Сватовство майора
такой кошмар порой приснится:
родимый дом вдруг стал ловушкой.
Невеста улететь стремится.
Отец как бы к печи прикован,
застыл. Одно его тревожит:
рука благословлять готова,
а застегнуть сюртук не может.
У матери – натуры властной –
рот назиданьем перекошен.
Она мощна. Платок атласный
на плечи тучные наброшен.
Лиловой лавой платье льётся,
вот-вот всю комнату заполнит.
Дочь упорхнуть от лавы рвётся.
О, этот миг она запомнит!
Она в предчувствии рыданий.
Отчаян выгиб нежной шеи.
И гибель девичьих мечтаний
сравнима с гибелью Помпеи.
Кисейной розовою птицей –
жаль зарешечены оконца –
невеста в небо взмыть стремится,
но в небе люстра вместо солнца.
Бокалов хрупкое семейство –
ещё не налито шампанским –
глядит на праздничное действо
недоуменно и с опаской.
Ах, что-то будет. Что-то будет.
Уж сваха гостя сладко кличет.
Майор свой ус холеный крутит.
Того гляди, что замурлычет.
Невеста улететь стремится…
Попутные мысли
Многолюдность композиции, многообразие вещей... Павел Федотов – режиссер. В его картине два театра: а) театр персонажей-людей, б) театр персонажей-вещей. Эти театры подыгрывают друг другу. Каждый на своём художественном языке воплощает режиссерские замыслы.
Павел Федотов для предметов-актеров придумывает разнообраз-ные сценические площадки – пол, сиденье стула, стол, всевозможные столики, комод. Часто на маленьком пятачке умещается уйма предметов-статистов, целая массовка.
Когда вспоминаешь эту картину, воспроизводишь её мысленно, то она всегда выходит более вытянутой по горизонтали, чем на самом деле. Картине свойственно вытягиваться в воспоминаниях.
Длинная кулебяка подчеркивает горизонтальность прочтения композиции справа налево – от майора к образам и далее через дверь куда-то навылет – чувствуется сквозняк, на котором стынет горячая горизонталь кулебяки, – сквозняк, который словно легкую бабочку устремляет невесту за пределы дома.
На столе два параллельных мира: золотисто-румяная горячая горизон-таль кулебяки и серебристо-холодная горизонталь селедки.
Многие исследователи творчества Павла Федотова называют худож-ника основоположником критического реализма, обвинителем режима Николаевской России, разоблачителем человеческих пороков. Но если всё это верно, то возникает множество неразрешимых вопросов. Зачем обви-нителю и разоблачителю поражать зрителей изысканностью вкомпанованных в картины натюрмортов, завораживать их красотой дамских нарядов, очаровывать роскошными предметами быта? Разве можно обвинять, любуясь? Разоблачать, восхищаясь? Критиковать, наслаждаясь? Зачем, изображая кулебяку в "Сватовстве майора", добиваться предельной подлинности (когда кулебяка во время написания картины остыла, художник заказывает подогреть её)? Какой элемент критики скрыт в этой пышущей жаром кулебяке? Что она разоблачает? Почему ей столько внимания и усердия? Кулебяка-разоблачительница – нелепость.
Из-за спины невесты, как рукоятка вонзенного в неё ножа, торчит горлышко большой бутылки, можно подумать, что невеста прогнулась от удара в спину – удара судьбы.
Из книги "Музыка музы" Сергиев Посад "Все для Вас - Подмосковье" 2007
Из раздела "Федотовские сюжеты"
Свидетельство о публикации №114032111332
Спасиб О!
В.А.
(рецка получилась с №5005!)
Лесовик 2 22.03.2014 19:30 Заявить о нарушении
Ольга Киселева Сергиев Посад 22.03.2014 20:43 Заявить о нарушении