Философ на троне. Сентенции Марка Аврелия
--------- ----------------------
*Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет.
Марк Аврелий
Марк Аврелий (имя при рождении - Марк Анний Катилий Север 7 марта 161 — 17 марта 180 ) - римский император, представитель позднего стоицизма, получивший прозвище «философ на троне».
Марк Авре;лий Антони;н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона) — римский император (161—180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления — Марк Анний Катилий Север, а после второго — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.
В 25 лет начал заниматься философией; главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим. Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.
1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк Аврелий правил единолично.
Учитель Диогнет обучал его искусству живописи, философии. Привитые ему философские воззрения, углубленные в ходе дальнейшего образования, влияли и на образ жизни. Так, Марк Аврелий с юных лет воздерживался от любых излишеств, сторонился развлечений, одевался в скромный плащ, выбрал местом для сна голые доски и спал, набросив на себя звериные шкуры. Он страстно увлекался с молодых лет философией.
Будучи философом-стоиком и убежденным пацифистом, Марк Аврелий вынужден был, тем не менее, большую часть правления провести в военных походах, отражая натиски внешних сил.
Во внутренней политике много внимания уделял судопроизводству, парламентаризму.
А также-любимой философии.
В Афинах им было учреждено 4 философских кафедры (по количеству господствующих философских направлений-академического, перипатетического, стоического, эпикурейского.); профессорам он обеспечил содержание за счет государственной казны.
Из известных современников можно назвать например личного врача императора Галена, одно из светил мировой медицины, на которого ссылаются и по сей день.
"О Марке Аврелии осталась память как о гуманном, высоконравственном императоре, который мужественно переносил выпавшие на его долю превратности судьбы. Он старался терпеливо нести свой крест, закрывая глаза на неспособность напарника к управлению страной, аморальность жены, дурной нрав сына, окружающую его атмосферу непонимания".
Его супруга Анния Галерия Фаустина была знаменита необычайной аморальностью и распутством, и эту ее натуру унаследовал, как и ее базедову болезнь-один из детей Фаустины и Марка Аврелия-Коммод, ставший приемником отца и полностью воплотив известную сентенцию "Природа отдыхает на детях"...
Имя Коммода стало нарицательным по беспредельной развращенности (имел два гарема-один с тысячами наложниц, другой-с таким же количеством мальчиков), абсолютно диким нравом.
И хотя уже ближний круг императора Марка Аврелия прямо советовал ему развестить с женой-блудницей, он отвергал эту мысль, поясняя:тогда мне придется делить с ней имущество. Подразумевая при этом отнюдь не материальные богатства, к коим был равнодушен("Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления"-из его изречений)-но трон императора, который мог отойти к ее сыновьям. Марк Аврелий не был тщеславен, но смыслом своего существования, как следует из его многочисленных сентенций о служении человечеству, считал именно это:"счастье состоит в том, чтобы от одного общественного деяния переходить к другому общественному деянию"! Поэтому он стоически терпел свою супругу, а также-дурную славу в народе его семьи..
Но что показательно:авторитет самого Марка Аврелия был настолько высок, уважение к его личности, харизма, как мы сказали бы теперь,-настолько значительно, что эта грязь не прилипала к нему, он сохранил уважение и пиетет к себе народа. Заметим также, что в своих Записках Марк Аврелий без тени упрека и небрежения, почтительно отзыватся о супруге Фаустине. Думается, что этот нюанс характеризует больше многих словес:человека большой личной культуры и выдержки, не позволившего себе "плевка в вечность":пятна на своем имени и именах своих близких, каковы бы они ни были, они сами себя выказывали.
Вот что он писал о вражде и мести:
*Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него.
Прекрасно сказано!
Да и жалеть себя-противоречило его философии :
*Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе.
*Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой.
Но при этом не заблуждался относительно неизменности природы каждого, очевидно из обширной практики руководителя:
*Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.
*Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан.
*Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться.
Марк Аврелий сказал свое оригинальное слово в абстрактной философии, не только морализаторско-нравоучительной.
Так, предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую из себя пневму. Марк Аврелий называет в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус - сравни с ноос). Причем прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, а Марк Аврелий называет ведущим началом разум. По мысли Марка Аврелия, Разум-нус представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье.
Здесь вспоминается, что о бесстрастии-активном разуме в состоянии духовной отрешенности-писал великий освободитель Индии от британского ига Джавахарлал Неру уже в 20 века, также "философ на троне". Неру и его сподвижники по ИНК адаптировали учения индуизма о недеянии-отрешенности. Дисциплинируя разум в состоянии невовлечености-отрешенности от суеты-не следует воздерживаться от активной деятельности, в том числе политической - в отличие от людей Запада, полностью находящихся во власти необузданных страстей и подавленном и замутненном состоянии ума.
Но вернемся к Марку Аврелию.
Как же конкретно возможно достичь этого бесстрастия? Вот рецепт Марка Аврелия:
*Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
Согласно античной исторической традиции, годы его правления считаются золотым веком, а сам Марк Аврелий – один из лучших римских императоров. Первые публикации литературно-философского наследия Марка Аврелия состоялось только после 1558 г. 12 «книг» философских записок (позднее им дали общее название «Размышления о самом себе»), отражавших мировоззрение «философа на троне».
Особенно, на мой взгляд, интересен "Дневник Марка Аврелия" в частях, где он размышляет о всех, кто сотворил его личность и кому он обязан разными гранями себя, чем обязан родителям, учителям, друзьям и врагам...
А также размышления об управлении и т.д. Я нахожу его достаточным пессимистом, но мужественным мыслителем, поднимавшимся над превратностями судьбы и сложностью бытия -философом стоицизма в полном смысле. Красной нитью через его записки проходит мысль о Служении человечеству, народу. О том, как важно делать свое дело, превозмогая любые состояния души и тела, буквально подавляя в себе все, что становится на пути Служения.
• Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.
• Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
• Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.
• Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.
• Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.
• Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию...
• Люди рождены друг для друга.
• Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.
• Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.
• Время человеческой жизни — миг; ее сущность — вечное течение; ощущение — смутно; строение всего тела — бренно; душа — неустойчива; судьба — загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, все, относящееся к нему, подобно потоку, относящееся к душе — сновиденью и дыму. Жизнь — борьба и странствие по чужбине; посмертная слава — забвение. Но что же может вывести на путь?
• Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
• Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.
• Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.
• Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное — и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
Вот некоторые русские издания сочинений Марка Аврелия:
Наедине с собой. Размышления. / Пер. С. М. Роговина, вступ. очерк С.Котляревского. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Изд-во Сабашниковых, 1914. LVI, 199 стр.
(неоднократно переиздавался с 1991 года)
Марк Аврелий Антонин. Размышления. / Пер. и прим. А. К. Гаврилова. Статьи А. И. Доватура, А. К. Гаврилова, Я. Унта. Комм. Я. Унта. (Серия «Литературные памятники»). Л.: Наука, 1985. 245 стр. 25000 экз.
2-е изд, испр. и доп. СПб.: Наука, 1993. 248 стр. 30000 экз.
Марк Аврелий. К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М., Алетейа-Новый акрополь, 1998. 224 стр.
Из исследований о нем назовем:
Унт Я. «Размышления» Марк Аврелия как литературный и философский памятник // Марк Аврелий. Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. Л., 1985.- С.93-114.
2013г.
12.03.2014 01:48
https://zera-cherkesov.livejournal.com/215278.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/224873.html
Свидетельство о публикации №114031207636