О содержании книги Алина в Царстве Существительном

От автора
 
   «Алина в Царстве Существительном» — сказочное пособие по русскому языку для детей младшего и среднего школьного возраста.
Приключенческая сказка включает в себя основные правила русского языка, которые ребенку подаются через образное восприятие. Героиня сказки девочка Алина, став учительницей, невольно совершает путешествие по царствам русского языка.

   Выбор тех или иных правил диктует сюжет сказки, потому что наша основная задача — научить ребенка грамотности посредством чтения книг, развить подсознание, на уровне которого в процессе чтения постоянно происходит анализ написания слов. Читая в сказке слова: ПОехал, ПОбежал, ПОлетел, ребенок уже осознает, что приставки ПА не бывает. Встречаясь со словами: стАричок, бЕрЕга, где безударные гласные выделены, ребенок воспринимает сигнал возможной ошибки и мысленно подбирает проверочные слова: стАрый, бЕрее, поберЕжъе.

   Образы правил в книге созданы по принципу ассоциативно-пространственного восприятия. Например, под деревом с тяжелыми плодами дрожат фигурки неопределенной внешности. Это образ неопределенных местоимений. Падающие плоды — образ ударения. Плоды падают фигуркам на голову, значит, на первый слог, и поэтому все они — НЕкто, НЕчто. Девочка Алина из чувства сострадания снимает с дерева тяжелые плоды, и фигурки становятся невидимыми, потому что все они теперь — отрицательные местоимения и наречия. А разве можно увидеть такие понятия, как НИкто, НИчто, НИкому, НИгде! Девочка-учительница делает вывод: под ударением в таких словах пишется Е, без ударения -И.

   Уроки Алины не пересказывают правила целиком - это задача учебника, который ребенок будет изучать помимо сказки. У девочки-учительницы другая задача - - довести суть правила до понимания детей, облегчить, упростить его, свести к мыслеформе, алгоритму. И после, читая правила в учебнике, ребенок не будет путаться между основной сутью и нюансами. Потому и объяснение терминов здесь носит сказочный, ложно-этимологический характер. Такие объяснения вызывают улыбку и заставляют читателя задуматься, найти логический сбой в сказочном царстве.

    Например, отправляясь в новую школу за речкой Туманкой, Алина попадает в Тумановые Джунгли, сбивается с пути, допускает ошибку при построении мостика из однокоренных слов. Ошибка по имени Мостовой начинает действовать. Неологизм Мостовой попадает в Царство Существительное и пытается вместе с Драконовой Лошадью завладеть им. Прогоняя царя Букву, самозваный царь Мостовой начинает издавать ошибочные указы. Так, приказывает жителям царства "отвАрить двери». Шпанские Курицы, следуя указу, срывают двери с петель и отваривают их в кипящих котлах. Разбойник Ошибка, читая указ «ПочИсти во дворце» (вместо почЕсти), обворовывает дворец.

   Творить бесчинства Мостовому помогает Драконовая Лошадь. Мостовой проигрывает ей дворец царя Буквы и попадает в подчинение. Вместе они пытаются создать Царство Представительное, где заправлять всеми царствами русского языка будут неологизмы.
    Алина вместе с умной черепахой Че и добрым Фавном из Пристанища Звуков спасают царя Букву и Царство Существительное — самое главное из всех царств русского языка. Они борются с бомжами и разбойниками, бродягами (в образе вводных слов), принимают на свою сторону Наречного Филина с Наречным Воинством, освобождают междометия.
   Им помогают Шипящие Бабочки (образ правила написания слов с шипящими буквами), Суффиксная Гусеница (образ правописания суффиксов ыва-ива, ова-ева], Чудище и Медведшце...
Словом, каждое правило в сказке имеет свою образную структуру и легко запоминается.

Метод работы со сказкой

    Как вы уже поняли, читая сказку, ребенок невольно акцентирует внимание на выделенной в слове букве. Изображение слова фиксируется в памяти визуально.
Каждая глава изложена довольно лаконично, и внимательное чтение не вызывает утомления. Грамматическое правило, воплощаясь в литературные образы, затем возвращается в свою первоначальную учебную форму в конце каждой темы.
Запоминание происходит по следующей схеме:

 ПРАВИЛО
 ФАНТАЗИЙНЫЙ ТЕАТР ЭТОГО ПРАВИЛА
 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
 ПРАВИЛО

  То есть от сухой академической структуры к живому образному представлению о правиле.
Понятие "существительное" преобразуется в живое существо. Оно действует. Действие существа и есть глагол. Одно существо от другого можно отличить по его признаку. Признак как бы прилагается к существу. Это есть прилагательное.

  Выделяются три основных царства в русском языке: Царство Существительное, Царство Прилагательное, Царство Глагола.
Географическая карта всех царств по степени их значимости располагается на панцире черепахи Че. Она из Пристанища Звуков. Звуки — нечто изначальное, основа всей речи. Происхождение их связано с неким таинством, движением воздуха в самой природе.

 От звука рождается буква. Буква — обозначение звука. Буквы складываются в слово. Слово — часть речи. Части речи складываются в целостное предложение. И вот, чтобы предложение было грамотным, а речь — красивой, на помощь человеку приходят грамматические правила. Они тоже живые, как и все на свете. Их характеры надо понимать и чувствовать. Ими стоит интересоваться. Их стоит любить.

  Сухое заучивание обычно вызывает у детей обратную реакцию — неприятие.
Для впечатлительного и подвижного ума ребенка куда естественней выглядит не формальное заучивание правил, а как бы его собственное их открытие, выведенное в данном случае из сказочной главки.

   Создание сказки «Алина в Царстве Существительном» — результат моей многолетней практической работы с детьми в области арт-педагогики.

Вера Линькова
 


Рецензии
Книга - потрясающая! Переходит из рук в руки у моих друзей! Я с большим трудом купила несколько лет назад. СПАСИБО АВТОРУ!!!! Всем рекомендую! Мою крестницу было не оторвать от этой книги!!!!

Ильченко Татьяна   21.03.2014 20:25     Заявить о нарушении
Таня, спасибо огромное за хорошие слова!
Они так вовремя пришли... Я уже начинала думать, что ерунда всё это...
Кругом молчание...:)
СПАСИБО!

Вера Линькова 2   23.03.2014 10:31   Заявить о нарушении