***

.Становление человека будущего
 
Можно сказать определенно, что без человека будущего не может быть и идеи будущего, а, следовательно, и движения к будущему. В истории не было, чтобы сложился капитализм без капиталистов. В России капитализм создали «капиталистые мужики».
Распад системы социально-экономических связей, расставлявших людей «по рыночным законам», в крушении социализма расстроил всю систему общественных отношений, и вместе с тем и всю систему мышления. И это получило свое выражение не только в массовой безработице, но и в широком распространении алкоголизации и наркотизации, проституции и иных форм пауперизации, в котором угасают социальные стимулы развития, определявшие до этого данную систему и позволявшие ей развиваться. Следует иметь в виду, что названные состояния не являются временными. В данных условиях они имеют абсолютный характер и являются выражением противоречий развития личности, свидетельствующих, что человек сбился с пути и запутался в собственном развитии и в силу внутреннего противоречия само разрушается, вместе с тем разрушая и свое общество. И государство, которое сидит на деньгах, бессильно решить эти проблемы привычными способами. И в истории впервые общество гибнет в саморазрушении личности, обусловленного деньгами. С другой стороны, общество должно возродиться на основе самостоятельного развития личности. И поскольку в основе этого процесса лежат деньги, вставшие над людьми, став их обликом, то выход только в устранении денег как облика личности. Историческим развитием уже создано несметное богатство, и они текут в руки людей самыми различными путями и тем объективно требуют объединения людей, которое м ожжет произойти только на основе сознательного использования последней функции этих денег.
Эти очевидные факты даже не отмечаются   ни в психологии, ни в экономике и ни в социологии. В этом отношении западное мышление полностью  мифологизировано и сосредоточено или на индивидах, якобы самостоятельных, или на социальных структурах, развивающихся вне этих индивидов. В целом создается впечатление, что человек может изменить себя сам, независимо от социального окружения, опираясь на свою волю и свободу. И хотя это верно лишь в определенных пределах, но в целом оно не является «панацеей». Там ждут, поэтому, появления некой активной личности, спасающей весь мир от катастрофы. Отсюда и образы одиноких героев, озабоченных судьбой своей страны, а масса на них взирает и аплодирует. Вся американская психология построена на страхе разрушения, неотступно преследующего каждого. И это состояние под различным углом зрения отражается в теоретических конструкциях, представляя под различным углом зрения одиноких и изолированных людей свободного потребительского общества. Само понятие «экзистенциализм» означает существование индивида. Мир (история, общество) должен раскрываться через индивидуальное бытие. Мир основан на индивидуальном бытии человека. Отсюда и поиск самореализации индивида как основы мироздания  в технологическом обществе.
Тем не менее, мир противоречивым образом приспосабливается к развитию личности, индивидуализируя капитал и самого человека, и тем бессознательно подготавливает переход к новому объединению людей на новой и безденежной основе, расстраивая систему на основе самоликвидации денег (инфляции). Человек как саморазвивающаяся система только складывается, и общество медленно расстраивается в связи с нарушением общественных механизмов его развития. А как система, основанная на саморазвитии личности, оно только становится, а потому она неизвестна, хотя именно в этом процессе разрушения становятся и индивидуальные механизмы развития общества. И эта тенденция показывает, что для того, чтобы развивать индивидуальные механизмы развития общества, необходимо овладеть развитием личности и открыть простор для духовного осуществления людей, которое парализовано денежным выражением. Что такой дух в истинном понимании? Дух обладания и присвоения? Жажда обогащения или страсть к наживе, развившейся во всеобщую в рыночную эпоху? И если бы владелец денег имел бы истинный дух, то он не был бы владельцем денег.  Хотите того признать или нет, дух возникает и развивается только в человеческих отношениях. И поэтому он и существует не в ненависти к человеку, порожденной жаждой наживы, а в любви к нему, а потому в первую очередь проявляется в любви к женщине и детям. И это требует осмысления, прежде всего, исторического развития общества и становления человека в этом контексте.  Развитие личных контактов, межличностных, межчеловеческих связей между людьми  происходит не просто, а противоречиво в условиях бессознательности. Социальные формы общения, мораль, нравственность на этом фоне теряют смысл и лишаются прежнего значения. И поскольку общественные отношения в этом историческом процессе должны быть заменены человеческим отношением к человеку, то и общественные отношения разлагаются и перестают управлять поведением индивидов. И на фоне распада социальных форм индивидуальности и человек является уже не тем, кем был для предыдущих поколений, он — не человек, а некий призрак, в каждую минуту меняющийся и становящийся тем и в то же время и не тем.  В этом смысле философия еще очень далека от реального человека и до сих пор не может оторваться от абстрактной личности, существующей только в понятиях, созданных прошлыми поколениями. И "новый человек" до сих пор ассоциируется с неким "сверхчеловеком". Но наша эпоха является именно эпохой становления человека, который еще просто не обрел человеческого сознания, живя в рамках денежной психологии, а, следовательно, вне человеческих связей. Люди, занятые и поглощенные  в основном своим биологическим, материальным и чисто социальным существованием пока еще не имеют конкретных знаний о природе и сущности своих межличностных форм общений, лежащих в основе их личностного развития. И поэтому не представляют, кто они и кем они должны сложиться. Например, артист, писатель, поэт, философ, священник и прочие – это чисто социальные формы развития, для нашего времени уже утратившие смысл. Ни врач, архитектор, рабочий или крестьянин, политик и прочие социальные фигуры уже не развиваются и лишились ценности.   Разобщенность вообще обесценила человека и все формы его проявления  и, бесцеремонно  выдвинув вперед амбиций, личный успех, личное благо, загнала современный мир общения в тупик.  Ясно, становящаяся новая форма имеет свои законы, качественно отличные от прежних. И они раскрываются в трудном становлении межличностных связей.
Основной принцип, на котором стоит сегодня наше общество, – это предоставленность каждого себе, положение, в котором человек, исходя из его объективного характера, созидает себя сам, причем как личности, поскольку в этом положении он впервые принадлежит себе, свободен. И он в сущности свои отношения с другими так же создает сам. И от того именно, делает он это сознательно или бессознательно, зависит и смысл существования индивида в этом обществе изолированных людей. В рамках товарных отношений он не принадлежал себе, хотя и был предоставлен себе, он принадлежал капиталу, классу, которые распоряжались его судьбой, распоряжаясь его рабочей силой и способностями.  И отношения, в которых люди здесь находились, были не межличностными, человеческими. Он был  просто слит с ними и с семьей и не действовал как автономный индивид. В советском обществе с самого рождения человека опекали и лепили из него нужную форму, и он до конца своей жизни должен был сообразовываться с этой системой, и сегодня каждый, кто жил в социализме, хорошо знает, что человек выступал собственностью государства.
Деньги полностью перевернули эти отношения между личностью и обществом и тем в мгновенья ока расстроили всю систему, беспрерывно воспроизводившую человека  в различных социальных формах. И этот процесс развивался поразительно стремительно, так что до сих пор люди не могли опомниться. В рамках денежных отношений человек впервые предоставлен себе и своим возможностям и с миром взаимодействует с точки зрения своего собственного блага. Он самозанятый и т. д. и выживает своими усилиями, и общество им уже не интересуется. Поэтому его отношения с миром по самой своей сути складываются как борьба, противостояние, где он из своего объективного положения, чтобы выжить или выдвинуться, должен бороться и преодолевать препятствия, накладываемых на него распадающимся обществом  — давления мира, руководствуясь собственными интересами. Поэтому вопль по поводу бесчеловечности и безразличия каждого в условиях бесчеловечных условий есть просто ностальгия по прошлому, когда каждый был объективно подчинен общественным отношениям, определявшим их облик, и это сохраняло устойчивость системы принципов и норм взаимоотношений между людьми, выработанных   и развивавшихся исторически.
Если распадом люди разъединены и рассеяны и это отразилось как упадок определенного уклада жизни, то трудно сказать, что целью данного состояния является экономический продукт, как на предыдущем этапе, когда общество каждого направляло на созидательный труд, создавая для этого все условия, и на этом способе создавалось и общественное богатство. Здесь об этом и речи нет. Просто это общественное богатство  чисто механическим путем, посредством насилия, беззакония и обмана  превращено в индивидуальное, в личное благо  «каждого». И этого открытого разграбления узаконивать и удерживать конституционно  -  это тенденция  распада. Ведь если одни отношения распадаются, то взамен им растут другие. Иначе и быть не может. Поэтому многие просто кривят душой, чтобы по-прежнему иметь хлеб с маслом, оглупляя людей манной небесной. Парадокс нашей жизни состоит в том, что от человека требуют разумного отношения, хотя условия, в которых он оказался неожиданно, являются поистине неразумными. Для настоящего же этапа эти утверждения являются идеологическими представлениями, отражающими развития мира в перевернутом сознании.
Наше сознание, которое еще не освоилось со сложившейся обстановкой, просто идеализирует ее, рассматривая данное состояние с точки зрения стереотипов прошлого. Человек, здесь предоставленный себе, в действительности созидает себя сам, идя против себя и стереотипов общества. И общество непосредственно зависит от этого процесса в силу того обстоятельства, что все изменения произойдут из этого развития человека, и общество само здесь может освободиться, лишь  сознательно организуя развитие этих индивидов и дав простор развитию каждого, изменяя именно обстоятельства не просто в разумном направлении, а применительно к человеку, согласующемся с логикой развития личности, с законами становления межличностного общения между людьми. Что же сегодня вызывает больше рыдания между людьми и от чего же они более несчастны в семье, в труде и в обществе? От недоедания?  От межчеловеческих противоречий, основанных на деньгах.
 И вот только здесь развитие нового объединения людей возникает как идея, когда  различные объединения  людей  не как их принудительный, а как свободный союз уже имеются, но они бессознательно строятся на деньгах. А потом вновь и вновь возникают, но не развиваются. Согласоваться же здесь с потребностями денежной формы личности – значит просто согласоваться с необходимостью распада старой системы и не учитывать потребности развития личности, скрытых как раз здесь и проявляющихся в денежной оболочке превратно, а потому в виде деградации. Итог и результат всего движения, называемого распадом или «переходом» к рыночной экономике, поэтому  не становление бизнеса, а человека как саморазвивающейся сущности. И этому человеку нужно сознание, соответствующее его новому положению в мире. Вот вам еще пример.
Люди в Казахстане по уши погрязли в долгах. Миллиардные долги висят на шее Казахстана. В странах Евросоюза люди давно  завязли в долгах. И они стремительно растут.   Как же эту проблему разрешит, скажем, Казахстан? Спишут, чтобы вновь  и вновь загонять в денежное рабство? Абсурдно и то и другое. Деньги давят на людей, на общество лишь по одной исторической причине: выводить их таим бессознательным из рамки денег и тем  освободить от них людей. И чем глубже общество заходит в долг, тем глубже и падение, парализация, разрушения, вплоть до взрывав.  Но поскольку власть денег объективно в данных условиях, их не спишут и не могут списать банкиры. Их не могут списать и государства, сидящие на этих деньгах Их ликвидирует только  общество, переходя в новое объединение, освободив от них в первую очередь индивидов  и благодаря этому стимулируя их активность. Орудия труда и средства производства исторически уже даны. И деньги двигали ими, пока были их обликом. А теперь они превратились в облик человека. Эти деньги уже должны быть ликвидированы, если вообще человечество желает выжить. Поэтому этот исторический акт не имеет отношения к индивидам.
И оно не имеет  отношения и государству. Во всем государство лишь латает и штопает дыры в обществе и сохраняет данную систему, обнаружившую во всех отношениях свои противоречия. И то, что здесь отсутствует – это осознание системы и законов ее развития, выраженные в деятельности индивидов в рамках «делания денег». Просто новое развитие, по сути неожиданное для нас, подгоняется под западные стандарты. А это не дает решения и запутывает нас.
Нас не интересует, что человек становится как предприниматель, фермер, коммерсант и т. д. Это не развитие человека, а только та денежная форма, в которой он становится как саморазвивающийся индивид и где выступает как персонификация денег. Если обращать внимание на это, то мы просто субъективизируем деятельность индивидов и считаем, что он сможет сообразоваться с разумом, скрывающимся за деньгами. Тем самым мы и деньги представляем так, будто они подчинены произволу индивидов, а не индивиды денежной системе, существующей вне зависимости от их сознания. В западном мышлении деньги вообще не имеют место и заменены чисто субъективными  представлениями, будто бы движущими деятельностью индивидов. Даже биологические факторы там для многих имеют гораздо больше значения, чем социальные и экономические. И не случайно, что они загадку жизни теперь ищут в определенных частях человеческого мозга, манипулируя которым будто бы можно управлять людьми. И это в то время, когда стрессовые ситуации, порожденные в межличностных противоречиях, сводят людей с ума и делают их неуравновешенными. Ведь все люди в итоге остались в одиночестве, избегая этих противоречий, а не от каких-то социальных катастроф. Неужели «недоедание» загнало их в подвалы? Кому сегодня, когда каждого охватило всеобщая деградация, нужно беспрерывное совершенствование технологии, не имеющего ровно никакого отношения к этим людям?
Не случайно для человечества сегодня основной смысл приобретает понятие «выживание». «Выживание» есть понятие, вызванное распадом тех взаимоотношений, в которых люди жили ранее. Больше того, оно вызвано потребностями обновления этих отношений. И поскольку мы живем на высоком интеллектуальном уровне,  то она требует сознательности и предполагается  только этой сознательностью. Оно означает, что общество находится в положении, в котором оно уже не возобновляется и не развивается, а медленно гибнет, опускаясь на ступени, пройденные историей. Но чтобы возродиться, общество должно сознательно перейти на новую основу, уже исторически подготовленную
. Выживают народы и государства, выживают люди. И в этом повсюду их  по-прежнему характеризует стремление быстро обогатиться, получить мгновенную прибыль. И это заставляет нас, людей новой эпохи,  относиться  по прежнему чисто потребительски (хищнически) к средствам производства, производительным силам, земле и т. д., оказавшимся в руках отдельных людей. Так что из человека надо выжать все, что от него можно получить, не заботясь об его воспроизводстве. И мы не думаем, что индивиды, отчужденные друг от друга, способны делать это и тем заменить функцию общества. Общество потому и является обществом, что оно определенным образом организует людей и их деятельность не только как производительную силу, не зависящую от этих индивидов, но и силы самих индивидов  и их способности к развитию. И эту функцию всегда выполняли определенные классы, социальные группы. А мы имеем дело именно с изолированными людьми – владельцами денег. Отсюда и делайте выводы.
Сегодня ученые чаще всего так говорят, например, о природе и отношениях человека к ней, будто именно оно спасает мир, а не то, что люди должны наладить собственные отношения между собой, раз исторически становятся индивидуальные, человеческие отношения между ними. Ибо здесь основным отношением является отношение человека к человеку, от чего зависят и другие его отношения к миру. И мы не случайно подчеркиваем противоречия развития личности в рамках неограниченного господства денег над людьми. И это обстоятельство будет господствовать до тех пор, пока оно не будет осознано и не обуздано людьми их совместными усилиями. Стало быть, сам распад может быть остановлен только осознанием и новым объединением людей.
Но глобальный кризис связывают еще и с глобальными изменениями, происходящими в природе под влиянием деятельности людей. В этом смысле чаще всего говорят о глобальном потеплении. И многие этим желают навести страх на людей. Тем самым раздувают миф. Но как бы это ни происходило, уровень воды над сушей поднимается не сразу, если он вообще поднимается. Египтяне, напротив, использовали разлив Нила, строили дамбы и создавали ирригационные системы. А на нашей земле основную ее часть занимают безводные пустыни и песчаная гладь, способные поглотить неограниченный объем воды. Кто же им занимается?  Кто здесь вообще предпринимает какие то меры? Ведь не бессодержательные же программы определяют их.
Поскольку «рыночная экономика» есть экономика распада, а денежная психология – психология смерти, то их принципы обусловлены бешеной погоней за деньгами и личным благополучием, где каждый заботится только о себе, а обо всех – только один Всевышний. Как же в этом состоянии общество будет обновляться, развиваться? И здесь разлагающаяся система естественно принимает такую форму, когда в процессе распада в ней все возникает как случайное, временное, и каждому ото всюду угрожают: безработица, инфляция, конкуренция, преступность, обман, разорение и болезни, и никто не уверен, что сегодняшние результаты не будут утрачены завтра. Но это есть удел разобщенных людей, оказавшихся в этом бессильными в одиночестве.  Само собой разумеется, в этом жалком положении нас могут уничтожить не потопы, а обычные затопления, обусловленные обильными осадками и весенними таяниями. Откуда в Казахстане полыхают пожары? Что, таинственные силы низвергают огонь на неугомонных людей? Поэтому человек, не видя будущего в хаосе, поневоле сосредоточен на настоящем, концентрирован на временных достижениях. А потому ему безразлично, что там происходит с другими и тем более с обществом. Лишь бы он сохранился сам! Никогда он не переживал этого состояния до сих пор, ничем не рисковал и не знал таких жертв, какие стали всеобщими теперь. Но новое объединение породит другого отношения и другого взгляда на мир. Во всяком случае, нисходящее движение земли еще не началось, и людям нашей эпохи в этом отношении боятся еще нечего. Можно приводить что угодно и какую угодно катастрофу, происходившую когда-то или уже приближающуюся, создав ее фантастически, это никого не сдвинет с места и не вернет их к жизни, раз они бегут от нее в своем одиночестве, ненавидя друг друга.
Это принципы распадающегося общества. И люди в бешеной погоне за деньгами даже не знают, где они находятся, и крах старой жизни воспринимают как крах жизни вообще и отождествляют его с концом света. И в этом выживании они, как мы уже знаем,  просто мучительно размышляют, ища человеческую основу своей жизни. Учтите, советское общество на протяжении десятилетий запрещало самостоятельно размышлять и навязывало "коллективное мышление" и подавляло все противоречащее этому способу. И уже тот факт, что размышляют все больше людей и появляется поиск, свидетельствуют о том, что сложилась новая тенденция развития, основанная на саморазвитии личности и что мир будет продвигаться вперед только в силу развития этой тенденции. И нас не интересует, что эти самостоятельно размышляющие люди не все правильно понимают. С правильного понимания никто не начинает, к нему не приходят, самостоятельно размышляя  в одиночестве и в противостоянии с окружающим миром. Оно требует объединения людей.  Правильное понимание складываются с правильных действий.
 


Рецензии