100 ревью. Обзор Смарагды

Аннабель Ли. (Из итальянских стихов)
http://www.stihi.ru/2011/08/29/4424

«Итальянские стихи» - название смелое и даже дерзкое. Во всяком случае, обязывающее, потому что просто итальянских стихов было написано бессчётное множество, а великих итальянских стихов – не менее нескольких дюжин. Очень сложно написать свои, личные итальянские стихи – при такой-то традиции, не повториться в деталях, не пойти бессознательно за чьей-то интонацией, не впасть в декораторство.
Автору стихотворения удалось, на мой взгляд, совместить звук и рисунок. Сочетания слов хочется проговаривать – вслух и про себя, звуковые ряды устроены искусно и изящно, аллитерации не выпирают нарочито, но заявляют о себе почти в каждом стихе.
Осенняя картина, знакомая горожанам всех стран мира – горящая и чадящая листва, запах, перехватывающий горло, печаль по ушедшему лету и тревога о том, наступит ли следующее – превращается не просто в живописный этюд, но в запечатлённую эмоцию, апокалиптическую, дантовскую (недаром речь идёт именно о Тоскане). Нет, это не блоковская Флоренция. Это город, по которому идёт человек, знающий о Блоке, сто лет спустя – и видящий то же, что и он, и почти так же, как он. Но иначе.

_______________________

Сара Бет Бернар. Снег в моей голове
http://www.stihi.ru/2008/12/10/3181

Давно знакомое и любимое стихотворение, похожее на рождественскую игрушку, которую можно спрятать после праздников в особой новогодней коробочке, и даже забыть о ней в переполохе весны, летних отдохновениях и осенних печалях. Но приходит момент, заветная коробочка открывается – и снова происходит чудо. Чудо так устроено – оно не может быть бесконечным, но оно может повторяться снова и снова.
Вот и это стихотворение – из таких чудес. Оно, несмотря на снег и зиму, тёплое-тёплое, ароматное, имбирно-пряничное и глинтвейновое. Есть в нём одно слово, которое мне немного мешает – «озоновом» - но это уже личное, так сказать, вкусовщина. Остальное же – идеальные слова, расставленные в идеальном порядке. И ещё повторяющееся волшебство.

_______________________

Евгения Костюкова. вдова.
http://www.stihi.ru/2014/02/08/3413

Странная история вышла с этим стихотворением. Вроде бы и картинка не в моём вкусе (джипы и всё такое), и стихи про поэзию не очень жалую, а вот осталось в памяти – и всё тут.
А потом поняла, в чём дело – в колокольчике. В очень верно найденном финальном образе. Просто видишь, как разворачивается сюжет, и неудобные вопросы (например, чьей вдовой живёт поэзия?) становятся не такими уж и важными. С героем всё понятно, и с джипом тоже, и даже с гламурными заколками и ботоксом (который разглаживает любые складки).
Лаконичная и острая метафора метаморфозы, происходящей с поэзией (и искусством вообще), когда она становится сытой и беспечальной, когда внешние побрякушки оказываются важнее утробной, настоящей сути. Увы, у каждого в памяти найдётся пара-тройка примеров такого преображения настоящей, живой, чувствующей сироты (вдовы, Золушки) в богато увешанную украшениями, но глухую и безголосую Барби.

_______________________

Сергей Богомолов. И я смотрел.
http://stihi.ru/2009/04/08/7387

Ещё одно стихотворение – старый знакомый, которому время совсем не повредило. Живое, неспешное (из-за кольцевой рифмовки и вводных конструкций), с небольшими шероховатостями, откуда-то из мира Арсения Тарковского. Оно может показаться местами косноязычным – но это внутренняя речь младенца, от которого трудно требовать цицероновых изощрений.
Стихотворение, которое хочется назвать винтажным. Это не ругательство, а признание его стильности.

_______________________

Виктор Коврижных. В заброшенном хуторе.
http://www.stihi.ru/2011/05/10/3226

Суггестивное, пронизанное тишиной-лейтмотивом стихотворение. На первый взгляд, в нём многовато «стандартных» эпитетов («погасших окон выцветшие ставни», «память сокровенная», «щемящим чувством грусти и вины»), но в то же время эти определения сближают авторский текст с классической традицией и с песенной народной стихией. Единственной серьёзной погрешностью можно считать тавтологию «заново воскреснуть», но она настолько часто повторяется пишущими людьми, что давно стала общим местом (что, впрочем, не есть хорошо).
Но ощущения, переданные автором в стихотворении, искупают все его формальные недочёты, мнимые и явные.


Рецензии
Спасибо, Ирина!
В Вашем обзоре особенно привлекает здравое различение "явления" и "сущности".)

(Ильдар)

Психоделика   30.03.2014 22:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.