Киносценарий Курай Юмабая. Жертвоприношение

               
               
                КИНОСЦЕНАРИЙ
        документального кинофильма с элементами игрового кино
                «КУРАЙ ЮМАБАЯ». Жертвоприношение.
                / 3 части/
               
                ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

Тишина. Речка. Каменные гряды. Где-то там вдалеке виднеется селение.
Девушка не спеша,  идёт по просёлочной дороге. Она останавливается и поднимает с земли курай и кружится. Звучит кубыз.
        Девушка:  КУРАЙ?! КУР-А-А-АЙ!
Ветер проносится над верхушками деревьев. За кадром звучит голос девушки: «КУР-А-А-АЙ!».
          На фоне облаков появляется название фильма «КУРАЙ ЮМАБАЯ».

Лес. Вдалеке идут два человека. Это девочка с отцом.
               
Девочка сидит на бревне и держит в руках тростник. Отец косит траву.
         Девочка: ПАПА, ПОСМОТРИ-КА, ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
         Отец: СЕЙЧАС, ДОЧЕНЬКА.
Отец подходит к дочке,  садится рядом, достаёт из кармана нож, берёт в руки тростник,  и срезает его корень.
          Отец: ДОЧЕНЬКА, ЭТОТ ТРОСТНИК КУРАЙ НАЗЫВАЕТСЯ, А КУПОЛ НА ГОЛОВЕ – ТАКИЯ.
Перочинным ножом отец очищает срез у тростника.
          Девочка: А-А, ВОТ ЭТО КУРАЙ! А КАК ЖЕ ТОГДА ОН ЗВУЧИТ?
Она улыбается. Отец отмеряет руками тростник для другого среза.
          Девочка: ЭТОТ ТРОСТНИК СОВСЕМ НЕ ПОХОЖ НА ИГРАЮЩИЙ КУРАЙ.
          Отец: ПОГОДИ ЧУТЬ-ЧУТЬ, ДОЧЕНЬКА, СКОРО ТРОСТНИК ПРЕВРАТИТЬСЯ В НАСТОЯЩИЙ КУРАЙ.
Руки отца ножом сверлят отверстие в тростнике. Девочка терпеливо ждёт отца. Наконец, отец берёт в руки готовый Курай и начинает играть, Девочка довольная улыбается.
         Девочка: КУРАЙ, КУРАЙ ПОЛУЧИЛСЯ!

Просторы Хайбулинского района Башкортостана.
Портрет Юмабая Исянбаева. За кадром звучит  голос дочери Юмабая Исянбаева  Рафиги-опы.
          Рафига-опа (запись): Я, ЮМАБАЯ ИСЯНБАЕВА, МЛАДШАЯ ДОЧЬ – РАФИГА. ЧТО Я МОГУ ВСПОМНИТЬ ОБ ОТЦЕ! ПОМНЮ, МНЕ БЫЛО 13 ЛЕТ,  КОГДА В ШКОЛУ…
Степь переходит в каменную гряду.
           Рафига-опа (за кадром, запись): …ПРИБЕЖАЛА СТАРШАЯ СЕСТРА И УВЕЛА МЕНЯ ДОМОЙ, СКАЗАВ, ЧТО ОТЦА ЗАБИРАЮТ, ВОТ  ТАК ПОСЛЕДНИЙ РАЗ Я ЕГО УВИДЕЛА. ПОМНЮ, ОТЕЦ ЧАСТО ВСПОМИНАЛ О ТОМ, КАК ОН БЫЛ В ПАРИЖЕ… ОН БЫЛ КРАСИВЫЙ, ВЫСОКОГО РОСТА, МАТЬ ТОЖЕ БЫЛА КРАСИВАЯ. ПОМНЮ, КАК ОТЕЦ ИГРАЛ НА КУРАЕ, А ЖИЛИ МЫ В ЗЕМЛЯНКЕ В НЕБОЛЬШОМ, ПОТОМ ШЕЛКАЛ ПАЛЬЦАМИ, ОН ПУСКАЛСЯ ВПЛЯС. ВСЕ ЖИТЕЛИ УВАЖАЛИ ЕГО, ОБРАЩАЛИСЬ К НЕМУ : «ЮМАГАЙ-АГАЙ», СОВЕТОВАЛИСЬ С НИМ, А ЕСЛИ ЕГО ВИДЕЛИ НА УЛИЦЕ, ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИГЛАШАЛИ В ДОМ. ВОТ ТАК ЕГО УВАЖАЛИ.

Двор дома Рафиги-опы. Рафига-опа слушает игру внука на курае. Рядом с ней сидит  дочь Рафиги.
            Рафига-опа (запись): ВОТ ТАК, СЫНОК, НА КУРАЕ УЧИСЬ ИГРАТЬ, ТВОЙ ДЕДУШКА БЫЛ ЗНАМЕНИТЫМ КУРАИСТОМ. С МАЛЕНЬКИХ ЛЕТ ИГРАЛ НА КУРАЕ, БЕЗ НЕГО НЕ ПРОХОДИЛ НИ ОДИН КОНЦЕРТ…
В кадре: возле речки стоит девочка; наверху утёса растёт одинокое дерево; мальчик купается в речке.
           Рафига-опа:  … ЖИТЕЛИ ЛЮБИЛИ ЕГО ИГРУ.

Многодетная семья Сайфуллы-агай. Сыновья играют на курае, остальные слушают.
           Сайфулла-агай(запись): О ЮМАБАЕ ИСЯНБАЕВЕ, Я ХОЧУ НЕМНОГО ВСПОМНИТЬ, ОН БЫЛ САМЫМ ОДАРЁННЫМ КУРАИСТОМ, И ИЗВЕСТНЫМ НЕ ТОЛЬКО В НАШЕЙ ОКРУГЕ, НО И ПО ВСЕЙ БАШКИРИИ. ЮМАБАЙ-АГАЙ УЧИЛ МНОГИХ КУРАИСТОВ СВОЕМУ ИСКУССТВУ, ОН РАБОТАЛ В БАШКИРСКОЙ ФИЛАРМОНИИ. МНОГОГО РАЗ БЫВАЛ ЗА РУБЕЖОМ. А ВОЗВРАЩАЯСЬ НА РОДИНУ, ВСЕГДА ПРИХОДИЛ В ГОСТИ В НАШУ СЕМЬЮ, ДЕЛИЛСЯ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, НОВЫМИ МЕЛОДИЯМИ.

Торжество праздника. Интервью у председателя Матраевского совхоза Ахмед-Гали Галиева.
         Галлиев (запись):  ЭТОТ ПРАЗДНИК ПОСВЯЩЁН 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЮМАБАЯ ИСЯНБАЕВА.  ОН РОДИЛСЯ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ, В ДЕРЕВНЕ УРГЕ-СМАК, ХАЙБУЛИНСКОГО РАЙОНА. СПАСИБО НАРОДУ, ЧТО,  НЕ СМОТРЯ НА ТЯЖЕЛОЕ ВРЕМЯ, СОБРАЛИСЬ СО ВСЕХ РАЙОНОВ  РЕСПУБЛИКИ, ЧТОБЫ ОТМЕТИТЬ СТОЛЕТИЕ  ВЫДАЮЩЕГОСЯ КУРАИСТА. ПРАЗДНИК  КУРАЯ ЮМАБАЯ – ЭТО БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК ИСКУССТВА, А ДЛЯ НАРОДА – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О СЫНЕ И ПЕВЦЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА.

Начинается празднование. Люди в башкирских нарядах идут по поляне. Кураисты собрались  на сцене. Все ждут начала праздника.


                ВТОРАЯ  ЧАСТЬ.

На открытую сцену выходит Рафига-опа с гостями.
        Рафига-опа(запись): У МЕНЯ НА ДУШЕ БЫЛО ХОРОШО ОТТОГО, ЧТО ВСПОМНИЛИ МОЕГО ОТЦА – КУРАИСТА ЮМАБАЯ ИСЯНБАЕВА, УСТРОИЛИ БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ НЕГО, НЕ ЗАБЫЛИ О НЁМ. ВСЕМ ГОВОРЮ ОГРОМНОЕ СПАСИБО И ТЕМ ГОСТЯМ, КОТОРЫЕ  ПРИЕХАЛИ ИЗ УФЫ И ЖИТЕЛЯМ РАЙОНА И МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЗА ПАМЯТЬ ОБ ОТЦЕ. Я СЧАСТЛИВА, СПАСИБО ВСЕМ!
Начинается концерт и народное гулянье.
Маканские жители веселятся возле юрты. Юрта поставленна устроителями праздника. Люди танцуют. В казанах варятся еда. Кипятят самовар на угле. Башкирская женщина тустаком (ковшом) черпает бульон с казана, другая бабушка раскатывает тесто.
Жеребёнок и лошади стоят возле телеги.
Пьют чай, приговаривая (запись):
           - ПУСТЬ ЭТОТ ПРАЗДНИК ПРОДОЛЖАЕТСЯ,
             ЧТОБЫ ВСТРЕТИЛИСЬ ЗАНОВО,
              БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И ЖИВЫ,
              ЧТОБЫ ДОЖДИ БЫЛИ, УРОЖАЙ БЫЛ!
              АМИНЬ!
Разные  башкирские угощения праздничного стола.

Возле другой юрты встречают гостей с кумысом. Пьют кумыс из деревянной расписной чаши – дустакана.
             - ЧТО ЗА НАПИТОК КУМЫС! ДАЙ БОГ ЗДОРОВЬЯ ТЕМ, КТО ПРИГОТОВИЛ ЭТОТ КУМЫС, ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ, А МОЛОДЫМ НЕВЕСТАМ – ТАКОГО ЖЕНИХА, КАК МОГУЧИЙ САЛАВАТ! АМИНЬ!

Гостей угощают башкирским мёдом.
Бабушка вывешивает маленькие подушечки из-под сиденья на ситан – плетёный  забор.
Молодой мужчина в тюбетейке приглашает гостей и зрителей посмотреть обычаи башкирского народа.
           - ПРОХОДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВОТ СЕГОДНЯ, В ЧЕСТЬ ЮМАБАЯ-АГАЯ ВСПОМНИЛИ НАШИ ОБЫЧАИ!
Две башкирские девушки идут,  взявшись за руки.
Другая девушка вертит веретено.
Зрители с любопытством наблюдают за происходящим.
Бабушка ткёт на старинном самодельном станке.
Башкирская женщина  мелит зерно на ручном жернове.
Люди ходят,  смотрят.

Стоит красочная юрта, поставленная жителями Таналыкского совхоза в честь юбилея Юмабая Исанбаева.
Маленькая башкирская девочка смотрит, как из юрты выносят вещи.
Возле юрты на траве сидят жители совхоза. На расстеленном ошяулыке  (скатерти) стоят разные башкирские  угощения.
Гости, жители сидят за праздничными угощениями. Здесь же находится и директор совхоза «Таналык» - Амирхан Салаватов.  Рядом с ним сидит кто-то из съёмочной группы фильма «Курай Юмабая». Фиксируем большое событие в Республике Башкортостан, так как будущий фильм   «Курай Юмабая» - это первый документальный кинофильм киностудии «Башкортостан», возможно об этом когда-нибудь, кто-нибудь напишет.
Женщина в башкирской одежде разливает бишбармак. Едят.
Камера панорамирует на верхушки деревьев.

Башкирская девушка торжественно несёт курай,  она заходит в белую юрту.
Голос за кадром (запись), звучит стих  Кадима Аралбаева:
              НА СКЛОНЕ ДА НА ГОРЕ УРАЛА
              РАСТЁТ ОДИНОКИЙ РЕБРИСТЫЙ КУРАЙ
              ЕСЛИ СРЕЖЕШЬ  КУРАЙ И ЗАИГРАЕШЬ,
              ЕГО МЕЛОДИЯ ОБЛЕТИТ ВЕСЬ МИР
              ВЕЧНО БУДЕТ ЖИТЬ КУРАЙ,
              ОН БЕССМЕРТЕН,
              ОН ЖИВЁТ В СОЗНАНИИ НАРОДА МОЕГО,
              ОН ЖИВЁТ В ПЛОТИ НАРОДА МОЕГО,
              ОН  ЖИВЁТ В КРОВИ НАРОДА МОЕГО!
На пороге юрты сидит маленькая башкирская девочка и смотрит вдаль –
на танцующих людей.

                ТРЕТЬЯ  ЧАСТЬ.
                (Жертвоприношение).

На экране появляется надпись:
                23 ИЮНЯ 1991 ГОДА. ДЕНЬ ГАИТА.
                ОКОЛИЦА ПОСЁЛКА УФИМКА
                МАТРАЕВСКОГО СОВХОЗА
                ХАЙБУЛЛИНСКОГО РАЙОНА
                БАШКИРСКОЙ ССР.
                ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЮМАБАЮ ИСЯНБАЕВУ.
Вывеска и афиша на башкирском языке: «Матрай совхозы», «Иомабай кэндэре».
В кадре мулла начинает читать молитву.
Люди держат руки перед собой – молятся. За кадром слышится молитва муллы.
Жертва – овечка стоит возле корма, среди деревьев, в уединении.
Люди молятся. Крупным планом жертва-овца.
Некоторые люди не молятся, просто стоят и смотрят на закланье.
Ноги овечки-жертвы связывают верёвками.
Жертвоприноситель произносит молитву на башкирском языке.
Он просит:
               - ПОДОЙДИТЕ ПОБЛИЖЕ 7 ЧЕЛОВЕК И ОТЩЕПНИТЕ  У ОВЦЫ НЕМНОГО ШЕРСТИ,  НА СЧАСТЬЕ И ДОБРО.
Дети и женщины отщипывают у овцы шерсть.
Жертвоприноситель режет овечку. Струится кровь.
Сагарак – круглое отверстие на верху юрты (начала музыки).
Жертвоприношение.
Сползает кошма с юрты.
Жертвоприношение.
Кирэгэ – решетчатый каркас юрты.
Жертвоприношение.
Камера движется на кирэгэ и выходит на природное пространство.
Жертвоприношение. Восход солнца. Жертвоприношение. Восход солнца.
 Жертвоприношение. Восход солнца.
Девушка идёт навстречу к восходу солнца.
Она же уходит к восходу солнца.


г, Уфа                1991 год


Рецензии
О кинофильме Дамиры Халитовой
«Курай Юмабая».

Большинство представляет себе, что истинное и прекрасное должно быть обязательно трудным, чтобы быть истинным и прекрасным. Но когда истинное найдено, оказывается, что оно есть как бы окаймленное ничто. Совершенное произведение искусства, какой-нибудь художественный или документальный фильм, какая-нибудь картина, выглядит как нечто давшееся без труда, как нечто само собой возникшее, как едва существующее, и всякий считает, что оно и не может быть иным, но только художник знает, сколько он должен был отбросить, чтобы достичь убедительной ясности.
Разница между декоратором и подлинным художником в том и заключается, что первый застревает на подступах к искусству, никогда не добираясь до него; второй же, менуя эти подступы, достигает истинной свободы и красоты, владствует над умами тысяч и тысяч с помощью свободного искусства. Именно к таким художникам в высоком смысле этого слова принадлежит кинорежиссёр Дамира Халитова.
Какое-то мгновение при просмотре её фильма «Курай Юмабая» я чувствовал себя как бы бронированным. Полнота жизни, полнота природы нашего края причиняет нам боль, но и пустота не менее мучительна, поскольку она отдаёт нас во власть боли. Девушка – башкирка, движущаяся под звуки курая по дороге; девочка, чьи живые глаза, вне зависимости от произносимых в этот момент слов, обозревают роскошную степь, её сильные полуповороты шеи – всё это передаёт ту удивительную полноту жизни, которая в сущности своей есть метафическая боль, страх-тоска по прекрасному и дорогому и вместе с тем страх-тоска, связанная с последней тайной красоты и свободы.
Если бы я вдруг пожелал полностью рассказать о тех лицах, которые проходят через весь этот удивительно-прекрасный фильм, я увидел бы, что пишу это из-за сплошного отчаяния по поводу своих заметок. Я раздумываю над тем, какой вообще смысл заключён в том, что курай в фильме, передающий первозданный звук природы, искренность и первозданность человеческих чувств, выражает, тем не менее, всю боль моего одиночества?
Мелодии, льющиеся из Курая Юмабая, словно предназначены для того, чтобы охватить каждого человека и, не раздирая его на части, объять его чувством восторженной тоски. Эти двое, девочка и умудрённый мастер, так и тянуться петь, словно только этого и не хватает всему организму.
Затем через весь фильм проходят мелодии, длинные, протяжные и тело охотно поддаётся им. С этой протяжностью согласуются поднимающиеся и опускающиеся в ритме спокойного дыхания руки, руки старательно избегающие прикосновений. Что-то напоминает сладостный сон во сне, приятный, но до боли грустный.
Итак, в фильме Дамиры Халитовой прослеживается мировоззренческая позиция, которой редко обладает та или иная работа, выполненная в эпоху техники. Приятно, что данное произведение заставляет нас не только задуматься о смысле жизни, но и позволяет проникнуть в самые глубины национального духа, отыскать там ростки будущего возрождения.

март 2003 года

Доктор философских наук,
профессор кафедры философии и методологии науки, профессор
кафедры истории и науки Башкирского государственного
университета, действительный член Международной
Академии информатизации
А.В.Лукьянов

Дамира Халитова   24.03.2014 11:32     Заявить о нарушении
« Фильм « Курай Юмабая» это взволнованный рассказ
об истоках башкирской национальной культуры, о красоте
родного края, об уходящих и исчезающих обрядах и
традициях коренного населения республики, это, наконец,
гимн его созидательному труду».
/ Газета «Ленинец» 1992г. от 16 января №8/

Дамира Халитова


Дамира Халитова   24.03.2014 11:34   Заявить о нарушении