Золотой век

1827



Россия ликует! Была Бородинская битва,
Французов погнали! Священный союз заключили
Россия и Австрия с Пруссией! Тут же Варшава!
К России присоединяется Польское царство!
Россия ликует! Подавлен мятеж декабристов.
Возводятся церкви и множатся новые тракты.
В Подсоснине строят Успенскую стройную церковь,
Кирпичную, в белых колоннах.


Россия ликует! Теперь Эриванское ханство
Легло ей под ноги, и Нахичевань покорилась,
И скоро своим будет берег у Чёрного моря!
Отворены будут ворота к Дунаю! Пока же
В Подсоснине быстро возводят Успенскую церковь –
Одна за другою телеги с кирпичной поклажей.
Удачен проект, высока, дорога колокольня,
И белые, белые будут у церкви колонны!


В Америке Оуэн всех в трудовую коммуну
Сзывает, назвав её «Новой Гармонией». В мире
Чего не свершается! В Лондоне, в Англии серой,
Открыт зоопарк; - ну так будет и наш в Петербурге!
Мицкевич, великий поэт, пишет нынче великую оду –
Про молодость. Орест Кипренский рисует поэта –
Пушкина. Пушкин наш лучше Мицкевича –
Будет великим! В Подсоснине церковь возводят –
Всех краше, всех лучше новейшая белая церковь!


О лето Господне! Сколь многим ты нас удивило!
Пока пишет Шуберт свою «Лебединую песню» –
Уже Крузенштерн одолел «Атлас Южного моря»,
А Велер, алхимик, уже получил алюминий.
В Москве же не что-то   - а обсерваторию строят!
Получим не просто молекулы – новые звёзды!
Уж купол горит на подсоснинской новенькой церкви,
И белые, белые, дивные вышли колонны!


Уже неудачный доклад произнёс Лобачевский.
Никто не поверил: куда! Опровергнуть Эвклида!
Не пересечется ничто, коль идёт параллельно!
Вот, скажем, Свободский прибор изобрел для числительных действий;
А Беббедж, пожалуй, и не был знаком со Свободским.
А в Англии Броун открыл поведенье частичек –
Вот где столкновений-то!  Здесь же  у нас, под Москвою,
Красуется, строится, красится белая церковь!


…И так, за делами, года промелькнули. Детишки
Стараются, учат, сдают про мятеж декабристов.
Стараются, учат стихи к двухсотлетью поэта –
Великого Пушкина. Плещется Чёрное море.
Уже в Новогрудке прошёл в честь Мицкевича праздник.
И тож двести лет, и прошли эти празденства тоже.


Сгодился на птиц серебристых ручной алюминий –
Летают, парят самолёты по чёрному небу,
Ракеты летят, отражаясь, как новые звёзды.
Билл Гейтс благодарен судьбе,-
как, должно быть, и Беббедж,
Хотя, в свою очередь, не был знаком со Свободским.
Но  тот неудачник был прав: мы однажды столкнулись.


А в старом Подсоснине грают на церкви вороны,
И воры уносят последние балки полегче.
Уж нет колокольни, и белые только колонны
России моей подставляют разбитые плечи.







А это из венка сонетов Валерия Брюсова «Светоч мысли»:


XII. Наполеон

Шумя, Европу обняла война,
Глася: «Мир хижинам и гибель тронам!»
Пусть эта брань потом Наполеоном,
В дыму побед, была усмирена,

Навек осталась вскрытой глубина;
Над ней теперь гудело вещим звоном —
Всё то, об чём шептали лишь учёным
Намёки книг в былые времена.

Ваграм и Дрезден, Аустерлиц и Иена,
Вы — двух начал таинственная смена;
Толпе открыли вы свободный путь.

Народ рванулся ветром тайн дохнуть…
Но не давал дышать им в полной мере
Все ж топот армий, гулы артиллерий.




XIII. Девятнадцатый век

Все ж топот армий, гулы артиллерий
Затихли; смолк войны зловещий звон;
И к знанью сразу распахнулись двери,
Природу человек вдруг взял в полон.

Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звёзд и жизнь бактерий.

Античный мир вёл к вечным тайнам нить;
Мир новый дал уму власть над природой;
Века борьбы венчали всех свободой.

Осталось: знанье с тайной съединить.
Мы близимся к концу, и новой эре
Не заглушить стремленья к высшей сфере.






Вера Павловна!
Можно начать урок с Увертюры Глинки,
( 3 минуты), затем задать ребятам вопрос, могут ли они оценить характер музыки.

( яркая, пламенная, зовущая вперед, активная, патриотичная, оптимистическая)

Дальше спросить, могут ли они найти в современном мире пример такой зовущей на свершения, вдохновляющей музыки, в ХХ веке?

Ответ - подобная музыка - "Время, вперед!" Свиридова.

Прослушаем - 2-3 мин

Вопрос: А в ответ на какие события в обществе возникала такая музыка?

Как чувствовали себя люди в обществе?

Ответ: победная музыка, люди чувствовали себя готовыми на великие свершения, чувствовали себя победителями.

Если музыка Свиридова отразила чувства строителей сильного общества,  то музыка Глинки тоже появилась на волне патриотических чувств, народ чувствовал себя сильным, побеждающим.

Вопрос: Откликом на какие события стала победная, жизнеутверждающая музыка Глинки?

Для этого мы вспомним, когда Глинка создал оперу "Руслан и Людмила".

Ответ:

Ответ: Победа в войне 1812 года.

Вопрос: А какие ещё произведения Глинки Вы знаете?

О: Опера "Жизнь за царя".

Действительно, самая яркая часть оперы - хор "Славься".

Можно послушать - 1 мин.

Вопрос: Что же это была за эпоха, каков ее дух?

Ответы: Яркий, сильный, побеждающий, уверенный.

Такая эпоха должна была дать взлёты не только в музыке, но и в других областях искусства.

И именно исторические события, исторические победы России подготовили этот взлёт - творцы, люди искусства только откликнулись своим талантом на тот дух патриотизма и ожидания свершений, что витал в обществе.
 
Убедимся в этом.


Но сначала дадим историческую оценку той эпохе, которую впоследствии назовут «Золотым веком русской культуры»


Исторические события начала 19 века и их оценка.

Оценку могут дать ученики.



Действительно,  одна только победа над Наполеоном подействовала на дух народа возвышающее: люди чквствовали себя свободными, сильными, активными, под стать античным олимпийцам.

Не случайно, когда поэт Валерий Брюсов задумал написать венок сонетов «Светоч мысли», где отражались бы самые яркие эпохи в жизни  мировой истории, в жизни нашей цивилизации, он посвятил один из сонетов – а их в венке всего 14 – этой эпохе, оценив её, как ярчайшую:

XIII. Девятнадцатый век

Все ж топот армий, гулы артиллерий
Затихли; смолк войны зловещий звон;
И к знанью сразу распахнулись двери,
Природу человек вдруг взял в полон.

Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звёзд и жизнь бактерий.

Античный мир вёл к вечным тайнам нить;
Мир новый дал уму власть над природой;
Века борьбы венчали всех свободой.

Осталось: знанье с тайной съединить.
Мы близимся к концу, и новой эре
Не заглушить стремленья к высшей сфере.



Брюсов говорит, что именно эта эпоха воплотила в себе идеалы Античности: стремление к Красоте, Свободе, Свершениям и Победам.

Мы убедились в этом на примере музыки.

А отразились ли эти настроения общества в архитектуре?

Показываем видеоряд арх. сооружений.

Казанский собор,
Арка Главного Штаба,
Исаакиевский собор,
Адмиралтейство
Большой театр в Москве

Вопрос: Как назывался этот стиль?

Классицизм.

Почему?

Он тяготел к античности, которую почитали за классику.

А в чем эти черты античности?

Просторные, величественные здания,
светлые тона: белые, желтые – солнечные, выражающие стремление в знаниям, свету, свободе;  или же однотонные, спокойных тонов здания, выражающие мощь и силу, колонны, подобные колоннам античных храмов,
треугольные портики на крышах, подобые афинским портикам.

Но античность известна своей любовью к прекрасным скульптурам. Вспомним скульптуры богов-олимпийцев, (Афина, Диана) спортсменов (Дискобол) героев (Геракл).
Эта особенность отразилась в эпохе классицизма? Ведь эпоха классицизма  взяла эпоху античности как образец прекрасного?

Да.  Появляются памятники-статуи, которые подобны античным: «Самсон» в Петергофе, например. Но и реальных героев скульпторы стремятся воплотить:

Памятник Минину и Пожарскому в Москве,
Памятники-скульптуры Кутузову и Барклаю де Толли  перед Казанским собором

А что Вы знаете о этих людях, о их роли в истории?

4 кратких ответа.

Минин
Пожарский
Кутузов
Барклай де Толли


Самое интересное, что патриотический дух проявился не только в Петербурге и Москве – но и во всех малых городах России, а зачастую и в отдалённых от столиц усадьбах и имениях.

Именно в это время развивается садово-парковая скульптура, помещики, градостроители стремятся принести в свои вотчины то, что подметили в Москве и Петербурге.

Многие владельцы усадеб считали своим долгом построить церковь в новом стиле, непременно с колоннами, в память о победе над Наполеоном , в честь счастливого освобождения России от захватчиков. Как правило, средств не жалели.
Так, у нас в районе в 1827 году купчиха  Арсеньева строит большую церковь в селе Подсоснино из белого камня, с колоннами и высокой колокольней, что было даже излишне роскошным для небольшого села, причём камень для постройки возят непременно из Переславля, лучшего качества, несмотря на дороговизну перевозок. Но таков был порыв общества – отдать средства и силы в память о Победе!

(Справка: Каменный пятикупольный храм  с трапезной и высокой колокольней. Был выстроен в 1825-1831 на средства Е. А. Арсеньевой. В трапезной Захарие-Елизаветинский и Никольский приделы. Закрыт в кон. 1930-х, в 1957 сломана колокольня. Возвращен верующим в 2000 в тяжелом состоянии, ремонтируется)


А какие ещё постройки в стиле классицизма Вы знаете в нашем районе?

Всехсвятская церковь
Храм в Хотьковском монастыре
Храм в селе Воздвиженском
Церковь в Радонеже
Итак, музыканты, архитекторы, скульпторы откликнулись на призыв эпохи.
А художники-живописцы?
Подвигла ли их Муза живописи на сильные и яркие решения?

Стоит нам начать изучать этот вопрос, как мы убедимся, что именно с «Золотого века» началось признание русской живописи во всём мире.

В 1833 году Карл Брюллов выставляет свою работу «Последний день Помпеи».

Известен отзыв на это событие:

«И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день».

С этого момента началось триумфальное шествие русской живописи в мире, о русской школе заговорили как о необыкновенно значимой, способной создавать такие шедевры.

Как Вы считаете, эпоха победы над Наполеоном отразилась в этой  работе Брюллова?
Каким образом?

Краткий анализ работы.

А вот всемирно известное полотно современника Брюллова, живописца Иванова.

«Явление Христа народу».

Повлияла ли эпоха на создание полотна?

Мнения учеников.

(Да: полотно грандиозно по размерам и по замыслу;
На картине изображён Спаситель,
На картине множество народа, каждый реагирует на приход Спасителя в соответствии со своим характером,
Сама тема – приход Спасителя – тема высокого ряда, тема освобождения от гнета, тема свободы и красоты, приходящей в мир)

И в то же время на полотне Иванова отражается мир Горний, мир вечный, Библейский.

А кто из художников той эпохи отразил для нас повседневную жизнь?

Кто дал нам целую галерею образов обычных людей, с их земными заботами и чаяниями?

Федотов.

Показ картин Федотова.

А на создание этих полотен повлияла ли эпоха Победы?

Мнения учеников.

(Да. Во время войны русский народ понёс большие потери.
Стала виднее ценность жизни каждого человека, ценность каждого дня, вроде бы повседневного и обычного.
Федотов привлекает внимание к каждодневным заботам человека, печалям и радостям.
Художник хочет рассказать о проблемах общества.
Если общество строит красивые храмы и здания, то как построить счастливую жизнь для каждого человека?
Общество должно помочь каждому быть счастливым и полезным для страны)

Да, именно  следуя этим мотивам, Федотов стремится запечатлеть  на холстах жизнь современников, их характеры, судьбы, заботы.

Живопись повседневности, темы, должно быть, нельзя назвать возвышенными, если смотреть на каждую в отдельности, но всем своим творчеством Федотов поёт гимн своему времени, он приковывает внимание потомков к своей эпохе, и интерес к холстам художника только растёт.

Давайте посмотрим на современников Федотова подробнее.

Конкретные картины и рассказы краткие о них.

И разве не завещала нам Античность интерес к каждому человеку?
Вспомним скульптуры-коры, скульптуры девушек-горожанок.
Скульптуры-куросы, скульптуры юношей-воинов.
Античное время создавало множество таких скульптур, любуясь каждым человеком.
А роспись древнегреческих ваз, где сюжеты зачастую были взяты из обычной жизни?

Но многое обычное может под рукой творца стать драгоценным свидетельством об эпохе.

Согласитесь ли вы с тем, что надо любить свою эпоху?

А свою повседневную жизнь в этой эпохе?

Помните, Пушкин сказал: «Никогда бы я не хотел иметь другую историю, нежели та, что была»

Если бы войны с Наполеоном не было бы – не было бы и великой Победы, не было бы в нашей истории и культуре, может быть, и того «Золотого века», взлёта свершений во всех видах искусства, которым мы гордимся и который славен во всем мире.

Итог урока.


Рецензии