Беседа о музыке

Надежда Карпова: «Путь к пониманию классики – долгий и непростой.  Но идти стоит!»

Музыка имеет большое значение в жизни каждого человека.  Даже тогда, когда он сам этого не замечает. Поэтому сегодня хочется поговорить о музыке: об эстраде и классике, о прошлом, настоящем и будущем музыкального искусства. А обсудим мы эту тему с заслуженным работником культуры РФ Надеждой КАРПОВОЙ, которая много лет проработала в ивантеевской Детской музыкальной школе и славится среди ивантеевцев своей большой любовью к искусству.


- Надежа Константиновна, какова, по-вашему, роль музыки в жизни человека?
- Я бы сказала, что музыка имеет большее влияние на человека по сравнению с другими видами искусства, потому что она воздействует на область  чувств. Звучащая музыка дает ощущение живой души.  Музыку надо понимать как неотъемлемую часть духовной жизни человека. Ещё китайские философы говорили: тот, кто владеет музыкой –  владеет народом и государством.  Поэтому можно даже сказать, что уровень духовного развития общества определяется в том числе и музыкой, которая звучит в стране. Если мы задумаемся: а что звучит сегодня в России? И почему? Ответ будет  очевидным – идет борьба с духовностью человека.
- Что вы можете сказать о современной музыке?
- Музыка всегда отражает суть того времени, в котором она возникла. Показывает характер современника, раскрывает представления людей эпохи о мире и жизни в целом.
     Я считаю, что в наше время развитие музыкального искусства зашло в тупик. Музыка потеряла свое главное предназначение. Задумайтесь, ведь из музыкальных произведений совсем пропала душа, почти совсем исчезла мелодия!  Господствуют низменные инстинкты, а все высокое утратило свою ценность. Мы сейчас служим чужому искусству, подражая не лучшему западному варианту (стоит сказать, что хорошая западная эстрада всегда была профессиональной!).
- Но ведь и наша эстрада не всегда была такой? Некогда и она была профессиональной…
- Была. Думаю, во времена Дунаевского, Соловьева-Седого. Эстрадная музыка того времени все-таки заключала в себе идею, нравственное начало. А какой богатой была тогда мелодия! Композиторы прошлых лет  обладали великолепным чувством вкуса и, что важно, ответственности перед людьми.
- Да. Сейчас многое в области культуры и искусства стало хуже, чем было. Словосочетание  «современное искусство» приобрело негативный оттенок…
- Сейчас главной целью человека стали деньги, потому и процветает шоу-бизнес. В таких условиях по-настоящему талантливым певцам и музыкантам, даже если они и есть, путь на сцену практически закрыт.  А мы все поневоле становимся слушателями некачественной популярной музыки. Не говоря уже о молодом поколении, которое «кормится» в основном именно этим бездуховным «искусством». Жаль, ведь молодые люди могут и не осознавать этого в полной мере. Просто в силу обстоятельств могут не знать, что существует нечто другое. Вот в этом, наверное, и заключается трагедия нашего времени – искусство в тупике. Сегодня музыка – это уже не музыка, а «музычка для отдохновения» после трудов праведных, а порой и неправедных. Чтобы не дай бог, человек не задумался о том, о чем ему думать не следует…
- Как считаете, выход из этого тупика есть?
- Мне кажется, что нужно обратить внимание на молодое поколение, дабы его не потерять. Стоит придавать большее значение урокам музыки в школе. Например, преподавать историю музыки, а не только разучивать песни с детьми. Ведь человек должен быть всесторонне развит,  только тогда он будет хорошим специалистом в любой области. А сейчас же, напротив, наблюдается тенденция к упрощению всего и вся. Жаль.
- Раз уж мы заговорили об уроках музыки, скажите, стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, если у него нет больших способностей?
- Обязательно! Ведь музыкальная школа воспитывает на классике – а это значит, на самом лучшем! Надо учить музыке каждого, кто  хочет. Это бесследно не пройдет:  исходная пустота в душе ребенка будет в итоге заполнена  хорошим искусством. А вдруг потом кто-то из учеников задумается: м-м-м, что же там дальше? И это будет нашей маленькой победой!

- Что может классическая музыка привнести во внутренний мир человека?
- Она очищает человеческую душу, потому что сама свободна от всего грязного и агрессивного. Современная  музыка, напротив, полна агрессии. Посмотрите, какие у наших эстрадных артистов во время выступлений гримасы и телодвижения! Это же нельзя смотреть и слушать спокойно! А уж получать удовольствие…  Современная популярная музыка зачастую пробуждает темные стороны человека. Классика же, наоборот, играет на чистых струнах души! В ней рождаются самые чистые мысли, которые в обычной жизни, быть может, спят. Попробуйте сами сравнить и прочувствовать эти различия!
   Здесь же, думаю, будет не лишне вспомнить и о народной песне. Вырастает целое поколение людей, которые не знают русскую песню. Это плохо. Ведь народная песня – это душа целого народа! Она так важна для понимания своих корней.  В народных песнях отражена вся история: строгие обычаи и правила жизни простых русских людей. Если мы потеряем народную песню – мы можем потерять и свой национальный дух. Трудно себе представить Россию не поющей. Но беда наша в том, что мы совсем не задумываемся об этом…

- Надежда Константиновна, как вы считаете, почему для некоторых людей классическая музыка остается пустым звуком?
- Классическая музыка сложная. Для того чтобы её воспринимать, нужно совершить некоторое усилие над собой, подготовиться к её восприятию…
- Как же можно её всё-таки услышать?
- Не каждую музыку услышишь сразу. Но так происходит в любой творческой области. Например, в литературе: человек, только что научившийся читать, едва ли сразу возьмет с полки «Анну Каренину».
    Есть классические произведения, созвучные душе человека в какой-то момент. Обострённая чувством  душа  восприимчивее в разы: она может найти свое отражение в музыке. И вот тогда произойдет нечто, похожее на прозрение. Но нужно испытать сильную эмоцию – это непременное условие. И если, допустим, в момент большой радости ты услышишь первый концерт Чайковского, то душа твоя не сможет не откликнуться.

- Какие произведения вы рекомендуете послушать человеку неподготовленному?
-  Существует более доступная форма классической музыки. Это так называемые программные произведения. Почему «программные»?  Например: «Чайковский. Времена года. Октябрь» – тема заявлена, и мы уже знаем, что здесь «надо слушать» и что представлять. Проще говоря, программная музыка та, что имеет название. Или вот, положим, Мусоргский «Картинки с выставки» – это  10 фортепианных произведений, написанных композитором после того, как он побывал на выставке художника Гартмана. Из этого цикла, например, интересно послушать «Танец невылупившихся птенцов», «Старый замок», «Бабу-Ягу».
- Как подготовить себя к прослушиванию более сложной музыки?
- Есть симфония, например. Чтобы начать понимать музыку такого уровня сложности желательно сначала подготовиться. Хотя бы прочитать, что такое симфония и т.д. Послушать некоторое время разные программные произведения. Конечно, можно и так найти что-то интересное для себя и в симфонии, и в сонате, и в фуге,  но… все-таки подготовка не повредит. Она откроет слушателю значительно больше нюансов…
- …и человек, который сейчас  не понимает сложную классическую музыку, постепенно втягиваясь, в итоге её все-таки услышит?
- Да, непременно. Тут главное  желание человека.
- Интересно,  а какие музыкальные произведения являются вашими любимыми? Кому из композиторов вы отдаете предпочтение?
- Назвать кого-то одного трудно.  Бетховен, например, мне нравится за его героическое начало, это композитор-борец. Его Патетическая соната, Пятая симфония – это явная борьба. Чайковский – лирик, мелодист необыкновенный. Римский-Корсаков – великолепный сказочник... Знаете, слишком велико музыкальное наследие, чтобы выбрать что-то конкретное.
- Если говорить образно, то классическая музыка для вас –  это какой инструмент?
- Вряд ли это какой-то отдельный инструмент. Для меня это симфонический оркестр. Вершина человеческой мысли в области музыки. Такое количество инструментов, слитых воедино и звучащих одновременно – это нечто!
- Где лучше всего слушать классическую музыку?
- Конечно, музыку лучше слушать в концертном зале. Какими бы совершенными ни были технические возможности, музыка в записи никогда не сравнится с живой.  Я, например, люблю смотреть на зрительный зал во время концертов классической музыки  – потому что лица, глаза, позы и даже затылки у слушателей бывают такими выразительными!
- Наверное, в консерватории молодых людей сегодня почти не увидишь?
- Зачастую, да. На таких концертах можно видеть в основном людей старшего поколения. Это потребность нашей души. Просто душа людей истосковалась по хорошей музыке. Хочется верить, что нынешние молодые люди, вырастут и тоже ощутят потребность в настоящей живой музыке, придут к ней, ища выход из современной какофонии и безвкусицы. Хочется верить, что человеческая сущность не сможет в итоге уживаться с тем, что ей навязывают  сегодня. Будет искать пути, а они непременно приведут к классике. Но это долгий путь….


Рецензии