Экспертный обзор. Евгений Орлов. Февраль-2014
Добрый день, друзья.
Есть у меня такой принцип: высказывать мнение о стихах только тогда, когда им интересуются (что, собственно, и произошло) и не ввязываться в дискуссии.
В литературе я – читатель.
То, что пишу сам, отношу к случайному стечению обстоятельств.
Наверное, есть у меня вещи, которые могут понравиться и другим людям, близким мне по духу.
Поэтому, если мой взгляд на ваше творчество покажется вам чуждым – значит, мы исповедуем разные эстетики.
Читаем разные книги и молимся разным литературным богам.
На том и договорились?
Для меня чтение стихов – езда в незнамое. Точнее – плавание в незнамое… Я выхожу из бухты в открытое море и если вижу что-то такое, от чего хочется воскликнуть «ух-ты!» - остаюсь доволен.
А для чего читаются нами стихи, если не для удовольствия?
Итак, поплыли…
(на портал не заходил, имена авторов не смотрел)
1.
БОРИС ПОЛЯКОВ2 "Уходит осень"
http://stihi.ru/2010/04/24/82 отборочный тур
Брожу среди притихших сосен
по льдинкам – собственным следам.
Уходит, не прощаясь, осень,
но не на год, а навсегда.
Не удержать её ни силой,
ни покаяньем, ни мольбой.
Уходит в никуда Россия –
моя последняя любовь.
Слепой, иду напропалую,
и осень, холодом звеня,
всё чаще, всё больней целует
сухими листьями меня…
*
Близкая мне интонация. Но…
Образ «России, уходящей в никуда» мне кажется фальшивым. Она, Россия, «в никуда» уходит уже не первое столетие, по крайней мере, в литературе. О, Русь, птица-тройка, куда несешься ты? Ответь! Не дает ответа… И не даст.
Вообще, литераторский плач по России представляется мне скверной традицией. Скверно отпевать живого человека. Скверно плакать по живому организму. И если ты не видишь, что вокруг тебя идет нормальная, обычная жизнь: что-то строится, что-то растет, что-то увядает и отмирает, если ты не понимаешь, что скоро умрешь, а Россия останется, то «в никуда» уходишь прежде всего сам ты. Плачь по себе.
Впрочем, автор именно это и делает.
2.
ТАТЬЯНА ДЕГЛИНА "Не трогай поэтово..."
http://www.stihi.ru/2012/10/24/9974 отборочный тур
Не трогай поэтово, детка,
Не слушай взлохмаченных строк…
Скрипит золочёная клетка,
Еще не защёлкнут замок,
Еще не свистят за окошком
Метели болящей зимы,
Не трогай поэтово, крошка,
Рассвет не бывает без тьмы.
Живи, отдаваясь привычно
Заботам, тревогам, долгам.
Не трогай поэтово, птичка,
Пока ты себе дорога…
Коснёшься и сказка шальная
Спиралью судьбу завернёт.
Себя ты тогда не узнаешь,
Но поздно… Исписан блокнот.
Не спится прозрачною ночью,
И слово дрожит у виска...
Не трогай поэтово, дочка,
Чтоб душу свою не искать…
*
Вот не буду трогать эти «взлохмаченные строки». Дочитал из уважения к… Даже не знаю, к кому. Может, организаторам конкурса есть смысл задуматься над тем, чтобы не делать «лонг» конкурсного цикла таким «лонгим»?)))
3.
НОТТА БЕНЕ "Ковчег"
http://www.stihi.ru/2013/10/29/2745 отборочный тур
Ледяной ковчег квартиры
Сквозь октябрь проплывает,
На борту семейство ноя
Ожидает ноября.
Мышки в дырочках от сыра
Наигравшись засыпают,
За компот и за второе
Нас не поблагодаря.
Всем семейством ныть устали,
В батареях холод зреет.
- Посмотри в окно, любимый,
Далеко ли Арарат?
Дочки пяточки-медали
На груди своей согреем –
Вновь сезон без отопленья
Наступает невпопад.
Пусть пингвины моют льдины,
Лезь скорей под одеяло
И послушай, дочка, сказку
Интересную о том,
Как по ледяной равнине,
Монотонно и устало,
Шествует слоновье стадо
Вдаль ведомое Слоном.
Как они невозмутимым
Корабельным караваном
Проплывают мимо наших
Занавешенных окон -
Пилигримы исполины -
В тёплый край обетованный
И Армстронгу подражая,
На трубе своей играет
Мелодично и лирично
Арьергардный старый Слон.
*
Пожалуй, «Пусть пингвины моют льдины» - это хорошо, остальное проплыло мимо меня…)))
4.
АРСЁНОВ СЕРГЕЙ "Рожает женщина"
http://www.stihi.ru/2014/02/12/4839 отборочный тур
Рожает женщина. Одна.
С дороги болью схваток брошена
В обочинную грязь. Весна.
Предночья крашеного крошево,
Пыхтит щербатая луна,
Репья засушенного брошево…
В канаве женщина одна –
Вокруг безлюдная страна…
Рожай, рожай, рожай, хорошая!
Она шла мутно, как река –
По сторонам… непредсказуемо…
Ладони тёрли по вискам
И пальцы гнулись – не блатуемо,
А больно-судрожно, внатяг,
Гипсуясь в слепок нестерпимости…
Бессилье, резь – прервали шаг –
И грянул миг неповторимости –
Перехватилась за живот…
Упала в оттепели трещину –
И вопль… волчицы вой… и вот,
В ночную мглу рожает женщина…
Куда? Зачем? – в ночной весне –
Одна на позднем сроке сносная –
По полевой – туда, к шоссе,
Пошла в туманку папиросную?...
Какой в поступке был процент
Безвыходности?... что заставило? –
«Поймать попутку – и в райцентр»… –
Но, подлость – жизненное правило,
Но, ситуация, как вдох,
Всегда в России будет первою
И Случай – главный русский бог –
С в него незыблемою верою –
Всегда возьмёт располагать,
Предположениям в изменщину.
Канава. Воды… воды… Мать…
Ма-а… мамочка!...
Рожает женщина
Тысячелетия, века…
Века, века… тысячелетия…
Рожает женщина одна –
Во благе зим и в лихолетия,
И для величия, побед,
И для утрат, войны, погибели…
Как больно!... мама-а… – мочи нет!...
Заломы чёрные по выбели,
По вычерни бельём шуршат
Звучанья с ультровой подзвучкою,
И звёзд опарыши кишат,
На сыр луны сползаясь кучкою,
Погоды сырь блошивит, мнёт
Сквозняк глаза и кожу клещево –
Весь этот мир против неё…
И всё ж ему – рожает женщина!
В холодной мокрой темноте,
В канаве стылости и гадости.
В подлунье – детский крик влетел –
И слёзы мук – на слёзы радости
Сменились – и сломался страх,
И мрак, и смерти наваждение…
Нет чуда большего в мирах,
Чем женщиной – дитя рождение!
*
Уже на первой строке споткнулся… «Рожает женщина. Одна». Представил: «Рожает женщина. Вдвоем». Как-то нелепо звучит… «И пальцы гнулись не блатуемо…». Видимо, я несколько далек от темы. Но чуда большего и впрямь нет, чем рождение ребенка, согласен. И автор постарался это как-то передать. На мой вкус – перестарался. «Переблошивил».
5.
РУСЛАН РАФИКОВ1 "Петроград 1918"
http://www.stihi.ru/2014/02/04/5767 отборочный тур
Надсадный стук молотка
по морозному железу.
Бесполезно.
Лошадь вздымает бока,
застуженно дышит.
Пропитаны крыши
угаром,
оцинкованы.
Немытые окна заклеены
наспех, временно.
Сапогом кованым
стучат в полуподвальное окно,
методично, несильно.
Стоят в очереди за керосином.
Давно.
Булыжники холоднее льда,
платок белее снега.
Кто-то сказал: "Онегин"
Неуместно? Да.
Под ногами бездомная зверюга
воет на город.
Поветрие поднимать ворот -
вьюга.
Каждую ночь, много лет,
чай в облупленной кружке,
под подушкой
лежит пистолет,
черный на белой постели.
Далекий выстрел.
Пенятся мысли:
"кто с кем? а я с теми?"
Игла сквозняка,
шаги на скрипучих ступенях,
какое-то пение,
сжатая зябко рука
отстукивает костяшками такт,
взгляд отсутствуеще-далек,
не раздеваясь прилег -
пустяк.
Труба воет голодной зверюгой,
тоскует о ком-то.
Город - выстуженная комната.
Вьюга.
Штыки звенят на морозе,
толпятся кругами.
Ногами
вперед кого-то выносят.
Задувает костры в переулках
и песню
"взвейся, взвейся"
то звонко, то гулко,
по наледи улиц,
по старым бульварам,
где шпарящим варом
ополоснулись.
Газеты - разорванной пачкой
идут по рукам - постранично,
и сложены безразлично
распухшими пальцами прачки.
Какие новости с юга?
Город воет на небо,
навытяжку перед снегом -
вьюга.
В колодцы дворов,
в сырые коморки,
как восставшие в морге,
входят без слов,
страшнее всех выходцев - сумерки
чернильно-немые,
ползут к берегам Невы
в беззвучной судороге,
тянут в ночную утробу,
где пустошь беззвездного ада.
Не бояться заката?
Попробуй.
Город послушно уходит,
снежная тьма,
там где дома,
беснуется в поисках плоти.
Замерз пьяный юнга,
мать воет над телом
с лицом снежно-белым.
Вьюга.
*
Текст интересный, вневременной (а какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?), и если «все мы вышли из гоголевской шинели», то этот текст, на мой взгляд, вышел из блоковской поэмы «Двенадцать», по крайней мере – отсылает меня к ней. Любопытно.
6.
АНАСТАСИЯ ШАХОВА "Предрассветное"
http://stihi.ru/2011/12/21/6499 отборочный тур
С каждым днем всё декАбрее и зимей.
Бог скупится на снег, ЖЭК скупится на обогрев,
Превратив нас в рабов старых кухонных батарей.
Этот город – почти Вифлеем: что не дом – то хлев.
Те, кто нам обещал и елей, и мирт,
Приказали искать сострадания в словаре.
Панацея от чувств и предчувствий – палёный спирт –
Прожигает мне мозг, оседая в его коре,
Прижигает, как ранки, сочащие алый сок,
Дуги губ и искусанный нервный рот.
Я съедаю от сердца огромный живой кусок,
И иду на балкон курить, как на эшафот.
Сколько их, неусыпных больных любовей,
Никотиновых фей, окрестивших тоску родством,
Опустилось на плечи и ношею тянет воловьей.
То-то мне и подарок на светлое Рождество.
То-то мне и охапка седых бессонниц –
Наслаждайся, мол, временем, благо, его – вагон.
Этот шум в черепной, точно топот небесных конниц,
И таблетка под утро, желанная как патрон.
Я стираю из памяти свой предрассветный пост:
Отраженье в экране – усталый, похмельный Халк.
Я ложусь, как побитый пес, поджимая хвост,
На пустую кровать – мой прижизненный катафалк.
*
Имхо, «катафалк» - это уже перебор, не стоит называть в конце стиха одним словом все то, о чем и писал сам стих. «И иду на балкон курить, как на эшафот». Несколько стихотворений подряд о том «как страшно жить». Традиция. Тенденция? Ну, коли «традиция», стало быть – и тенденция.
Не очень понял, почему «таблетка под утро, желанная, как патрон» - сходил в аптеку? Была бы дома – не желал бы до утра)))))) Мне кажется, что когда у читателя, типа меня, могут возникнуть такого рода вопросы – значит в самом тексте что-то не так.
А в целом – есть напор, есть ритм, есть автор.
7.
ЛАНА СТЕПАНОВА "De profundis"
http://www.stihi.ru/2014/02/06/3650. отборочный тур
Клянусь на холодной крови: из псевдореальности серой
сомнения, крепко обвив, затащат нас в узкие шхеры.
Создания пятого дня заполнили водные толщи.
Горит чешуя, как броня, хвостами упруго полощут.
Скорей от нептуновых гряд! В них пасть выжидает Иону
и движутся сонмища стад, слепой немотой поражённых.
Поймать бы боками луну, нездешнего солнца напиться,
приливной волною прильнуть…
– Спаси, мой неоновый ихтис!
Он спит с незапамятных лет. Легонько шевелятся жабры.
Он жив, но его больше нет. И чувства, и мысли сбежали.
Так тает туман или дым. Так бесы выходят из тела.
И высится камень над ним, как будто надгробная стела.
Прерви зачарованный сон! Для всех приготовлены бредни,
и даже посеян песок – для самых забытых, последних.
Их даже во сне не сыскать. Но ненависть – чувство шестое –
не стоит слезинки малька, крупинки песчаной не стоит.
*
Ненависть – шестое чувство… Это любопытно. И снова «страшно жить». Может, действительно – страшно?
В целом – совершенно не моя эстетика, понял, что все плохо, но не понял, что именно.
8.
ОЛЕГ ГОРШКОВ «Человек в закате тает...»
http://www.stihi.ru/2013/04/24/6761 номинатор Андрей Федосеев
Сноп мерцающих частиц, силуэт сутул и шаток –
он уже на этом свете сам почти что воздух, свет.
Человек в пустынном сквере тонет в омуте заката,
и подслушивает время, шелестящее в листве.
Он выуживает весть, бросив сеть под старым вязом,
словно книжник лукоморья, будто кто-то из волхвов,
ждет улова он, и вскоре прочь от тени долговязой
ускользнет навек, и ветер вопрошает: ты… готов?
Этот вешний шепоток слышен и сквозь гвалт скворечий:
назови себя язычник – кто ты? с чем шагнешь во тьму?
Время в сумерках подробно, и сама природа речи,
сиречь, речь самой природы, открывается ему.
Он на выцветшей скамье ждёт и ждёт – лучист и чуток,
как у Господа в приемной, у невидимых дверей.
Человек в закате тает, улыбаясь почему-то,
глубже кутаясь в прозрачный саван ветхости своей.
*
Здесь мне стих понятнее, потому что решен традиционными средствами. Человек нам милее, когда «тает в закате» - «почему-то улыбаясь». О том же? О том же. Зачем?
Я знаю, вопрос – глупый. Но вот – задаю…)))
9.
СВЕТЛАНА ШИЛЬНИКОВА "ракушечное"
http://www.stihi.ru/2011/09/17/5841 номинатор Татьяна Комиссарова
Что ж говорить, когда равны слова
Распущенные в будничном потоке,
Нам, призванным межкомнатно сновать,
За сентябрём срываясь быстроногим -
Пока ещё окрест звенят листы,
И лаковой вагонкой пахнет вечер,
Пока ещё не вольны отпустить
Стихающее летнее наречье
В путь саночный - из перелётных пут,
Крылом и ягодой, вращающейся в клюве
До времени, пока не разгрызут
И сладкий сок прошедшим не отлюбят
В разминовенье дней ...-
Ракушек след
На травах южных ветры затоптали,
И ныне осень, воздух приодет
В плащи из облетающей потали.
И в ясность утр вплетаются дожди,
Раздумчиво зашёптывают раны
И гладят головы, и время позади
Молчание свивает филигранно...
*
Не мое. Ни в целом, ни по отдельности. Ни одного «ух-ты». Как-то так.
Но я уже говорил, что – другой читатель.
10.
АЛЕКСАНДРА ИНИНА "Игрушечное"
http://www.stihi.ru/2013/11/29/594 отборочный тур для резидентов
теплый запах липовой доски
кудри позолоченные стружки
ты с меня покров ненужный скинь,
мастер, вырезающий игрушки
томное медовое житье
летних полдней медленное солнце
на пол упадет, кольцом совьется
будто бы и было не мое
память тронет первую кору,
подземелье семечкова детства,
ты скажи мне мастер, я умру?
если твой резец дойдет до сердца
*
Любопытный стих, вот о том же, но как-то по-моему. Как-то свежей. Есть попытка создания единого образа. Метафоры. Начало-конец – хороши. Над остальным я бы работал)))
Пока – это первый из стихов, который мне запомнился. (вру, тот, «блоковский», в целом – тоже, но этот - ближе).
11.
ИГОРЬ БРЕН "pcmystic"
http://www.stihi.ru/2013/12/11/9818 отборочный тур для резидентов
Лепанто - Риму:
"Не там горим мы?"
Неповторимо.
Неповторимо.
Дзанни Ковьелло
Пустынен вечер, восточна гладь -
ветра ночные кобылы съели.
Густым очерчен росток тепла -
свеча сочилась у колыбели.
Голодным создан ковёр песка -
неотражённый огонь растерян.
Дороги звёздам не отыскать -
на небосклоне догонят тени.
Морозный остров ослеп вдали.
Куда бы деться, укрыться где бы?
Полоской острой последний блик -
рука младенца закрыла небо.
*
Поплыл за автором, но не догнал. Я – не тот читатель.
12.
АЛЕКСАНДР ХИНТ "в любом случае этот город вымирает не сразу"
http://www.stihi.ru/2014/01/22/6115 отборочный тур для резидентов
в любом случае
этот город вымирает не сразу
сначала неуловимо меняется запах ветра
к месту действий подтягиваются воздушные массы
которым нести основную ответственность
так юго-восток обычно к чему-то присматривается
или это привычней для северо-северо-запада
кому-то из них ещё вырывать занавески
по ледяным комнатам разбрасывать газеты и шахматы
выносить из петель оставшиеся двери
кому-то в церкви задувать свечи
в этот момент слегка ломается голос времени
и задерживается дыхание понедельника
выметающая двор Варвара замечает
что чёрная кукушка с утра не переставала петь
она уходит в дом – появляется в фиолетовом платье
бросая соседу «идиот, я ждала двадцать лет»
ветер приподнимает воротник, пока она растворяется
в нежной перспективе вторника
среда для посторонних глаз неотличима
от четверга, ибо уничтожаются
попеременно
чётные и нечётные воспоминания
повар неистово любит жену, как чужую женщину
после выставляет на мороз, в лёгком халате
поскольку, вот-вот, должна вернуться жена
каждый застаёт себя в компании с чужаками
в ванной, на кухне, с хриплой полуулыбкой
вещи из рук выпадают сами, без напоминания
собаки с пониманием относятся к бездомным хозяевам
и это ещё не вечер, не ночь, не великая пятница
это сама судьба стоит на той стороне улицы
в костюме времени, идущего в гости с пустыми руками
сосредоточенно припоминая, можно ли опоздать
или вообще не нужно туда являться
зима говорит «это и есть твоя персональная суббота
а ты для неё – человек, ты идеально подходишь
знаешь, не смей экономить на этом празднике
завтра уже действует, по принципу чёрного ящика
и ещё, когда я буду отдавать тебе всю свою кровь
не стоит паясничать»
свечение льётся из окна заброшенного особняка
некто вымарывает лист пожелтевшей книги
после «идущего в гости с пустыми руками»
мальчик внизу неотрывно смотрит в окно
выдвигая руку из кармана
но часы на городской башне успевают раньше
стрелки отталкиваются от циферблата
взмывают
меняя воскресенье
и какое-то гортанное слово местами
*
Читал, как метафорическую прозу (а какая разница, что читать?), ждал конца, в конце дождался многозначительного взмывания стрелок. Все это хорошо. И можно продолжать бесконечно, в течение всей жизни… И взмыванием стрелок завершать любой свой писательский труд. Вообще – универсальный конец. Всему.
13.
ПАФФ ПИФФ "Божий день"
http://www.stihi.ru/2013/12/08/9393 отборочный тур для резидентов
Дождь неуклюж и суетлив,
Сад непригляден после пьянки
И не хватает нужных слив
И предисловия "Тамянки".
Бесптичье лет. Эпоха стуж.
Косноязычен дух минуты.
И грош-цена молчанью груш,
Познавших яблочную смуту.
Молитвой - жалоба свечи
Из глубины веков и спален.....
А Божий день - слезоточив,
Наивен и сентиментален...............
*
Две последние строки – мои, согласен, под настроение. «Косноязычен дух минуты» - это как? Вообще, в целом, немного странный компот из слив, стуж, минут, груш, яблок и свечей. Для такого маленького сосуда, коим является это стихотворение, имхо – перебор «с ингредиентами». Впрочем, после пьянки – все сгодится…)))))
14.
НИКОЛАЙ БИЦЮК "День деньской"
http://www.stihi.ru/2014/01/21/1222 отборочный тур для резидентов
Грязь жуют под ногой луж беззубые рты,
Понедельник-изгой рвёт на клумбе цветы
У небритого месяц газона.
В парке прелой листвы неподъёмный тоннаж,
На прощальном "курлы" журавлей экипаж
Задохнулся избытком озона.
Это осень, она, как всегда невпопад,
Спелых яблок волна, затопившая сад,
Переполнила местные рынки.
Смотрит вторник-баран в щель дубовых ворот,
Заливает туман до краёв огород
Молоком из надтреснутой крынки.
Тихо плещет вода забывая слова,
Спит среда-лебеда и растёт "кропива"
В одичавшей за лето малине.
Слышен мат-перемат у разлогой сосны,
Сотня рыжих маслят смотрит взрослые сны
О ноже, грибнике и корзине.
Всё не так у людей - пух пальто и перин,
Бьёт четверг-лиходей стёкла мокрых витрин
С образцами мещанского лоска.
Чешек слышится рэп сквозь хрущёвок попсу,
Жрёт Михайлова хлеб, Boney M колбасу
Контрафакт незаконных киосков.
Шлёт из тучи гроза стрелы новых хазар.
Этот против? Кто "за," отвечать за базар?
А по пятницам "У Робинзона,"
Поглощает Дефо шаурму и компот
И поёт грамофон про любовь и дефолт
Нескончаемой песней Кобзона.
Зон хватает опять - демократия блин.
Хватит мать-перемать!! Всей страной на Берлин!!!
Завоюем... инфаркт и одышку.
От безделья суббот у Крылова печаль -
Васька слушая жрёт, Моська ждёт кирпича
И очки примеряют мартышку.
Снова осень, тоска, первый день октября,
Допивая мускат поперхнулась заря,
Воскресеньем народ озабочен.
Можно пить и плясать доливая в стакан,
Можно просто писать, как учил Левитан -
Грязь дорог и пейзажи обочин.
*
Имхо, все начало:
Грязь жуют под ногой луж беззубые рты,
Понедельник-изгой рвёт на клумбе цветы
У небритого месяц газона.
- надо полностью переписать.
Дальше – читать интересно, ибо я не российский житель, вот так о ней и узнаю… Правда, узнаю не очень много))))
15.
ЗЕФИР ГВАДАЛКВИВИРА "а если правда если"
http://www.stihi.ru/2009/07/11/576 отборочный тур для резидентов
когда стихи немножечко не так
когда стихи раскачивают нежность
я и сама раскачиваюсь между
тим там тик так на сказочных вратах
когда стихи веревочки тяни
и направляй качели в поднебесье
тим там тик так а если правда если
мои качели что ли подпихни
когда стихи мне спать не разрешат
разворошат подстриженную челку
я накручу смятение как четки
на часовой стучащий циферблат
глаза опять взошли и расцвели
глаза опять всю ночь прозеленеют
и будет нежность дольше и больнее
когда рука допишет до любви…
*
Про любовь – это я люблю. И вот так простенько, и вот так напевно. Без препинаний – тоже люблю, это надо уметь – так писать без препинаний, чтобы отсутствие знаков оставалось читателем незамеченным… Но тим там тик так – имхо – лучше бы подать так: тим-там тик-так… Правда, тогда возникнет вопрос: а что такое «тим»? И хотя есть на это готовый приблизительный ответ «тим – это русская просторечная транскрипция от английского time (время)», но выглядит немного неубедительно… С другой стороны – а нам надо кого-то убеждать?
Настроение задано. Набросок мною принят. Стих может состояться, если автор этого захочет.
я накручу смятение как четки
на часовой стучащий циферблат –
на мой взгляд – не очень (в принципе, вообще – не очень)
16.
ВИКТОР КОВРИЖНЫХ2 "1987-й ГОД"
http://www.stihi.ru/2011/04/27/1455 отборочный тур для резидентов
Стол домашнею снедью уставленный.
Над столом замирает смех:
пьёт отец мой, стоя, за Сталина,
вызывающе глядя на всех.
Он садится, расправив плечи,
фронтовик, работяга-шофёр.
И никто ему не перечит,
все молчат, опуская взор.
Занавески с цветами алыми,
на комоде - заглавием вниз -
два журнала с материалами
критикующими сталинизм.
Ночь, все гости домой отправлены.
Долго в доме не гаснет свет.
Не поверит отец, что неправильно
были прожиты семьдесят лет.
*
Ну ничего не могу сказать. Все правильно. В очередной раз.
17.
ЭПИГОНОВ САША "Златоуст"
http://www.stihi.ru/2013/12/07/8952 отборочный тур для резидентов
introibo ad altare Dei
Утро протрезвонят звонари
в сердце беспокойном и упругом.
Выйди, златоуст, поговори
со своим немногословным другом.
Ты идёшь? Спасибо, старина!
Есть в тебе языческая сила!
Тётушка была покорена -
долго жить и кланяться просила.
Мы, пока старинный город пуст,
можем нашу ссору подытожить:
имя раздражает - златоуст,
впрочем, и моё нелепо тоже.
Чем ворчать в преддверии зимы,
лучше оцени мою идею.
Я вчера у тётушки взаймы
денег взял. Поедем в Иудею?
Нам расскажут птичьи голоса
повесть, как нашли, когда искали,
тело - хлеб, ристалище - глаза,
чудо - быль, вода - вино в бокале.
Мы смахнём обиду со стола,
вместе испечём в дорогу пудинг.
Двадцать фунтов тётушка дала.
Сколько это в сребрениках будет?..
*
Наверное, это все очень личное, от меня далековатое. Юмор вижу. Иронию вижу. Самоиронию. Имхо – одноразовый стиш. Как и большинство на этой странице. Нечего перечитать. Идею съездить в Иудею – оценил. ))))
18.
АРКАДИЙ БРЯЗГИН "Письмо Исааку"
http://www.stihi.ru/2014/02/16/9415 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру
“Сэр! Письмо это частное
во избежанье молвы.
Адрес мой на конверте
о чём-то Вам скажет едва ли.
Три столетья спустя,
я к тому же пришёл, что и Вы -
мне картина ясна,
но меня поражают детали.
Сэр! Я мыслил столь долго
больною своей головой
о природе движенья,
что принял его равномерность,
об инерции тела,о массе души...
(нулевой!),
пренебречь ею пробовал, но -
не сходилась размерность.
Открывателей нас
на земле этой было не счесть.
Жаль, что нету реестра,
считая со дня сотворенья.
Но из списка любой подтвердил бы,
что так всё и есть -
лишь страдания тела
душе придают ускоренье.
.
Пламя тянется вверх.
Боги вниз опускают огонь.
Вечность - то же мгновенье.
Выходит, мы с вечностью квиты...”
.........
Во вселенских садах
одинокая бродит гармонь,
детский смех, женский плач
по касательной сносит с орбиты.
*
К восемнадцатому (по счету) стихотворению у меня, как у читателя, начинают заканчиваться «какие-то» слова… Если можно, то дальше я, если ничего не хочется сказать про стих, говорить не буду?
19.
МАРИНА ПАВЛОВЕЦ "Оранжево"
http://www.stihi.ru/2014/02/16/9392 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру
я все могу!
но вы - мои умейки -
оставьте!
я сейчас не при делах:
ем помидор
на голубой скамейке,
и соловею, щурясь…
в облаках
легко,
вгрызаясь в мякоть помидора,
выдумывать отличные стихи
о том,
что осень станет поздней скоро,
а у скамейки нет одной доски,
что плащ шуршит (его купила летом -
я строгая и стильная при этом),
но мне плевать, проглатывая сок
томатный, я химически тупею...
здесь нет доски, и я сижу и верю,
что осень может быть и без тоски,
а зимы - чтобы делать горы снега -
весна - носить повыше каблуки,
лелея мандариновое эго,
веснушками раскрашивать стихи,
сиять, и семечки в горшочки сеять,
легко любить и без оглядки верить…
и я сижу себе
в конце аллеи.
я знаю,
что налево поворот…
клен… школьный двор…
за ним хрущёвка…
прели
в подъезде запах,
на подъезде код,
а кот,
который год
мышкует крыши,
а кот ученый
снова
письма пишет…
и хорошо бы
осень шелком вышить
да прилепить
в прихожей на стене -
скамейка, помидоры,
плащ на мне…
в конце аллеи дом
и кот на крыше…
и до зимы ещё… как до Парижа.
и так оранжево сидится мне
*
Жаль, быстро закончилось стихотворение… Можно было еще много написать, до зимы-то…)))
20.
ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА "не-ни"
http://www.stihi.ru/2012/03/15/7105 квота Главной редакции
в слове сомнение два отрицания
не-ни
снеги и инеи
выпав растаяли
может троллейбусов линия
снег сохранила на крышах
но вряд ли мы
это проверим не будучи птицами
тени в тенётах сознания
мнится мне
будто позвали кормилицу
не-ни
*
Что-то у меня с троллейбусов линией как со средством сохранения снега на крышах не срослось… Выход на кормилицу – это да, интересно. Правая грудь – не. Левая грудь – ни. Или наоборот? Значения не имеет, но играть словами – это всегда прикольно.
21.
СЕРГЕЙ КУЗНЕЧИХИН "Райцентр"
http://www.stihi.ru/2013/09/03/2396 номинатор Евгений Платонов
Все готово для взрыва в березовых почках,
Чтобы щедро разбрызгать зеленую краску.
Большеглазая, юная мать-одиночка
По весенней распутице тащит коляску,
По родному селу, что зовется райцентром.
До больницы дорога вдоль школьной ограды.
Непутевая девка по местным расценкам,
Обреченная на нездоровые взгляды.
Через грязь, через лужи с натугой бурлацкой.
От вопросов устав и устав от советов.
Ну а ветер весенний настойчив и ласков,
И она улыбается шалому ветру.
*
Ну, то, что она улыбается – это понятно. Я там (наверху) уже писал: хочешь создать атмосферу – пусть умирающий – улыбается. Тут добавлю: непутевая девка – тоже.
22.
АННА ГАЛАНИНА «там, где…»
http://www.stihi.ru/2013/10/09/7073 номинатор Евгений Платонов
Левее от фонарного столба
и справа от бочонка с рыжим квасом
свернуть туда, где не слышна толпа
и сытый дух московский, дух колбасный.
Вперёд, пока есть силы… Там, пыля,
девчушка жмёт размеренно педали...
А дальше - лес и поле… Нет, поля –
куда ни посмотреть: поля и дали.
И бабушкин, на пять окошек, дом.
А может быть, - всех бабушек на свете…
Там дед стучит усердно молотком –
как все деды, за каждый гвоздь в ответе.
И всё взаправду, и наоборот,
и есть чулан, где прячутся потери...
Там домовой за печкою живёт.
Он, может быть, сейчас в меня не верит.
*
Настроенческое, но без улыбающихся персонажей. Концовка этот стих сделала. Правда, отсюда, из Латвии, не очень понимаю, что такое ужасное содержится в сытом (колбасном) московском духе (у нас он тоже сытый, колбасный, но рижский, а, например, в Гамбурге – гамбургский, а в Самаре – самарский, правда, Влад? Сытый-то – он и в Африке при колбасе.). Зажралась Москва? Дык, и всем того же желаю! И себе лично – тоже. Одной поэзией сыт не будешь!))))) Короче, шутка. Я Ригу тоже люблю в стихах пнуть… Традиция!
23.
АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР "Летопись"
http://www.stihi.ru/2014/02/11/9076 номинатор Андрей Федосеев
Геннадию Русакову
И я слетел с тарковского гнезда, и мне судьба першила кочевая, товарные свистели поезда, и слаще правды речь была живая. Я не ступал по выжженной стерне, держа штандарт затёкшею десницей, не звёзды путь указывали мне, не мчались вслед всполохнутые птицы, но за барачной хлипкою стеной общаги вертолётного завода делили мы с болеющей женой с соседями полсотки огорода, я сторожил писательский подъезд, я окна мыл, уран искал в распадках, канавы рыл, бежал из этих мест, хранил стихи в залистанных тетрадках. Растила хлеб великая страна, в вагонах пела, щерилась в колючке, и древние явила письмена шабашнику, мальчишке, недоучке! И кислый хлеб, и вязкое питьё, и дух сивушный в мутном самогоне… И глухо сердце стукнуло моё, как товарняк на снежном перегоне.
***
Не разобрать семейного архива. Не то, чтоб пачки были велики – да вот они – надписанные криво, в них лица, как над морем огоньки. В галантерее куплена тесёмка, над булочной на верхнем этаже, где ножницы, резинки и клеёнка, и мелочь, позабытая уже. Их письма длань незримая листает, неслышный голос шепчет их слова, а снег идёт, и дом мой заметает, и подступает к выселкам Москва. И, как пенёк от ивы, росшей криво, себе судьбу найдя не по плечу, и сам я часть семейного архива, а всё никак в тесёмки не хочу.
***
По дорогам высохшим и мокрым, по стерне и снежной целине, верховыми – на груди с биноклем, пешими – с винтовкой на спине, с тазом и стиральною доскою, с Пушкиным, свекольною ботвой, лесом и станицею донскою, Питером, Тавдою и Москвой, по болотам, наледям, просёлкам, Невскому, Ильинке и тайге, Павлодару, Минску, Новосёлкам – в сапогах чужих не по ноге, семьями, вдвоём, поодиночке… С метками посконное бельё… Вы входили в жизнь мою и строчки, как в своё законное жильё. Правдолюбцы. Вруши записные. Русские обжившие края. Милые. Далёкие. Родные. Павшая фамилия моя!
***
В том и в этом смысле – околоток, уж, точнее слова не сыскать. Поселенцы, жители слободок умирать ложились на кровать, на полати, нары, дно траншеи, на межу и на морское дно, и с крестом и без креста на шее - было где, кому и как дано. Мама, папа, бабушки и тётки, крёстная, и женина родня проживали в этом околотке, кажется, до нынешнего дня. Жито жали и срока мотали, выживали, в общем, как могли, воевали, Пушкина читали, жизни ждали, близких берегли. Вот они – за лесом тем и кручей, тучи мне их застили края. Дует ветер, снег летит сыпучий, летопись окончена моя.
*
В общем – хорошие стихи. И то, что в строчку набрано – хорошая (в данном случае) авторская «хитрость». И то, что есть «Посвящение». Они от этого – выигрывают. И автор об этом должен заботиться. Совсем не лишнее качество.
Да, будь разбито на «куплеты» - я бы, может, и не дочитал каждый из кусков этой «рифмованной прозы жизни», ибо она (опять это слово) сделана в духе русской (советской) поэтической традиции. Но главное достоинство этих текстов – наличие «почвы и судьбы». Второе – очень понравилось, вообще прочувствовал. Спасибо.
24.
КОНОВАЛОВ ЕВГЕНИЙ "Тамбур накрест исчёркан шагами..."
http://www.stihi.ru/2009/02/19/4820 номинатор Алексей Ефипов
Тамбур накрест исчёркан шагами
там, где ночь провожает состав,
где конвойные вышки как самый
точный символ свободы. И прав
работяга из-под Уренгоя,
на дорожку залитый в умат,
и та девочка, что за героем
сериала спешит в Волгоград, -
тоже в праве своём. И старуха
в крепдешиновом чёрном платке
всё частит в незнакомое ухо
об Алёшке, замёрзшем в тайге...
И мотается улей по карте
горемычных маршрутов, где нет
лишь тебя, обитатель плацкартный,
соглядатай, заика, поэт.
И не в том ли усмешка искусства,
чтобы в сотах людской правоты
выбрать тысячелицый, изустный
воск - на прочее годен и ты...
*
В конце стиха – завяз в воске. Хочется большей ясности. Так в чем «усмешка искусства»?
25.
ТИМУР БИКБУЛАТОВ "Wintertime"
http://www.stihi.ru/2014/02/04/6283 номинатор Алексей Ефипов
Крутись, как хо... Но каждый при приходе,
При приходе, при прихоти, при при...
Из строя рвусь, ведь к строевой не годен.
Запри, be free, и посмотри "Забри-
ски Пойнт". Скинь понт и раскапризь "Пинк Флойда"
И спой про "kiss", про "Кысь",
Прокис компот.
А ты замри на три, заври
Свой грех и жди приплода.
И сберегись - затри платочком пот.
На бой с тобой любой не слюбит дюже.
You boy don`t play the game up to game-point.
А твой гобой в запой поет "Катюшу"
И ты за ним "Катрин" в надрыв запой.
Но хватит звуков и - "вельми понеже".
Кольни пониже - это злая роль.
Я снова потерял пароль от "нежность".
Скинь ссылку, плиз, ведущую на "боль".
*
Не мое.
26.
ОЛЬГА ФИЛ «Про лютик»
http://www.stihi.ru/2013/10/20/7866 номинатор Геннадий Руднев
Всё держит нежность про запас нас,
и, кажется, могла б убить, но
намёк на страшную опасность
находишь в самом безобидном.
Услышав, как слепая клуня
кудахчет, растеряв цыпляток
по сумеркам, на вздор июня
пеняя, оторопь не прятал
никто бы. Правда, мой хороший?
Тем более, чужие люди
в обмен на тот же гнутый грошик
всегда сулили цветик лютый,
но отдавать готовы даром,
поскольку ни на что не годен.
Гоняет тучную отару
по небу ветер. К непогоде
насупишься с таким уныньем,
что возражать мне будет нечем.
Опять на ближней луговине
цветёт, красуясь, жёлтый венчик.
*
Неплохая работа над поиском рифм.
27.
СОБАКА ПАВЛОВА-ЛЕХА НЕДЛИНСКИЙ «Снизу вверх и сверху вниз»
http://www.stihi.ru/2014/02/06/110 номинатор Геннадий Руднев
Звёзды и немношко нервно
Все мы божьи дети, токо
На мерзавеце мерзавец.
В звёздочьки заглянеш оком –
И вздыхаешь. Так как зависть.
Тоесь градус мирозданья
Там довольнотоки ацкий,
Но грешыть никто не станет
В пламе ядерных реакцый.
А у нас на райском лоне –
Вроде как назло батяне –
То напакоснечать клонит,
То к запретным фруктам тянет.
Отче, видиш: мало толку
В милосердье черезмерном!
Всех пора обратно фтопку –
И меня конешно первым.
Как бы я ответел с отцовских позицый
Невеликая потеря –
Космас на тебя уменьшеть!
Чо ты судиш про материй
Где понятья не имеешь?
Как-небуть перезимуем
Без витиев истеричьных.
Захочу – вопще возьму и
Милость удесятеричу
И нарошно приласкаю
Самых блудных ребятёнков.
Нету светоиспусканья
В злобной критеке потёмков.
Сам-то облечитель гацтва
Хоть один фотон принёс ли?
Видиш: звёзды, в срок погаснув,
Льют сиянье даже после.
*
Тут в поэзию принесено там много фотонов… Долгого сияния автору!))))
28.
ОЛЬГА ЗВЕРЛИНА "Возвращение"
http://stihi.ru/2008/06/15/2519 номинатор Сергей Богомолов
Проводит дождик до дверей
Шуршаньем мыши...
Стоит под окнами сирень –
В затылок дышит.
Ступенька скрипнет –
И порог, и половица,
Очертит сумерек перо
Предметов лица.
Ты снова здесь – ты вписан в быт
Многоугольный,
В проулках тьмы – как следопыт,
Охотник вольный
Вновь постигаешь нрав вещей,
Давно знакомых.
И камнем, замершим в праще –
Безмолвье дома...
*
И Пастернак, и Цветаева, и все в одном флаконе… Неплохая, грамотная разминка перед собственным творчеством.
29.
ДМИТРИЙ БАГРЕЦОВ «Добро»
http://www.stihi.ru/2002/10/10-463 номинатор Владислав Сергеев
Станиславу Куняеву
с уважением
Добро, должно быть, с кулаками,
С хвостом и острыми рогами,
С копытами и с бородой.
Колючей шерстию покрыто,
Огнем дыша, бия копытом,
Оно придет и за тобой!
Ты слышишь - вот оно шагает,
С клыков на землю яд стекает,
Хвост гневно хлещет по бокам.
Добро, зловеще завывая,
Рогами тучи задевая,
Всё ближе подползает к нам!
Тебе ж, читатель мой капризный,
Носитель духа гуманизма,
Желаю я Добра - и пусть
При встрече с ним мой стих ты вспомнишь,
И вот тогда глухую полночь
Прорежет жуткий крик: «На помощь!»
А дальше - чавканье и хруст…
*
Поставлю смайлик)))
30.
MOON «Месса»
http://www.stihi.ru/2013/12/26/371 номинатор Владислав Сергеев
ветер, влетев в бетховенский дом,
в трубах галдит, тишину разрушив,
там, в наплывающем верхнем До,
стон, диссонансом пытая душу,
гасит луну, обернув в подол,
мраморный лик и в оглохшем теле,
вдруг просыпалось нижнее До,
как соучастник в могучем деле,
слуха истлевший анахронизм,
щелкал остатками злой мембраны,
дьявольских труб пел механизм,
лопнувшим эхо в проемах раны,
…вот он, таинственный Колизей,
тема кольца, за сакральным кругом,
мертвые духи его друзей,
немо глядят на него в испуге,
Месса взлохмаченная парит,
пальцы, что корни проросших клавиш,
…с кем это он говорит, старик,
…кто отвечает ему, ты знаешь…?
*
Нет, не знаю. Но думаю, что ответ летит из начала прошлого столетия…
31.
АНАТОЛИЙ ТИЩЕНКО «Двери»
http://www.stihi.ru/2009/11/09/1968 номинатор Регина Мариц
If the doors of perception were cleansed,
every thing would appear to man as it is: infinite
(Уильям Блейк)
В конце шестидесятых - начале семидесятых
случалось по-всякому всякое.
Текло расклешённое время "The Doors".
В те годы я пил исключительно морс,
был малолетним босяткой.
Когда в Париже жгли авто
аборигены-гарсоны,
Союз дефицитствовал без пальто,
донашивая кальсоны.
Строил народ коммунизм,
плача, смеясь ли,
но в городах возводились ясли.
Катилась рождаемость вниз.
Нынче женщине не до декрета,
если работа есть,
а раньше работали все –
хотелось и пить, и есть.
И не открою секрета:
в шестидесятых-семидесятых
за тунеядство можно было и сесть.
Какого-то лирика-эстета
осудили за это.
А в деревнях…
Последняя хата в конце
жил я при матери и отце
в Больших Волуях.
Для большинства время весёлое было:
летом отец брал вилы,
шёл на покос,
пока публично целовались взасос
гериартрические правилы.
И так без яслей и детсадов,
пока родители на работе,
оставался я в доме один до шести годов,
свободный, как сопля в полёте.
Из развлечений - во двор окошко,
журнал "Огонёк" и радиоточка.
Помню, была ещё кошка –
нос с разодранной мочкой.
В наших краях и апрель не весенний.
В один из мартовских дней
я оказался за ней –
за дверью в сени.
Сени – промёрзшая тёмная клетка,
дверь на улицу на шпингалете,
так что попался я - малолетка -
в холодный капкан с мечтами о лете.
Мне бы в тепло назад,
но дверь тяжела, зараза.
И стал я медленно замерзать.
Хватились меня не сразу.
Родители не выясняли – чья и в чём состоит вина,
родичи молились за меня хором.
Вот тогда-то впервые я и вкусил вина –
мать отпаивала горячим кагором.
После – больницы, город большой,
вертолёт вызывали по рации.
В итоге всё кончилось хо-ро-шо,
обошлось без значительной ампутации.
Однако, прозвали меня левшой.
Время в больнице – не явь и не сон,
культяшку лечили до самого лета.
Однажды сосед по палате (странный такой,
тоже с отмороженной рукой)
сказал задумчиво не в унисон,
будто был пророком или поэтом:
"Скоро умрёт Jim Morrison".
Откуда он знал об этом?!
*
Автора узнал. Скажу, то, что уже говорил выше: читать было интересно, а вот перечитывать, вроде бы как, и нечего… Но я-то – не только «читатель», я-то еще и «перечитыватель»…))))
32.
ЕГОР МИРНЫЙ «лебёдка»
http://www.stihi.ru/2013/03/23/4117 номинатор Регина Мариц
ходишь как по морозу издалека
видишь немногим больше чем перед свадьбой
или откапываешь лестницу из песка
словно для жизни фабулу
много чего красивого не найдёшь
так и привыкнешь к вечности и к лебёдке
женщину-кабель крепко к себе прижмёшь
в гофрированной оплётке
тут тебе и дыхание и захват
вплоть до излома яблок или далече
используя исключительное варвар-
ство речи
мальчики то ли дерутся то ли поют
об отношениях пальцев и сигареты
пьют или это не то чтобы правда пьют
балуются со светом
*
Баловство со светом. Да, точно подмечено, и – по части этого стиха. Такое «баловство» автору необходимо, чтобы позже – создать нечто большее.
33.
ЖАННА СИЗОВА "иллюзии"
http://www.stihi.ru/2014/02/03/657 номинатор Александр Крупинин
*
а вот и грибница иллюзий –
во влажном лесу умозрительном
книжные кроны шумят,
неумышленно сеют мицелия споры -
внедорожником не продерёшься, куда занесло
постранично
*
осторожней с иллюзией!
не укоряй её, не вызлобляй,
она есть кидала, конечно, блазнила,
но в скорби гремячей, кромешной
и камень от гроба негромко откатит…
*
сорок тысяч иллюзий в горсти очевидности стынут,
блёкнет алмазная стружка, а тронешь её – руки-ноги
сведёт перепончатость, дикий раскос многоглазья,
покров цветношерстья завихрит, швырнёт ненароком
в безневестную степень снегов,
в атмосферную плотность (за пазуху тихую, тайную),
где суслик-сутулик расправит плечо горбуну,
устремив его в не-одинокость, в не-лишнесть..
*
А это для меня – стихи века будущего. Мои пра-пра-правнуки, очевидно, будут ими зачитываться…
34.
КАТЕРИНА КАНАКИ "По еврейским кварталам"
http://www.stihi.ru/2014/01/19/6568 номинатор Александр Крупинин
И.М.
Не память, а прах и травы,
не памятник, а пески,
асбестовые канавы,
кирпичные закутки,
рябой от ходов и норок
ветшающий грунт времён.
О, пёстрый сефардский город,
как плохо ты погребён,
как грубо тебя зарыли,
из кузова через край
кремнистым июльским штилем
засыпали – и прощай.
Безумно горят герани
за тусклым стеклом окон,
по серой дорожной драни
гурьбами идут цыгане,
как призраки с похорон;
вся в струпьях, в грязи, в отрепье,
ложится бесплодной степью
им под ноги плоть земли,
и тащат на спинах тени
вязанки твоих видений,
загробные сны твои.
Я вижу в желтушной хмари,
как люди лежат ничком,
как ствол автомата шарит
в кустарниках, а потом
шипя, оплетают змеи
обугленный твой костяк,
и я говорю – не смей мне
показывать этот мрак,
не щерь мне свои могилы,
не тычь меня носом в персть,
не вой мне о том, что было,
я знать не хочу, что было,
мне жутко и то, что есть.
Но разве ты станешь слушать,
когда отдалённый рёв
проносит свой пыльный ужас
по пустошам вечеров,
когда из горчичной глины,
из рваной её брони,
руины торчат, руины,
куда ни взгляни – они,
прикрытые, курам на смех,
фанерой и жестью, наспех,
да ворохами тряпья,
и если иной прохожий
не чует их смертной дрожи,
то это не я, не я.
*
Ощущение: текст плотен, дышать совсем не чем. Автор может сказать: именно этого я и хотел. Я отвечу: но ты не дал мне дочитать до конца, я задохнулся уже в желтушной хмари! Ты хотел именно этого? Друзья, как читатель очень прошу: оставляйте мне в относительно длинном плотном тексте немного воздуха, в виде воздушного пузыря, именуемого «завершенный (это главное слово) образ» или «метафора». Я там – глотну, передохну – и пойду за вами дальше. Хоть в ад.
Концовка вполне традиционная, но хорошая и уместна.
35.
ПЕЛЕВИН АЛЕКСАНДР "На марсовом поле"
http://www.stihi.ru/2011/10/03/1366 номинатор Елена Ширимова
На Марсовом поле сегодня особая дата.
Приди туда ночью и вспомни, что видел во снах.
За час до рассвета на поле приходят солдаты,
убитые в разное время и в разных местах.
Здесь тысячи мертвых солдат всех эпох и народов,
из пепла, из древних курганов, обугленных лодок,
из выжженных бункеров, из потонувших галер.
Вот лучник Ассирии, с ним его верные стрелы.
за ним, подпирая копьем непослушное тело,
стоит пополам перерубленный легионер.
И здесь же стоит кривозубая рать Чингисхана,
их лица ужасны и так же ужасны их раны.
За ними - железные рыцари в черных крестах.
Драгуны в изрезанных саблями синих мундирах
сидят у костра, говоря о своих командирах,
о долгих походах и славных прошедших делах.
Сидит на броне, прикурив от чужого окурка,
советский танкист, вот его обгоревшая куртка,
на месте, где должен быть орден, чернеет дыра.
Вот немец, раздавленный танком, поднялся из грязи.
Еще один только пришел, он убит под Бенгази,
открыт его рот - перед смертью он крикнул "Ура!"
Все эти солдаты, познавшие гибельный запах,
в истлевших шинелях, в изъеденных ржавчиной латах,
уснувшие в тесных объятиях братских могил,
давно разучились стареть, им не снятся кошмары,
вовеки веков не страшны им небесные кары,
не падали звезды и ангел еще не трубил.
Не двигайся, слушай молчание, будь осторожен.
Привыкни к тому, что здесь пахнет обугленной кожей,
смотри и не бойся гноящихся ран на груди.
Им хочется спать. Скоро утро. Солдаты устали.
Предутренний ветер срывает с мундиров медали.
Теперь уходи.
*
Знаете, мне трудно тут что-то сказать, чтобы быть понятым. Разве что – только это: я участвую в поисках и перезахоронениях Советских солдат, погибших при освобождении Латвии, знаю, что такое останки и какими они бывают, поэтому не каждым произведением на тему, близкую к этой, можно до меня достучаться… Быль – страшнее.
36.
PLAHOV "Bestiarum"
http://www.stihi.ru/2013/12/11/4402 номинатор Елена Ширимова
постмодернист красивый сам собою
заходит в магазин
в дом немезид всегда готовых к бою
и мнемозин
он меж витрин скользит благоговейно
а ночь нежна
бутылка тридцать третьего портвейна
ему нужна
сидит на кассе гордая электра
блюдет металл
она владеет всем оттенком спектра
и правит бал
с купюры крупной он не просит сдачи
он так привык
ведь ждет его холодный сумрак дачи
и лиля брик
прохладна мгла последней электрички
что мчит в лицей
согрев в горсти озябшие яички
и кадуцей
постмодернист сошел на полустанке
а путь далек
но с ним души прекрасные останки
и бутылек
какой за нами бдит бинокль ночи
чей слышен крик
там на печи хохочет и клокочет
нагая брик
там няня с кружкой словно злобный фетиш
и анна керн
смелей поэт сейчас ты нам ответишь
за постмодерн
*
Если бы у меня было больше свободного времени, я бы занялся живописью. Картину можно повесить на стенку. А вот что делать с такими стихами – пока не знаю))) Поэтому – просто прочитал.
37.
ПЕТРА КАЛУГИНА "Твои стихи"
http://www.stihi.ru/2014/01/29/4236 квота Главной редакции
Твои стихи – как книги для слепых –
Читаются касаниями, пальцами.
О них самих и обо всё, что в них,
В бессчётный раз мне хочется пораниться.
Отдёрнуть руку, слизывая кровь...
Но удержаться взглядом, как за ветер, –
Не за слова. За невозможность слов
Любых других. Любых, помимо этих.
*
Кроме крови – понравилось. Три последние строки. Хорошо. Очень. Но если призадуматься, то тут без традиционной крови никак не получается, пусть будет так.
38.
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА "маньяк"
http://www.stihi.ru/2013/12/01/9156 квота Главной редакции
в марине – немало дней и кладбище из камней, с каждым очередным становится холодней.
бросить обратно не может, мол, получай не скучай. веснушки сияют, как лампочки ильича.
варит борщи и кофе для никого. никто сально лыбится, аки сиамский кот,
смакуя стряпню "дурочки на часок". она на пороге целует его в висок,
контрольно, словно в последний раз, зато этот раз многих от жизни спас.
марина затейно штопает облака, ей помогает маленький великан –
встаёт на носочки, она по нему легко взбирается на луну, пьёт звёздное молоко:
рождается сильной-смелой-красивой, летает по городу, представляется "сильвой",
"мальвиной", "любовницей казановы" – любым звучным именем. ей салютуют совы.
мужчины думают: "хороша, млечна, но слишком свободна, такой – ни к чему колечко"
и пускают в лицо кольца дыма. марина смеётся: всё, в принципе, "вы-но-си-мо".
это словечко утром наденет берет "не". марина бежит на работу в загс, обнимая снег.
снова и снова – долбанный мендельсон, женихи да невесты – вечное колесо.
улыбка наклеена. всё чинно, всё чётко, всё к месту...
а ночью опять найдут с перерезанным горлом невесту.
*
Ну, понятно. Страшно жить.
39.
ЗИНОВИЙ АНТОНОВ "А был ли мальчик?"
http://www.stihi.ru/2013/04/16/3543 номинатор Галина Смирнова
Запели птицы непомерно звонко
о том, что мы с тобой теперь на "ты",
и ты сказала: "Я хочу ребенка,
который будет собирать цветы!"
Я в тот же миг соорудил поляну,
шатер воздвиг из пижм и повилик.
Мы предавались сладкому обману,
который был поистине велик...
И нависал туман, клубя светило,
и зрел закат, краснея вдалеке.
Никто из нас не знал, что это было,
когда река струилась по руке.
Сливались устья и сбивались меры,
как волны тел схватившихся в борьбе,
еще такой смешной и неумелой,
и лишь рука водила по реке...
А был ли мальчик? Пряно ветры пели,
чуть шевеля в его глазах цветы,
и воздух, продырявленный шрапнелью,
был так же чист, как обещала ты.
*
Тоже понятно.
40.
ИГОРЬ КАЛИНА "Златоглазка"
http://www.stihi.ru/2014/01/01/1721 номинатор Галина Смирнова
Знает только вчерашнее из-за окна
златоглазка, которая утомлена
потому, что давно в этом доме
никого, кто услышать бы мог и простить
кто мог выставить раму и стёкла отмыть,
ничего запустения кроме.
Занавеска. Икона. Сундук. Потолок.
Затвердившийся ад. Существу невдомёк,
что тоска - за привязанность плата,
что фасетки зрачков при отсутствии век
будут чутко смотреть в заколоченный век,
но отсюда не будет пощады.
Запылённые звуки. Вот разве шурша
трёт невымытый день одиночка-душа,
и одна с тишиной несогласно
бьётся сызнова в неотворимый проём
то одним то другим повреждённым крылом
обречённой на дом златоглазкой.
*
Автора знаю, стих знаю по прошедшему «Кубку Мира по русской поэзии – 2013», организатором которого я был. Ничего Игорю не скажу. «Кладбище слонов» - это мое, да))))
А всех читателей этих субъективных заметок и авторов стихов февральского цикла приглашу на наш очередной – «3-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии – 2014», который стартует 21 марта. Там вы сможете еще раз проверить свои новые стихи на читателях, среди которых (в том числе и в жюри) окажутся знакомые вам поэты и редакторы: Александр Кабанов, Бахыт Кенжеев, Сергей Пагын, Андрей Коровин, Ольга Ермолаева («Знамя»), Галина Климова («Дружба народов»), Александр Петрушкин (Мегалит), Евгений Лукин («Северная Аврора»), Ольга Воронина («Книжное обозрение», «Вечерние стихи»), Ася Анистратенко («Сетевая словесность»), ваш добрый друг – Владислав Сергеев, всего – 30 (!) человек…
И простите, если что – не так. А как «так» - скоро увидим!
Спасибо, если прочитали.
Ваш ео)))
-----------------------------------------
Десятка.
Несомненно:
АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР "Летопись"
http://www.stihi.ru/2014/02/11/9076 номинатор Андрей Федосеев
С натяжкой:
РУСЛАН РАФИКОВ1 "Петроград 1918"
http://www.stihi.ru/2014/02/04/5767 отборочный тур
АНАСТАСИЯ ШАХОВА "Предрассветное"
http://stihi.ru/2011/12/21/6499 отборочный тур
ОЛЕГ ГОРШКОВ «Человек в закате тает...»
http://www.stihi.ru/2013/04/24/6761 номинатор Андрей Федосеев
АЛЕКСАНДРА ИНИНА "Игрушечное"
http://www.stihi.ru/2013/11/29/594 отборочный тур для резидентов
ЗЕФИР ГВАДАЛКВИВИРА "а если правда если"
http://www.stihi.ru/2009/07/11/576 отборочный тур для резидентов
АННА ГАЛАНИНА «там, где…»
http://www.stihi.ru/2013/10/09/7073 номинатор Евгений Платонов
АНАТОЛИЙ ТИЩЕНКО «Двери»
http://www.stihi.ru/2009/11/09/1968 номинатор Регина Мариц
КАТЕРИНА КАНАКИ "По еврейским кварталам"
http://www.stihi.ru/2014/01/19/6568 номинатор Александр Крупинин
ПЕТРА КАЛУГИНА "Твои стихи"
http://www.stihi.ru/2014/01/29/4236 квота Главной редакции
Свидетельство о публикации №114031505955
Анастасия Шахова 21.03.2014 17:32 Заявить о нарушении