наверное вы никогда не нюхали в жизни прокисших козла, козу, собаку старых и неухоженных.
Старухи, также если не соблюдают гигиену начинают пахнуть прокисшим молоком.
Принюхайтесь.
Для поэта мелочей не бывает. У него должен быть не только наблюдательный взгляд, образное мышление,
но и развитый нюх...

-> Вот, пожалуй, и всё, что я мог сказать по поводу вашего стихотворения.
-> С пожеланиями творческих успехов,
-> Александр

Спасибо большое, Александр, за то внимание, которое вы уделили моему стихотворению
"Погружение в Ничто"
С вашего позволения, если вы не возражаете, я его опубликую в курилке БЛК.
Не возражаете?

С уважением,
Вик Степанов

PS
Осуществить своё желание (разместить этот разбор в курилке БЛК) Вику Степанову
было не дано.
Он администрацией БЛК был помещён в Чёрный Список.
Все диалоги с ним были аккуратно вычищены и удалены на БЛК.
Диалоги Автора (Вика Степанова) можно посмотреть на его странице
http://www.stihi.ru/avtor/goldspike
по ветке "Написанные рецензии"


Рецензии
Я понимаю, что тебе хочется внимания. Получи же его.
Сначала скажу, что не вижу "ещё больший круг тех, кого трясёт от моей поэзии". Никого не трясёт. По-моему, все крайне терпимы и тактичны. Даже, когда пишут о явном ляпе – сгоревшей головёшке.
Редактор допустил слабинку, пустившись рассуждать о смысле и логике построчно, потом ему стало стыдно, и он удалил. А что в чёрном списке, так ты ведь ни с чем не соглашаешься, настырствуешь рьяно, что толку им с тобой общаться.
Итак, к Погружению в Ничто. Во-первых, как это часто у тебя (в том же Либидо), название не отражает стих, или стих не раскрывает название. К тебе ползёт зловещий ужас – вот отражение стиха.

Теперь по структуре. Убей бог, не вижу логики биения на такие короткие строки-словосочетания. Действительно, чтобы виднее штампы были? Штампы обычно прячут. А тут все банальности налицо. Что оч вежливо Олесь и показал, не поленился, как можно не въезжать и не быть благодарным человеку, проделавшему такой труд?
Почему-то подавляющее большинство поэтов считает, что число слогов в строчках должно повторяться периодически. У многих классиков можно заметить эту особенность. И только Вик Степанов пишет, как на душу придёт. В данном случае:

Щемящей пустотой 6
меня Ничто накрыло - 7
как-будто бы крылом 6
тоски столетней, 5
старухою с косой 6
и неизбежной той, 6
которая подводит 7
чёрной полосой 5
твои итоги, - 5
когда душа дымится 7
сгоревшей головешкой 7
и как в ночном кошмаре 7
отказывают ноги. 7
К тебе ползёт 4
зловещий ужас, 5
тоска с зевотой, 5
с осиным жалом, 5
с желанием повиснуть 7
в болоте на осине 7
и кажется, что жизнь 6
пропахла кислой псиной. 7

Подобное я называл Как бык поссал. Ни рифмы, ни строфы. Это вообще стихи? Чего-то я не догоняю. Щас ты сошлёшься на Гоголя. Если текст Вия записать в столбик…
Вообще-то поэзию тут найти можно, например, так:

Щемящей пустотой меня Ничто накрыло -
И кажется, что жизнь пропахла кислой псиной.

А что ещё? Именно это и относится к личным переживанием. Внутри некий абстрактный ужастик.

Авов Аволог   10.11.2016 19:42     Заявить о нарушении
Владимир, ты мне ещё расскажи,
что зрелые Цветаева, Маяковский и пр. классики,
не говоря уж про нобелевского лаурета Бродского,
как они они писали аккуратными ровностолбиками.
Даже мой нежно любимый Анненский, классик из классиков,
рядом с которым мало кто стоит, отступал от этого...

Кстати,
в своем стихе

Оркестровая яма

см. здесь
http://www.stihi.ru/2013/04/04/6014

я спародировал Маяковского
СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО

Досталось немного и Анненскому,
но как примеру высокого искусства.

Эх, давненько это было...

Вик Степанов   10.11.2016 21:01   Заявить о нарушении
Извини, не могу засчитать как пародию, это фантазия на тему в ямбах-хореях с авторскими искажениями, которые ты принимаешь за собственный стиль, ссылаясь на классиков. С восторгом обнаружил у тебя неуклюжую попытку дактиля:
Кучерявый брюнет устал хлопать.

Даа, всё пытаешься чёрные квадратики рисовать.

Вот нашёл у себя столбик http://www.stihi.ru/2011/06/28/239

Авов Аволог   11.11.2016 11:48   Заявить о нарушении
Владимир, что тут самое главное? - получилось не хуже, чем у Меяковского, а местами даже лучше :-)

Вик Степанов   11.11.2016 12:29   Заявить о нарушении
Кучерявый брюнет устал хлопать

Да уж, Владимир... Пушкин, наверное, перевернулся в гробу, когда ты назвал это дактилем...
Это АНАПЕСТ со спондеем в 3-й стопе

Вик Степанов   11.11.2016 12:51   Заявить о нарушении
У меня есть стих круче твоего Промазая

Спирохетовый пиррихий

stihi.ru/2016/04/09/5463

Вик Степанов   11.11.2016 13:11   Заявить о нарушении
Ну а что же, если не дактиль?

Не сомневаюсь, что круче у тебя много. Это ж как раз твой стиль - много и круче.

Авов Аволог   11.11.2016 16:21   Заявить о нарушении
Да ничего, что не дактиль. Это я так - вскользь отметил в ответ на твое утверждение, что это дактиль. Мне этот анапест сердце грел, а тут, на тебе, его обозвали дактилем... Хорошо ещё, что не птеродактилем:-)

Вик Степанов   11.11.2016 16:31   Заявить о нарушении
Ну анапест, трёхсложный т.е., я наизусть их не помню. А зачем мне помнить, если я и так в размере пишу, мне за свои стихи знанием оправдываться не надо. Поздравляю с трёхсложником!! Правда, и в него ты умудрился спондей запиррихеить, или наоборот. А то ведь правильно - не круто))

Авов Аволог   11.11.2016 17:00   Заявить о нарушении
Что у кого правильно или неправильно история и время расставят по своим местам.

Вик Степанов   11.11.2016 17:09   Заявить о нарушении
Чувствую по твоему Промазаю Пиррохета спирохетовая тебе должна была понравиться:-)

Вик Степанов   11.11.2016 17:16   Заявить о нарушении
Я не понимаю смысла писать такое. Ну поупражнялся себе в черновиках, зачем выставлять народу напоказ? Филолог и так знает, кто не знает, тому пофиг. Если бы ты на каждый размер четверостишие написал лёгкое для запоминания, вот это был бы класс.

Авов Аволог   11.11.2016 17:56   Заявить о нарушении
А зачем россыпь четверостиший? Ищи их потом вместе потом. Замудохаешься...
Проще, как считалочку, оформить одним стихом

Вик Степанов   11.11.2016 18:08   Заявить о нарушении
Ты, наверное, не понимаешь зачем писать палиндромы - стихи перевётыши. У меня пара примеров поэм в соответствующем разделе на странице имеется

Зеркальная поэма

Золотой ключик

Высший пилотаж владения комбинаторикой русского языка:-)

Вик Степанов   11.11.2016 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.