Свежий кавалер
в халат проворно облачился,
решил побриться – и побрился,
решил завиться – и завился,
к халату орден прицепил.
Застыл как памятник себе,
самим собою потрясённый,
своей карьерой умилённый,
на пик удачи вознесённый,
не видя хаоса вокруг.
Лежат объедки на полу,
бутыли, мощные как пушки,
и черепки от черепушки.
А кошка – словно из психушки –
сиденье стула в клочья рвёт.
Что видит бравый кавалер? –
Уставясь в никуда по-бычьи,
он зрит алмазный знак отличья,
свое грядущее величье,
а не кухарку, что ворчит.
Нет, он стоит не на полу,
а у бессмертья на пороге,
в халате как в античной тоге,
крепки его босые ноги…
Он Македонскому чета.
Способен мир завоевать,
набравшись дерзости сверх меры,
ведь с ним лихие офицеры:
его… графины и фужеры,
и многоопытный чубук.
Он чувствует приливы сил.
Что отчебучит, сам не знает,
но много стульев поломает…
А тот, кто в грезах не витает,
да позавидует ему!
Паренье в высях – благодать.
Пусть это счастье будет мнимо,
но воспарять – необходимо,
иначе – жизнь промчится мимо,
как будто не было её.
Попутные мысли
Без окон, без дверей полна горница вещей…
Павел Федотов говорил, что люстра, увиденная им в одном из трактиров, "сама напросилась" к нему в картину "Сватовство майора".
Вещи действительно сами напрашивались к нему в картины. И он допускал их, даже когда на первый взгляд места для них уже не было. В "Свежем кавалере" справа едва-едва заметна ножка стула и кусочек обивки сидения – казалось бы, зачем Павлу Федотову тратить время на этот на 99 % отсутствующий стул, если зритель сможет заметить его только при очень тщательном рассмотрении полотна? – Затем, что стул сам напросился.
На столе предметы тесно сгрудились – щипцы для завивки и газета, на которой лежит колбаса, чуть нависают над краем стола – ещё миг и лавина вещей ринется вниз – как солдаты в Суриковском "Переходе Суворова через Альпы" – …
Есть разные силы, действующие на вещи – сила тяготения, центростремительная сила, центробежная сила… И есть павло-федотовская сила, низвергающая вещи на пол, расшвыривающая их тут и там, опрокидывающая стулья, разбивающая на кусочки посуду...
Валяющаяся на полу голова селедки смотрит на два как бы плывущих ей навстречу селедочных хвоста и лихорадочно соображает: какой из них мой-то?
Из книги "Музыка музы" Сергиев Посад "Все для Вас - Подмосковье" 2007
Из раздела "Федотовские сюжеты"
Свидетельство о публикации №114032111348