К 190 летию Боголюбова. Poema loquens pictura est
Посвящается Александру Николаевичу Радищеву,
И его внуку - Алексею Петровичу Боголюбову.
Современники говорили о Радищеве: «Он любил истину и добродетель»
Poema loquens pictura est. Поэзия – говорящая живопись.
Ради истины Радищев добродетели радетель,
В Боголюбове – учитель, прародитель и свидетель.
На холстах России пишет двух стихий шторма и грозы,
Как палитра форму ищет, так стихи встают из прозы.
Как в высоком романтизме - драма русского народа,
Так в глубоком реализме - лирика родной природы.
Волжский брег - простор и узы, взлёт воздушной перспективы,
Каспия и Крыма лузы, лёд и Невские мотивы.
От Петра до Александра - живописец русской славы,
От ольхи до олеандра пролетел орёл двуглавый.
Заодно бунтарь и классик, дирижёр пера и кисти,
Слились обе ипостаси в маринисте – акмеисте.
Там, где в рамах бьются ритмы, между дном и небесами,
В брызгах пенных видим риф мы, и поём за пару сами.
Хотя современники Боголюбова считали его живопись излишне фотографичной, она очень поэтична. Сам Алексей Петрович напротив считал живопись Айвазовского поверхностной, изобилующей множеством неточностей и ошибок. Этот спор очень напоминает противоборство символизма и акмеизма в поэзии 20 века. Боголюбов опередил своё время.
В то же время А.П. Боголюбов является классиком, первым золотым медалистом Академии художеств, профессором живописи и академиком. Откуда такая двойственность в творчестве и жизни великого мастера? Единство и борьба противоположностей? Классик и мятежник, небо и море, север Финляндии и юг Крыма, проза и поэзия? А может быть, от прозы - через живопись - к поэзии?
Я увидел в психологическом портрете Боголюбова самого Радищева, его великого деда, борца за справедливость, и классика русской прозы. И посвятил эти стихи не только Боголюбову, но Радищеву в Боголюбове.
Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из первых, талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Боголюбова заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива. Его более обширные композиции по части морских сражений также останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, например, морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота. Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство.
Море и вообще воду, воздушную перспективу Боголюбов знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство.
Он вместе с Айвазовским — являются главнейшими представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, являются его учениками.
В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.
Свидетельство о публикации №114032401159
Олег Боголюбов 18.04.2016 19:26 Заявить о нарушении