Хата чаканом покрыта

Хата чАканом покрыта и соломою катух,
На базу плетня ограда, здравицу орёт петух.
Двери охнули чулана, заскрипели рундуки.
Баба нынче встала рано - в поле едут казаки.
 


Рецензии
Здравствуйте, Лариса.

Эта мининиатюра - своеобразная зарисовка.

Есть и моменты, которые можно усовершенствовать.

Для словоформы "чаканом" уместно прямо в тексте указать ударение - я так понимаю - "чАканом". Либо можно дать сноску для слова "чАкан" с указанием его значения и ударения.

Во 2-й строке, на мой взгляд, есть ритмический сбой. Во всех вторых полустишиях (после цезуры) третий слог (вторая стопа 4-стопного хореического стиха) удар(ен)(-на), везде кроме второго полустишия 2-й строки; в сочетании с последующими двумя двусложными словами (с ударением на втором слоге), которые - если отделять их паузой от словоформы "здрАвицу" (а отделять приходится в силу ударения на первом слоге в данной словоформе) - как бы сливаются [орётпетУх], причём ударение в этом "слитке" перемещается большей частью на последнюю стопу (ударное "У"), обделяя "ё", которая ударением обделена быть никак не должна в силу ударной природы этого гласного звука! Если бы ударение в словоформе "здравицу" приходилось, как и в остальных вторых полустишиях, на последний слог - "здравицУ" (что, конечно, невозможно в рамках правильного русского языка), то отъём ударения у "ё" не был бы практически заметен, т.к. ударными были бы и 2-я и 3-я и 4-я стопы второго полустишия второй строки, и два уже упомянутых слова испытывали бы гораздо меньшую тенденцию к слиянию.

Ценность рассматриваемого отрывка уменьшается и вследствие разной семантической окраски слов "здравница" и "орать". Вспоминается идиома "орать благим матом", а также выражение "(про)возглашать здравницу". Так уж мне видится, что оба рассматриваемых слова не очень стыкуются по смыслу.

В 3-й строке наблюдается не очень удачная инверсия: вместо "двери чулана охнули" -) то, что читаем. Ситуация усугубляется визуально-аудио-подсознательным восприятием: двери - действующий субъект, охнули - глагол действия, чулан - объект подвергаемый действию (по типу: двери грохнули Ивана).

Завершающая строка почти не имеет в себе образов, поэтому на иной взгляд может выглядеть и блёкло.

Но и достоинств у миниатюры много: органичные вкрапления словесного материала, относящегося к областной лексике, наличие внутренних рифм (приближающиеся к глубоким, в т.ч. и диссонансная пара созвучий), разнообразный ритм стиха, в т.ч. и чистый хорей, отличная звукопись и мн. др.

С уважением и повышенным вниманием

ДОПОЛНЕНИЕ к рецензии.

Что с "Хатой" делать? Полагаю, во-первых, можно в полной мере радоваться моей попытке более или менее развёрнутого разбора; во-вторых, быть довольной тем, что в данных лексических рамках миниатюра действительно почти идеальна; в-третьих, нам (авторам) нужно из критических или чрезмерно критических разборов извлекать пользу на будущее, нисколько не смущаясь нынешним моментом, т.к. мы все здесь пытаемся совершенствоваться, а не пришли судить - напротив, все разумные люди на этом сайте стараются дружить и развивать (в положительном смысле этого слова) в себе качество деликатности; в-четвёртых, хорошо будет научиться понимать, что недостатки того или иного стиха (строки) часто уравновешиваются достоинствами, которые делают стихотворение приемлимым или даже очень хорошим, а иной раз и превосходным! Касательно 4-го пункта я кратко намекнул. Ежели чуть подробней, то звукопись 3-го стиха просто отменная - живо передаёт звуки, возникающие в доме; первая строка весьма образна и оригинальна; звукопись 2-го стиха тоже хорошая, в частности, [л'э - ра - ра - р'о], а петухи правда горланят, орут; "Баба/ нынче/ встала/ рано,// - в поле/ едут/ казаки." - интересный, довольно редкий в удачном исполнении ритм стиха - почти чистый хорей.

С уважением и позитивом!

P.P.S. Справочная цитата из "Поэтического словаря" А.Квятковского.

ЦЕЗУ́РА (лат. caesura — рассечение) — в метрическом стопном стихе — словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже) на три части. Если стих делится Ц. на две равные или приблизительно равные половины, то такая Ц. называется б о л ь ш о й (по терминологии Г. Шенгели — м е д и а н а). Ц. может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп (или двух диподий); в трехстопном стихе она невозможна. В четырехстопном и пятистопном стихе Ц. стоит после второй стопы, в шестистопном — после третьей, в семистопном и восьмистопном — после четвертой стопы. Совпадая со словоразделом (но не всегда со стопоразделом), Ц. выполняет функцию интонационно-фразовой паузы. В соответствии с расположением словесных ударений Ц. называют м у ж с к о й (когда ударение стоит на последнем слоге предцезурного слова), ж е н с к о й (ударение на втором от конца слоге) и
д а к т и л и ч е с к о й (на третьем от конца слоге). Если же после Ц. в стихе стоит структурная ритмическая пауза, то такая Ц. принимает на себя ритмическую функцию и будет уже не цезурой-словоразделом, а
п а у з н о й цезурой. Сказанное видно на примерах:
Ц. — словораздел, совпадающий со стопоразделом:

На старости | я сызнова живу,
Минувшее | проходит предо мною —
Давно ль оно | неслось, событий полно,
Волнуяся, | как море-окиян?
Теперь оно | безмолвно и спокойно.

(А. Пушкин)

Паузная Ц.:

Сидят герои Бреста /\ в Краснознаменном зале —
Политруки, комбаты, /\ медсестры и стрелки,
Их павшими считали, /\ пропавшими считали,
Но вот они живые, /\ всем бедам вопреки.

(Я. Хелемский)

Если поэт не соблюдает постоянной канонической Ц. в стихе и она не занимает в строке определенного места, то такая Ц. называется свободной; свободная Ц. часто применяется в стихах советских поэтов, стремящихся к интонационно-ритмической раскованности стиха. Например:

Я говорю, | держа на сердце руку.
Так на присяге, | может быть, стоят.
Я говорю с тобой | перед разлукой,
Страна моя, | прекрасная моя.

Прозрачное | правдивейшее слово
Ложится | на безмолвные листы.
Как в юности, | молюсь тебе сурово
И знаю: | свет и радость — это ты.

(О. Берггольц)

Гавриил Тишков   13.01.2015 13:09     Заявить о нарушении
Гавриил, здравствуйте! Спасибо большое за такой подробный разбор моего стихотворения.
Бедная моя "хата", что мне теперь с ней делать? Пока указала ударение в слове чАкан.
С уважением Лариса.

Лариса Попова 3   13.01.2015 00:00   Заявить о нарушении
Лариса, посмотрите, пожалуйста, дополнение к рецензии.

Гавриил Тишков   13.01.2015 11:18   Заявить о нарушении
Гавриил, здравствуйте. Спасибо Вам большое,что уделяете столько времени и внимания
моим стихам. Перечитала несколько раз дополнение к рецензии, узнала много нового
для себя в плане терминологии и стихосложения.
Признательна и благодарна Вам.
С уважением Лариса.

Лариса Попова 3   13.01.2015 23:28   Заявить о нарушении