Слава и Истина

СЛАВА И ИСТИНА

(согласно размышлениям Ян Чжу)

Ян Чжу (1), в Лу странствуя, в доме Мэна (2) остановился.
Спросил Мэн друга, когда в беседе коснулись нравов:
- "К чему ещё стремиться, когда человек родился?
К чему в жизни нужна ему, так непременно, слава"?

- "Богатства ради нужна слава", - так Ян Чжу ответил.
- "Но если ты богат уже, к чему ещё стремиться"?
- "Тогда стремятся к знатности, чтобы гордиться этим".
- "Но знатным став, ещё чем в мире можно насладиться"?

- "Тогда - в смерти уже и в благоденствии потомков",
- "Но разве слава благоденствие приносит роду"?
- "Когда фамилия звучит среди других всех громко,
То и потомки благоденствуют среди народа.

Поэтому все ради славы тело изнуряют,
Чтоб средь людей какой-нибудь известности добиться,
В учениях рутинных своё сердце иссушают,
С последним вздохом к славе не перестают стремиться".

- "Но каждый, славы жаждущий, быть должен бескорыстным,
А бескорыстный в нашей жизни должен быть лишь бедным,
Ведь чтоб прославиться, жить нужно своим сердцем чистым.
Для славы истинной любой делёж стать может вредным.

Тот, кто стремится к славе, быть уступчивым обязан,
Но разве знатные уступчивые в поведенье?
Ведь в жизни каждый знатный род всегда с наживой связан,
Тогда, кто к славе истинной имеет отношенье"?

- "Когда царю помог в Ци царстве Гуань Чжун с управленьем,
Вёл расточительную жизнь царь, был большой распутник,
Гуань Чжун един с царём был и в речах и в устремленьях,
В распутстве, расточительстве погряз, как верный спутник.

Ученье Гуань Чжуна в царстве Ци осуществлялось,
И с его помощью царя власть в царстве утвердилась,
Со смертью только имя "Гуань" в истории осталось,
А истинная слава так о нём и не прижилась.

Когда Тянь помогал царю в Ци царстве с управленьем,
Царь был надменным, а Тянь скромным - этим отличался,
Царь обирал народ и пользовался устрашеньем,
Тянь раздавал народу всё, и в памяти остался.

Народ весь к Тяню повернул, тот овладел всем царством,
И ныне власть имеют там его сыны и внуки,
При помощи лишь скромности он правил государством,
Так скромность с добродетелью даёт власть людям в руки".

- "Так значит, истинная слава бедным лишь даётся,
А те, богаты кто, лишь ложной славой обладают"?
- "Владеет славой кто, без истины тот остаётся,
А тот, кто истиной владеет, славы избегает.

Прославленные все - лжецы, и Истины не знали,
А Высочайший с Ограждающим власть отдавали
Своим придворным в древности, но те не принимали,
Так Поднебесную лишь ради славы уступали,

И, не теряя Поднебесной, властью наслаждались.
Но есть, кто обладает славой и почётом должным:
От царства Старший Ровный с Младшим Равным отказались,
И в этом есть различие меж истинным и ложным".
 
Примечания:

1. Ян Чжу (Янцзы, Ян Цзыцзюй) - ученик Лаоцзы VI - V вв. до н. э., был выдающимся представителем даосской школы, создал в нём своё направление.

2. Мэн (Сунь Ян) - ученик Ян Чжу.

3. Никого не Стесняющийся (Сюй Ю) отказался принять трон от Высочайшего, Умеющий Свернуться (Шань Цзюань) - от Ограждающего.

4.  Старший Ровный (Бо И) вместе с Младшим Равным (Шуци) (ок. XII в. до н. э.), оба братья, отказавшиеся от престола в своём царстве  Одинокий Бамбук (Гучжу), находившемся на территории современной провинции Хэбэй. Они умерли от голода в знак протеста против похода Воинственного, царя Чжоу, на старшего - Иньского царя.



Власов Владимир Фёдорович


Рецензии