100 ревью. Обзор Тиля Уленшпигеля
"Перед концертом в курзале"
http://www.stihi.ru/2012/10/19/5193
Стихотворение так напомнило Бродского, что захотелось на нем задержаться, перечитать, посмаковать звукоречь и фонематику. Возможно, я в корне не прав, увидев за словами отсыл к творчеству другого поэта, но иногда так приятно ошибиться :)
Не очень понравилась рекурсия с червяком, которого кромсают и который роет лабиринты. Получается кольцо, из которого читателю трудно выбраться, приходится подключать логику и "додумывать" за автора.
Сходство с языком и стилем Бродского заканчивается на препинаках. :) Но это не претензия к автору, ни в коем случае!
Стихотворение написано в спокойной манере, предложения выверены. Изюминкой, на мой взгляд, являются вечерние дрозды и черви упорные, это на совести автора, здесь ни критиковать, ни советовать нельзя.
А теперь чувствую реальную потребность принести свои извинения Автору за сравнение и постоянные отсылы :) Я не из желания обидеть, это ностальгия по тому времени, когда я увлекался поэтом Бродским.
Спасибо, Лоренс!
2. Дмитрий Шунин
"Крановщик"
http://www.stihi.ru/2008/12/22/1886
Давно знаю этот стих, но мне к нему всегда приятно вернуться. Первое мое знакомство со стихом произошло в рамках какого-то конкурса на площадке ТМ ЕЖИ, где я тогда активно участвовал во всех проводимых мероприятиях с целью получить опыт и пообщаться с товарищами по перу. Как вы уже поняли, впечатления, полученные на данном этапе моего творческого становления, по сей день остаются в каком-то смысле определяющими.
Стих близок тематически - пусть имена у таких "крановщиков" разные, как, впрочем, и их профессии, но все их естество описано в данном стихотворении; встретив такого человечка, пообщавшись с ним, легко можно определить - Сергей Белов перед тобой или нет. Стихо, в данном случае, как пример исполненного на отлично психологического портрета.
Немного натянутой кажется фраза "вечерами он уходил к жене и маме", она без деепричастия "не работает", и далее по тексту речь о том, "что снится ночью".
Формально закавыка расшифровывается влёт, все просто, так что "натянутость" может быть чисто моей проблемой, я не настаиваю, просто делюсь своим мнением. А стих, он должен быть и "гладким", и в меру "шероховатым" одновременно :)
Понравились: "бросает в глотки луж полоски дёрна", "время - горький шоколад в ладонях тёплых".
Впечатления и послевкусие от стихотворения - мягкие, теплые, долгоиграющие.
Спасибо Дмитрию!
3. Гринберг Борис
"девочка плачет"
http://www.stihi.ru/2010/12/14/3171
Циклическим образом организованная структура стихотворения создает несколько спиралей - и в настоящем, и в будущем; повествование переходит с девочки на её маму, обратно на девочку, потом на читателя и вовлекает читателя в слововорот действия.
А смысл, как мне кажется, достаточно прост - смысл жизни, и с чем его едят.
Стихотворение не "моё", но показалось интересным.
Борис, прошу прощения за малобукаф, и - спасибо вам!
4. Виктор Коврижных
"В ЗАБРОШЕННОМ ХУТОРЕ"
http://www.stihi.ru/2011/05/10/3226
В стихотворении хорошо передана атмосфера заброшенности и безысходности человеческого мирка в пределах безысходности и заброшенности хуторского поселения.
Кто знает будни периферии России, у того перед глазами при прочтении встает живая картинка малой родины, и добиться автору такого воздействия - большая творческая удача и находка, я считаю.
Спасибо за стихотворение, Виктор!.
5. Алёна Рычкова
"семя иваново"
http://www.stihi.ru/2013/05/26/9664
Для меня этот стих "засветился" на площадке ТМ ЕЖИ в конкурсе "Лучшее стихотворение сайта 2013 года".
Есть в нём нечто такое бессознательное, обволакивающее и притягательное. За магическим действиями и мистическими предзнаменованиями прячется обыденное и простое.
Мне понравился выдержанный баланс между авторской недосказанностью и читательским интуитивным пониманием, которое приходит после 2-3 прочтений.
Процесс затягивания в стихотворение, хоть и кажется мне немного "грубым", но не вызывает отторжения.
Алёна, спасибо еще раз.
6. Александр Спарбер
"Другая жизнь"
http://www.stihi.ru/2012/04/08/2805
Это стихотворение Александра, как мне кажется, интонационно пересекается со стихотворениями Бориса, Виктора и Алёны (п.3, 4, 5 моего обзора). Не секрет, что у каждого из нас свой вкус и свои предпочтения в творчестве. Возможно, я нахожусь как раз на этом жизненном этапе - в попытке оглянуться через плечо и увидеть свои следы.
В этом стихотворении есть все атрибуты хорошего стиха - и затягивающее начало, и развитие темы, и концовка на пронзительной ноте. Разбивка стиха так же кажется мне оправданной: небольшой стих приобрел объем, но не стал скушным и не скатился к монотонному перечислению.
При прочтении даже в первый раз создается впечатление, что ты этот стих уже читал, пытаешься предугадать повороты, непроизвольно подсказываешь рифмы и... все равно попадаешь именно туда, куда привел тебя автор.
Александр, поклон вам и спасибо!
7. Петр Курухуру
"Барсучий тракт"
http://www.stihi.ru/2009/07/26/5519
Когда-то читал, и это запало мне в душу так, что вспомнилось спустя годы, - барсук считался на Руси тем, что принято называть тотемным животным. И барсукам приписывались такие черты, как преданность своей семье, уменье постоять за себя и самопожертвование ради своего Рода. Барсуки также считались "закрытым" родом, из Барсуков выходили хорошие оружейники, барсуки считались хорошими дипломатами и строили свои отношения с окружающими, исходя с позиции "не трожь меня, и я тебя не трону".
Возможно, я что-то и приврал - давно дело было. Однако, это описание чудесным образом нашло единомышленников в стихотоврении "барсучий тракт".
Стихотворение своим ритмическим рисунком напоминает маршевую песню, под которую так хорошо получается "колонной, тесно сомкнув ряды" "вместе совсем не страшно и пропадать".
Наверное, грамотно объяснить, чем же стихотворение меня "зацепило", у меня не получится. Это ка голос предков, как зов - ты слышишь его и противиться уже не можешь, как не можешь не оглянуться на испуганный крик ребенка.
Петр, спасибо, стихотворение видел не впервые, но впервые нашел слова.
8. Андрей Мартынов Слово
"потёртый серенький диванчик"
http://www.stihi.ru/2012/01/31/3031
Лаконичная форма подачи и серенькое по накалу страстей стихотворение, тем не менее, хлестко и метко вгоняющее кол в проблему недопонимания отцов и детей.
Все остались при своем, никто не пострадал... Кроме чувств и внутреннего мира читателя.
Вот только "детей" я б заменил на "внуков". Почему? Я смотрю на своих родителей, на родителей супруги, на соседей и вообще на знакомых бабушек и дедушек; так вот, никто из них о детях уже не печется и не кудахтает над детьми, вся их забота посвящена внукам. Молодость берет у старости доброту и опыт, старость получает заряд детской непосредственности, чувственности и неподкупной радости.
Это не более чем мое мнение :)
Спасибо, Андрей!
P.S.
Как хорошо, что рамки ревью подразумевают под собой свободный выбор стихов для проведения обзора :)
Некоторые хорошие стихи я не взял для рассмотрения только потому, что сам разбор показался мне трудным и ответственным, а я в настоящий момент не обладаю необходимым дял этого временем.
Да и вообще, плохих стихов не бывает :) Бывает несовпадение авторского видения описываемого слепка жизни и читательской интерпретации прочитанного. Совпадение же вышесказанного по максимальному числу параметров или точек соприкосновения и позволяет конкретному читателю при оценке стихотворения давать определенному стиху приоритет перед другими, где совпадений выпало меньше.
Так что, в моем обзоре, как и при выборе стихотоврений в него, чистой воды субъективизм, за что прошу прощения и приношу извинения авторам, чьи стихи в мой обзор не вошли.
Тиль Уленшпигель
Свидетельство о публикации №114033010834
Михаил Микаэль 01.04.2014 18:30 Заявить о нарушении
Да, решил очевидный факт не отмечать, иначе пришлось бы разбираться со всеми присутствующими в разборе формами.
Не в обиду автору Лоренсу Блинову.
По ссылке прошел, "попытку комментария" (так сам А.Штоль позиционирует) прочитал. Есть светлые мысли, ранее мной не встреченные, есть моменты спорные. За что бы "убил" автора комментария ЦИКЛА стихов, так это за инновационность (по другому не назвать) подхода к комментированию :) Пример. Приводится текст первого сонета. 2 предложения о нём. И затем ПЯТЬ абзацев текста с выдержками и комментариями из 5-го, 8-го и других сонетов без пересечения с процитированным первым. И так постоянно. После чтения возникают и сохраняются продолжительное время ощущения, сходные с параличом мысленных процессов.
Однако, время на чтение было потрачено не зря, сенкс за ссылку.
Спасибо за оценку обзора и предоставленную возможность поучаствовать в ревью.
Тиль У
Тиль Уленшпигель 02.04.2014 09:39 Заявить о нарушении
Другое дело, мне не нравится слово "цикл", как нечто связанное с бесконечной повторяемостью. Сейчас речь, скорее, надо вести о романе в стихах, как у меня, или о повести в главах-стихотворениях, как в Сюцае Георга, или как у Яна... Поэзия способна за счет плотности давать полноценные главы книг и в целом подавать структуру, воздействующую как роман или повесть...
Михаил Микаэль 02.04.2014 15:22 Заявить о нарушении
[Цитата:]
цикл не сводится к набору комментариев, так же как отдельное стихотворение не есть полное произведение вне учета его места в цикле.
[конец цитаты]
И аналогия с горе-химиком мне понравилась, да :)
Да, понятие "цикл" в практике программирования имеет свои нюансы. Я, правда, это определение не перекладываю на другие сферы жизни, потому отношусь спокойно, когда встречаю понятие цикла в повседневной жизни.
Какое дать название - цикл, поэма, венок, роман - дело самого автора, в любом случае.
"Роман в стихах" или "повесть в главах-стихотворениях" - это разве не поэма? Семантически определения "поэма" и "повесть в главах-стихотворениях", в моем понимании, несут схожую, да, но не одинаковую смысловую нагрузку. В некоторых случаях, согласен, логически более верно было бы использовать для циклов название "повесть..." или "роман в стихах". Тот же цикл произведений Георга о Сюцае, к примеру, в моем понимании замечательно подпадает под определение повесть в стихах. Но без учета мнения самого Георга на этот счет, мое мнение есть не более чем генерация белого шума :)
По поводу плотности стихотворной речи и о количестве стихотворного текста, сопоставимом по воздействию и смысловой нагрузке с прозой, опять-таки, соглашусь с вами :)
Тиль Уленшпигель 02.04.2014 17:27 Заявить о нарушении
http://www.topos.ru/article/poeziya/syutsai-gunnyu-sisy-priobshchaetsya-k-dao-lyubvi-1
Такая печать была связана и с мыслями Георга и с моими советами. Кстати, здесь имеется и прагматическое начало. При печати некоторого набора стиховорений, редактор может сказать "стоп! хватит!", а роман или повесть либо печатаются целиком, либо никак.
Ворос о поэме и повести в стихах не так прост. И его можно дискутировать. Мне ясно - поэма нечто иное, вот смотрите повесть Георга и каку-то поэму. Мы увидим разное, но не буду спешить...
А то давайте возьмем Сонеты Шекспира. Это поэма? Сборник? Роман в 154-х сонетах? Имя всегда существенно, за ним следует тот или иной тип анализа.
Михаил Микаэль 03.04.2014 16:38 Заявить о нарушении
Я согласен, у поэмы и повести в стихах будет много отличий. Но "повесть в стихах" явление новомодное, диктуемое требованиями настоящего времени, а поэмы писались в эпоху лучин и павлиньих перьев. Если нивелировать эти различия останется стихотворный текст, литературный язык соответствующих эпох и словарный запас автора и предпочтения в использовании рифм. Хотя, можно найти и другие отличия, более или менее существенные, но тут главное - позиция :)
Ну, о сонетах Вильяма нашего Шекспира я пока ничего не смогу ответить - тема серьезная, а я не большой поклонник сонетных форм :) С сонетами там все должно быть проще - форма строгая, классическая, каноническая, там просто так ничего не поменяешь и новый ярлычок не навесишь - не приживутся в широком кругу поклонников.
Кстати, можно очередной конкурс строгих форм (сонетных, к примеру) на Ежах запустить, там и поднять интересующие вас вопросы. Огромное поле для дискуссий будет обеспечено :)
Тиль Уленшпигель 04.04.2014 11:16 Заявить о нарушении
Творческого вам творчества и успешных успехов!
Тиль Уленшпигель 08.04.2014 09:18 Заявить о нарушении