Военные походы крымских татар

Крымские татары правопреемники
Золотой Орды.

И родословная татар идёт от
Чингиз Хана.

И даже Крым то называли
Домом Чингизовым.

Хоть воевал ведь Чингиз Хан
И все его боялись, однако там, и
Дипломатия ведь процветала.

Ведь если кто за помощью к нему
Вдруг обращался, вражда тогда и
Исчезала.

“…Согласно обычаям чингизовым,
обратившимся за помощью их прежняя вражда
и провинность прощается».

Крымское ханство было образовано в середине XV в.
как одно из наиболее значительных государственных объединений,
возникших на развалинах Золотой Орды.

На протяжении всей своей истории оно
наводило ужас набегами на соседние окружающие
его народы и страны, поскольку к XVII веку
оставалось единственным в Европе государством,
основная часть населения которого вела
кочевую жизнь и считала себя правопреемницей
некогда великой Золотой Орды.

Правители ханства вели отсчет своей родословной
от Чингиз-хана:
Крым они обобщенно называли «домом Чингизовым»
и при дипломатических контактах постоянно
ссылались на основателя династии.

К примеру, когда гетман Богдан Хмельницкий
обратился за помощью к хану Ислам-Гирею III против поляков,
ответ придворного чиновника Хаджи Сеная прозвучал так:
“…Согласно обычаям чингизовым,
обратившимся за помощью их прежняя вражда и
провинность прощается».

Это подтверждает, что традиции и обычаи,
оставленные Золотой Ордой, были очень сильны.

Необходимо отметить, что главной причиной
военных походов татар были экономические трудности,
так как содержание громадного крымского юрта,
занимавшего степи от Дона до устьев Дуная,
требовало несравненно больше того, что мог дать
маленький Крымский полуостров.

Мирные занятия не могли удовлетворить
материальных потребностей населения,
вот почему «...выход из хозяйственных
затруднений татары находили не в развитии
производительных сил, а в отыскании
старинных источников средств,
какими сделались для них беспрерывные войны
с соседями и получение с них принудительных платежей...»

Известно, что в Крымском ханстве, как и в Золотой Орде,
не было регулярного войска.

В военных походах фактически принимали участие все мужчины,
способные носить оружие.

Татары не обучались специальным правилам ведения войны,
тактике и стратегии военного искусства того времени.

Но уже с младенчества они готовили детей к тяготам походной жизни:
малышей купали в рассоле, чтобы закалить их от холода,
жары и простуды.

С семи лет дети спали под открытым небом,
а в 12 лет их начинали обучать военному делу,
и многие мальчики уже с этого возраста
выступали в военные походы вместе с отцами.

Ханских наследников мужского пола отправляли
обучаться военному искусству на Кавказ,
и они возвращались в родительский дом
уже взрослыми возмужавшими воинами,
в совершенстве усвоив навыки военного дела,
изучив неписаные законы воинской доблести и чести.

Так как регулярной армии в Крымском ханстве не было,
то и вооружение было самым обычным:
по утверждению современников,
вооружение воина составляли сабля и лук со стрелами,
которые на расстоянии ста шагов всегда попадали в цель.

Татары могли стрелять двумя и тремя стрелами одновременно.

Поскольку на войне жизнь каждого зависела
от уровня военной подготовки,
то заинтересованность в профессионализме была огромна.

 Современники не раз отмечали маневренность и
мобильность татарского войска.

Хаджи Сенай в своей «Книге походов»
награждает его такими эпитетами:
«подобное молнии», и «ветроногое исламское войско»,
что дополняет палитру указанных выше военных качеств крымского войска.

А вот еще один интересный момент,
отмеченный в «Книге походов»:
крымские воины, отправляясь на войну,
«...раздавали бедным и немощным щедрые подаяния и, полные смирения и покорности (Всевышнему), отправлялись в страну врагов веры».

Известно, что мусульманин, получающий ритуальную милостыню (или садака), воздает хвалу Аллаху и умоляет Его благословить дающего помощь,
а по мусульманским канонам дуа, или зов бедного и немощного,
наиболее приемлемы для Всевышнего.

 В «Книге походов» часто встречается термин «Джизья», — это дань,
подать (русский вариант) или подарки,
«упоминки» (польский вариант), которые брали крымчане с соседей, —
с Московского государства и Речи Посполитой. Например, в книге конкретно описан эпизод о заключении Зборовского мира, когда обсуждался вопрос о дани — джизья.
Неоднократно у Мехмеда Сеная встречается также
мусульманский термин «хумс» —
это пятая часть от военных трофеев,
собираемая со всего войска в государственную казну.



Источник: http://www.qirimtatar.by.ru/tarih.htm


Рецензии