Сказки-биномки Их значение в развитие творчества
"ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА"
Так называлась рубрика в моей детской литературной газете "Соломинка", которая три с половиной года успешно просуществовала в республике Карелия. Потом новые власти её закрыли за "ненадобностью". Ну, зачем было, на их взгляд, развивать детское литературное творчество? Куда более действенно, на их взгляд, бегать по улицам с речовками и скандировать:
- Нет алкоголю! Нет наркотикам!..
А что есть? Я пыталась заполнить нишу детского сознания настоящим творчеством, ибо понимала, что никакая декларация по сути ничего полезного не даёт...
Вот одна из первых публикаций по "сказкам-биномкам" в моей бывшей детской литературной газете...
БРАТИШКИ И СЕСТРЁНКИ
Скучать – самое последнее дело! А поэтому лучше – ИГРАТЬ!
Играть в «Биномку» можно всегда и везде: на улице, в автобусе, дома!
Играть в «Биномку» можно друг с другом, с родителями, с бабушками и дедушками.
Идёте куда-то? Едете? Длинная дорога? Не беда!
Просто скажите тому, кто рядом:
- Загадай слово! Живое! И я тоже загадаю! Неживое!
- Загадал!
- И я загадала! У меня – Лопата!
- У меня – Бегемот!
- Как будем сказку начинать?
- Бегемот шёл-шёл и нашёл лопату…
- Нет, это слишком обыкновенно. Лучше так:
«ЛОПАТА И БЕГЕМОТ»
Лопата шла-шла, по бугорочкам, по кочкам, по кусточкам и вдруг наткнулась на Бегемота.
- Возьми меня к себе! – попросила Лопата Бегемота, - я тебе пригожусь!
- А чем ты мне пригодишься? – удивился Бегемот.
- Я куплю тебе яхту, - сказала Лопата, - и мы поедем на дальний берег моря. Там я откопаю тебе клад и построю дворец!
- Мне это неинтересно, - отвернулся Бегемот от Лопаты…
(допишите эту сказку!)
Бином «Бегемот – Лопата» отыскался во Дворце Творчества в Кондопоге.
Этот Бином мы обыгрывали с учениками младших классов больше часа. Бегемот
важно сидел на стуле, а Лопата что только ему ни предлагала! В роли Лопаты захотелось побывать всем участникам нашей встречи. И поэтому к Бегемоту то и дело подходили самые разные Лопаты. И Лопата по имени Женя. И Лопата по имени Саша. И Лопата по имени Наташа. И еще каких только имён не было! Всем хотелось поиграть. И каждый находил для недовольного Бегемота своё необычное предложение:
- Я тебе носки свяжу на все четыре ноги!
- А я научу тебя играть на барабанах!
- А я сделаю тебе самый лучший лопатный массаж!
Словом, в Кондопоге мы с ребятами навеселились от души!
И сами ребята мне очень понравились. В своём городе им есть чем заняться. Дворец Спорта – красота необыкновенная! А уж про Дворец Творчества! Чего здесь только нет! И Музыкальная школа на 300 человек, и Концертный зал шикарный, и разных студий полно, и библиотека!
Бином «Медведь – Сигнализация» отыскался в школе Заозерья.
Целый школьный зал детей с радостью играл в сказки-биномки.
Казалось бы, ну что можно придумать по такому биному, как «Медведь – Сигнализация»?
Оказывается, еще как можно пофантазировать!
«МЕДВЕДЬ – СИГНАЛИЗАЦИЯ»
………………………………………………………………. Медведь решил сигнализацию в своём лесу сделать.
Проводя всякие тянет от дерева к дереву. Зайцы вокруг прыгают. Птицы крыльями хлопают. Все переговариваются и друг у друга переспрашивают:
- Ну, зачем Медведю сигнализация?!
Вдруг все услыхали стук топора за скалой.
- Ой, кто-то нашу сосну рубит… - заплакали бельчата.
Но тут вдруг такой рёв, крик, переполох начался, что браконьер, рубивший сосну, испугался, топор бросил и – бежать.
Вот видите, - сказал довольный Медведь, - Сигнализация сработала!
Не успели все порадоваться от души, как вдруг увидели: огонь за другой скалой вспыхнул…
( допишите эту сказку!)
Ребята из Заозерья очень переживают за свой лес, свои скалы. Они гордятся природой своего края, и своим Логмозером, и берегом Онеги… Конечно же, все эти темы отражались в их сказочной фантазии.
В библиотеке микрорайона Соломенное интересных биномов фантазии отыскивается много, потому что там постоянно работает детская литературная студия «Биномка». Директор библиотеки Валентина Ивановна Романова с большой любовью относится к работе детского сектора. А руководит этим сектором библиотекарь Галина Николаевна Назаренко. Здесь работает и детский клуб «Лучик», и проходят всякие интересные выставки, конкурсы, викторины, а в литературной студии «Биномка» сказки не просто сочиняются сами, но и разыгрываются с помощью сценок экспромт-театра, а потом участники студии с большим удовольствием рисуют свои сказки-биномки. Вот, например такой бином:
«КОТЁНОК –ВАЗА»
Котёнок захотел половить рыбок в Вазе. Просто Котёнок знал, что рыбка всегда водится в воде. А в Вазе была вода!
- Ну, куда ты карабкаешься? – говорила Ваза Котёнку.
- Рыбку ловить, - отвечал Котёнок.
- Но во мне нет рыбок, - предупреждала Ваза Котёнка, - и вода во мне цветочная, от старого букета осталась…
Но Котёнок не верил Вазе. Он думал, что она просто скрывает от него своих рыбок. Ведь Ваза была очень похожа на аквариум. А в аквариуме всегда есть рыбки. Итак, любопытный Котёнок забрался в Вазу и застрял в ней. Только голова пушистая торчит и ушками качает.
Вошла в комнату бабушка. Увидела Котёнка в Вазе, руками всплеснула:
- Ой, откуда в нашей Вазе такой пушистый цветочек?..
(допишите сказку!)
ИЗ ИСТОРИИ «БИНОМОК»
28 лет назад мне в руки попала книжка знаменитого итальянского сказочника Джанни Родари «Грамматика Фантазии». Я нашла в ней много замечательных упражнений на тему, как лучше развивать творческую фантазию у детей. Написала свою программу по расширению детского сознания и поехала в Москву. В Москве мою программу одобрили и отправили меня работать в Государственную Детскую Республиканскую Библиотеку. Моя детская литературная студия была единственной в нашей стране, где дети занимались по «Грамматики Фантазии». Когда сам Джанни Родари узнал об этом, то скоро приехал из Италии в Москву, в нашу студию. Он был очень обрадован, когда увидел, как дети умеют фантазировать, используя приёмы из его книги…
ЭТА ТЕМА ТОЖЕ НЕВЕРОЯТНО БОЛЬШАЯ. ПОЭТОМУ РАЗДЕЛ БУДУ ЗАПОЛНЯТЬ ПОСТЕПЕННО
Свидетельство о публикации №114031704450