Философ на троне. Сентенции Марка Аврелия

 илл.:Конная статуя Марка Аврелия (найдена в эпоху Возрождения и воздвигнута на римском Капитолии).
--------- ----------------------


*Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет.
        Марк Аврелий


Марк Аврелий (имя при рождении - Марк Анний Катилий Север 7 марта 161 — 17 марта 180 ) - римский император, представитель позднего стоицизма, получивший прозвище «философ на троне».
Марк Авре;лий Антони;н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона) — римский император (161—180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.
Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления — Марк Анний Катилий Север, а после второго — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.
В 25 лет начал заниматься философией; главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим. Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.
1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк Аврелий правил единолично.

  Учитель Диогнет обучал его искусству живописи, философии. Привитые ему философские воззрения, углубленные в ходе дальнейшего образования, влияли и на образ жизни. Так, Марк Аврелий с юных лет воздерживался от любых излишеств, сторонился развлечений, одевался в скромный плащ, выбрал местом для сна голые доски и спал, набросив на себя звериные шкуры. Он страстно увлекался с молодых лет философией.
 Будучи философом-стоиком и убежденным пацифистом, Марк Аврелий вынужден был, тем не менее, большую часть правления провести в военных походах, отражая натиски внешних сил.
Во внутренней политике много внимания уделял судопроизводству, парламентаризму.
А также-любимой философии.
  В Афинах им было учреждено 4 философских кафедры (по количеству господствующих философских направлений-академического, перипатетического, стоического, эпикурейского.); профессорам он обеспечил содержание за счет государственной казны.
Из известных современников можно  назвать например личного врача императора Галена, одно  из светил мировой медицины, на  которого  ссылаются  и по  сей день.

"О Марке Аврелии осталась память как о гуманном, высоконравственном императоре, который мужественно переносил выпавшие на его долю превратности судьбы. Он старался терпеливо нести свой крест, закрывая глаза на неспособность напарника к управлению страной, аморальность жены, дурной нрав сына, окружающую его атмосферу непонимания".
Его супруга Анния Галерия Фаустина была знаменита необычайной аморальностью и распутством, и эту ее натуру  унаследовал, как и  ее  базедову болезнь-один  из детей  Фаустины  и  Марка Аврелия-Коммод, ставший  приемником отца и полностью воплотив известную сентенцию "Природа отдыхает  на детях"...
Имя Коммода  стало  нарицательным по  беспредельной  развращенности (имел  два гарема-один  с  тысячами   наложниц, другой-с  таким  же количеством  мальчиков), абсолютно   диким  нравом.
И  хотя уже ближний  круг  императора  Марка  Аврелия прямо  советовал ему  развестить с женой-блудницей, он отвергал эту мысль, поясняя:тогда мне  придется  делить с  ней  имущество. Подразумевая  при  этом  отнюдь  не материальные  богатства, к  коим  был  равнодушен("Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления"-из его  изречений)-но трон  императора, который  мог  отойти к ее сыновьям. Марк Аврелий не был тщеславен, но смыслом своего существования, как  следует  из его многочисленных сентенций о служении  человечеству, считал именно  это:"счастье состоит  в том, чтобы от одного общественного деяния переходить к другому общественному  деянию"! Поэтому  он стоически терпел свою супругу, а также-дурную славу в  народе его семьи..
Но  что  показательно:авторитет самого  Марка Аврелия был настолько  высок, уважение  к его личности, харизма, как мы сказали бы теперь,-настолько значительно, что  эта  грязь  не  прилипала к  нему, он  сохранил уважение и  пиетет к  себе народа. Заметим  также, что в своих Записках Марк Аврелий без тени упрека и  небрежения, почтительно отзыватся о супруге   Фаустине. Думается, что этот нюанс  характеризует больше  многих словес:человека большой личной культуры и  выдержки, не позволившего себе "плевка  в вечность":пятна  на  своем  имени и  именах  своих близких, каковы  бы  они ни были, они  сами  себя выказывали.

Вот  что он  писал о вражде  и  мести:

*Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него.

Прекрасно  сказано!

Да  и  жалеть себя-противоречило его  философии :

*Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе.

*Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой.

Но  при  этом не  заблуждался относительно  неизменности природы каждого, очевидно из обширной  практики  руководителя:

*Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

*Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан.

*Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться.


Марк Аврелий сказал  свое  оригинальное  слово в абстрактной  философии, не  только морализаторско-нравоучительной.
Так, предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую из себя пневму. Марк Аврелий называет в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус - сравни с ноос). Причем прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, а Марк Аврелий называет ведущим началом разум. По  мысли Марка Аврелия, Разум-нус представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье.
Здесь  вспоминается, что  о бесстрастии-активном  разуме  в  состоянии духовной  отрешенности-писал  великий освободитель Индии  от  британского  ига  Джавахарлал Неру уже в 20  века, также "философ  на  троне". Неру и  его сподвижники  по ИНК адаптировали  учения индуизма о недеянии-отрешенности. Дисциплинируя разум в состоянии невовлечености-отрешенности от   суеты-не  следует воздерживаться от активной деятельности, в том   числе  политической - в  отличие от людей Запада, полностью находящихся во власти необузданных страстей и подавленном и  замутненном  состоянии ума.

Но  вернемся  к Марку  Аврелию.
Как  же конкретно возможно достичь  этого  бесстрастия?  Вот  рецепт  Марка Аврелия:


*Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

Согласно античной исторической традиции, годы его правления считаются золотым веком, а сам Марк Аврелий – один из лучших римских императоров. Первые публикации литературно-философского наследия Марка Аврелия состоялось  только после   1558 г.  12 «книг» философских записок (позднее им дали общее название «Размышления о самом себе»), отражавших мировоззрение «философа на троне».

Особенно, на мой взгляд, интересен "Дневник Марка Аврелия" в частях, где он размышляет о всех, кто сотворил его личность и кому он обязан разными гранями себя, чем обязан родителям, учителям, друзьям и врагам...
А также размышления об управлении и т.д. Я нахожу его достаточным пессимистом, но мужественным мыслителем, поднимавшимся над превратностями судьбы и сложностью бытия -философом стоицизма в полном смысле. Красной нитью через его записки проходит мысль о Служении человечеству, народу. О том, как важно делать свое дело, превозмогая любые состояния души и тела, буквально подавляя в себе все, что становится на пути Служения.

• Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

• Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

• Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

• Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

• Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

• Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию...

• Люди рождены друг для друга.



• Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.

• Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

• Время человеческой жизни — миг; ее сущность — вечное течение; ощущение — смутно; строение всего тела — бренно; душа — неустойчива; судьба — загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, все, относящееся к нему, подобно потоку, относящееся к душе — сновиденью и дыму. Жизнь — борьба и странствие по чужбине; посмертная слава — забвение. Но что же может вывести на путь?

• Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.

• Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

• Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

• Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное — и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Вот некоторые  русские издания сочинений Марка Аврелия:

Наедине с собой. Размышления. / Пер. С. М. Роговина, вступ. очерк С.Котляревского. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Изд-во Сабашниковых, 1914. LVI, 199 стр.
(неоднократно переиздавался с 1991 года)

Марк Аврелий Антонин. Размышления. / Пер. и прим. А. К. Гаврилова. Статьи А. И. Доватура, А. К. Гаврилова, Я. Унта. Комм. Я. Унта. (Серия «Литературные памятники»). Л.: Наука, 1985. 245 стр. 25000 экз.
2-е изд, испр. и доп. СПб.: Наука, 1993. 248 стр. 30000 экз.

Марк Аврелий. К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М., Алетейа-Новый акрополь, 1998. 224 стр.

Из исследований о нем назовем:

Унт Я. «Размышления» Марк Аврелия как литературный и философский памятник // Марк Аврелий. Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. Л., 1985.- С.93-114.

2013г.
12.03.2014 01:48

https://zera-cherkesov.livejournal.com/215278.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/224873.html


Рецензии