ВОР НА ВОРА СЕЛ, НАШУ КАШУ СЪЕЛ! - о плагиате

ТВОРЧЕСТВО И ЗАКОН – ПОГОВОРИМ?
==========================================

из  Статей Гражданского Кодекса РФ, касающихся авторского права, полный текст здесь http://www.stihi.ru/about/pravo/gk70.html#1274
Многоточиями обозначен опущенный текст, пугающий читателя суконным профессиональным языком ;)

Статья 1274.
Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведения которого используется, и источника заимствования:

1) ЦИТИРОВАНИЕ в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в ОБЪЁМЕ, ОПРАВДАННОМ ЦЕЛЬЮ ЦИТИРОВАНИЯ...;
2) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций... в ОБЪЁМЕ, ОПРАВДАННОМ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ;
3) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ... правомерно опубликованных... статей... в случаях, когда такое воспроизведение... НЕ БЫЛО СПЕЦИАЛЬНО ЗАПРЕЩЕНО автором...;
4) Воспроизведение... публично произнесенных ... речей, обращений, докладов ... в ОБЪЁМЕ, ОПРАВДАННОМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦЕЛЬЮ...;
5) воспроизведение... произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе... событий, в ОБЪЕМЕ, ОПРАВДАННОМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦЕЛЬЮ...

==========================================
ЭТО ТОЖЕ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!
==========================================

2. В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот... выраженные в цифровой форме экземпляры произведений... могут предоставляться только в помещениях библиотек ПРИ УСЛОВИИ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАТЬ КОПИИ ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЦИФРОВОЙ ФОРМЕ.

3. Создание произведения в жанре... пародии либо... карикатуры на основе ... правомерно обнародованного произведения... ДОПУСКАЮТСЯ БЕЗ СОГЛАСИЯ АВТОРА ... и без выплаты ему вознаграждения. (При оформлении пародий объём цитаты не должен превышать объём пародии – http://www.stihi.ru/about/pravila.html)

Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения
Допускается без согласия автора... воспроизведение... <объектов изобразительного искуссства>, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение... является основным объектом этого воспроизведения, ... либо... используется в коммерческих целях.

НУ, кто понял всё это без ПОЛЛИТРОВКИ?! ;)

==========================================
ЧТО КАСАЕСЯ ЦИТИРОВАНИЯ
==========================================

"3.1. ... Цитирование текстов других авторов допускается только в объёмах, ОПРАВДАННЫХ ЦЕЛЬЮ ЦИТИРОВАНИЯ, в соответствии со Статьей 1274 Гражданского Кодекса РФ. При оформлении пародий объём цитаты не должен превышать объём пародии". см. http://www.stihi.ru/about/pravila.html

Как видим, ключевыми, оставленными на толкование юристов, словами являются ОБЪЁМ цитирования, ЦЕЛЬ цитирования. Представим себе реферат. Он сплошь состоит из цитат, которыми выстраивает своё мнение автор реферата. Здесь, за отдельными исключениями, не дело суда следить за объёмом цитирования, за этим будет следить заказчик реферата. А если автор пародии процитировал 16 строк, а отозвался пародией в 8 строк, то, извините, это чаще всего ПИАР на чужом имени. Типичный "пародёр" липнет к ИМЕНИ, Моськой лает на Слона, чтобы заметили его гнилые зубки. Авторское право по разделу "Цитирование" сплошь и рядом нарушается авторами Stihi.ru. Разбирать надо конкретно, но есть и дурная тенденция.

==========================================
ЕДИНИЦА ПЛАГИАТА
==========================================

Сколько сырой древесины трещит на сайте! Мне удалось выяснить чисто путём умозаключений, ибо сочинители норм, юристы, намеренно или ненамеренно темнят, что... Единицей авторского права в поэзии является конкретная СТРОКА в конкретном ИЗДАНИИ. Часть строки (если только не откинуты начальные предлоги и союзы) уже называют словосочетанием. Словосочетание не является объектом авторского права и не требует кавычек при употреблении.

Вот, допустим, ради экономии бумаги, какая-нибудь газета договорилась бы с Людмилой Татьяничевой опубликовать её стихи сдвоенной строкой:
"Гордым легче, гордые не плачут ни от ран, ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат, о любви, как нищие, не молят".
Тогда экстремалы могли бы без укоров совести цитировать без кавычек <Гордым легче, гордые не плачут>, ссылаясь на эту конкретную публикацию в конкретной газете. Мол, словосочетание не объект авторского права.

==========================================
ВОРУЕМ У ВЕЛИКИХ И МАЛЫХ
==========================================

В спорных случаях по авторскому праву суд, если у истца и ответчика есть "мани в кармане", через адвокатов привлекает экспертов – стиховедов. Потому у авторов Гражданского Кодекса не болит голова, что ключевые (выделенные МНОЮ заголовочным шрифтом) понятия остаются туманными. Надо дать заработать им же самим на написании и издании толкований Кодекса. "Бывали хуже времена, но не было подлей". Лучше Николая Некрасова не скажешь.

Николаю Казакову глянулась строка Есенина "Только синь сосёт глаза" и он переиначил:  "Первозданная природа  вновь красой сосёт глаза". Я вынужден ставить кавычки ибо эта галиматья уже объект авторского права. Было прозрение великого поэта. Яркая синь неба заставляет усилить кровообращение глазного яблока, что отзывается пульсациями этого яблока, проявляющимися в пульсациях видимой яркости – так говорит физиология. Тут явился Николя К. Первый. Как туземец, стянул с корабля Кука стеклянные бусы. Оторвал часть и воткнул уникальное словосочетание в своё малокровное творение. Хитёр наш бобёр.  Он не написал "синь сосёт глаза" – это было бы основанием для суда чести коллег, – он "как бы случайно" написал своё, обгадив святое для знающих и сотворив перл для своих поклонников и поклонниц. Трагикомедия. http://www.stihi.ru/2012/07/18/8243

Но бывает и водевили. Напишет некто банальнейшую идеологически выверенную фразу типа "Умри, коль надо за Россию", а к нему тут как тут заявится "высокоодарённый" автор гражданской лирики и предъявит свой стих 1982 года с такой строкой, да ещё и сошлётся на  приятеля, у которого такая строка есть... Остаётся гадать, кто у кого сдул расхожий идеологический лозунг. А уж вокруг любовно-бытовой лирики копья на тему, кто у кого стянул нетленное, ломаются только так. Вот пример, введите в поисковик: "Я вдохну запах свежей травы". Эту фразу я только что написал. Ввёл в поисковик и тот вывел меня на строку стихирянина: "И вдохну запах свежей травы". Лихо, да?! :-)

==========================================
ЦИТИРУЕМ ХРЕСТОМАТИЙНОЕ
==========================================

Пример, как Новелла Матвеева удачно дополнила Пушкина:

«"Поэзия должна быть глуповата", –
Сказал поэт, умнейший на Руси.
Что значит: обладай умом Сократа,
Но поучений не произноси.

Не отражай критических атак,
Предупреждай возможность плагиата...
Поэзия должна быть глуповата,
Но сам поэт – не должен быть дурак».

В итоге многие уже забыли письмо Пушкина к другу http://bibliotekar.ru/encSlov/15/173.htm
«Твои стихи к Мнимой Красавице (ах, извини: Счастливице) слишком умны. — А поэзия, прости Господи, должна быть глуповата». /А.С. Пушкин/, но помнят: «Поэзия должна быть глуповата, но сам поэт — не должен быть дурак». /Новелла Матвеева/

Тут с точки зрения норм авторского права, ГК РФ не надо было бы ставить кавычек, но Новелла их ставит потому... что передаёт прямую речь!)  И в статье можно не ставить кавычек на "поэзия должна быть глуповата", ибо это НЕ ПРЯМАЯ ЦИТАТА. Опущено "прости Господи". Но ставятся кавычки на объект, из уважения к Пушкину и невинного желания примазаться к гению ("мы пахали!" ;)

==========================================
КАК ИСКАТЬ АНАЛОГИ СВОЕГО КРОВНОГО?
==========================================

Замечено: чего боимся, то и притягиваем. Самый простой способ искать аналоги тобою написанного поисковиками. Есть и масса программ поиска плагиата или первоисточников, которые ты, сам не ведая как, "обокрал", но это программы для особо мнительных. Начните с поисковика.

Как пользоваться поисковиком? Одно дело – в поисковом поле набрать без кавычек, например, начальную строку одного из моих стихотворений:
Юность бродит по аллеям
И совсем другое дело — набрать с кавычками:
"Юность бродит по аллеям"

Проведите эксперимент — броско ощутите "две больших разницы". Для разрешения сомнения во вторичности, чтобы увидеть аналоги – обычно достаточно ввести в поле поисковика две следующих друг за другом строки без кавычек. Это резко снижает сомнения.

==========================================
ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЗ ПЕРЕПИСКИ ПО ТЕМЕ
==========================================

Тут меня пытались в плагиате обвинить... Я употребила довольно избитую фразу: "Поплачь, подруженька, поплачь"...Дали ссылки на два стиха. Интересно, а эти двое тоже у друг друга эти выражения сплагиатили? Светлана Слепова   29.03.2014 13:56
====================
 "поплачь, подруженька, поплачь; слезой размочим, как калач  и на двоих поделим горе". http://www.stihi.ru/2013/03/16/2840 Тритос (Виктор Иволин)  Евгений Глебов-Крылов   29.03.2014 19:27
====================
Ну,это уже третий тогда... Теперь из-за того,что стихи получаются где-то однозвучными мне свой стих удалять?
Один из известных авторов учебников стихосложения о плагиате писал так: " Иногда я слышу или читаю о себе: «ой, это похоже на». ... Это совсем не плохо, если стихотворение или песня на что-то похожи. Гораздо хуже, если они ни на что не похожи". Светлана Слепова   29.03.2014 20:21
====================
Есть архетипы сознания, как учил Юнг. Ни на кого не похожих — пустое, казалось бы, множество. А с другой стороны, нет двух одинаковых листков дерева. Узнаю в современниках манеру Пушкина, Высоцкого, Блока... Похожих на Маяковского не встречал, настолько он самобытен манерой рифмовки.
Много читал, запоминаются оригинальная идея, крылатые фразы и оригинальный ритм. Читая стихирян, нередко восстанавливаю ритм и идею, вдохновившие их на стихотворение. Так выяснил, что "Душа косолапая" это не цыганская песня, а стихотворение-песня Юлия Кима, присвоенная безликим вором по имени "народ".
Редко писал от мотива "А не сочинить ли мне что-нибудь?" Писал, когда всё бурлит.  Если в таком бурлящем состоянии (вдохновении) я нацарапаю строк восемь, то можно и сделать перерыв. Могу продолжить и закончить работу позже. Евгений Глебов-Крылов   30.03.2014 01:32

==========================================
В иллюстрации использовано: http://clck.ru/98wGv
сайт: http://cartoonbank.ru/


Рецензии
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.