Рыбацкий рай. Русальница
Рассветной росной ранью ручьи румяно рдели,
РазбЕгались русалки резвее рысаков,
Ракитами расселись, распелись «рели-рели!»*,
Разглядывая рослых рукастых рыбаков.
Раскачивался рьяно русалок рой разящий,
Размахом рыбохвостым ракиту расколов.
Расслышав ритм размахов, речей распев ребячий,
Рассматривал русалок, робея, рыболов.
РавнО русоволосы, равнО роскошногруды
Рекою разнырялись, расплавались, резвясь,
Распахлись разнотравьем, размяв руками руту,
Ромашку растирая, ромашками рядясь.
Растрёпы, расчесавшись расчёской «Рыбьи Рёбра», -
Разя, растормошили разиню-рыбака:
Рыбачья роба - рванью, рядком - рюкзак разобран,
Рыбак - разживой рыбьей, разлучницей - река.
Развязка роковая... Ростки распростирая,
Расплакались ракиты рекой, рыбацким раем...
НЕМНОГО О РУСАЛКАХ.
(Хотя автор - скептик, но поверья – интересная штука).
«Рели-рели» - по преданиям, так поют русалки, качаясь на ветвях. Рели – в старину – качели.
Определенного образа русалки нет. Русалки - одновременно и водные, и лесные, и полевые духи, чаще женского пола. По традиционным русским представлениям они внешне мало отличаются от людей. У северорусских русалка – это жена водяного, утопленница, косматая безобразная женщина с огромной грудью, которую она закидывает за плечи. Под западноевропейским влиянием, образ русалки постепенно заменяется образом Морской девы (дочери Морского царя) и приобретает вместо ног рыбий хвост. У всех русалок - длинные распущенные волосы, хотя в старину считалось верхом неприличия "ходить, как русалка", т.е. растрёпанной.
В целом русалки — существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов. Они могут до смерти защекотать, затоптать, задушить, зацеловать, забросать камнями. Могут воровать, злобно шутить, вредничать и кривляться, а кто увидит их кривляния - сам всю жизнь будет кривляться. Могут съесть, загипнотизировать и изнасиловать мужчину или,обернувшись мужчиной, - женщину. Могут оборачиваться в разных животных, колдовать, насылать проклятья, болезни, предсказывать будущее. Чаще губят мужчин и младенцев, любят парней - бесстыдно заигрывают, щекочут их до смерти. Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят в лесу, нападают, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса. По другим поверьям - щадят маленьких детей, которых любят и оберегают от диких животных. Русалки нападают не только ночью, но и в полдень.
Русалки могут жить в водоёмах и колодцах, в поле, в лесу обитают на деревьях, любят плести венки из цветов, осоки и древесных ветвей, при луне, которая для них ярче обычного светит, - и до самой зари любят качаться на ветвях с криками "рели-рели!", "гутыньки-гутеньки" или "уу-гу! уу-гу!", кувыркаются, хохочут, аукаются, водят хороводы с песнями, бедовыми играми и плясками, стремительно, быстрее лошади, бегают. Русалки любят, стоя по пояс, барахтаться в проточной воде, мыть лицо руками, расчёсываться гребнями из рыбьих костей, глядя в воду, как в зеркало. Переворачивают лодки рыбаков и любыми способами заманивают на глубину. Изредка могут спасать утопающих, но чаще затягивают их на дно. Именно утопление людей самая известная черта русалок.
Могут появляться и даже жить в селениях. Желание одеться и поесть заставляет их подходить ночью к жилью, похищать одежду и пищу. От голода русалки часто "ломают" жито, горох. Одни утверждают, что там, где пляшут русалки, не растёт даже трава, а уничтожение русалок гарантирует урожай. Другие – что для урожая их надо задобрить, а где русалки бегают и резвятся, трава растёт гуще и зеленее, а хлеб родится обильнее.
У людей от страха и бессилия рождаются суеверия. До сих пор многие верят в существование русалок, а некоторые исследователи серьёзно рассуждают об их существовании. Ретируются русалки от церковной атрибутики, полыни и трехэтажного мата.
Ниже данные из Википедии:
Русалии (русальные дни) — праздник в память умерших у древних славян, поминальные дни с поминальным обрядом.
Первое упоминание о русалиях содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.). В контексте осуждения языческого обычая призывания «дьявола» для предотвращения засухи: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». Позднее Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием», песнями, с ряжением в маски животных и т. п.
Праздник Русалий, будучи чисто языческим по содержанию, носит христианское название, или, по крайней мере, отпечаток греко-римского влияния, отмечался не только восточными славянами, но и южными — в Сербии и Болгарии, и само название Русалии появилось именно на Балканах. Считается, что слово Русалия (ст.-слав. русали;, др.-серб. и др.-рус. русаліа, болг. русалия, сербохорв. русаље) образовано путём заимствования из лат. rosаlia — «Розалии, праздник роз» — языческого праздника древних римлян, обряда поминовения предков. Слово русалка произошло от названия праздника. Т. Д. Златковская ставит под сомнение заимствованиЕ древнеримской обрядности восточными славянами. Образ русалки исконно славянский и сложился в глубокой древности.
На Семик или в Троицын день (в иных местах с Вознесенья) русалки выходят из воды и пребывают на земле. Считалось, что на Семик, то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек и озёр, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев. В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, могут вступать с ним в контакт. С Семика действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, опасались ходить в лес, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься ткачеством, шитьём, рукоделием. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.
Русалии на Руси отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала). Словом русалии в древнерусских источниках называли праздник Пятидесятницы.
Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко заполночь. Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно: к примеру, Стоглавый собор 1551 года резко осуждал такие гуляния:
Русальи о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и Крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки беси, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания.
У южных славян Русалии отмечали на Святки (от Рождества до Крещения), на святую Пасху, со Спасова дня (Вознесенья) и, особенно, на Русальной неделе, когда приходят «русали» (или «русалки»). Болгары считали, что в среду на Преполовение (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу».
В Македонии с Рождества до Крещения ходили по дворам мужские дружины — «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их. Члены этих дружин на весь праздничный период соблюдали строгие запреты: они не должны были креститься перед едой и на ночь, здороваться при входе в дом и при встрече с односельчанами, обязаны были хранить молчание; ночевали всей группой в чужих домах, не возвращаясь на ночлег домой и не общались со своими родственниками, Русалиев встречали в домах с большими почестями. Считалось, что сам их приход в дом способствовал сохранению здоровья и изгнанию духов болезней.
На севере Болгарии и северо-востоке Сербии группы «русалиев» или «калушар» ходили по сёлам на Троицкой неделе с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали русалки или самодивы, которые появлялись на земле с Вознесения. Группа мужчин (обычно — 5, 7, 9 человек), одетых в меховые шапки с цветочными венками, на ногах кожаные лапти, на поясе погремушки и колокольчики, в руках — большие палки, ходила по сельским домам. «Русалии» исполняли возле больного (которого выносили и укладывали во двор или на поляну) обрядовые танцы с кружением и подскоками, иногда доводя себя до экстатического состояния и конвульсий, что обеспечивало — по народным представлениям — наиболее эффективное исцеляющее воздействие. Таким способом изгонялись из больного зловредные духи.
Свидетельство о публикации №114032001607
СоврРремЕнная Ново-РУсо-поЭзия неиссякАема*
Серж Фико 22.05.2018 00:05 Заявить о нарушении