Советы поэтам - Найдите себе критика

Хорошо, когда у поэта есть доверенное лицо (или даже несколько таких помощников), которому он может прямо в процессе написания стихотворения зачитать, например, разные варианты одной строки и спросить, какой из них звучит лучше, либо дать ему прочитать все стихотворение в целом, спросить об общем впечатлении, о недочетах и т.п. У меня таким доверенным лицом является жена, она часто помогает мне выбрать между несколькими вариантами одной фразы, прямо говорит, когда что-то "не звучит", хвалит, когда все в порядке.

На днях я испытал, как бывает полезно отправить стихотворение человеку, серьезно сведущему в поэзии. Правда, сначала я был недоволен: с учетом буквально нескольких полученных конструктивных критических замечаний написание стихотворения заняло приблизительно на четыре часа больше, чем обычно (обычно я пишу три-четыре строфы за час плюс-минус 20 минут). Я все дорабатывал и дорабатывал текст, потом дописал еще строфу, многие строки переписывал по пять, шесть и более раз, бился над рифмами... Но когда посмотрел на конечный вариант, с удивлением увидел, что это было стихотворение как минимум на два порядка лучшее, чем исходный вариант.

Но, конечно, здесь многое зависит от компетентности советчика, к которому вы обращаетесь. Бывали у меня раньше случаи (с содроганием сразу вспоминается не меньше трех), когда стихотворение писалось по заказу, а благодарный получатель, считающий себя светилом теории поэзии, а на деле немилосердно коптящий чадом профанации, потом просил доработать текст, и я правил его против своей воли и взглядов - впечатления преужаснейшие...

С другой стороны, Рой Кларк в архиполезной для всех пишущих людей книжке "50 приемов письма" советует: "Даже жесткая или циничная критика может помочь писателю. Учитесь выдерживать даже необоснованную критику — это способ профессионально вырасти. Я оставил один из сложнейших уроков на конец. Я не знаю ни одного человека, которому понравилась бы жесткая критика, особенно когда речь идет о творчестве. Но эта критика может быть бесценной, если научиться ею пользоваться. Правильный настрой может трансформировать неприятную, мелочную, неискреннюю, предвзятую, даже пошлую критику в чистое золото. Для такой алхимии необходим один магический подход: человек воспринимающий должен превратить спор в беседу. В споре одна сторона слушает только затем, чтобы найти контраргументы. В беседе идет обмен мнениями. В споре есть проигравший и победитель. В беседе оба могут чему-то научиться, и есть надежда, что на этом дело не остановится. Несмотря на то, что этому очень трудно следовать, когда-то давно я принял решение, которое кажется невозможным, как подвиг Геракла: я никогда не буду защищать мои статьи от критики".

Так что, перефразируя раввинов (у которых есть поговорка "Найди себе учителя"), посоветую всем поэтам: "Найдите себе критика".

29.03.2014


Рецензии