Чугреев курень
КАЗАЧЕСТВО, ИХ МАТЕРЯМ И
ЖЕНАМ ПОСВЯЩАЮ.
Автор.
1993г.
Роман
Часть первая
САПОГИ
1
Мой отец был мастер на все руки:
Чеботарил, плотничал, ковал,
Постигал крестьянские науки
И в застольях скучным не бывал.
Он - казак десятого колена,
С ним о войнах спорить не моги!
В детстве угнан был, бежал из плена,
Воевал, вернулся без ноги.
Но о ней, мне кажется, тужил он
Меньше, чем о новых сапогах,
Что ещё тогда, в госпиталях,
У него увёл какой-то жила.
Говорил, что их между боями
Подарил комбат. И добавлял:
"Хромовые, с медными гвоздями.
Ты бы глянул, как я в них плясал!
И в простых, и в крученых присядках
Вихрем я описывал круги...
Дело не в способностях, Васятка,
Тут всему основа - сапоги!
Мне б они и нынче до зарезу,
Я бы щеголял в них лет до ста.
Тут приладить к моему протезу
Обещают импортный сустав".
Долго ждал. А время, слава Богу,
Медленно, да всё ж не зря течёт:
К пенсии искуственную ногу
Дед отгрохал за казённый счёт.
Не протез, а истинное чудо!
Хоть носи, хоть на божницу ставь.
И воскресла, вышла из-под спуда
О сапожках старая мечта
11
Я в ту пору на пороге отчем
Появился, много лет спустя
После старта дел моих. И, впрочем,
Принят был, как малое дитя.
Меряет отец всё старой мерой,
Да и сам, как прежде, свеж и лих.
Черная бородка стала серой,
В остальном - изъянов никаких.
Говорит:
"Я стал единоличник,
Душу отведу, пока не стар.
Есть уже бараны, свиньи, птичник,
Три коровы, огород - гектар.
Столько же бахчи, есть маслобойня,
В закромах куток найдём всему.
У сестры твоей, ты знаешь - двойня,
Да ещё пять штук по одному.
Где ж твои?
Или жена - паскуда?
Или сам от них куда исчез?..
Ладно, скажешь позже. А покуда
На-ка, полюбуйся на протез.
Уж теперь-то есть на что напялить
Оба сапога. Да вот беда:
Пляска, хоть оно и по годам,
Да не для веселья дни настали.
111
Вновь пришли худые времена.
Смотрит Русь опять вдовою сирой.
В государстве будто б не война,
А умом прикинешь - нет и мира.
Что-то криво сдвинулось в Кремле,
Жизнь в когтях нелепого недуга.
Нищета растёт, а на земле
Дела нет ни молотам, ни плугам.
Зарастают пашни бурьяном,
Воробьи жируют в бывшем хлеве,
Пастуху мечта о вольном хлебе
Кажется каким-то дивным сном.
Пахарь превратился в торгаша,
Пыжась в подражаньи новым барам;
Или без куска и без гроша,
Сам для них становится товаром.
На Руси уже в который раз
Худородье* овладело властью.
Много простодушия у нас,
Вот оно, откуда все напасти!
Наш народ избыточно речист,
Многословье там, где место пылу.
Мы, как тот слюнявый моралист:
Батьку бьют, а он стыдит громилу.
Но такому вечно не бывать,
Подоспеет час менять картину;
Руки ведь не могут пустовать,
Нет серпа - возьмутся за дубину.
Нынче все порознь, единству крах,
Партий - как трухи на сеновале.
Ты, сынок, теперь в каких рядах?
Наш марксизм, похоже ванькой звали?
Как там ценят всё у вас в столицах?
Я тебя, Василь, давненько жду.
Ты, хоть не в чинах, да на виду,
И не у меня тебе учиться.
Только свиделись мы раз в десяток лет,
И семейный нужен нам совет.
Есть такой обычай у японцев:
Хоть умри, а в праздник дома будь!
Говорят, что виден к счастью путь
Только из отцовского оконца.
И повсюду - белый, желтый, черный -
Чтут и ценят родовые корни.
Видно, только русские одни
Забывают голоса родни.
1V
Слава Богу, на Дону иначе,
Ить не зря висели на ребре**...
Слышал, может, первый Круг*** казачий
Созван был в Ростове, в ноябре?
Шел не гладко, как попало, наспех;
То успех задумки, то курьёз...
Зубоскалы Съезд подняли насмех,
Остальные приняли всерьёз.
Был, сынок, и я на этом Круге -
Хутор поручил разведать суть -
Посмотрел, послушал и чуть-чуть
Сердце не взорвалось от натуги.
Что-то, сын, во мне произошло,
Что-то камнем на душу легло.
Вроде б жил и рассуждал, как надо,
От людей ни в чем не отставал,
Золотой не хвастался наградой,
И другим зазнаться не давал.
В доме справно - ни нужды, ни лишку,
Что ни день - работы через край.
Вырастил дочурку и сынишку...
По крестьянским меркам - просто рай.
И работа с обществом знакома;
Хоть к трибуна я и не горвзд,
То в профком, а то - в бюро райкома
Избирался, помнишь ты, не раз.
___________
* Худородье - люди, не прославившие себя ни в ратных, ни в иных общественно -полезных делах. в отлчие от слова "худородный", означающее - простолюдин.
** Повешение за ребро - средневековая славяеская казнь. В переносном смысле означает длительное незаслуженное притеснение (казач.)
*** Первый Большой Круг возрождаемого казачества состоялся в Ростове-на-Дону
19 ноября 1990 года.
Свидетельство о публикации №114031400164
Надежда Александровна Кузина 01.04.2014 08:38 Заявить о нарушении
В третьей строке снизу - опечатка, пропущена буква "М": трибунаМ.
Спасибо, Сергей!!!
Ким Смирганд 02.04.2014 22:31 Заявить о нарушении