Чугреев курень

         ХХХV111

"Что?!..
     С Влимиром?..
               Ты калмык?,-
Отец воскликнул, поднимаясь,-
Вот и фамилия такая...
Да как я сразу-то не вник!
Нет... Я, должно быть,
            что-то спутал...
Но сердце колет почему-то.
Видать, не всё покрыла ржа...
Прости, Петро, и продолжай.

О Вилимире как узнал ты?
Балкарец что о нём сказал?
Поди, не на курортах Ялты
Они сдружились?.."
             "Аксакал
Был с ним в Берлине, в лазарете,
Куда с болячкой сам попал.
Как он сказал, калмык на свете
Последний день свой доживал.

С ужасной раною, он бредил,
Не зная, что ещё с утра
Полсвета вести о Победе
Встречало радостным "Ура!"
Восторгу места было мало.
Берлин гремел, гудел, бродил...
К ним в этот день из персонала
Никто в палату не входил.

Повязки, судна - без замены.
Тут стон сплошной,
            зловонье, чад...
В палатке семеро лежат.
Все штрафники.
          И все нацмены;
В беде неведомой друзья,
Шестёрки чёрной сыновья*.

Калмык, шрапнелью иссеченный,
Благих надежд не подавал,
Но, по "закону" обреченных,
В беспамятстве кого-то звал.
А те, кто языка не знал,
Бессильные понять иное,
Запоминали имена -
Страдальцев правило святое.
К тому ж предсмертные желанья
Живым так больно давят грудь,
Что их забыть когда-нибудь -
Почти бесплодные старанья.

И наш балкарец-аксакал
Не долго в памяти искал
Печальный список Вилимира.
Перечислял подробно он
Их всех.
       И несколько имён
Меня сразили, как рапира.

Сам Вилимир теперь для многих -
Батыр-легенда,* псевдоним.
Нет человека, кто бы с ним
Пересекал свои дороги.
Он, по легенде, в двадцать
                третьем,
С каким-то белым казаком,
Создал отряд борцов, и встретил
Советы словом и штыком.

Причины те же, что и ныне:
В Калмыкии, в полупустыне,
Где мало трав и пресных вод,
Силён кочевьем скотовод.
На месте же он сгубит скоро
Себя и скот голодным мором.
А потому степной простор
Был поделён с древнейших пор
Между людьми.
           И каждый рад
Был чтить сложившийся уклад.

Но вот нежданно и незвано
Народом этим править сел,
Кто от рожденья о барана
Почти понятий не имел.
И с властью, дьяволу угодной,
От смысла здравого далёк,
Оседлостью народ свободный
На участь горькую обрёк.

Разор, глумленье, униженье!
Позор и слёзы всей земли!..
Но никакие возраженья
К плодам желанным не вели.
Наоборот - всё крепче путы...
В те дни Союз к триумфу мчал.
За блеском фраз, чабанской смуты
Извне никто не замечал.

Укрыли от вниманья мира
Загадок плотные слои
Судьбу печальную батыра
И родовой его семьи.            

        ХХХ1Х

Немало утекло водицы.
Но вот случайный диалог
Далёким сполохом зарницы
Туманный приоткрыл полог.
Зря утверздают, что не греет
Зарницы свет:
          Батыр сквозь стон,
Ванюшку называл, Чугрея.
И говорил про эскадрон.

О том услышав, к вам скорее
Я устремился.
             Цель ясна:
Уж если знал батыр Чугрея,
То и Чугрей батыра знал.
Я не ошибся?"
             "Нет. Я ноне
С тобой сижу, а будто с ним.
Ты ликом схож...
             Но в эскадроне
Он звался именем другим.

Он был штрафник
            "до первой крови"***,
Но воевал со всеми вровень,
Хотя ранение имел.
И слыл орлом в своём отряде,
Приставлен дважды был к награде,
Но "отбелиться" не сумел.

...Простой чабан каким-то летом
Поднял народ против Советов.
Антисоветчик, так сказать.
И скован был такой виною,
Что ни тюрьмой и ни войною
Её узлов не развязать.

С рожденья склонный к жизни
                ратной,
Он из застенков многократно
На фронт просился, чтоб в бою
Отмыть вину, если виновен,
В потоках пота или крови,
И землю отстоять свою.

Вот он - боец,
          хоть и не вольный.
И Родина вполне довольна
Впервые им за десять лет.
Но не даёт пока прощенья,
И не меняет отношенья,
И с земляками связи нет.

Дорогой, бесконечно длинной,
От Сталинграда до Берлина
В смоле боёв кипел батыр...
Сочтёт ли кто-нибудь когда-то
Все смерти штрафника-солдата,
И сколько им "заткнуто дыр"?!

Но вот одна дала свободу.
...В Берлине, днём,
              штрафному взводу
Был дан затейливый приказ -
Доставить рапорт через площадь.
В распоряженье - только лошадь,
На исполненье - только час.

Вся площадь - ста шагов не шире,
Но каждый миллиметр, как в тире,
Был под прицелом вражьих дул.
Тут кто-то делал уже пробы -
Десятки тел лежат сугробом,
Их будто ветерок надул.

О них позднее байки гнули,
Мол, героизм их вёл под пули.
Но принцип был, если не врать:
Не хочешт в грудь -
              получишь в спину.
Уж тут любую половину
Штрафник был волен выбирать.

И новый взвод такая ж участь
Ждала.
      Если нависла туча -
Грозу попробуй, обойди!..
Уже сержант назвал солдата,
Кто станет первою утратой,
Но слышит сзади:
                "Погоди".

Калмык приземистый и грубый,
Улыбкой доброй, белозубой,
Всех неожиданно пленя,
Сказал:
      "Мне умирать не рано.
Но вот идти под нож бараном
Я не хочу. Веди коня.

Пусть моя карта будет бита -
Последний бой приму джигитом.
Суть рапорта напомни мне,
Вдруг, довезу...
           Эх, мне б разминку
С конём!..
          Ему, поди, в новинку
Нести джигита на спине.

Где шашка?
   Стоп... Слабы подпруги...
Ну, я готов. Прощайте, други!
Храните гордость! С нами Бог!.."
И он махнул промеж укрытий,
Как вихрь степной.
               Подобной прыти
Ждать от него никто не мог.

Хотел бы рассказать о плаце,
Но это невозможно вкратце.
Подробно же - ещё трудней.
Та площадь, гибельная дырка,
Стала на миг ареной цирка.
А миг ничтожен по длине.

О том я слышал лишь рассказы.
Боец чернявый, косоглазый,
С осанкою богатыря,
Скакал по плацу стоя, лёжа,
Смеявь и рожицы корёжа,
И шашкой радугу творя.

Ни сказ, ни эпос и ни сага
Не скажут нам, каким зигзагом
Скакал он, смыслу вопреки,
Вихляясь в сторону любую...
А немцы, всадником любуясь,
Нажать забыли на курки.

Спектакль закончился.
                В финале
Фашисты громко закричали
Нестройным хором:
     "Шайзен!.. Хальт****!.."
И звёзды снайперской сноровки,
Совсем забыв о маскировке,
Изрыли пулями асфальт.
_____________
* В 1943-44 годах, по указу Стална, шесть малых народов: чеченцы, балкарцы ингуши, татары, кабарднцы, калмыки были лишены гражданских прав и высланы со воих земель. Бойцы этих нацмональностей продолжали службу на фронтах, не ведая о случившемся.
**Батыр - богатырь (тюркск.)
*** По военным законам, солдат штрафного батальона после первого ранения переводился в обычный строй, как искупивший вину кровью. Но этот порядок часто нарушклся командованием.
**** "Свинья!.. Стой!.." (Нем.)


Рецензии
Немало утекло водицы. 01 00 01 01 0
Но вот случайный диалог 01 01 00 01
Далёким сполохом зарницы 01 01 00 01 0
Туманный приоткрыл полог. 01 00 01 01
Зря утверждают, что не греет 10 01 00 01 0
Зарницы свет: 01 00
Батыр, сквозь стон, 01 01
Ванюшку называл, Чугрея. 01 00 01 01 0
И говорил про эскадрон. 00 01 00 01

О том услышав, к вам скорее 01 01 01 01 0
Я устремился. 00 01
Цель ясна: 01 01
Уж если знал батыр Чугрея, 01 01 01 01 0
То и Чугрей батыра знал. 00 01 01 01
Я не ошибся?" 00 01 0
"Нет. Я ноне 1 01 0
С тобой сижу, а будто с ним. 01 01 01 01
Ты ликом схож... 01 01
Но в эскадроне 00 01 0
Он звался именем другим. 01 01 00 01

Он был штрафник 01 01
"до первой крови", 01 01 0
Но воевал со всеми вровень, 00 01 01 01 0
Хотя ранение имел. 01 01 00 01
И слыл орлом в своём отряде, 01 01 01 01 0
Приставлен дважды был к награде, 01 01 01 01 0
Но "отбелиться" не сумел. 00 01 00 01

Альбина Абдуллина   03.04.2014 23:47     Заявить о нарушении
Я не большой любитель анализировать, особенно - не свои тексты, предпочитаю делиться читательскими впечатлениями. Но по Вашей просьбе - попробую немножко.
Это упрощённая схема, без иктов...
"Чугреев курень" написан, в основном, четырёхстопным ямбом, как и мой "Секрет". Может быть, поэтому Вы на "Секрет" откликнулись. В Вашем романе Вы редко "нарушаете" выбранную ритмику стихов, поэтому повествование воспринимается, читается легко. Иногда, чтобы оживить речь, Вы делите строчки, превращая Ваш ямб в двустопный. А во вступлении ко второй главе "Ледоход" - трёхстопный ямб, усиливающий динамику...
Повествование Ивана о Вилимире написано шестистишиями, хотя до этого Вы пишете восьмистишиями. Зачем? Вероятно, чтобы рассказ от лица героя имел отдельную законченную форму...

Альбина Абдуллина   04.04.2014 00:31   Заявить о нарушении
Альбина, Вы прекрасно владеете теорией стихосложения, что очень для меня не только интересно, но и полезно. Я в этом совершенно не разбираюсь и работаю по принципу родника. Он льёт воду и всё. А откуда она берётся и каков ее состав, он не интересуется, оставив это занятие для тех, кто пользуется ручьём. Я ведь прозаик, и публикуемые опусы - зарифмованная проза. Просто я заметил, что записвывать стихами экономнее во времени и бумаге. Трилогия "Донская суть" уложена в двадцать пять тысяч строк, а в прозе было бы граздо больше. Кто их будет читать? А здесь читателя заинтересует хотя бы необычность исполнения. Цель моей работы - привлечь народ к теме возрождения казачества, и ничего больше. Когда Вам случится почитать мою прозу, тогда я буду более остро воспринимать замечания. Собираюсь публиковать в Прозе.ру первый том романа "Запах земли". Это моё главное сочинение.
Вот меня опять перекинули на новую страницу - 14. И не знаю, что с этим делать. В компьтере я разбираюсь ещё меньше, чем в стиках.
Пишите, Сергей.

Сергей Домашев 14   04.04.2014 16:33   Заявить о нарушении
Кажется, я не очень понятно выразилась в начале. Говоря об упрощённой схеме, я имела в виду именно намалёванную мной схему, а никак не Ваш опус. Где Вы углядели замечания, не знаю. Замечаний делать я не могу, потому что я не критик и не поэт. Я просто любитель (иногда такие тоже встречаются в природе или в народе :-) Говорю это с удовольствием, без всякого уничижения, вполне серьёзно и адекватно. Я всего лишь написала Вам, в какой форме сотворён Ваш роман, и провела анализ небольшого отрывочка. Если Ваше произведение будет рассматривать профессиональный литературный критик, то он, скорее всего, проанализирует более подробно, и отметит ещё какие-то тонкости. Я сильно не усложняла разбор. Если Вы повнимательней посмотрите на схему, то увидите, что провести простой анализ, в принципе, не очень сложно. И здесь, как везде, работает принцип "от простого к сложному". Если честно, заниматься разборами на сайте мне не очень хотелось. Предпочитаю от себя чисто читательское: "понравилось - не понравилось". Но, с Вашей подачи, что-то прорвалось "критиканское". Ваше творчество мне нравится - читаю.
С уважением,

Альбина Абдуллина   04.04.2014 19:02   Заявить о нарушении