Подборка на Фестиваль свободного стиха - 2014

Татьяна Зоммер: участник Фестиваля свободного стиха 2013, поэт, эссеист, прозаик, литературный критик, профессиональный журналист, ведущий редактор книжного издательства, член Союза писателей России, член Союза московских писателей, член философско-литературной группы «ДООС», член авангардной группы «Футурсобрание», главный редактор авангардного журнала «Тело Поэзии» на Мегалите и журнала верлибров «Шкала экспромта».
Публикации в журналах и газетах: «Дети Ра», «Другое полушарие», «Журнал ПОэтов», «Тело Поэзии» на Мегалите, «45-я Параллель», «НГ-Ex Libris», «Литературная учеба», «Знамя», «Литературная Россия», «Поэтоград» и др.


ТАТЬЯНА ЗОММЕР


== ***

либра верлибра

не в столбике записи
не
в
столбняке
речи

и даже
не в изменении

формата формы

а желании увидеть
изначальную

- поэтическую речь -

как стихи..



== ***


лавина голоса
отзовется эхом
реверберация
настигнет
памятью
0)))))
круги на воде
опадут
первым снегом
осенних волос
..
лавина голоса
обрушится
вверх
.
.
лавина космоса



== ***

                /«в тоске по античности
                выхожу на балкон с вилкой…
                Вячеслав Куприянов. Четвертое измерение/

античная глушь
дождем
золотым
даная нагая
впивается зевс...

…куда занесли меня
голые греки
мира
и
рима


== ***

художник уверенно
рисующий черную дыру
в заборе..
ты вращаешься вокруг
нарисованной дыры
как возле черного солнца
пытаешься
заглянуть внутрь
понять
квадратный круг
как икону времени
и пространства
охватить осознанием незнания
бес/конечную все-
ленную
проникнуть
дырявой башкой
в дыру пространства
и
времени

черная дыра вертится
     и - улыбается..



== письмо Татьяне

некто N. (Пушкин)
просиживая штаны
согласно штатному расписанию
и гибкому трафику
в интернете
полдня убил сочиняя послание Евгению (Степанову)
целую чернильницу на мелких буков(с)ки извел
весь свой ритуальный
кабинет
виртуальными чернилами выпачкал
а фейсбук взял да и отослал письмо Татьяне (Зоммер)




== со-временные классики

                "Попробуй мне сказать, что я фантом"
                /Иван Жданов/


со-временные классики-метры
мертвы
при жизни
на ветру коченеют
                фантомом
сливаются с придуманным самим собой фантомасом
и фанатеющими
                фантомассами

сойдя на ступеньку
становятся кило-

-метрами

еще одним
   пройденным тобой
метро-днем



== стеклопакеты проекций

когда сижу вот так неподвижно
и сматываю очередной
день сурка
как клубок
в одну точку
перед глазами один за другим проходят
короткометражные
фильмы
которые спонтанно возникают
на экранах телевизоров
двери
или потолке
и поочередно гаснут
как автоматически
зафиксированные когда-то
и напрочь забытые
забитые
множественно сменившей себя
осеменившей ся
вреальностью
и отправленные за ненадобностью
в подсознание

застывшие стеклопакеты проекций

варианты возможных жизней


== на чистую воду невесомого воздуха

в облупившейся штукатурке
прожитых рядом (с тобой) дней
увидеть шкурку
выпотрошенной мечты
растушевать в технике сфумато
заострившиеся черты
навязанные скульптором железбетонной реальностью
заново влюбиться в мир
нарисованных красавиц и красок
взять и вывести
тебя за руку
из стены отложений
инкрустации коллектора будней
на чистую воду невесомого воздуха



== prime-time

много ир-реальностей не бывает
из каждой реальности на тебя смотрит совсем другое лицо
не то что смотрело на тебя в начале
твоего фильма
твоей скоростной киносъемки
где-то между 25-м и 26-м успела произойти
смена не кадра
но режиссера
твой пульт занял тот
на кого ты смотрела
твой белый шарфик кокетливо развевается на моем плече
я спешу по московскому переходу
в твоих серебряных сапогах-скороходах
опаздывая как всегда
на работу
на ходу дописывая сценарий
для ежедневной прайм-таймовой передачи
сегодня у ведущей будет твой взволнованный голос
и чуть подергивающаяся нарисованная
милая родинка-бабочка на плече..
.
добираясь за полночь домой
и ловя такси начисто запуталась в твоем белооблачном шарфе
и под конец
уж совсем невезуха

ты все-таки сломала
на набережной в своем Геленджике
мой каблук



== невинные поцелуи на эскалаторе жизни
/верлибр-поэма/

                /Сергею Бирюкову/

невинные поцелуи на эскалаторе жизни / кувыркаются гении взгляды дети
мы едем вверх крепко-накрепко вкручивается в небесный колодец
сдвоенная спираль сканирующих и передающих по цепочке молекул информации взглядов
неуправляемая цепная реакция может разрушить построенную до этого стройную струйную жизнь человеческого 3d принтера/

отважно делаем вид что не поняли полученной информации встреченных встречных взглядов
значит вот так выглядят параллельные миры в параллельном мирном с-течении жизни
это и есть наш ос-мысленный рай в котором мы очищены от шелухи прошлого
чисты как новорожденные младенцы г-листы tabula rasa в своей наготе сегодняшнего я-блока
вызревающего желейно железобетонно вместе с нами
коллоидными датчиками глазами повернутыми в будущее
 
/ держась за руки как первоклассники впервые обнаруживающие щемящие тактильные ощущения начинающиеся со множества глядящих в упор глаз на магнитных подушках линиях ладоней рук и опускающихся петляющих прятками куда-то в пятки на которых тоже вырезана сенсорная панель активированных точек глубоко глубоко вниз и – наискосок внутрь /

на мне новомодный яркоклетчатый пиджак с цветной бахромой
в котором Коко Шанель лет 100 назад встречалась с Сальвадором Дали
и который я сшила перелицевав старое мамино пальто
из натуральной шерсти сотканной в шотландскую клеточку намереваясь
одновременно повторить шедевр шинель шанель мягкие доски для игры в шахматы шашки шашни
и фамильную реликвию-драгоценность передаваемую по наследству и то и другое мне удалось

/ это сегодня снова модный такой типичный шанелевый костюм-кустюм напоминающий о моих водолазных прогулках кусто по дну моря недалеко от берега детства поэтому я ношу коко шанель раздельно чтобы не слишком уж глубоко в себя не глубже общего детства надевать ее маску и вещи – а только так слегка намеками и перебежками – юбку или пиджак – коко или шанель – смешивая с чем-нибудь другим но таким же вразнобойным / 

в моих ушах – собственноручно изготовленные коралловые серьги в виде красных фонариков
- эгокубошаров - 
приделывая к ним швензу жемчуг и перламутр я отчетливо видела тебя
завороженно смотрящего на мои фонарики и видящего за ними вход в..
и тебя спокойно входящего
в мои красные земные и околоземные покои орбиты

/ ты смотришь на них как на флешбэк - магический предмет киношно-взаправдашнего возвращения - крутящийся перед глазами зрителя эгокубошар перемещения из будущего в прошлое и обратно как будто что-то припоминая из нашей параллельной совместно прожитой жизни удивляясь случайно возникающему во вневременном кармане участке мозга открытию того что оказывается еще тогда – в разных одеждах временах и разных обличьях – тоже была я /

считываю твою говорящую жарко в ухо ответную мысль – и оно рефлексирует
отчетливо отливая кровавым мясным кораллом структурно поднимающимся вверх
задергавшимся под тяжестью мысли по задеревеневшим ступеням памяти
в исходную точку двойной зазеркаленной  закрученной спирали ракушки

мои глаза углубляются в перспективу внутренних улиц тоннелей метро и возвращаются обратной перспективой становящейся зеркальным отсветом взглядом туннелем
твое внутреннее зрение настроено на одну частоту со мной
реверберация памяти зашкаливает ты надоедливо видишь и помнишь воз-вращающую-ся картинку –
мне рассказали через сотые соты чужие руки – когда ты был с компанией поэтов на улице красных фонарей – зачарованно стоял у стеклянной витрины-кабинки – не в силах оторвать взгляда от живой женщины игрушки объекта
не решаясь войти ли как штопор в мертвую петлю интима или унести прочь ноги
потом ты все же отстал от группыпоэтов и все так же ходил и ходил кругами не решаясь войти –
памятуя о том что случилось с Ницше вздумавшем всего лишь раз в жизни поиграть на рояле
в доме на улице красных фонарей

/ и так никто не узнал – твоя траектория неведома как у Ницше – вошел ли ты внутрь или все нарезал круги по вселенной зная что за краснофонарным наслаждением красным древом кораллом событий объятий тебя ожидают круги раскаянья и разъятия придуманного реального ада /

мы разжимаем зажимы рук и губ – осязая – все так быстро случилось –
пара врезавшихся в память снимков
которые мы попросили сделать сидевшую напротив в кафе влюбленную парочку аборигенов любви
напомнят о короткометражном невинном французском фильме

/ в голове автоматом начинает вертеться флешбэк в виде горящих в ушах фонариков
надежно воз-вращающих нас вдвоем на улицу кр.фонарей прямо в московском метро на
прощальной лестнице красной дорожке эскалатора /

мои глаза сияют счастьем на расстоянии – пусть никто не узнает проник ты внутрь разбив
прозрачную призрачную витрину и прошел насквозь на улице-эскалаторе жизни
через себя соломинку ко мне или нет

/ в моей параллельной реальности ты все же разбил витрину и взашел внутрь но все ходишь и ходишь кругами как тогда когда ты отстал от поэтов и остался глазеть на инсталляцию – выставленную в витрине живую –  созданную кем-то свыше для тебя и каждого – женщину /

надевая серьги-фонарики невольно становлюсь медиумом на подиуме
взойдя в твою память сомнамбулой с закрытыми глазами припоминаю детально твоими руками на ощупь
..на женщине были только чулки и ценник
на улице светились только кр.фонари
она поманила молча рукой
ты вошел молча взглядом внутрь

/ камера мотор снято оч.хотелось разбить стекло и выпустить женщину-птицу в рыбьих чулках наружу
когда ты наконец-то разбил витрину или прошел на-сквозь на улице красных фонарей мои красные фонарики вспыхнули и закрутились как гироскоп рулетки останавливаясь строго по плану напротив случайно-неслучаемого иррационального числа пи /

а рядом в реальности ты все ходишь и ходишь кругами
и все едешь и едешь на эскалаторе в германии(ю)
а я все еду и еду в россии
и нас в неразрывности континуальных сред и пятниц разъединяют разные степени и связывают общие ступени
вверх едет невинный воздушный поцелуй коко
вниз едет
утяжеленный взгляд шанель – см. соответствующую строку-отсылку выше
на эскалаторе-улице кр.фонарей..



== Я видела ангелов

/верлибр-поэма/

                «Ангелы, кто вы?»
                Р.М. Рильке, «Дуинские элегии»
                «Это вы, ангелы?»
                В. Ерофеев, «Москва-Петушки»


1.
читая в пригородной утренней электричке и после уже в метро
по дороге на работу
«Дуинские элегии» Рильке я подумала
а ведь и вправду 
как выглядят – ангелы – я не знаю..

подумав я улыбнулась собственной наивной мысли –
ведь во сне я видела-целовала
и даже разговаривала – с самим Богом
а вот ангелов я не видела и никогда не разговаривала
с этими загадочными незнакомцами

в результате у меня получалась очень логичная схема
– я опять рассмеялась сама себе –
Бог – реален – и даже дан нам в ощущениях /я-то помню/
но ангелов я не знаю
ни разу не видела – значит
они вымышлены /Богом мною или другими/
для особо впечатлительных землекопов их жен детей и прочих зевак мира

которым и Бога-то мало –
обязательно ангелов с подарками подавай с неба
только тогда и сбудется обещанное чудо /оценка пойдет в зачетку/
под Новый год
до которого уже – рукой подать –
как милостыню рукой подать нищему в электричке   

2.
так какие они..
«Ангелы, кто вы?» –
воскликнул едущий со мной в электричке Рильке
путешествующий книжной мыслью от Лу к Марине и обратно
отсылающий поочередно обеим по интернету электронные письма
на подключенном к глобальной сети
посредством мобильного телефона сверкающем зеркальном нетбуке..

да что там Рильке со своими воздушно-ангельскими замками
– хотя и писал он на ломаном русском смешные верлибры –
даже Венечке Ерофееву – говорящему с ангелами
на чистейшем русском: «Это вы, ангелы?» – и то посчастливилось 
не увидеть – а только услышать их пение и разговоры
в пору белой горячки вписанные вымышленными временными рамками
в нескончаемое путешествие по реально существующему маршруту «Москва-Петушки»      
на замкнувшей себя в кольцо подмосковно-метафизической электричке

я не любитель «пития» и белой закольцованной горячки у меня не случится 
стало быть мне не дано увидеть /услышать/
ни дьявола с хвостом совести – как Ивану Карамазову – Достоевского
ни ангелов с крыльями белоснежной горячки – как Венечке Ерофееву – Ерофеева

ощущая свою метафизическую неполноценность мое сознание
снова пыталось оправдаться:
ведь я не раз разговаривала с самим Богом
а это в божественных иерархиях гораздо круче любых ангелов
но проговаривая это мое сознание уже погибало от осознания своего не-знания –
да что там Бог когда ни сном ни явью
ни разу – хотя бы под Новый год! – не видишь ангелов…

3.
и только я об этом подумала как увидела
– нет не кремль где-нибудь пониже Суздаля:
оказывается я уже вышла из метро и на автомате 
звеняще-цокающей походкой с большим ускорением /как бы не опоздать/
продвигалась по направлению к университетской работе –

прямо перед собой на фоне златоглавых маковок
церкви на которые я ежедневно крещусь
мысленно прочитывая «Отче наш» и попрошайничая следом взамен
у Бога-отца здоровья своим родным и близким..

..я увидела двух высоченных подозрительно стройных мужчин
в одинаковых черных – неужели выданных Богом? –
почти что летних элегантных пальто

два ангела не смешивались с остальным гудяще-кричащим миром
и тихо обсуждали предновогоднюю тему:
что подарить Ей – на Новый год?

в другое бы время я подумала что это менеджеры какого-нибудь 
высшего эшелона /менеджеры Бога? – это забавно!/ обсуждали
что подарить своей начальнице…
но они говорили – это – с такой теплотой что я решила

– я видела ангелов! –

4.
за спиной у ангелов на фоне обойденной мною по кругу церкви
развевались на ветру и цвели на морозе белыми лепестками воздушные крылья
вырываясь наружу – в мир – из самых глубин души
как если бы распустились на снегу лесным сказочным чудом
– два подснежника –
и тихо нашептывали всем проходящим мимо
слова – нежнейший молитвослов:

– что подарить Ей на Новый год… –

люди оборачивались и крестились на предновогоднее чудо
одновременно выдыхая в морозный воздух пришедшую не-весть откуда
загадочную фразу-весть: «Мы видели ангелов!»


Рецензии