Сватовство майора

  Во сне, придушенном подушкой,
такой кошмар порой приснится:
родимый дом вдруг стал ловушкой.
Невеста улететь стремится.
   Отец как бы к печи прикован,
застыл. Одно его тревожит:
рука благословлять готова,
а застегнуть сюртук не может.
   У матери – натуры властной –
рот назиданьем перекошен.
Она мощна. Платок атласный
на плечи тучные наброшен.
Лиловой лавой платье льётся,
вот-вот всю комнату заполнит.
   Дочь упорхнуть от лавы рвётся.
О, этот миг она запомнит!
Она в предчувствии рыданий.
Отчаян выгиб нежной шеи.
И гибель девичьих мечтаний
сравнима с гибелью Помпеи.
   Кисейной розовою птицей –
жаль зарешечены оконца –
невеста в небо взмыть стремится,
но в небе люстра вместо солнца.
   Бокалов хрупкое семейство –
ещё не налито шампанским –
глядит на праздничное действо
недоуменно и с опаской.
   Ах, что-то будет. Что-то будет.
Уж сваха гостя сладко кличет.
   Майор свой ус холеный крутит.
Того гляди, что замурлычет.
   Невеста улететь стремится…


Попутные мысли

Многолюдность композиции, многообразие вещей...  Павел Федотов –   режиссер. В его картине два театра: а) театр персонажей-людей, б) театр персонажей-вещей. Эти театры подыгрывают друг другу. Каждый на своём художественном языке воплощает режиссерские замыслы.

Павел Федотов для предметов-актеров придумывает разнообраз-ные сценические площадки – пол, сиденье стула, стол, всевозможные столики, комод.  Часто на маленьком пятачке умещается уйма предметов-статистов, целая массовка.

Когда вспоминаешь эту картину, воспроизводишь её мысленно, то она всегда выходит более вытянутой по горизонтали, чем на самом деле. Картине свойственно вытягиваться в воспоминаниях.

Длинная кулебяка подчеркивает горизонтальность прочтения композиции справа налево – от майора к образам и далее через дверь куда-то навылет – чувствуется сквозняк, на котором стынет горячая горизонталь кулебяки, – сквозняк, который словно легкую бабочку устремляет невесту за пределы дома.

На столе два параллельных мира: золотисто-румяная горячая горизон-таль кулебяки и серебристо-холодная  горизонталь селедки.

  Многие исследователи творчества Павла Федотова называют худож-ника основоположником критического реализма, обвинителем режима Николаевской России, разоблачителем человеческих пороков. Но если всё это верно, то возникает множество неразрешимых вопросов. Зачем обви-нителю и разоблачителю поражать зрителей изысканностью вкомпанованных в картины натюрмортов, завораживать их красотой дамских нарядов, очаровывать роскошными предметами быта? Разве можно обвинять, любуясь? Разоблачать, восхищаясь? Критиковать, наслаждаясь? Зачем, изображая кулебяку в "Сватовстве майора", добиваться предельной подлинности (когда кулебяка во время написания картины остыла, художник заказывает подогреть её)? Какой элемент критики скрыт в этой пышущей жаром кулебяке? Что она разоблачает? Почему ей столько внимания и усердия? Кулебяка-разоблачительница – нелепость.

Из-за спины невесты, как рукоятка вонзенного в неё ножа, торчит горлышко большой бутылки, можно подумать, что невеста прогнулась от удара в спину – удара судьбы.


Из книги "Музыка музы" Сергиев Посад "Все для Вас - Подмосковье" 2007
 Из раздела "Федотовские сюжеты"


Рецензии
Замечательная публикация! Однако справка не соответствует действительности, ибо "Музыка музы" включает только тексты стихов, а остальное: иллюстрации, включая портрет П.Федотова, попутные мысли и авторское введение, опубликованы в отдельной микротиражной брошюре 2006, содержание которой было нами (ГВА и ДАЛ) согласовано с Володечкой в конце его жизни, т.е. задолго до выхода книжки.
Спасиб О!
В.А.
(рецка получилась с №5005!)

Лесовик 2   22.03.2014 19:30     Заявить о нарушении
Спасибо! Значит, справку поменять?

Ольга Киселева Сергиев Посад   22.03.2014 20:43   Заявить о нарушении

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →