Чугреев курень
Дом Матвея был, и впрямь, завидный:
Комнат всяких восемнадцать аж!
Все удобства. И фасад солидный.
Но построен лишь в один этаж.
Постеснялся бывший участковый
Капиталу полный дать размах -
Истинный исток его обновы
В хуторе у многих на устах.
У подъезда гости.
Не иначе -
Важные. Цветы не местных клумб.
Мой "Москвич" меж их престижных
"тачек"
Выглядит пастушкой на балу.
Местные - пешком, они же дома -
В лучшем виде, чинно, напоказ.
Почти все мне издали знакомы,
Есть и те, что вижу в первый раз.
Местные - совхозные сермяжки,
Пришлые - из тех,кто вправду "крут",
Между ними видится натяжка
Даже в первые три-пять минут.
Но горазд брататься наш народец.
Раздобрев маленько у стола,
Покурить выходит на морозец -
Не разлей водою кагала.
В разговоре - нечего послушать:
Простота, суждений паритет.
То про Горбачёва, то про Буша,
И о том, что снега долго нет.
Уплыла натянутость куда-то,
Всё приятно, кто что б ни сказал.
От рожденья, видно, чужд ребятам
Социальный дифференциал*.
Разглядеть- что дёшево, что ценно -
Хутору пока не вышел срок.
Полагая так, народным сценам
Я не посвящаю много строк.
Мне важна семейная картина,
Всё другое тут - всего лишь фон.
А в семье про всех сказать должон
Хоть по паре слов.
Итак, Ирина.
Верный друг и добрая сестра,
Мне о ней давно сказать пора.
ХХ
Мне и начинать свои записки
Не с отца бы лучше, а с неё.
На Дону таких - с поклоном низким
Чаяли в любое бытиё**
В десять лет осталась без мамани,
Батя с горя целый месяц пьян.
Впрочем, без того в его кармане
Вечно не водилось ни копья.
Дом наш, хоть и славился достатком,
Был почти "десятым из семи"***.
Весь доход съедали без остатка
Лоск и "вес" Героевой семьи.
А прибыток в дом -
хвалиться нечем:
Школьный мамин мизерный оклад,
Почти столько ж бате за увечье
И за длинный перечень наград.
Жили с огорода и худобы****
В сторого соблюденьи местных норм*****,
Плюс - ремёсла бати, средней пробы.
Вот и весь тогдашний наш прокорм.
Помню, во дворе -
как в доброй сказке:
Лают, блеют, хрюкают, мычат...
А держался этот сонм хозяйский,
В основном, на маминых плечах.
Устали она ни в чем не знала,
Всё к рукам ей, что бы не взяла.
А отца от грязи отдаляла,
Как бесценный яхонт, берегла.
Днём хозяйство, школа,
ночью - стирка...
Пожурят - зардеется, смеясь:
"Что со мной случится? Я башкирка.
Я не для короны родилась".
Или скажет:
"Извините, мне ли
Кланяться каким-то там ветрам?
Я из тех башкир, что обрусели
Раньше воцарения Петра******.
Много мы успели в эти сроки,
Труд превознося, как божий дар..."
Умерла маманя на уроке.
По догадкам - мозговой удар.
Позже, в круг уложенные, косы
Часто чудились моим глазам.
Я - в неё: чрнявый, горбоносый,
Щупленький и гибкий, как лоза.
А Ирина - копия батяни,
Тугенько набитый сундучок.
Ликом на красавицу не тянет,
Но другое нужно взять в учет.
Крепкая осанкой, руки - клещи,
А глаза! Что взгляд - то и приказ.
На работе - дьявола похлеще,
На гулянье - ураганный пляс.
Жаловаться, плакать не умеет,
Тяжело - лишь челюсти сожмёт.
Дураков, лентяев не жалеет,
Хитрецу руки не подаёт.
И она всегда была такая.
Помню, вскоре после похорон,
Ни отцу, ни мне не потакая,
Стала бойко выправлять урон,
Причинённый ходом тех событий.
Смотрим - прибран весь хозяйский срам,
Весел скот - опять еда в корыте.
И звенит подойник по утрам.
У хозяйки той откуда сила?
Руки толщиною в карандаш.
Батя глянул - хмель мгновенно смыло,
Об пол шапкой шмякнул:
"Всё! Шабаш!"
И впряглись мы все в одну упряжку,
Весь устав наш - в Иркиных глазах.
С нею и беда не столь уж тяжка,
С нею и навоз приятно пах.
Как легко дышал я с нею рядом,
Похвалу ловя или укор!..
Та девчушка с командирским взглядом
Путь мне освещает до сих пор
______________
* Здесь: классовая дифференциация, разделение, расслоение.
** В любое бытиё - во все времена (казач.)
*** Десяты из семи - ничтожно малый, не соответствующий предположению.(азач.)
****Худоба - общее название домашнего скота, включяя птицу.
***** Советская власть строго ограничивала приусадебных хозяйств в совхозах.
****** В 1661г. в Башкирии произошел грандиозный народный бунт, позднее названный Башкирским восстанием. Одной из глвных причин была попытка царского правительства насильно окрестить население. Спасаясь от произвола властей и местных феодалов сотни мелких скотоводов двинулись с семьями и стадами с Урала в предместья Кавказа, к своим братьям по мусульманско-сунитской вере, адыгеям.Но в пути они были сильно ослаблены стычками со своим двним врагом - калмыками, кочевавшимси в приазовье. Пришлось просить защиты у донских казаков, тоже переживавших трудности, связанные с разгромом разинского движения. Опальные разинские сподвижники разбрелись по степи, создавая новые городки. Они не отвергали обездоленных пришельцев, однако, при условии добровольного крещения по православным канонам. Около трехсот семей приняли христианство. Трудолюбивые, мужественные и чрезвычайно выносливые люди быстро срослись казачеством в одно целое, участовали во всех военных походах, показывая образцы доблести. Тем не менее, в протяжение двух с половиной веков они не утратили языка и обычаев, не связанных с культом. После Октябрьской революции большинство башкир вернулись на свою историческую родину, оставив о себе на Дону добрую память.
2
Свидетельство о публикации №114031903685